Выступления, интервью


Техническому образованию в Татарстане - 100 лет

Хермэтле ватандашлар! Кадерле кунаклар!

Уважаемые участники торжественного собрания! Дорогие гости!

Настоящее высокое собрание посвящено знаменательным датам - 100-летию технического образования в Республике Татарстан и 300-летию инженерного образования в России, они - символические рубежи, важные события в общественной жизни нашей республики и России в целом.

Начиная с XIX века Казань - это известный научный образовательный и культурный центр благодаря учреждению третьего в России классического университета. Жизнь и научное наследие видных ученых астрономов Симонова, Ковалевского, математиков Лобачевского, Чеботарева, физиков Завойского, Альтшулера, химиков Бутлерова, Арбузовых, Камая, естествоведов Эйхвальда, Эверсмана, геоботаников Коржинского, Гордягина, эмбриологов Ковалевского, Зеленского, физиологов Овсянникова, Миславского, биохимика Энгельгардта и многих других - яркое тому подтверждение.

Возникновение и развитие промышленности вызвали необходимость подготовки инженерно-технических кадров, и в 1897 г было открыто Казанское промышленное училище, 100-летие первого выпуска которого мы сегодня отмечаем. Существенно, что первыми преподавателями училища были профессора университета, обеспечившие высокий уровень подготовки кадров.

Индустриализация страны, надвигающаяся война потребовали развития машиностроения, авиационной и химической промышленности, и государство начало на этой базе создавать новые учебные заведения профессионального образования Республика Татарстан стала крупнейшим образовательным, академическим, промышленным центром, получившим признание и за пределами Российской Федерации.

Профессиональное образование, в том числе инженерно-техническое, является ведущим фактором дальнейшего социального, экономического и научно-технологического развития. Будущее всего общества, успехи любого государства определяются достижениями в образовании, в области науки техники и культуры. Фундаментальные и прикладные исследования, основанные на них новые технологии станут важной опорой развития общества и государства в XXI веке.

На протяжении почти двух столетий, по существу с момента основания Казанского университета, профессора и ученые вузов и академических центров внесли весомый вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки и техники.

До 1917 г Казань дала 15 действительных членов Российской Академии наук и 33 почетных члена и члена-корреспондента. В послеоктябрьский период 68 ученых, жизнь и деятельность которых связана с Татарстаном, становятся академиками и членами-корреспондентами Академии наук.

С 1945 г Российская Академия наук представлена в Татарстане Казанским научным центром - одним из ведущих научных центров Российской Федерации. В Казани ведут свои фундаментальные и прикладные исследования девять членов Российской Академии наук. Со дня создания в 1992 г в развитие науки вносят весомый вклад ученые всех отделений Академии наук Татарстана. Фундаментальная и прикладная наука в Татарстане развивается на основе тесного сотрудничества двух академий наук.

В настоящее время республика обладает значительным интеллектуальным потенциалом, сосредоточенным в институтах Академии наук Татарстана и Казанского научного центра РАН, 60 отраслевых НИИ 25 государственных вузах и их филиалах, 10 самостоятельных негосударственных вузах, 110 учебных заведениях начального профессионального образования (в т ч 39 лицеях и колледжах) 67 средних профессиональных учебных заведениях и около 20 учреждениях дополнительного профессионального образования.

В республике 30 техникумов и 11 вузов промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства осуществляют образовательную деятельность по направлениям и специальностям инженерно-технического образования.

В профессиональной школе обучаются более 180 тыс. студентов и учащихся. За последние годы особенно в высшей школе мы наращивали прием студентов и выпуск квалифицированных специалистов. Сегодня на 10 тыс. населения республики приходится 284 студента, обучающихся в государственных и негосударственных вузах, и 422 студента с учетом учащихся среднего профессионального образования.

В общей сложности в сфере вузовской и академической науки работают более тысячи докторов наук и более 5,5 тысячи кандидатов наук. В аспирантурах вузов и академических институтов обучаются более 2,5 тысячи будущих ученых и специалистов.

Политехнические вузы трансформировались в технические и технологические университеты, и некоторые инженерные вузы Казани получили статус академий. Развитие крупных промышленных центров республики способствовало созданию Камского политехнического института в Набережных Челнах и Альметьевского нефтяного института.

В системе высшего образования значима роль известных университетских комплексов и центров инженерно-технического образования - технического, технологического и энергетического университетов, которые обеспечивают качественную подготовку специалистов по широкому спектру инженерных специальностей. Они ведут активную научно-исследовательскую и инновационную деятельность радикально влияя на промышленное и научно-технологическое развитие республики.

Новые технологии, высококвалифицированные специалисты и ученые, наукоемкий бизнес и производство органически взаимосвязаны с инженерно-техническими университетами, академиями и институтами.

В Татарстане образовательная и научно-производственная сферы стали объектами государственной политики.

Республика Татарстан входит в первую пятерку ведущих экономически развитых регионов России. Прежде всего мы постарались избежать необдуманных радикальных изменений в политике и экономике, сохранить промышленный и научно-технический потенциал.

Мы располагаем мощной промышленной базой - нефтяной, химической, нефтехимической машиностроительной легкой и пищевой. Однако специфика экономических и политических процессов, протекавших в стране, отразилась на экономике республики. Были нарушены установившиеся связи, часть смежников оказалась за пределами России, упали государственные заказы, а на ряде оборонных предприятий их не стало вовсе, и несостоятельными оказались потребители промышленной продукции.

В этих условиях оставались только два реальных пути выживания. Первый - распродажа за бесценок производственных мощностей. Это простой, но тупиковый вариант. Второй путь - восстановление промышленности, загрузка простаивающих мощностей с созданием новых рабочих мест, сокращение выпуска полуфабрикатов и организация производств по выпуску наукоемкой, трудонаполненной продукции. Безусловно, это более трудный путь, требующий консолидации всех сил и ресурсов, но имеющий реальную перспективу.

Реализация выбранного курса потребовала также разработки механизмов и нормативных актов, обеспечивающих его развитие.

Решением Правительства на базе химических предприятий республики был организован "Татнефтехиминвест-холдинг", взявший на себя координирующую роль по преобразованию нефти как сырьевого товара в основу производства ценных, пользующихся спросом продуктов.

Были разработаны программы "Развитие науки Республики Татарстан по приоритетным направлениям" и "Развитие нефтехимического комплекса". Большой вклад в реализацию этих программ вносят наши ученые, а финансирование обеспечивает республика за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований.

В договоре "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации" значительное внимание уделено потенциалу образования и науки. Первыми были подписаны соглашение в области высшего образования и договор об имущественном обеспечении деятельности государственных вузов в Республике Татарстан.

В 1998 году заключено "Соглашение между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Министерством науки и технологий Российской Федерации о сотрудничестве в сфере научных исследований, формирования и реализации научно-технической и инновационной политики".

В связи с тем, что отраслевая наука во многом утратила свой потенциал, активнее стала себя проявлять вузовская наука, которая оказалась наиболее подготовленной к широкому освоению инновационных процессов.

Конструктивным фактором поддержки прикладной науки явилось создание республиканского Фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предназначенного для сохранения и рационального использования научно-исследовательского потенциала республики при создании эффективной, конкурентоспособной и высокотехнологической промышленности.

В бюджете республики с 1997 года отдельной строкой выделяются средства на финансирование республиканской программы по развитию науки по приоритетным направлениям. Эта программа была разработана Академией наук Татарстана совместно с ведущими вузами и промышленными предприятиями, прошла широкую общественную экспертизу, была реализована в течение пяти лет, и сейчас на очередные 2001-2005 гг. подготовлена новая программа.

Для обеспечения единой государственной политики в образовательной научно-производственной сфере в республике создана Правительственная комиссия по научно-технической и инновационной политике, определившая приоритеты научно-технической политики.

Обязательным условием реформирования образования и науки является необходимость расширения интеграции научных работ учреждений Татарстана и Российской Федерации на базе исполнения федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Закона РТ "О науке и научной деятельности" с обеспечением долевого участия в финансировании региональных научно-технических программ и проектов со стороны Правительства Российской Федерации.

Однако в условиях жесточайшего финансового дефицита нельзя рассчитывать только на государственную поддержку, а необходимо искать и новые пути самообеспечения и дополнительного финансирования. В этом отношении интересен уникальный для России и Татарстана опыт комплексной реорганизации научных и образовательных учреждений в виде создания на базе Казанского государственного технологического университета научно-образовательного учреждения нового типа с введением в его состав научно-исследовательского института спецкаучуков и Государственного института по проектированию химических промышленных предприятий "Союзхимпромпроект". В состав технологического университета был введен также Казанский химико-технологический техникум.

На этой новой организационной основе появилась возможность проведения научно-исследовательских работ по замкнутому циклу - от фундаментальных работ до проектов производств позволяющих повысить конкурентоспособность товаров и услуг расширить возможность подготовки высококвалифицированных научных кадров, улучшить материальную базу инженерного образования.

При этом законодательство Республики Татарстан обеспечивает стимулирование повышения объемов производства и создание добавленной стоимости путем предоставления налоговых льгот. Одновременно используется возможность беспроцентного кредитования организации новых производств из фонда НИОКР с последующим погашением задолженности за счет налоговых инвестиционных кредитов.

Разработана и утверждена "Республиканская программа развития государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан на период до 2005 года". Проведена определенная организационная и методическая работа, разработан комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности дополнительного профессионального образования.

В республике в течение последних 10 лет, возможно не без недостатков, сформирована общественно-государственная система определяющая механизмы взаимодействия профессионального образования с промышленностью для стратегического влияния на развитие экономики.

Все эти годы в Татарстане осуществляется поддержка системы профессионального образования путем адресной социальной защиты студентов, выделения жилья на льготных условиях крайне нуждающимся из профессорско-преподавательского состава, установления в течение ряда лет льготного налогообложения и т.д.

Конечно, у нас еще много нерешенных проблем как в экономике в целом, так и в области высшего и среднего образования в частности. И не случайно рассмотрению важнейших проблем в этой сфере была посвящена выездная коллегия министерства образования РФ, которая сегодня состоялась в Казани под председательством многоуважаемого министра Владимира Михайловича Филиппова.

Как было отмечено на коллегии, на базе Казанского государственного университета организуется региональный образовательный комплекс, обеспечивающий интеграцию на различных уровнях. В рамках регионального образовательного комплекса КГУ возможно создание более оптимальных, благоприятных условий для успешного взаимодействия, сотрудничества различных субъектов образовательного процесса в регионе.

Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева создает университетский комплекс в форме ассоциации юридических лиц. С этой целью вузом организован открытый технический университет, который на основе консолидации интеллектуальных и материальных ресурсов ряда вузов, техникумов, НИИ и КБ должен обеспечивать высокое качество подготовки специалистов, увеличить реальный вклад членов ассоциации в социально-экономическое развитие региона.

В Казанском государственном медицинском университете в рамках университетского комплекса создан ряд учебных и научно-практических объединений. На их базе реализуется весь процесс подготовки специалистов на до- и последипломном этапах.

Наша цель заключается в подготовке специалиста, получившего в процессе обучения в вузе соответствующий научный и производственный опыт. Необходимо, чтобы студент уже в вузе был включен в разработку новых технологий, адаптирован к производственной среде, стал проводником новых решений, в которых принимал бы непосредственное участие. С этой целью на старших курсах предполагается организация длительной (до 1 года) стажировки студентов на предприятиях с высокоэффективной техникой и технологией, в ведущих научных центрах с обязательным выполнением выпускных квалифицированных работ на местах их будущей деятельности.

Как известно, сейчас государственное распределение молодых специалистов упразднено, хотя и предполагается его восстановить для оборонных отраслей. Вовлечение в этот процесс предприятий комплекса для софинансирования образовательной деятельности является, несомненно, перспективным направлением.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в Республике Татарстан сформированы основные условия для успешного продолжения отработки механизма взаимодействия образования, науки и промышленности. Подтверждением тому является рекомендация коллегии Минобразования России о создании на их базе федеральной экспериментальной площадки "Университетские комплексы Республики Татарстан".

Надеюсь, что на мероприятиях, посвященных 100-летнему юбилею технического образования в республике, в том числе на научной сессии "Техническое образование в XXI веке" и научно-методических конференциях будет дан анализ развития инженерного образования и технической мысли за последние 100 лет и определены ориентиры на будущее.

Все это должно соответствовать велению времени, требованиям нового тысячелетия. От уровня и качества образования во многом зависят нравственность, культура и интеллект личности, благополучие нашего общества.

Желаю вам на этом пути новых творческих успехов, выдержки, терпения, здоровья во благо родного Татарстана и всей России.