Хроника событий


Событие, которого ждали давно

Долгожданным событием назвал Президент Татарстана Минтимер Шаймиев церемонию передачи заказчику первого серийного самолета Ту-214, изготовленного Казанским авиационным производственным объединением имени Горбунова. Получаемый хабаровским предприятием "Дальавиа" вариант оснащен двумя авиадвигателями ПС-90А производства АО "Пермские моторы" и рассчитан на перевозку 164 пассажиров с дальностью полета - 7.2 тыс. км. В июне авиалайнер казанского производства примет участие в международном авиационном салоне в Бурже (Франция). Второй Ту-214 компания "Дальавиа" получит в конце июля текущего года. Оба самолета будут эксплуатироваться на маршруте "Хабровск-Москва". В этом же году "Дальавиа" планирует начать пробные рейсы на Ту-214 - в Японию и Корею.

На митинге, состоявшемся 22 мая на аэродроме КАПО, глава республики поздравил коллектив предприятия с выпуском первого серийного самолета Ту-214, который, по его выражению, был выстрадан за все эти годы людьми, не получавшими вовремя зарплату, но оставшимися работать в авиапромышленности. Он выразил надежду на успешное развитие событий в будущем. "Будем выпускать самолеты - поправим наши дела, начнем получать достойную зарплату", сказал Президент. Вместе с тем он выразил обеспокоенность ситуацией, складывающейся в авиапромышленности России в целом, когда существует тенденция использования на российских авиалиниях зарубежных машин. По словам Шаймиева, попытки лоббирования интересов иностранных фирм встречаются в высших эшелонах российской власти. ЇРоссия не имеет права потерять самолетостроение - это преступлениею, подчеркнул он.

Это же мнение выражали и другие ораторы. При этом они отмечали ту поддержку, которую оказал Татарстан выпуску первенца Ту-214, без которой отмечаемое событие не состоялось бы.

По имеющейся информации, на доводку и испытания самолета республика потратила 1,5 миллиарда рублей, при этом на последних этапах - 150 миллионов. Вложения со стороны КАПО составили 90 млн. рублей.

На митинге был оглашен указ Президента Татарстана о награждении сотрудников КАПО почетными грамотами, а некоторые из них, в том числе и генеральный директор КАПО Наиль Хайруллин, получили почетные звания заслуженных машиностроителей РТ.

Поставка самолета в лизинг осуществляется в соответствии с пятисторонним соглашением между Правительством Татарстана, администрацией Хабаровского края, КАПО, Дальавиа и первого в России московского ЗАО "Финансовая лизинговая компания" (учредители - "Татнефть", ИФК "Солид" и банк ЇЗенит"). Объем инвестиций по двум самолетам оценивается в $34.8 миллиона. В том числе бюджетный кредит Татарстана в $9.6 миллиона, выделенные Хабаровским правительством $6 миллионов в качестве аванса лизингополучателя, а также товарный кредит от КАПО на $18.8 миллиона.

Как сообщил ведущий конструктор Казанского конструкторского бюро фирмы "Туполев" Виталий Жиляев, стоимость передаваемого Ту-214 составляет около 25 млн. долларов. По оценке специалистов, срок лизинга составит восемь лет, а срок службы самолета - примерно 25 лет.

По словам генерального директора КАПО Наиля Хайруллина, заключен контракт на изготовление еще четырех машин, три из них будут сделаны в этом году. В будущем году ожидается заключение новых контрактов. Все ждут, как покажет себя себя эксплуатация самолета в компании "Дальавиа", сказал он.

В митинге приняли участие Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, вице-премьер - министр экономики и промышленности РТ Сергей Когогин, Главный федеральный инспектор по РТ Марсел Галимарданов, глава администрации Казани Камиль Исхаков и многочисленные гости, в числе которых первый заместитель главы администрации Хабаровского края Виктор Тевелевич, первый заместитель генерального директора российского авиакосмического агентства Валерий Воскобойников, первый заместитель министра транспорта РФ Александр Нерадько, генеральный директор ЗАО "Финансовая лизинговая компания" Евгений Зарицкий, генеральный конструктор ООО "Туполев" Игорь Шевчук.


По материалам ИА "Татар-информ", АК&М, 22 мая 2001 г.