Хроника событий


На сессии Госсовета РТ

20 февраля открылась четырнадцатая сессия Государственного Совета Республики Татарстан.

Президиум предложил на рассмотрение депутатов 54 вопроса. С другими предложениями выступили депутаты А.Хамаев, В.Логинов, М.Магдеев, М.Курманов, Ф.Мусин, З.Ягудин, К.Абдуллин.

А.Штанин предложил включить в повестку дня вопрос о нарушениях Кабинетом Министров РТ Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», который запрещает органам исполнительной власти изменять тарифы после принятия бюджета на текущий год. По словам А.Штанина, своим постановлением от 28 декабря 2002 года Кабинет Министров нарушил действующий закон РФ. Он также предложил незамедлительно рассмотреть проект закона «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан», принятый ранее в первом чтении. Однако, как заметил Председатель Государственного Совета Ф.Мухаметшин, в этом вопросе спешить не стоит. Не только в Татарстане, в России еще идет поиск более эффективной структуры представительного органа власти, который представлял бы интересы большинства населения. И регламентные сроки оставляют Государственному Совету время для совершенствования данного законопроекта. Оба предложения А.Штанина были отклонены.

Сессия согласилась с предложениями Ф.Мухаметшина – о прямой теле- и радиотрансляции послания Президента РТ парламенту республики; М.Хаснулина – о теле- и радиотрансляции «Правительственного часа», посвященного реформе ЖКХ, в удобное для жителей республики время – в один из ближайших выходных дней. В результате обсуждения в повестке дня оказалось 65 вопросов.

Главным событием сессии стало послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету о внутреннем и внешнем положении республики. Президент М.Шаймиев сконцентрировал внимание парламента на основных направлениях социально-экономической политики республики в 2003 году и тех мерах, которые требуют безотлагательного решения для обеспечения достойного уровня и качества жизни населения Татарстана. Много внимания он уделил вопросам укрепления федеративных отношений, межнациональному и межконфессиональному согласию. Речь шла и о вопросах проведения в республике пенсионной и жилищно-коммунальной реформ (текст доклада публикуется в печати).

Возвращенные Президентом РТ законы "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда", депутаты решили снять с дальнейшего рассмотрения. Дело в том, что уже вступивший в силу Закон «О введении в действие Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» признал законы "Об административной ответственности в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда" утратившими силу.

В третьем чтении был принят проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан". В процессе его подготовки ко второму чтению в головную комиссию поступило 32 поправки, вызванные замечаниями редакционного и уточняющего характера, – от Прокурора, Президента и Кабинета Министров республики. Кроме того, депутатам пришлось отказаться от идеи создания в каждом районе Татарстана постоянных представительств Уполномоченного, так как для этого потребуется выделение дополнительных средств в бюджете. Представительства могут функционировать пока на общественных началах.

Также в целом принят Бюджетный кодекс Республики Татарстан. Депутаты одобрили все 20 поправок, поступившие в головную комиссию. Так, правом выдачи от имени республики государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) наделяется не Кабинет Министров, а уполномоченный им специальный орган исполнительной власти. Им же предоставляются государственные гарантии. Есть изменения и в порядке отчетности об исполнении бюджета: ежеквартальную оперативную информацию Правительство должно представлять как в Госсовет, так и в Счетную палату РТ. Последняя также ежеквартально будет информировать парламент о ходе исполнения бюджета Республики Татарстан по результатам своих проверок.

Три законопроекта приняты во втором чтении. Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об образовании" устанавливает компетенцию органов местного самоуправления в области образования. Предложенными в законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан» поправками устанавливается, например, «Праздник родного языка», который будет отмечаться 26 апреля – в день рождения выдающегося татарского поэта Г.Тукая. Таким образом, татарстанцы теперь будут иметь три нерабочих праздничных дня: 30 августа – День образования Республики Татарстан, 6 ноября – День Конституции РТ и Курбан-байрам. А вот 31 декабря им придется трудиться. Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" приводит отдельные статьи закона в соответствие с Конституцией РТ и федеральным законодательством. Докладчик по данному вопросу С.Осколок высказал сожаление по поводу того, что от представителей профсоюзов никаких инициатив в головную комиссию не поступило. Хотя менее полугода назад, при принятии новой редакции Конституции, руководство республиканского комитета настойчиво отстаивало право профсоюзов на законодательную инициативу в Госсовете РТ.

Во втором чтении и в целом был принят проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции". В нем для утверждения в Правительстве РФ предложен список из 29 нефтяных месторождений, право пользования которыми Татарстану хотелось бы осуществлять на условиях СРП. Перечень должно утвердить Правительство РФ.

Также через процедуру второго и третьего чтения прошел законопроект «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье». Депутаты одобрили две существенные поправки. Одна разрешает органам местного самоуправления за счет средств местных бюджетов увеличивать ежемесячный размер оплаты труда приемных родителей, другая предоставляет дополнительные социальные льготы приемным семьям, имеющим трех и более детей.

В связи с процессом унификации законодательства четыре документа направлены на признание утратившими силу республиканских законов: "Об Особой экономической зоне "Камские Поляны" (принят во втором и третьем чтениях), "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" (в первом чтении, а затем – в целом), «О прожиточном минимуме в Республике Татарстан» и «Об индексации денежных доходов и сбережений в Республике Татарстан» (оба - в I чтении). Два последних представил заместитель министра труда и занятости А.Хасанов. Принятые соответственно в 1991 и 1993 годах, эти законы сыграли положительную роль, став одними из действенных рычагов функционирования системы социальной защиты населения республики. Но в последние годы федеральным законодателем был принят ряд законов, заложивших правовую основу установления прожиточного минимума по единой методологии на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов, а также оказания социальной помощи малообеспеченным слоям населения и механизма индексации различных видов доходов населения (зарплаты, пособий, пенсий) в зависимости от изменения данного показателя. Внесение каких-либо поправок в отдельные статьи законов РТ приведет лишь к дублированию положений федеральных законов. Поэтому и было принято решение признать эти законы утратившими силу.

В первом чтении депутаты приняли законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О медицинском страховании граждан Республики Татарстан» (с вступлением в действие поправок в часть вторую Налогового кодекса РФ исключается возможность особого налогообложения медицинских учреждений и средств, направляемых на здравоохранение), «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О племенном деле в животноводстве Республики Татарстан», "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О профессиональных союзах" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан». Три последних документа также направлены на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным. При этом поправки в последний закон, по словам докладчика – заместителя Премьер-министра, министра экономики и промышленности А.Пахомова, только усиливают его, увеличивая инвестиционную привлекательность республики.

Депутат Р.Харисов представил разработанный им в порядке законодательной инициативы проект закона "О внесении дополнения в статью 19 Закона Республики Татарстан "О государственных символах Республики Татарстан", который также был принят в первом чтении. Депутатская поправка закрепляет ежедневное исполнение Государственного гимна Татарстана перед началом радио- и телевещания ТРК «Новый век». По мнению депутата, это будет способствовать поднятию статуса данной компании, которая в настоящее время частично финансируется из бюджета Республики Татарстан.

Также через процедуру первого чтения прошел законопроект «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом», подготовленный рабочей группой во главе с Секретарем Госсовета В.Липужиной. Документ содержит ряд новаций, обусловленных требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и новой редакции Конституции РТ. В частности, в нем предусматривается, что республиканские законы обнародуются Президентом Татарстана не позднее 7 дней со дня их подписания. Законы и иные акты парламента республики и его Президиума вступают в силу со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда самими актами не установлен иной порядок вступления в силу. Официальным опубликованием является первая публикация полного текста в газетах «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан» и «Ведомостях Государственного Совета Татарстана».

Депутаты обсудили и приняли в первом чтении проект закона «О референдуме Республики Татарстан». Аналогичный закон был принят парламентом два года назад, но после этого вступила в действие новая редакция Конституции РТ и принят ряд новых федеральных избирательных законов. У разрабатывавшей законопроект рабочей группы (в нее вошли депутаты, представители Центральной избирательной комиссии РТ, юристы Правового управления Аппарата Госсовета) было два пути: вносить серьезные изменения и дополнения в действующий закон или готовить новый. Для удобства правоприменителей был выбран второй вариант.

В соответствие с федеральным законодательством приводятся нормы о порядке формирования комиссий референдума, о его инициаторах (ими теперь не могут быть Президент и парламент РТ, а только - граждане, избирательные и общественные объединения), об агитации кампании референдума, о том, что референдум и его результаты в период его проведения не могут быть объектом лотерей и тотализаторов.

Министр финансов Р.Гайзатуллин представил внесенные Президентом РТ законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год". Необходимость внесения поправок в закон о бюджете прошлого года вызвана дополнительными поступлениями средств в конце декабря из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ на территории Татарстана. Поправки в действующий бюджетный закон носят уточняющий характер в связи с вступлением в действие Закона «О государственной службе Республики Татарстан», а также необходимостью перераспределения бюджетных средств на телерадиовещание между компаниями «Новый век» и «Татарстан» исходя из объемов вещания.

Оба документа приняты в первом чтении, а затем – во втором, окончательном чтении.

На предыдущей сессии подготовленные Правительством законопроекты «О схеме управления Республикой Татарстан» и «О структуре Кабинета Министров Республики Татарстан – Правительства Республики Татарстан» депутаты отправили на доработку. Специально созданная рабочая группа, по словам ее руководителя, заместителя Председателя Госсовета М.Магдеева, постаралась достичь максимального компромисса. И на этот раз, несмотря на повторное отрицательное заключение Правового управления Аппарата Госсовета и возражения А.Штанина, сессия все же приняла оба законопроекта в первом чтении. Как отметил руководитель парламента Ф.Мухаметшин, перед вторым чтением депутатам предстоит серьезно поработать над законопроектами.

Сессия утвердила Положение о порядке предварительного отбора кандидатов на должности членов квалификационной комиссии при адвокатской палате РТ, а также перечень расположенных на территории Агрызского района республики объектов ЖКХ Горьковской железной дороги, передаваемых в государственную собственность Республики Татарстан. Были также приняты примерный план законодательной работы в Государственном Совете Татарстана на 2003 год и программа межпарламентского сотрудничества Госсовета РТ на текущий год. Принят к сведению отчет о работе Комитета парламентского контроля за 2002 год. По предложению А.Штанина отчет рекомендовано опубликовать в республиканской печати.

Парламентарии назначили депутата Государственного Совета Р.Галеева представителем парламента Татарстана в Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию. При проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание на территории субъекта РФ, в данном случае – Татарстана, состав комиссии увеличивается за счет представителей исполнительной и законодательной власти республики и полномочного представителя Президента РФ.

Парламентарии вновь не стали выносить решение по протесту заместителя Генерального прокурора РФ Александра Звягинцева на Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан». Сессия решила дождаться определения Конституционного Суда Российской Федерации по запросам Государственного Совета Татарстана.

Прокурор РТ К.Амиров представил протест на Закон "Об охране и использовании культурных и исторических ценностей". После вступления в силу летом прошлого года Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отдельные положения республиканского закона вошли в противоречие с федеральным законодательством. Поэтому сессия согласилась с протестом.

Парламентарии рассмотрели очередной пакет проектов федеральных законов, предложенных на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации депутатами Думы и законодательными (представительными) органами регионов России, 29 из них депутаты одобрили, 2 - не поддержали.

На «Правительственном часе» была заслушана информация Кабинета Министров РТ о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства. С докладом выступил министр строительства, архитектуры и ЖКХ М.Хуснуллин. C вопросами к нему обратились депутаты А.Каримов, С.Осколок, Ф.Ахметов, Р.Юсупов, А.Штанин, Ю.Якубов, М.Хаснулин.

Принята к сведению информация Министерства внутренних дел республики о ходе паспортной реформы в Татарстане. С ней депутатов познакомил министр А.Сафаров.

А.Каримов и С.Осколок огласили депутатские запросы в адрес Кабинета Министров РТ.

На этом 14-я сессия завершила свою работу. Вел заседания Председатель Государственного Совета Ф.Мухаметшин.

И.Ракипов



ИА "Татар-информ", 20 февраля 2003 г.