Выступления, интервью


Дух и душа народа

Дух и душа народа

Как мы уже сообщали, в декабре прошлого года в Казанском Кремле состоялась презентация книги «Минтимер Шаймиев» из серии «Жизнь замечательных людей». Издание этой книги стало, без преувеличения, событием в общественно-политической жизни не только республики, но и России. Ее можно назвать масштабным личностно-документальным срезом нашей эпохи начиная с тридцатых годов прошлого века. Биография первого Президента Татарстана благодаря мастерству авторов Игоря Цибульского и Нурсюи Шайдуллиной сфокусировала на себе все важнейшие события нашего времени, которые получили в ней оценку и главного героя публикаций. Согласны с аннотацией к книге «Минтимер Шаймиев»: «Если вас интересует биография великого человека – своего современника – читайте эту книгу. Если вы хотите понять и полюбить Татарстан – читайте эту книгу. Если вас интересуют «рецепты уникального политического успеха» – читайте эту книгу!»

20 января Минтимеру Шариповичу исполняется 80 лет. К этой дате и приурочена публикация выдержек из седьмой главы книги, которая называется «Дух и душа народа». Редакция присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра. Здоровья Вам, уважаемый Минтимер Шарипович, и новых свершений на благо родного Татарстана!

Республике Татарстан в целом удается оставаться стабильной. Говорим «удается», потому что сказать, будто это получается само собой, было бы необъективно. Естественно, здесь многое зависит от национальной политики, которую проводит власть, от позиции руководителей. «Безнравственно дотрагиваться до сферы взаимоотношений между людьми и народами разных национальностей и конфессий неумелыми руками. Это очень тонкая материя. Это территория души, самых сокровенных чувств человека. Если на этой территории мир и гармония, то все остальное вполне разрешимо» – это неизменная жизненная позиция первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Он вывел и терпеливо внедрил в жизнь такой постулат: «Кто бы в республике ни жил, ни работал, хороший он или плохой – это наши люди, Татарстан – родная земля не только для татар, но и для остальных народов, уже веками проживающих на этой земле. Это воля судьбы. Если человек здесь родился, живет, значит, это и есть его малая родина, несмотря на то, где жили его предки. Надо всегда и везде поддерживать друг друга и быть примером духовного единства».

А духовное единение происходит только тогда, когда люди не только работают, но и празднуют вместе, так же сообща решают не только общие задачи, но и вопросы, касающиеся сохранения языка, культуры, традиций каждой национальности, живущей рядом, как это происходит в Татарстане.

ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА

Декларация о государственном суверенитете, принятая в 1990 году, провозгласила государственными татарский и русский языки. Законом РТ от 19 февраля 1992 года в Республике Татарстан установлен День родного языка, то есть день всех языков, на которых говорят жители республики. В июле того же года был принят Закон «О языках народов Республики Татарстан», преамбула которого гласит: «Закон исходит из необходимости все­стороннего развития народов Республики Татарстан, их культур и языков, максимального использования творческого потенциала, обычаев и традиций каждого народа в социально-экономическом и духовно-нравственном развитии общества, реализации прав человека».

Возможности, которые открывает этот закон для развития национального образования, успешно используются. В настоящее время в республике работают 938 общеобразовательных организаций с родным языком обучения. В их числе – школы с татарским, чувашским, марийским, удмуртским, мордовским языками обучения и с изучением данных языков, а также башкирского и иврита. 200 школ республики реализуют программу углубленного изучения русского языка и культуры. В 35 воскресных школах и объединениях обучают 23 языкам народов, проживающих в республике.

Но путь к такому равновесию тернист, тут важна и позиция федеральных органов власти.


Минтимер Шаймиев глубоко убежден в том, что сохранение языка – любого, не только татарского – это со­вместные усилия государства, семьи и лично каждого носителя языка. Если с самого рождения ребенка не говорить с ним на родном языке, не воспитывать интерес к родному языку, то впоследствии будет сложно пробудить в ребенке желание его изучить


 

Рассказывает Минтимер Шаймиев: «В том, что касается родного языка, я более чем центрист, так как выступаю за одинаково успешное развитие как татарского, так русского и остальных языков в республике.

Мы принимали Декларацию о государственном суверенитете, новую Конституцию в сложных, взрывоопасных политических условиях. И не было бы той острой ситуации, если бы не память народная, не стремление национальной интеллигенции к возрождению, к сохранению языка, культуры, традиций. Это естественное стремление. Если бы в этих условиях не заговорили о накопившихся проблемах своего народа, было бы трагично. Как могли выдающиеся представители разных сфер татарской культуры молчать, если в столице республики осталась одна неполная татарская школа? Одна неполная! И никого не обвинишь. Поэтому мы немало говорили и говорим о сохранении татарского языка. Я очень благодарен русским и другим национальностям, живущим рядом. И неоднократно об этом говорил, стремления татарского народа были ими поддержаны, за исключением отдельных политизированных общественных организаций.

…Сегодня я радуюсь, когда дети, молодежь – русские, татары, иной раз и не определишь кто по национальности, – с удовольствием для себя (!) здороваются со мной на татарском языке. Они видят, что я бабай, татарин, скорее всего, знают, кто я, а если не знают, тем более говорят: «Исэн­месез!» (Здравствуйте (тат.). – Н.Ш.) Главное, с хорошим произношением.

…Я должен сказать, что Татарстан и по старой Конституции имел статус государства, а государство не бывает без языка, и два государственных языка абсолютно правомерны. Это атрибут нашей государственности.

 

К сожалению, разработчики федеральных образовательных стандартов ошибочно видят в этом угрозу целостности страны и во многом поступают асимметрично. Не буду подробно рассказывать о многолетних переговорах с федеральным министерством по этой теме. Это длительный процесс был. В конце концов мы пришли к определенному компромиссу. Согласен с тем, что есть проблема качества обучения татарскому языку в общеобразовательных школах, необходимо совершенствовать подходы и программы. Такая работа ведется. Сейчас появились результаты исследований ученых ряда стран, и они свидетельствуют о том, что знание нескольких языков повышает мыслительные способности детей, это определяет их успешность в будущем.

…В условиях глобализации сфера употребления многих языков сужается. У нас в настоящее время речь идет уже о трех языках – татарском, русском, английском. И к этому надо относиться с пониманием. Не понимаешь – значит, сам себя обделяешь. Но это не повод отказываться от родного языка – языка своих предков. Я остаюсь приверженцем сохранения и развития языка матери. В мире такой информационной насыщенности всем языкам непросто, опасность исчезновения грозит многим. Но нам помогает еще тот фактор, что татарский язык принадлежит к широко распространенной тюркской группе, в силу этого татарский язык сохранился лучше и имеет перспективы развития в расширяющемся сотрудничестве России и Татарстана с тюркоязычными странами.

Мне кажется, что все народы находятся в постоянном поиске действенных механизмов сохранения своего родного языка. Этот вопрос постоянно обсуждается и у нас: что главнее в этом деле – семья, детские сады, школа? Малыши, что называется, с молоком матери впитывают язык. Дети в дошкольном и школьном возрасте вообще очень многое могут усвоить. А как быть дальше? Я далек от мысли, что проблема решится сама по себе, нужны механизмы воздействия и условия для обязательного знания родного языка».

 


В Татарстане после принятия Декларации руководство решило так: у каждого народа должна быть возможность отмечать свои национальные праздники. В 1992 году созванный по инициативе Президента Минтимера Шаймиева первый съезд народов Татарстана принял резолюцию о создании Ассоциации национально-культурных обществ (АНКО)


 Уже в 2001 году, приняв во внимание то, что народ, не представленный в Интернете, выпадает из жизни, к Всемирной сети подключили первые 25 районных центров, а к 2003 году Интернет уже покрыл всю территорию республики, хотя тогда и компьютеров-то толком не было. Это был правильный расчет на будущее. Руководство сделало очень нужные шаги к развитию и поддержке родного языка, сохранению культурных традиций через информационные технологии. В 2006 году Татарстан стал первым регионом России, локализовавшим операционные системы Microsoft Windows ХР, Microsoft Windows Vista и пакет офисных приложений Microsoft Office 2007 на национальном языке.

В 2002 году был запущен спутниковый телеканал «Татарстан – Новый Век» (ТНВ), который вещает на двух государственных языках. Татары, живущие за пределами Татарстана и России, стали писать Президенту республики письма с благодарностями, но в то же время просили, чтобы было больше программ на татарском языке. Люди при встречах, через письма задавали вопросы, сами предлагали что-то и Шаймиеву, и Минниханову. В итоге в 2012 году заработал новый канал «ТНВ-Планета» на татарском языке, в основном для татарских диаспор в России и за рубежом. Но его можно смотреть и на территории Татарстана. Открылся портал «Татар иле», организованный Правительством и Всемирным конгрессом татар, где молодежь все проблемы обсуждает на татарском языке, знакомится, общается. Заработала онлайн-школа «Ана теле» («Язык матери»). Это информационно-образовательная система дистанционного обучения татарскому языку.

Минтимер Шаймиев глубоко убежден в том, что сохранение языка – любого, не только татарского – это совместные усилия государства, семьи и лично каждого носителя языка. Если с самого рождения ребенка не говорить с ним на родном языке, не воспитывать интерес к родному языку, то впоследствии будет сложно пробудить в ребенке желание его изучить.

Что касается праздников, то в Татарстане после принятия Декларации руководство решило так: у каждого народа должна быть возможность отмечать свои национальные праздники. В 1992 году созванный по инициативе Президента Минтимера Шаймиева первый съезд народов Татарстана, о котором мы уже упомянули, принял резолюцию о создании Ассоциации национально-культурных обществ (АНКО). В 1997 году ассоциация получила бюджетное финансирование, была открыта многонациональная воскресная школа в Казани, в 1999 году ассоциации был выделен Дом дружбы народов с государственным содержанием. В 2007 году состоялся второй съезд народов Татарстана также с участием Президента республики и известных государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры. Тогда было принято решение о преобразовании ассоциации в Ассамблею народов Татарстана. Руководителем совета ассамблеи избрали Председателя Государственного Совета РТ Фарида Мухаметшина, чтобы иметь возможность довести национальные проблемы до «самого верха». В Доме дружбы народов сейчас имеют свои «домики» все национальности, живущие в республике. Они-то и являются инициаторами решения своих проблем по сохранению языка, культуры и проведению национальных праздников.

 

Как любит повторять Минтимер Шаймиев, национальный праздник – это проявление состояния души народа; хочешь познать народ – приходи и посмотри! Вот и гуляют на этих праздниках буквально все. Потому что людям интересно, чем живут их соседи, друзья, коллеги и просто соотечественники. Есть русский народный Каравон, который с 2003 года по указу Президента республики является государственным праздником и ежегодно проводится в селе Никольском Лаишевского района вместе с одноименным республиканским фестивалем русского фольк­лора. Есть республиканские праздники: славянской культуры – Иван Купала, мордовской (эрзя) – Балтай, мордовской (мокша) – Валда шинясь, кряшен – Питрау, чувашской – Уяв, удмуртской – Гырон быдтон, марийской – Семык и другие. Организация и проведение этих праздников возложены на Министерство культуры, Ассамблею и Дом дружбы народов Татарстана.

Но самое масштабное явление – это, конечно, татарский национальный праздник Сабантуй, который не знает границ. Он уже давно вышел за рамки Татарстана в российские регионы, а в последние годы и за пределы страны. Сабантуй сегодня празднуют в 57 регионах России и 27 других странах. Главными считаются федеральный Сабантуй, всероссийский сельский Сабантуй и общеевропейский Сабантуй (в европейских странах его провели в Риге, Берлине, следующий планируется в Брюсселе), обязательно с участием Президента Татарстана – главного вдохновителя праздника. Организаторами везде являются культурно-национальные автономии татар на местах (нередко совместно с башкирами).

 ВСЕВЫШНИЙ СОЗДАЛ НАС РАЗНЫМИ

Народы созданы Всевышним разными для того, чтобы они могли соревноваться в добрых делах. Так написано в Коране. Все мировые религии – христианство, ислам, иудаизм, буддизм – проповедуют веротерпимость, миролюбие, милосердие, сострадание, нравственность, любовь, заботу о ближнем, духовность. Но история человечества и сегодняшние события вокруг религий свидетельствуют о том, что именно религиозные различия становятся причиной войн и конфликтов на Земле. На этом фоне межконфессиональное согласие с каждым днем становится все ценнее.

Рассказывает Минтимер Шаймиев: «Что там творится в душе, если это приходит к тебе, независимо от того, хочешь ты об этом думать или не хочешь? Значит, есть нечто объективное, что сильнее не только воли самого человека, но и условий, в которых он живет. Вот ведь несколько десятилетий советская власть делала все, чтобы искоренить религию, оградить от нее человека. Но оказалось: никакой декрет не способен убить духовность народа и отнять у души ее предназначение. Когда началась перестройка, сразу стала возрождаться религия. Значит, вера неистребима, ее не смогли вытравить за годы советской власти.

Более глубокое осмысление важности религии в жизни каждого человека у меня созрело, когда начались перестроечные процессы, а вместе с ними и возрождение духовное. Ведь как у нас было раньше? Мы всегда считали, что если согласно Конституции религия отделена от государства, то и нам не должно быть до нее никакого дела. Потом постепенно приходило более глубокое понимание: государство и общество – это не одно и то же, а уж душа человеческая, духовный мир – это и вовсе территории, где без веры никак не обойтись. В то же время «власти предержащие» должны быть очень бдительными и осторожными, если где-то намечается почва для разногласий…»

 


Как любит повторять Минтимер Шаймиев, национальный праздник – это проявление состояния души народа; хочешь познать народ – приходи и посмотри! Вот и гуляют на этих праздниках буквально все. Потому что людям интересно, чем живут их соседи, друзья, коллеги и просто соотечественники


 

Государство содействовало возвращению Духовному управлению мусульман сохранившихся мечетей, кроме того, развернулось строительство новых мечетей. Несколько позже спохватились: возникла необходимость обеспечения их имамами. Несколько сотен молодых людей самостоятельно поехали в арабские страны, в духовные школы. Через несколько лет они начали возвращаться уже имамами, возглавлять мечети.

Рассказывает Минтимер Шаймиев: «И тогда в пожарном, можно сказать, порядке мы взялись организовывать свои медресе, а в 2000 году открыли в Казани первый Российский исламский институт. Сам Всевышний, кажется, надоумил нас так поступить. Еще бы немного, и трудно даже предугадать возможные последствия пассивности в этом вопросе. Ведь та религиозная идеология, которую наши молодые ребята привезли на родину после обучения за границей, явно не соответствовала установившимся веками традициям ислама в нашей республике.

Как известно, предки татар официально и добровольно приняли ислам в мае 922 года в Болгаре. Наш ислам более толерантный. Почему – надеюсь, понятно: веками вместе живут и мусульмане, и православные. Взаимовлияние двух религий весьма положительное, в чем-то каждая из них сдерживает другую. Крайности, какие-либо агрессивные проявления недопустимы. Должен заметить, что это очень хорошо гармонизирует отношения верующих. Сегодня Казань готовит духовных лиц не только для нужд республики, но и для других регионов России. В Российском исламском институте преподают не одни лишь духовные дисциплины, лекции читают и профессора из светских университетов Казани. Благодаря поддержке Президента Владимира Путина мы взялись за строительство Болгарской исламской академии, призванной выработать единые стандарты религиозного образования и быть единым центром воспитания высокообразованных священнослужителей для всей страны.

Да, религия отделена от государства, но не от общества. Это основной принцип нашего взаимодействия со всеми религиозными организациями. Поэтому мы решительно против того, чтобы власть отдалялась, а еще хуже, вовсе уклонялась от решения насущных религиозных проблем. Взять хотя бы такой пример. В 1995–1998 годах наметился раскол между лидерами мусульманского духовенства Татарстана. И чем дальше, тем хуже становилась ситуация, никак духовные лица не могли преодолеть свои разногласия. Вот и начали тянуть одеяло каждый на себя, вплоть до желания создать свой муфтият. И отдельные из них стали при этом политизироваться. Дело явно приобретало нежелательный и, как мне показалось, в чем-то опасный оборот…

 Памятуя о том, что большинство мечетей в перестроечные годы в Татарстане по­строены не без помощи официальных властей, глав районных и городских администраций, я пригласил всех участников назревающего конфликта к себе и сказал: давайте созовем объединительный съезд и снимем все возникшие между вами противоречия. Предупредил, что если духовные лица этого не сделают, то я сам обращусь ко всем мусульманам республики, и съезд все равно соберется. Каждый район пришлет своего имама делегатом, и мы с ними договоримся. Если надо, сказал я, вместе с имамами прибудут и главы администраций. Никаких расколов, выяснения отношений на религиозной почве мы в своей республике не допустим – это должно быть всем ясно.

После такого разговора со мной лидеры татарстанского мусульманства в тот же день собрались и приняли совместное решение о созыве объединительного съезда мусульман республики. Я тоже выступил, на этом съезде мы сняли большинство острых проблем. Съезд избрал главу Духовного управления мусульман Республики Татарстан – им стал Гусман хазрат Исхаков – выходец из уважаемой религиозной семьи…»

Во многих не только городах, но и селах, деревнях Татарстана открываются мечети и храмы. Сегодня в республике 1455 мечетей, 1394 мусульманские общины, все относятся к Духовному управлению мусульман РТ. Около 500 православных культовых объектов, 341 православная община. Они в подавляющем большинстве находятся в юрисдикции Русской православной церкви.

…В числе главных исторических мусульманских святынь находится, конечно же, Болгар – древний город на левом берегу Волги, в месте впадения Камы, – возрождение которого осуществляется одновременно с островом-градом Свияжском, расположенным в устье рек Свияги и Волги.

 


Во время посещения Шаймиевым Петропавловского собора в центре Казани к нему подошли крещеные татары (кряшены). Разговорились, Шаймиев спрашивает: какие у вас проблемы? Есть одна, говорят, нам бы Евангелие перевести на татарский. Вскоре специально для крещеных татар перевели Евангелие на татарский язык – впервые за всю историю


 

Также яркий пример – возрожденный Раифский Богородицкий монастырь, основанный еще в 1613 году. Пятнадцать лет назад, когда сюда пришел молодой монах Всеволод, а с ним два послушника, обитель была в руинах. А затем на глазах стало происходить настоящее чудо – монастырь начал подниматься из полной разрухи и запустения. Первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. Произошло это чудесное воскресение не без помощи государственных органов Республики Татарстан. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева. Вслед за руководителем республики к монастырю всемерно расположились многие здешние чиновники и бизнесмены. А уже потом потянулись благодетели из Москвы и со всей России. Сегодня в Раифу приезжают десятки тысяч паломников, особенно много людей собирается здесь по церковным праздникам.

Был еще один уникальный случай. Во время посещения Шаймиевым Петропавловского собора в центре Казани к нему подошли крещеные татары (кряшены). Разговорились, Шаймиев спрашивает: какие у вас проблемы? Есть одна, говорят, нам бы Евангелие перевести на татарский. Вскоре специально для крещеных татар перевели Евангелие на татарский язык – впервые за всю историю. Это было необходимо. Вера передается из поколения в поколение на родном языке. Хотя фамилия и имя у кряшен русские и православная икона дома стоит, все же им хочется молиться Господу на родном татарском языке…

Такие вот тонкости, и, если хочешь жить в мире, надо учитывать их и бережно к ним относиться. 

Рассказывает Минтимер Шаймиев: «У каждого человека есть конституционное право на вероисповедание и выбор религии. В 14-й статье Конституции четко написано, что Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Это мое конституционное право, поэтому какая у меня вера, в какой степени я ей подвержен – это мое личное дело.

Но это нередко политизируется, сколько разговоров идет вокруг изучения религий. Мы не спорим: да, образованный человек должен иметь понятие о мировых религиях. Я и сам нуждаюсь в этом, нам ведь это не преподавали. Изучайте в школах историю разных религий, никто не против. А остальное все, пожалуйста, вне стен светской школы: есть медресе, духовные гимназии, воскресные школы, а сколько у нас культовых зданий – мечети, церкви, синагога, соборы! Посмотрите, в центре Казани действуют не только мечети и православные церкви, но и католический храм, храм староверов, лютеранская церковь – все есть. Если люди, которым нравится жить в Татарстане, хотят реализовать свое конституционное право на вероисповедание, то наша задача – создать им условия. На сегодняшний день они созданы».

Рассказывает Минтимер Шаймиев: «…В начале 2006 года меня пригласили войти в состав Международной группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», которая была задумана как постоянно действующая площадка для консультаций на уровне авторитетных государственных и общественных деятелей России и ряда важных мусульманских стран. Мы с Евгением Максимовичем Примаковым стали сопредседателями группы, снова оказались, как говорится, в одной упряжке.

На первом же заседании группы в Москве Евгений Примаков четко обозначил нашу миссию. Думаю, ему – одному из ведущих востоковедов мира – как никому другому была ясна суть происходящего. Он подчеркнул, что одна из самых больших опасностей для мира – разделение его по религиозному признаку. «Россия, как одна из великих держав, влияющих на международную жизнь, способна помешать развитию этой тенденции. Россия – это мост между Европой и Азией», – говорил он. В этой группе, как всегда, чув­ствовались авторитет и влияние Евгения Максимовича. Была выдвинута инициатива создания под эгидой ООН Совета цивилизаций, призванного заниматься проблемами недопущения столкновений на религиозной и межэтнической почве. Вот такая прозвучала заявка – ни много ни мало!..

Встречаясь каждый раз с участниками этой группы, людьми интеллигентными и достаточно опытными, я стал понимать, как все мы нуждаемся в позитивной практике возрождения ислама в России. Позже убедился и в том, что и западная цивилизация не имеет четких ориентиров по исламской проблематике. Все это подтолкнуло меня к мысли, что научная и практическая база Татарстана вполне может быть применена с пользой для возрождения ислама в российском обществе и за его пределами, имея в виду обширный исламский мир. Великий писатель и дипломат и также активный деятель нашей группы Чингиз Айтматов выразил образную мысль: «Мы грузим караван идей».

Заседания группы, помимо Москвы, прошли в Казани (2006) и Стамбуле (2007), Джидде (2008), Кувейте (2009). Состав группы стремительно ширился, в самом начале в ней были представители 15 стран, а на сегодняшний день уже 27 стран. Группа «Россия – Исламский мир» возобновила свою работу в 2015 году – в год десятилетия получения Россией статуса наблюдателя в ОИС. Почетная обязанность возглавить группу возложена Президентом России Владимиром Путиным на Президента Татарстана Рустама Минниханова.

(Продолжение в номере от 26 января с.г.)


Газета «Республика Татарстан», 19 января 2017 г.