Хроника событий


На итоговой коллегии Госкомстата РТ

Создать статистику, отвечающую требованиям рыночной экономики - такую задачу сформулировал председатель Госкомстата РТ Валерий Кандилов на заседании итоговой коллегии 25 февраля, в работе которой принял участие Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

Дальнейшее развитие и реформирование системы государственной статистики Валерий Кандилов видит в реализации таких стратегических целей, как доступность и открытость данных, прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей, формирование доверия к данным статистики, научный подход, использование статистических стандартов и классификации, оптимальный выбор источников статистической информации, а также экономия ресурсов и снижение информационной нагрузки на респондентов статистики, конфиденциальность собираемых индивидуальных статистических данных.

В качестве примера можно привести исследование неформальной занятости. К участникам неформального рынка труда относятся лица, которые не регистрируют свои трудовые отношения (или их часть), что позволяет им получать незарегистрированный и необлагаемый доход. В силу скрытого характера неформального рынка труда, процесс отслеживания его состояния сложен, поэтому Госкомстатом РТ и используются различные методики. Последнее обследование населения по вопросам его участия в неформальном рынке труда было проведено в ноябре 2002 года путем выборочного опроса населения по специальным анкетам. В результате последнего обследования, проведенного в ноябре 2002 года, получены следующие характеристики неформального рынка труда. Нерегистрируемый рынок труда республики на начало декабря 2002 года составил 286,2 тысячи человек, или 16 процентов от численности экономически активного населения республики. Обследование позволило выявить и ту часть населения, которая получает доходы от работы в личном подсобном хозяйстве. По результатам анкетирования нерегистрируемые доходы от работы в домашнем хозяйстве получают 42 процента от всех участников неформального рынка труда (около 120 тыс. человек), около 30 процентов от этого числа составляют пенсионеры, для которых эта деятельность является способом поддержать средний уровень жизни. Все это позволило наиболее полно оценить численность нерегистрируемого рынка труда, охватив его новые аспекты. Это только количественная оценка масштабов нерегистрируемого рынка, и пока еще сложно оценить размеры получаемых доходов этой категории людей, а также и доходы, которые не поступают в бюджет.

Госкомстат спрогнозировал баланс трудовых ресурсов по республике за 2002 год. Основным источником формирования трудовых ресурсов является население в трудоспособном возрасте. К началу 2003 года численность трудовых ресурсов возросла на 7,2 тыс. человек и составила 2270,0 тыс. человек. Увеличение произошло за счет замещения поколений. На рынке труда республики в 2002 году наметилась тенденция снижения численности занятых в экономике при одновременном увеличении незанятого населения. Категория "незанятое в экономике население" составила 25,3 процента от всех трудовых ресурсов. Структура незанятого населения изменилась в сторону уменьшения числа безработных на 14,0 процентов и увеличения числа учащихся (на 6,8 процента) и других категорий граждан, не занятых в экономике (на 5,2 процента). Сокращение численности занятых и безработных указывает на снижение экономической активности населения. По сравнению с 2001 годом этот показатель снизился на 1 процент. Однако анализ занятости населения по городам республики показывает, что для отдельных городов характерен рост экономически активного населения (Азнакаево, Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Зеленодольск, Бавлы, Лениногорск, Наб.Челны, Нурлат, Чистополь). Таким образом, мониторинг труда и занятости, проводимый Госкомстатом Республики Татарстан, дает представление о составе, наличии и динамике трудовых ресурсов республики. Результаты обследований по проблемам занятости активно используют в своей деятельности Министерство труда и занятости РТ, Пенсионный фонд РТ, Министерство социальной защиты РТ, а также администрации городов и районов республики.

Построение балансов трудовых ресурсов по городам республиканского подчинения позволило выявить, к примеру, следующее: в Заинске, Бугульме Нижнекамске процент безработных выше среднероссийских значений (соответственно, 7,5 процента, 7,7 процента, 8,1 процента от численности всех трудовых ресурсов), ниже - в Зеленодольске (4,1 процента), в Казани из числа безработных в трудоспособном возрасте 30 процентов имели рабочие специальности (в Республике Татарстан - почти 40 процентов). Неформальная занятость наиболее широко распространена в таких городах, как Казань, Нижнекамск и Чистополь (около 20 процентов от числа занятых работают исключительно на "сером" рынке труда). Политика доходов населения, осуществляемая любым обществом, представляет собой наиболее важную часть общей социально-экономической политики.

Один из важнейших показателей, наблюдаемых в статистической практике, - доходы в денежной форме. В 2002 году денежные доходы на душу населения Республики Татарстан, по оценке, составили 3216,36 рубля. Рост номинальных денежных доходов составил по сравнению с предыдущим годом 129,6 процента, реальные денежные доходы выросли, по оценке, на 11 процентов.

Валерий Кандилов отметил некоторый рост доли оплаты труда, что свидетельствует о росте официальных источников дохода населения. Доля трансфертов в доходах населения относительно стабильна и составляет 12-14 процентов.

Наряду с денежными доходами немаловажное значение, особенно в сельской местности, имеет натуральный доход. В соответствии с Государственным заказом на формирование информационного ресурса Госкомстат РТ осуществляет оценку доходов от личного подсобного хозяйства. По предварительным расчетам в 2002 году доход от личного подсобного хозяйства ежемесячно увеличивал денежные доходы жителя городской местности на 117 рублей, сельской местности - на 427 рублей.

Часть денежных доходов население направляет в сбережения, которые при определенных условиях могут рассматриваться как источник инвестиций и способствуют экономическому росту. По оценке в 2002 году инвестиционный потенциал населения Республики Татарстан составил 39 миллиардов рублей, в том числе вклад в банках составил 16 миллиардов рублей, наличных на руках - 17 миллиардов.

В рамках реализации госзаказа на формирование информационного ресурса ежеквартально производится оценка денежных доходов населения в разрезе районов и городов республики, которая ложится в основу расчета показателя "уровень жизни". Анализ по итогам 9 месяцев прошлого года показал, что по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 40 процентов и более увеличились доходы в Азнакаевском, Буинском, Кукморском, Дрожжановском районах и Казани. Более чем в два раза увеличение показателя зафиксировано в Бавлинском, Заинском, Сармановском районах. Самыми низкими остаются денежные доходы населения Алькеевского, Аксубаевского и Тюлячинского районов.

Осуществление многих разработок, проводимых Госкомстатом РТ, предполагает привлечение экономистов, математиков, социологов, как из нашей республики, так и из Москвы. При их непосредственном участии разработана методика построения баланса товарных потоков, баланса финансовых ресурсов, баланса трудовых ресурсов по городам и районам республики, проводились исследования рынка неформальной занятости, а также работы, связанные с совершенствованием выборки.

В 2002 году Госкомстат продолжил научные исследования по разработке балансов товарных потоков (по 54-м товарным позициям - основным видам продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров, которые в стоимостном выражении охватывают около 90 процентов всех формируемых в экономике республики товарных ресурсов). По нефти в Татарстане наблюдается положительный баланс. Республика полностью обеспечивает свои потребности в стратегическом сырье. В 2001 году по сравнению с 2000 годом в республике улучшилась ситуация на рынке нефтепродуктов. Более чем на четверть возросло производство автомобильного бензина, на 3,4 процента - топочного мазута, на 16,5 процента - дизельного топлива. Одновременно увеличилась их продажа за пределы республики. В то же время существует зависимость экономики республики от ввоза автомобильного бензина из регионов России. В 2002 году зафиксирован прирост производства легковых автомобилей (на 2,8 процента), бытовых холодильников (на 49,3 процента), шин для легковых и грузовых автомобилей (соответственно, на 3,2 и 0,3 процента), животного масла (на 6,8 процента), водки и ликероводочных изделий (на 12,8 процента), пива (на 8,7 процента).

Вместе с тем, сохраняется полная зависимость Татарстана от ввоза природного газа, угля, цемента, готового проката черных металлов. Обеспеченность экономики республики внутренними ресурсами по минеральным удобрениям, автомобильному бензину, легковым автомобилям, стальным трубам в 2001 г. - от 7 процентов до 55 процентов.

В торговле Республики Татарстан с регионами Российской Федерации и зарубежными странами по анализируемым товарным позициям в целом сложилось положительное торговое сальдо - 80,6 млрд. рублей в действующих ценах. Положительное торговое сальдо зафиксировано по таким товарам, как молоко и молочные продукты, сахар, водка и ликероводочные изделия, пиво, холодильники, хозяйственное и туалетное мыло, синтетические моющие средства, легковые автомобили. Инвестиции в основной капитал за 9 месяцев 2002 года составили 56,9 млрд. рублей или 90,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Снижение инвестиционной активности в республике объясняется множеством факторов, среди которых -источники финансирования инвестиционных проектов. Несмотря на некоторое ее снижение, республика по-прежнему является лидером по объему инвестиций в основной капитал среди регионов Приволжского федерального округа.

Госкомстату предстоит основательно подготовиться к Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В последний раз перепись такого масштаба проводилась в 1920 году, а позже осуществлялись лишь специализированные переписи, однако все они прошли до реформы АПК.

Огромной важности В.Кандилов назвал для всех отчитывающихся субъектов хозяйствования задачу перехода в отчетности с бумажного носителя на магнитный. Преимущества очевидны: повышение оперативности отчетных данных, наконец, экономия средств. Однако в статистике пока законодательной основы для этого нет.

При выработке социально-экономической политики республики мы в первую очередь ориентируемся на статистические данные, сказал Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Если даже задействуем иные формы анализа, то они также будут базироваться на данных Госкомстата. Ваш труд ответственен. Статистика была необходима еще в период строительства египетских пирамид, за тысячелетия до нашей эры. Стоит ли лишний раз говорить, что и сегодня без вас не прожить. Поэтому проблемы совершенствования работы, укрепления материальной базы необходимо решать безотлагательно. Условия труда должны отвечать современным требованиям. Статистика - это отрасль, требующая высокой квалификации и совершенства. Минтимер Шаймиев поблагодарил статистиков за титанический труд во время подготовки и проведения переписи населения. Несмотря на то, что страсти вокруг Татарстана были накалены до предела, перепись прошла на более высоком уровне, чем в других регионах.

Минтимер Шаймиев вручил ряду работников Госкомстата РТ Почетные грамоты Республики Татарстан, документы о присвоении звания "Заслуженный экономист РТ", Благодарственные письма Президента Татарстана. В заседании коллегии приняли участие заместитель Премьер-министра РТ - министр экономики и промышленности Алексей Пахомов, глава администрации Казани Камиль Исхаков, руководители министерств и ведомств, главы администраций городов и районов и другие.


ИА "Татар-информ", 25 февраля 2003 г.