Хроника событий


"Единство в многообразии" - подтвержденная жизнью формула федерализма

11 июля в Казани начала работу европейская конференция "Конституционный статус регионов в Российской Федерации и других европейских странах - роль региональных законодательных органов в усилении "единства в многообразии", организаторами которой выступили Палата регионов Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) и Государственный Совет Татарстана.

Состав участников - весьма внушительный: российские министры и сенаторы, депутаты Госдумы, представители Президента РФ, законодательных и исполнительных органов власти Татарстана и многих субъектов Федерации, стран ближнего зарубежья, деятели науки ряда европейских стран, регионов России и государств Содружества, ученые Республики Татарстан. Всего - более 120 участников, Делегацию КМРВЕ из 27 человек (в том числе 7 видных экспертов Совета Европы по вопросам федерализма) возглавил президент Палаты регионов КМРВЕ Джованни Ди Стази. В конференции принимает участие Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Работу конференции освещают 70 представителей зарубежных, российских и татарстанских СМИ.

- Проведение столь представительного форума на земле древнего Татарстана событие далеко неординарное, - сказал, открывая конференцию, Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин. - Проблемы федерализма, конституционного статуса регионов, государственного строительства в многонациональных и многосоставных сообществах являются исключительно сложными и не имеющими единообразного решения. Вполне закономерно поэтому, что в условиях этапа переходности российского государства именно федерализм, - как принцип политического устройства и средство обеспечения стабильности в отношениях между федеральным центром и субъектами Федерации, - встал в качестве первоочередной задачи дальнейшего развития страны в XXI веке.

Этот принцип, отметил далее Ф.Мухаметшин, свое наиболее зримое воплощение получил в ряде государств Европы, которая сегодня движется к уникальной системе государственного устройства. И эта система все больше начинает представлять собой Федерацию, состоящую из национальных федеративных государств, и из государств - с различной степенью децентрализации и регионализации.

Причем ведущая тенденция состоит в передаче отдельных государственных полномочий на высший уровень - Европейскому Союзу и на низший - регионам. Именно регионы обеспечивают базовый уровень Евросоюза, привнося необходимый демократизм в процессы управления и воплощая собой принцип субсидиарности. Регионализм и субсидиарность давно уже стали принципами, выступающими прочной основой Европейской Федерации.

- Наработанный в Европе опыт федерализма имеет для нас особое значение, поскольку для новой России есть единственная альтернатива дальнейшего развития - это Демократия, Федерализм и Гражданское общество. Это триединая задача, решать которую, я уверен, мы должны вместе с объединяющейся Европой, - сказал в заключение руководитель парламента Татарстана, являющийся также членом российской делегации в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

В своем вступительном слове Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев отметил, что успех объединенной Европы в немалой степени зависит от ее регионов, среди которых немало достаточно влиятельных на общеевропейском уровне. Если же проводить аналогию, то в России становление федерализма и подлинно демократического государства, способного успешно развиваться во благо его народов в новом веке возможно лишь при наличии сильных регионов, среди которых определенное место отводится и Татарстану, последовательно выступающему с инициативами по дальнейшей федерализации государства.

- Несмотря на не утихающие голоса, призывающие вернуться к унитарному устройству и ликвидировать республики, альтернативы федерализму не существует, - сказал Президент Татарстана. - Россия не может строиться по принципу плавильного котла, а лишь по принципу "единства в многообразии". Полиэтничность и поликонфессиональность - вот базовые элементы российской государственности.

Между тем, по словам М.Шаймиева, федерализм - это не просто форма государственного устройства, а особое мировоззрение, главной чертой которого является умение ценить уникальность и разнообразие народов и их культур. В связи с чем он выразил большое сожаление по поводу принятия Государственной Думой РФ поправки к закону о языках, предписывающей пользоваться только кириллицей, и противоречащей Европейской рамочной конвенции по защите национальных меньшинств. Поэтому Президент Татарстана выразил надежду, что представители Конгресса, которые в своей деятельности сталкиваются с такими проблемами, выскажутся о путях их разрешения.

М.Шаймиев высказал также свое видение дальнейшего пути становления российского федеративного государства. На его взгляд, наиболее приемлемым инструментом является принцип разграничения полномочий между различными уровнями власти и договорные отношения между федеральным центром и отдельными сложными субъектами Федерации.

- Процесс заключения договоров, который начался в 1994 году с Татарстана, имеет право на жизнь, - отметил М.Шаймиев. - Для Республики Татарстан Договор 1994 года является судьбоносным государственным актом, гарантией благополучия ее многонационального народа. И проблемы Калининградской области или Чеченской Республики легче решить через механизм заключения двухсторонних договоров, чем унифицированное федеральное законодательство.

М.Шаймиев рассказал также о сути "модели Татарстана", направленной на создание полиэтнического, субсидиарного общества, а также о месте и роли ислама в Татарстане.

По словам заместителя руководителя Администрации Президента РФ, председателя Комиссии при Президенте по разграничению полномочий между различными уровнями власти Дмитрия Козака, российские реформы в области федеративных отношений и местного самоуправления, которые проводятся по инициативе Президента Владимира Путина, направлены на укрепление региональной демократии и расширение возможностей граждан для участия в управлении государством. И сегодня крайне важно на деле реализовать конституционные принципы федерализма, которые во многом остаются декларацией, ибо не подкреплены должным образом правовыми рычагами.

Заместитель Председателя Совета Федерации РФ Александр Торшин и заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Леонид Гильченко передали участникам конференции приветствия своих руководителей Сергея Миронова и Сергея Кириенко с пожеланиями плодотворной и конструктивной работы.

Высоко оценив уровень организации и представительный состав участников конференции, президент Палаты регионов КМРВЕ Джованни Ди Стази сделал краткий обзор европейских моделей федерализма, особо подчеркнув при этом, что в Европе успешно развивается процесс регионализации и децентрализации.

- Европа должна и обязана жить в условиях разнообразия, - сказал Дж. Ди Стази. - И очень отрадно, что в процессе выработки будущей конституции Европейского Союза, им на вооружение был взят девиз Совета Европы "Единство в многообразии".

Отметив, что сегодня Россия полностью интегрирована в демократическое сообщество европейских государств, он выразил надежду, что российские власти будут поддерживать усилия Конгресса по принятию европейской Хартии по региональному самоуправлению.

Во второй половине дня на конференции прозвучало 13 докладов, темы многих из которых вызвали дискуссии.

В своем выступлении заместитель Секретаря Европейской комиссии по демократии посредством закона Томас Маркерт рассказал об опыте работы «Венецианской комиссии», консультативном органе Совета Европы, состоящем из независимых экспертов в области конституционного права и предоставляющем рекомендации государствам Центральной и Восточной Европы по составлению конституций и других законодательных актов в конституционной области. Кроме того, на конкретных примерах он показал широкие возможности положительного решения принципа «единства в многообразии».

Истории договорных отношений в Российской Федерации, взаимоотношений между республиками и другими субъектами РФ, а также процессу суверенизации республик был посвящен доклад профессора Парижского университета I, эксперта Совета Европы Мишеля Лесажа. Он считает, что федеральное государство является единственно суверенным государством. И вместе с тем, оно вполне может частично поделиться суверенитетом по некоторым полномочиям. В этом аспекте М.Лесаж признал, что принятая в новой редакции Конституции Татарстана формулировка о разделении суверенитета, вполне приемлема и для Чечни.

Заместитель руководителя Администрации Президента РФ и председатель Комиссии при Президенте по разграничению полномочий между различными уровнями власти Дмитрий Козак посвятил свое выступление анализу очень сложного и болезненного процесса по разграничению полномочий между Центром и регионами, прежде всего распределению финансовых ресурсов и практике договорного способа разграничения полномочий, а также проблеме регламентации установления случаев и порядка федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов РФ.

Большой резонанс вызвал доклад председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политики Александра Казакова. Он привел целый ряд ярких примеров, свидетельствующих о процессе концентрации полномочий в федеральном центре (реформация Совета Федерации, создание федеральных округов, диспропорция в межбюджетных отношениях и др.) и тенденции скатывания России к унитарному федерализму.

- Федеральная власть должна осознать, что чрезмерная централизация и бездумная унификация противопоказаны нашей стране, - заявил А.Казаков, - Если мы не хотим повторить историю Советского Союза и завести Россию в очередной исторический тупик, то другой альтернативы, кроме как развитие федеративных отношений не существует. И тот дисбаланс, который наметился в отношениях между Центром и регионами нужно исправлять и исправлять существенно. Невозможно управлять Российской Федерацией по единому для всех территорий и народов шаблону. Мы должны поддержать сильные регионы, которые эффективно работают.

Кстати, о реальном воплощении этого тезиса в жизнь рассказал на примере Швейцарии вице-председатель Когресса, государственный советник кантона Базель-Штадт Ханс-Мартин Чуди. По его словам, чтобы появились сильные регионы необходимо, чтобы регионы сами выбирали себе партнеров для сотрудничества – как внутри страны, так и за ее пределами.

Характерным особенностям региональных законодательных процедур в республиках Российской Федерации на примере Татарстана был посвящен доклад председателя Конституционного суда РТ Сайфихана Нафиева. Эксперт КМРРВЕ Бернд Земмелрогген (Германия) подробно остановился на принципе субсидиарности как важнейшем инструменте регионализации и децентрализации, а экс-вице-председатель Конгресса Петера Рабе (Германия) рассказал о проекте Европейской Хартии регионального самоуправления – правовом документе по вопросам региональной демократии, который создавался по образцу Европейской Хартии местного самоуправления.

В конце первого дня прошла сессия «Статус регионов и их развитие в европейских странах». О германской модели федерализма рассказала депутат Парламента (Ландтага) Земли Северный Рейн-Вестфалия, член КМРВЕ Уте Кочи, об асимметричном регионализме в Испании – генеральный секретарь по европейским вопросам правительства Каталонии, экс-председатель Конгресса Ллиберт Куатреказас, о федеративной ориентации нынешних административных реформ в Италии – президент Палаты регионов Конгресса Джованни Ди Стази, о реформе федерализма в Австрии – директор Бюро Ландес-Европа Андреас Кифер.

Завершится конференция 12 июля "круглым столом" по теме "Федерализм как инструмент ослабления конфликтов" и принятием заключительной декларации. По итогам конференции планируется издание двух сборников материалов - на английском и русском языках.


ИА "Татар-информ", 11 июля 2003 г.