Выступления, интервью


Послание Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева Государственному Совету

Хөрмәтле депутатлар!
Уважаемые депутаты и приглашенные!

Современный этап общественного развития сопряжен с началом глобальных кризисных явлений на финансовых и фондовых рынках. Растет понимание того, что относительно благополучный период развития мировых экономических процессов сменился чередой испытаний.
Системные изменения, которые затрагивают институты международных отношений, мировые финансово-экономические связи, уже привносят серьезные коррективы во внешнюю и внутреннюю политику стран и регионов.
Необходимо иметь в виду, что в период подготовки программы социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года под названием «Стратегия двадцать – двадцать» и перехода к трехлетнему бюджету, влияние негативных тенденций мирового экономического кризиса в прогнозах и бюджетных расходах не учитывалось. Поэтому Послание от 5 ноября текущего года Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Д.А.Медведева представляет собой, прежде всего, совокупность системных мер, отвечающих новым вызовам как внутри страны, так и на международной арене, где Россия вполне оправданно выступает как одно из ведущих государств мира.
Безусловно, ужесточающиеся условия диктуют необходимость внесения изменений в долгосрочные республиканские программы, сроки их реализации. Вместе с тем хочу отметить, что все это не отменяет наши долгосрочные целевые установки на развитие республики. Прежде всего, речь идет о дальнейшем формировании демократического государственного устройства с высокими стандартами качества жизни, которое опирается на гражданское общество с многочисленным средним классом и многоотраслевую экономику, органично интегрированную в общероссийскую и мировую экономические системы.
Несмотря на то что в настоящее время влияние кризиса для нас весьма ощутимо, перспективу республики мы оцениваем как достаточно оптимистичную. Основанием для такой уверенности являются успешно реализованные в последние годы масштабные социально-экономические программы, которые показали свою актуальность и жизненность. В нынешних условиях важно суметь сохранить и приумножить достигнутый потенциал развития. Мы должны предвидеть и в пределах своих полномочий и возможностей своевременно реагировать на любые изменения, используя в полной мере свои конкурентные преимущества. Татарстанцы должны знать, что власть предпринимает адекватные меры, которые и впредь будут подкрепляться конкретными шагами. На это должен быть нацелены прогноз социально-экономического развития на ближайшие годы и трехлетний бюджет, к рассмотрению которого приступил Государственный Совет Республики Татарстан.
Мое выступление с Годичным Посланием именно в этот период связано с этими обстоятельствами.
Тактическая и стратегическая задачи республики и на данном этапе заключаются в продолжении эффективного роста. Нам важно сохранить приоритеты обучающегося региона - активно и всесторонне готовить новое поколение квалифицированных специалистов международного уровня, способных не только представлять нашу республику в мире, но и обеспечивать своей работой высокую конкурентоспособность, инновационный прорыв и высокую инвестиционную привлекательность Татарстана.

Уважаемые участники сессии!

Несмотря на серьезные внешние вызовы последнего времени, следует отметить, что для уходящего года в целом характерно достаточно устойчивое развитие страны. Ход политического процесса во многом определялся результатами выборов Президента Российской Федерации. Они ознаменовали собой завершение процесса формирования новой конфигурации государственной власти. Во–первых, обеспечение конституционной гарантии свободы личности и дальнейшего демократического развития нашего общества. Такая постановка вопроса поддерживается многонациональным народом Российской Федерации. Во-вторых, обеспечение социально-политической стабильности и преемственности.
Свой весомый вклад в этот процесс внес и Татарстан, где более 79% избирателей проголосовали 2 марта 2008 года за Дмитрия Анатольевича Медведева. Такая высокая активность населения позволяет ставить и решать самые масштабные задачи.
Сегодня Президент Д.А.Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации, председатель самой крупной парламентской партии «Единая Россия» В.В.Путин олицетворяют собой новую политическую реальность.
Без преувеличения скажу: результатом и одновременно символом всесторонних достижений Татарстана стала победа Казани в борьбе за право проведения в 2013 году XXVII Всемирной летней Универсиады. Это решение открывает новый этап в развитии нашей древней столицы Казани. Для России проведение Универсиады станет одновременно и генеральной репетицией Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Уверен, что реализация намеченных планов многократно повысит привлекательность Казани как одного из перспективных культурных, спортивных и туристических центров страны, позволит сделать столицу и нашу республику в целом ещё ближе и понятнее для всего международного сообщества.
Как неоднократно отмечалось, Татарстан отличает бережное отношение к своей истории. Мы стремимся строить наше будущее с учетом лучших традиций и достижений прошлого. В этой связи следует особо выделить приближающуюся дату – 90-летие со дня образования Татарской автономной республики, которая будет отмечаться в 2010 году. Это событие сыграло важную роль в становлении государственности республики и открыло возможности для национально-культурного и экономического развития.
Сегодня Татарстан уверенно вышел на орбиту федерального и международного сотрудничества как республика, которая способна инициировать и реализовывать самые серьезные, амбициозные проекты. Этому во многом способствовало формирование конструктивных, доверительных отношений между республикой и федеральным центром, а также регионами нашей страны. Татарстан – один из наиболее последовательных сторонников развития федеративных отношений, надежная опора многонационального федеративного Российского государства.
О необходимости и роли федерализма в Российской Федерации недвусмысленно сказано в Послании Президента России. Военный конфликт на Кавказе в очередной раз продемонстрировал тупиковый характер силового решения межэтнических вопросов. Республика Татарстан не понаслышке представляет себе всю сложность урегулирования подобных конфликтов на опыте непростых 1990-1994-х годов.
Пять принципов, провозглашенных Президентом России Д.А.Медведевым, оказались вполне адекватны сложившейся ситуации.
Поэтому в дни конфликта мы обостренно ощутили единство граждан и власти, поддержку последовательных действий руководства Российской Федерации как операции по принуждению Грузии к миру, так и признания независимости Южной Осетии и Абхазии, а также оказания гуманитарной помощи жертвам конфликта.
Трагедия Южной Осетии вновь обращает внимание на необходимость надежной защиты прав народов со стороны международных организаций. Принцип территориальной целостности не может использоваться как орудие в руках более сильной стороны, ведь в международном праве чётко записано: «Каждое государство обязано содействовать, с помощью совместных и самостоятельных действий, осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов». Право народов на свободное развитие, по существу, неотделимо от прав человека. Международными актами необходимо руководствоваться в комплексе, не вырывая из них удобные положения на тот или иной случай. Тут категорически неприемлема практика двойных стандартов.
Вместе с тем нам ни в коем случае нельзя допустить распространения в обществе ксенофобии и шовинизма. Важно сделать серьезные выводы в части формирования эффективной внутренней национальной политики страны.
События на Кавказе еще раз высветили огромное значение, которое сыграл Договор 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Принципы, заложенные в Договоре, открыли путь к мирному, созидательному развитию отношений внутри России на его переломном этапе и на будущее.
Заключенный в результате кропотливой согласительной работы в 2007 году новый Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» создал серьезные предпосылки для дальнейшего всестороннего развития нашей республики. Пока наши усилия по наполнению Договора реальным содержанием явно не соответствуют тому потенциалу, который в него заложен.
Государственному Совету и Правительству необходимо быть более настойчивыми в реализации возможностей Договора как сегодня, так, безусловно, и в будущем.
Одним из приоритетных направлений деятельности Государственного Совета должна стать разработка, совместно с законодательными собраниями других республик, комплексного пакета предложений по совершенствованию норм федерального законодательства с точки зрения учета интересов национально-территориальных образований. Необходим также анализ возможности осуществления опережающего правового регулирования по вопросам, относящимся к совместному ведению, с учетом экономической и политической целесообразности. Следует добиваться совершенствования механизма выявления и учета мнения субъектов Российской Федерации при принятии федеральных законов.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Все более значимым фактором в развитии республики является совершенствование внешних связей и межрегионального сотрудничества. Причем акцент делается не столько на расширении международных контактов, а они есть, сколько на их эффективности.
Укрепляя международное сотрудничество на традиционно приоритетных для нас направлениях - с партнерами из государств СНГ, стран Европы и государств Ближнего Востока - Республика Татарстан становится участником процессов глобализации, вносит весомый вклад в реализацию новой Концепции внешнеэкономической политики Российской Федерации.
2008 год отмечен такими значимыми событиями, как визиты в Татарстан Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова, Премьер-министра Азербайджана А.Раси-задэ, а также встречи Президента республики с королём Саудовской Аравии, Премьер-министра Татарстана -с руководством Кувейта и ряд других встреч и контактов с высокопоставленными лицами ведущих стран. Возрос интерес к республике дипломатического корпуса и других официальных представителей многих стран. В Казани прошли такие крупные мероприятия, как Международный форум по проблемам инвестиций, подготовленный совместно с финансовой группой «Евромани», XVI Международная научная конференция Академии наук Исламского мира, Международная инвестиционная конференция, организованная впервые совместно с Исламским банком развития. Результаты не заставили себя ждать: уже в ближайшее время начинает свою работу Кувейтско-Татарстанская инвестиционная компания, деятельность которой будет главным образом направлена на привлечение иностранного капитала из стран арабского мира в республику. Необходимо использовать эти уникальные возможности как в рамках Организации Исламская Конференция, так и в формате Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». Следует совместно с Исламским банком развития поработать над проведением в республике на постоянной основе Международной инвестиционной конференции, максимально расширив круг её участников. Конференция могла бы стать особым имиджевым событием для Татарстана.
В преддверии XXVII летней Универсиады, на мой взгляд, было бы целесообразно выступить с инициативой проведения в 2009-2012 годах в республике различных международных молодежных форумов, таких как Фестиваль молодежи и студентов стран СНГ и Балтии, Международный форум спортивных журналистов, не исключая и другие инициативы.
Тут особая роль отводится Министерству культуры республики, которое уже сейчас успешно реализует ряд резонансных проектов различной направленности как для внутреннего, так и для внешнего потребления. Есть также огромный простор для деятельности наших творческих союзов.
В области экономики ведутся перспективные работы ОАО «Татнефть» по нефтедобыче и сервисным услугам в Иране, Сирии, Ливии, осуществляются также крупные проекты с участием ведущих мировых компаний по нефтехимии, производству минеральных удобрений, инновационные проекты ОАО «КАМАЗ» и ряда других компаний. С участием наших партнеров из стран Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона реализуется ряд значимых экономических проектов, в том числе и на территории ОЭЗ «Алабуга». При этом следует закрепить практику прямых контактов с «регионами–локомотивами» развитых стран. В плодотворности подобных связей мы убедились на примере многопланового сотрудничества с Саксонией.
Признавая определенный прогресс в торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ, необходимо подчеркнуть, что наши ведущие компании при активной поддержке со стороны органов власти республики должны не просто присутствовать на рынке СНГ, но и занимать в своих сегментах лидирующие позиции. Примеры у нас уже есть.
Министерствам и ведомствам республики во взаимодействии с федеральными органами власти следует обеспечить решение вопроса по созданию действенных механизмов привлечения трудовых ресурсов в республику из стран СНГ, в том числе и путем осуществления перспективных проектов не только в высшем, но и в профессионально-техническом образовании. В этой связи следует проработать вопрос о возможности создания в Казани федерального центра профессиональной подготовки специалистов – граждан стран СНГ.
Несмотря на то что Татарстан занимает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации по работе с соотечественниками, хочу сказать, что усилия в данном направлении пока еще нельзя признать достаточными. Правительству, Департаменту внешних связей, Исполкому Всемирного конгресса татар и другим задействованным структурам необходимо внести предложения по совершенствованию этой работы для рассмотрения на Координационном Совете по работе с соотечественниками при Президенте Республики Татарстан.
Это касается и деятельности представительств республики в странах ближнего и дальнего зарубежья. В итоге нам необходимо цивилизованно укреплять деловую репутацию нашей республики как надежного и перспективного партнера.

Уважаемые участники сессии!

Республика уже фактически вступила в новую избирательную кампанию. В марте будущего года состоятся выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва.
Подготовка к ним проходит в условиях сложившейся системы многопартийности, стабильности социальных отношений в обществе. Проведение избирательной кампании потребует от всех органов власти наивысшей степени ответственности, умения прогнозировать события, адекватно и оперативно реагировать на них. Важно сделать процесс выборов максимально демократичным и открытым. Предвыборный период необходимо использовать для анализа и обобщения содержательной стороны политических процессов.
В парламентской работе в современных условиях необходимо существенно повысить планку профессионализма в законотворческом процессе. Одновременно Государственный Совет должен более чутко реагировать на настроения различных слоев населения, отлаживать прямые и постоянные контакты с общественностью. Открытость и ответственность во взаимоотношениях с населением всегда были и будут характерной чертой парламентской деятельности. Наконец, необходимо повысить роль парламента как школы профессиональной политической деятельности.
С учетом всего этого мы вправе ожидать по итогам парламентских выборов в марте 2009 года существенное обновление состава Государственного Совета Республики Татарстан.
В то же время важно сохранить накопленный законотворческий опыт и преемственность политического курса. Для нас очень важна ответственная, взвешенная позиция нового парламентского большинства в условиях дальнейшего повышения роли Государственного Совета при формировании органов исполнительной власти.
Вновь хотел бы подчеркнуть, что государственные структуры готовы к открытому диалогу со всеми конструктивными политическими силами, которые получат кредит доверия избирателей и будут представлены в новом составе республиканского парламента. Как вы знаете из Послания Президента России, сейчас для этого открываются новые возможности.
Не следует забывать и о том, что менее двух лет остается до новых муниципальных выборов. Считаю важным в оставшееся время объективно проанализировать весь ход муниципальной реформы, имея в виду, что законодательство с 2009 года должно действовать в полном объеме. В центре внимания республиканской власти и органов местного самоуправления прежде всего должны находиться вопросы, связанные с укреплением налоговой базы муниципальных образований, совершенствованием механизма их взаимодействия с государственными и общественными институтами, укреплением кадрового потенциала.

***

Тенденции успешного политического и экономического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания людей, безусловно, формируют благоприятные условия для развития гражданского общества, усиления роли его институтов. Причем уровень развития некоммерческих организаций становится одним из важных показателей здорового, открытого и стабильного социума.
Основным представителем интересов некоммерческого сектора республики является Общественная палата Республики Татарстан. Трехлетний опыт работы показал, что в целом эффективность ее деятельности и необходимость в ней растет. Подчас это даже вызывает некоторое раздражение у отдельных чиновников. Считаю, что это неплохо. Считаю, было бы правильным, если бы в дальнейшем Общественная палата формировала на своей площадке взаимодействие всех общественных организаций республики, представители которых не входят в её состав.
Также заслуживают поддержки инициативы по созданию общественных советов при органах исполнительной власти и местного самоуправления. Правы те руководители муниципальных образований, которые уже приступили к практическим шагам в этом направлении. Надо идти дальше.
Более предметной проработки со стороны Правительства республики и Общественной палаты требует вопрос совершенствования механизма учета общественного мнения при принятии управленческих решений, организации работы в соответствии с утвержденным перечнем публичных приоритетов. Кроме того, следовало бы ускорить разработку системы грантовой поддержки общественных организаций по первоочередным направлениям. Я просил бы это не затягивать.

***

Краеугольным камнем, основой нашего социального благополучия и развития было и остается межнациональное и межконфессиональное согласие.
Важным основополагающим документом, который в концентрированном виде представляет татарстанский опыт и наши устремления в этнической сфере, стала принятая в 2008 году указом Президента республики Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан.
Концепция нацелена на обеспечение социально-политической стабильности, развитие традиций межнационального согласия, веротерпимости и этнокультурного взаимообогащения проживающих в республике народов.
Качественным отличием данного документа от аналогичных является то, что принципиальные подходы республиканской этнической политики прошли испытания временем, я бы сказал, обрели статус жизненности.
Важную роль в общественной жизни играет Ассамблея народов Татарстана. Этому способствуют изменившиеся организационные основы, прежде всего, работа филиалов и представительств на местах. Главам муниципальных образований следует обратить самое пристальное внимание на этот важнейший участок работы, поскольку именно от ситуации на местах, от того, насколько деликатно и последовательно решаются вопросы этнического развития и межнациональных отношений, во многом зависит национальное самосознание и социальное самочувствие наших граждан.

***

Сегодня татарский мир и Татарстан невозможно представить друг без друга. Решения, выработанные IV съездом Всемирного конгресса татар, стали главным ориентиром в этнокультурном развитии и консолидации татарского народа на ближайшие годы. Исполкому Всемирного конгресса татар совместно с Федеральной национально-культурной автономией татар России необходимо и дальше добиваться организационного укрепления национального движения, повышения его авторитета. Сохранение этнокультурной идентичности народа, родного языка, системы национального образования, самобытной культуры, а также воспитание молодого поколения в духе преданности традициям и обычаям предков являются основополагающими в самочувствии любой нации. Мы в наших действиях должны исходить именно из этих ценностей.
Как вы знаете, справедливое недовольство вызвало в национальных республиках исключение 309-м федеральным законом национально-регионального компонента из образовательного стандарта. По данному противоречащему Конституции Российской Федерации решению нами внесены соответствующие предложения Президенту и в Государственную Думу Российской Федерации об отмене данной поправки, в чем нас поддержал 21 субъект федерации. Есть основания полагать, что разум восторжествует и вопрос будет решен. Будучи уверенным в сохранении национального компонента в образовательных программах нашей республики, я в то же время считаю возможным нам и самим оптимизировать преподавание отдельных предметов и их объемы.
Хочу подчеркнуть: для нас также является очень важным сохранение изучения родного языка во всей образовательной системе многонациональной Российской Федерации.

***

В стране началась подготовка к Всероссийской переписи населения 2010 года. Республиканским органам следует активно включиться в эту работу. Отмечу лишь, что стремление к получению объективных данных о социально-демографическом и этническом положении должно не разъединять, а, напротив, объединять людей.
В республике накоплен достаточно большой опыт государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, который хорошо известен и признан за её пределами.
Примечательно, что продолжает расти интерес к духовно-нравственному потенциалу религии, происходит становление религиозных организаций как активных участников развития гражданского общества. Такое сотрудничество нужно только приветствовать.
Повышенное внимание в последнее время уделяется религиозному образованию. Активно возрождаются различные типы учреждений. При этом важно, что высшие религиозные учебные заведения ведут подготовку не только по стандартам религиозного образования, но и по светским предметам и специальностям.
Учитывая непрекращающиеся попытки проникновения на территорию республики чуждых нам религиозных воззрений и течений, важно осознать, что именно традиционное религиозное образование становится самым эффективным противоядием от экстремизма. Именно профилактические, просветительские цели преследует принятая Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2009 – 2011 годы, реализация которой потребует консолидации усилий как государственных, так и общественных институтов. В этом же контексте следует рассматривать и создание при Академии наук Татарстана Центра исламоведческих исследований. Вместе с тем мы вправе рассчитывать и на более последовательную и позитивную позицию в этом вопросе духовных лидеров основных конфессий Татарстана.
Определенное напряжение в обществе вызывают продолжающиеся односторонние попытки введения в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации предмета «Основы православной культуры». Это противоречит светскому характеру государства, его конституции, ведёт к нарушению единства многонационального российского народа и мирного сосуществования различных конфессий.
Как я уже неоднократно говорил, наш осознанный выбор - преподавание интегрированного курса «История религий». Результаты эксперимента показали, что это является адекватным ответом на вполне естественный рост общественного интереса к религии.

***

Активное развитие в республике средств массовой информации, представляющих собой один из наиболее действенных институтов современности, позволяет соответствовать самому широкому спектру интересов татарстанцев. Уходящий год во многом стал переломным для отрасли средств массовой информации. Акционирование государственных СМИ и создание ОАО «Татмедиа» дали возможность повысить конкурентоспособность и информационную привлекательность местных изданий и телеканалов.
Важную роль в формировании положительного имиджа и повышении инвестиционной привлекательности республики играет сотрудничество с ведущими российскими информационными агентствами: «Интерфакс», ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и другими. С учетом подготовки к проведению Универсиады 2013 года необходимо и далее активно расширять рамки сотрудничества, в том числе с привлечением крупных зарубежных средств массовой информации.
Создавая и поддерживая многоязычные и популярные ресурсы о Татарстане (информационное агентство «Татар-информ», официальный сервер Республики Татарстан «Татар.ру», система «Электронное Правительство»), мы получаем инструменты формирования общественного мнения и продвижения наших позиций в мировом информационном пространстве. При этом следует усилить целенаправленную работу по масштабному вхождению Татарстана в глобальную сеть Интернет, придавая особое внимание развитию ее татарского сегмента, поскольку это один из эффективных каналов связи татарской диаспоры с исторической родиной.
Неоправданно долго решаются отдельные проблемы национального книгоиздания, о чем я уже высказывался. Необходимо, не полагаясь только на государство, находить более действенные механизмы доступности национальной книги для читателей, в том числе проживающих и за пределами республики.
Повышенного внимания заслуживает развитие татарстанских телерадиокомпаний ТНВ и ГТРК «Татарстан». Необходимо продолжить работу по расширению географии приема спутникового телеканала ТНВ и, что также очень важно, по содержательному наполнению программ телеканалов.
Заслуживает поддержки продолжающаяся работа ГТРК «Татарстан» по открытию федеральных корреспондентских пунктов и запуску собственных программ на российских каналах «Вести», «Культура» и «Спорт» с вещанием на территории Республики Татарстан.
Большим подспорьем в общении с молодежью должно стать создание нового республиканского детского телеканала ТНВ, на развитие которого мы предусматриваем бюджетные средства.
В связи с началом внедрения в республике цифрового телевещания, нам важно не растерять развивающееся местное телевидение. Необходимо своевременно начать модернизацию республиканских и городских телеканалов для их включения в цифровой пакет вещания.

Уважаемые депутаты!

Совсем немного времени остается до 65-летнего юбилея Великой Победы. С каждым годом все меньше остается живых участников этой величайшей из войн всемирной истории. Одобрена республиканская программа подготовки юбилейных мероприятий. Считаю одним из главных приоритетов в деятельности всех уровней власти - суметь охватить истинной заботой всех ветеранов войны и тыла.
У юбилея Победы есть и другая важнейшая сторона. Великая Отечественная война является историческим событием, которое консолидирует наше динамично меняющееся общество. Победа – это школа патриотизма, источник гордости и социального оптимизма. Широкое распространение исторической правды о войне, о вкладе нашей республики в Великую Победу следует рассматривать и дальше как важную политическую задачу.

***

Нынешний год, объявленный в Татарстане Годом семьи, способствовал лучшему пониманию важности стоящей перед обществом и государством задачи возрождения, сохранения и укрепления духовных семейных традиций. Программа года получилась по-настоящему содержательной и насыщенной. Я хочу поблагодарить всех её участников.
Нельзя не отметить душевный порыв жителей республики, принимающих активное участие в жизнеустройстве детей-сирот. Под опекой (попечительством) сегодня воспитываются около шести тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют более тысячи приемных семей, в которых воспитываются около двух тысяч приемных детей.
Важно и впредь уделять самое пристальное внимание вопросам совершенствования всей системы поддержки семей, продолжать многогранную работу, начатую в Год семьи. На это нацелена разработанная Правительством Комплексная программа демографического развития Татарстана до 2010 года и на перспективу до 2030 года.
Пропаганда в республике культа семьи, возрождение и укрепление семейных традиций должны получить достойное продолжение и в 2009 году, объявленном нами Годом спорта и здорового образа жизни. Его задачами должны также стать воспроизводство здорового населения, продление активного долголетия татарстанцев, развитие семейного спорта, создание здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в республике в целом.
Развивая массовую физическую культуру и спорт высших достижений, тем более в преддверии Универсиады 2013 года, нам также необходимо формировать стремление к высоким результатам и победам, позиционировать Россию как великую спортивную державу, а Татарстан - как признанный центр спортивной России.
Только за 2006-2008 гг. пять команд республики стали чемпионами Российской Федерации: «Ак Барс» (хоккей) – 1998 г., 2006 г.; «Динамо» (хоккей на траве) ежегодно с 2003 по 2008 гг.; «Синтез» (водное поло) – 2007 г.; «Динамо-Таттрансгаз» (волейбол) – 2007 г.; «Уникс» (баскетбол) - обладатель кубка России. И вот впервые в истории спорта Татарстана, «Рубин» стал чемпионом России и вышел в Лигу европейских чемпионов по футболу. От всей души поздравляю всех нас с этой великолепной победой! Несколько лет назад нам сказали бы «размечтались»… Да, размечтались. И сделали!
В связи с тем что 2009 год в России объявлен Годом молодежи, нам предоставляется хорошая возможность расширить цели и задачи республиканского Года спорта и здорового образа жизни и, несомненно, добиться хорошего синергетического эффекта в деле формирования всесторонне здорового поколения татарстанцев.

Уважаемые депутаты!

Теперь позвольте остановиться на приоритетах социальной политики. В этой самой чувствительной сфере главной целью было и остается постоянное повышение качества жизни населения. Это емкое понятие вбирает в себя состояние социальной сферы – доходы граждан, качество образования, здравоохранения, культуры, экологии, обеспечение безопасности и правозащиты. Для нас крайне важно, чтобы достигнутый экономический рост адекватно сказывался на социальном самочувствии татарстанцев.
Ежегодный рост, за последние пять лет, объемов валового регионального продукта в среднем на 7-8% положительно сказался на уровне доходов. Реальная заработная плата с учетом инфляции за 9 месяцев текущего года увеличилась на 14%. Среднемесячная зарплата составила 14 тысяч 548 рублей, а за сентябрь – 15 тысяч 530 рублей. Причем у менее обеспеченной категории людей рост реальных доходов составил свыше 16%. Надо бы и больше. Этому способствовала и работа комиссии по повышению качества жизни и легализации доходов. Количество предприятий, имеющих заработную плату ниже величины минимального потребительского бюджета, сократилось на треть. Подтверждается это и устойчивым ростом среднего класса, что положительно сказалось на снижении количества людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, то есть бедности. Ее уровень по РФ - 12%, по РТ - 8%. В то же время у нас до сих пор 108 тыс. из 992 тыс. пенсионеров (10,9%) получают пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера. Сейчас средний размер пенсии составляет 4 312 руб. В 2009 году в два этапа: с 1 марта и с 1 декабря предусмотрено увеличение трудовой пенсии на 37%, и в итоге она составит 5 750 руб., а социальная пенсия станет 4 176 руб.
В этом году Государственным Советом принято два важных закона: о минимальном потребительском бюджете и о потребительской корзине. Важно, что теперь законодательно определены минимальный уровень заработной платы и минимальные социальные стандарты. Ассоциации промышленных предприятий, Торгово-промышленной палате и Федерации профсоюзов через систему трехстороннего регулирования необходимо обеспечить своевременную реализацию новых правовых актов.
Продолжается последовательное повышение доходов работников бюджетной сферы. За три последних года в этой сфере заработная плата увеличилась в 2,2 раза. С 1 февраля текущего года на 14% повышены тарифные ставки, ранее Правительством республики были введены дополнительные персонифицированные выплаты. В результате заработная плата в здравоохранении составила 10111 рублей, в образовании - 8455 рублей. В целом по бюджетной сфере заработная плата увеличилась по сравнению с прошлым годом на 39% и составила 8972 рубля. В проекте бюджета 2009 года предусмотрено с 1 января повышение минимальной заработной платы бюджетников до 4330 рублей, и на 16% будет увеличен годовой фонд оплаты труда.
В целом же, в перспективе, вопрос повышения заработной платы бюджетников будет решаться через структурные изменения в этих отраслях и переход на отраслевые системы оплаты труда. Это очень кропотливая и ответственная работа. Просил бы вас, уважаемые депутаты и Кабинет Министров, еще раз взвешенно подойти к рассмотрению этого важного и беспокоящего всех нас вопроса. В условиях кризиса стоит ли нам идти на столь масштабный шаг перераспределения доходов через изменение системы оплаты труда бюджетников? Считаю, было бы целесообразным продолжить начатый эксперимент в отдельных районах, отработав все нюансы в течение 2009 года, и осуществить полный переход на новые условия с 1 января 2010 года.
Поднимая вопрос о росте денежных доходов, нельзя не затронуть беспокоящие всех нас проблемы, связанные с инфляцией. Как известно, в целях борьбы с кризисом федеральным Правительством выделены в банковскую и инвестиционную систему финансовые ресурсы – более 4 трлн. рублей. Это в совокупности с резкими колебаниями цен на энергоресурсы и сельскохозяйственную продукцию, тарифов естественных монополий повышает вероятность увеличения инфляции. Индекс потребительских цен, отсюда и уровень инфляции, по итогам 9-ти месяцев 2008 года уже составляет порядка 13%.
В этой связи Правительству республики ещё в этом году необходимо всесторонне изучить и предусмотреть возможность своевременной инфляционной адаптации основных социальных программ. Особое внимание должно быть уделено динамике стоимости услуг жилищно-коммунального комплекса. Правительству республики и руководителям муниципальных образований необходимо взять под особый контроль общий рост тарифов на коммунальные услуги для людей с невысокими доходами, чтобы он не превышал уровня инфляции. Очень важно, чтобы такие семьи своевременно получали полагающиеся им субсидии на услуги ЖКХ и оплату жилья. Серьезно беспокоит население вопрос справедливого распределения общедомовых расходов на электрическую энергию. К сожалению, на сегодня федеральные нормативно-правовые акты таковы, что добросовестный плательщик, установивший прибор учета, вынужден нести повышенную нагрузку по сравнению с соседями, у которых нет счетчика. На днях я официально обратился в Правительство Российской Федерации, чтобы как можно скорее устранить такой перекос.
Задачи в области образования. В своём Послании Д.А.Медведев особое внимание обратил на школьное образование как первооснову для индивидуального успеха и долгосрочного развития страны. Поставлена задача, чтобы Учитель стал уважаемой фигурой в обществе, а школы должны быть привлекательными, как по содержанию, так и по форме. Учитывая, что образовательной системе мы всегда уделяли особое внимание, не сомневаюсь, что новые задачи в этой сфере Татарстану под силу. В Казани уже построена 177-я школа – школа будущего, с деятельностью которой обязательно ознакомятся участники августовской конференции в 2009 году.
Хотел бы обратить ваше внимание на важность усиления языковой подготовки. Министерству образования и науки, совместно с руководителями районов, городов, необходимо не на словах, а конкретно во всех дошкольных образовательных учреждениях организовать результативное обучение детей родному языку (татарскому и русскому) и по возможности английскому. Нельзя упускать «золотой» период в становлении детей, когда они особенно восприимчивы к познанию языка.
В области высшего образования под научно-методическим руководством Академии наук республики мы могли бы сконцентрировать свои усилия на реализации пилотного проекта, интегрирующего основные элементы образовательного, научно-исследовательского процесса в инновационную инфраструктуру, и создать Федеральный университет - новую модель образовательного учреждения. Его ядром, на наш взгляд, должен стать Казанский государственный университет. При этом необходимо сохранить мощный научно-образовательный потенциал остальных вузов. Осуществляемая в республике система взаимоувязки школьного, среднеспециального и высшего образования должна ещё больше усиливаться и реально интегрироваться с производством.
Много проблем накопилось и в сфере коммерциализации образования, особенно в высшей школе. В республике растет дифференциация платы за обучение. Министерству образования и науки, Совету ректоров вузов необходимо разобраться в этом и обеспечить доступность образовательных услуг через механизмы ограничения. Плата за обучение должна быть разумной, полагаю, она будет иметь тенденцию к снижению. И она должна соответствовать качеству и рейтингу образовательного учреждения.
Не удается искоренить также ставшие притчей во языцех поборы и взятки в образовательных учреждениях.
В каждом вузе имеются кафедры экономики и менеджмента, я просил бы ректоров, особенно в условиях финансового кризиса: проявите себя, покажите, насколько вы успешные управленцы. Должен заметить: когда весь мир, в том числе и российские финансисты, экономисты, политики обсуждают причины и пути выхода из кризиса, мы не получили пока ни от одного вуза республики какого-либо анализа или заслуживающего внимания предложения.

***

Несмотря на сложности последних лет, в республике всегда бережно относились к системе здравоохранения. Нам удалось сохранить высокие показатели доступности медицинской помощи, укрепить сельское здравоохранение, развить специализированные и высокотехнологичные направления, такие как кардиохирургия, нейрохирургия, эндопротезирование, онкология. На эти цели в последние три года дополнительно направлено 6,8 млрд. рублей.
Одним из подтверждений правильности выбранного пути является то, что совокупные показатели деятельности системы здравоохранения республики являются одними из лучших в Российской Федерации. Важнейший из них, младенческая смертность, впервые достиг наименьшего значения и составил 6,2 на 1000 родившихся живыми по итогам 8 месяцев 2008г. (в Российской Федерации – 9,4, по Приволжскому федеральному округу – 8,9). За этот же период на 8,6% возросла рождаемость - 11,4 родившихся на 1000 человек населения. Несколько выросла в республике средняя продолжительность жизни: мужчин до 63,2 года (РФ - 61,4), женщин до 75,9 лет (РФ -73,9).
Министерству здравоохранения республики следует поднять эффективность деятельности медучреждений, направленной на снижение сосудистых и онкологических заболеваний, последствий травматизма, особенно вследствие ДТП. Пожалуй, сегодня эти сферы вызывают у всех наибольшую озабоченность. Я должен ещё раз подтвердить: несмотря на всю предполагаемую сложность с доходами бюджета на 2009 год, все намеченное, особенно в части охвата всей территории республики высокотехнологичной медициной, будет реализовано.

***

По-прежнему одним из важнейших приоритетов государственной социальной политики остается обеспечение доступности приобретения жилья. Прогноз ввода жилья на 2008 г. по республике выполняется, будет сдано 2160 тыс.кв.м, или 0,6 кв.м на одного жителя. Предварительно по стране ожидается снижение ввода жилья примерно на 30%. По объемам строительства Татарстан сейчас занимает одно из лидирующих мест в Российской Федерации.
В этом году начата беспрецедентная Программа капитального ремонта многоквартирных домов, по которой предусмотрено отремонтировать более двух тысяч домов общей площадью 7,8 млн.кв.м и таким образом улучшить жилищные условия более 370 тысяч человек. На эти цели направлено более 4 млрд. рублей. Понимая важность этой проблемы для населения, мы внесли предложение в Минрегионразвития об удвоении объемов капитального ремонта жилья на 2009 год на основе паритетного финансирования, доведя их годовой объем до 9 млрд.рублей.
В условиях ожидаемого в 2009 году по стране снижения объемов строительства жилья, нам необходимо проанализировать всю «незавершёнку», продумать формы поддержки заказчиков, строителей и предприятий стройиндустрии.
Решающую роль в обеспечении остронуждающихся жильем играет республиканская Программа социальной ипотеки. В настоящее время это пока самый эффективный инструмент, обеспечивающий доступность по срокам и стоимости жилья.
В текущем году по этой программе ожидается сдача 11 тыс. квартир, в 2009 году планируется ввод не менее 800 тыс. кв.м жилья, что составит порядка 40% всего планируемого ввода жилья.
Выражая в очередной раз благодарность инвесторам Государственного жилищного фонда – нашим товаропроизводителям, хочу выразить уверенность, что в наступающем, вы знаете, непростом году, даже случайно не останется ни одного юридического лица, не принимающего участия в этом благородном, взаимовыгодном, уникальном проекте. Мы его продолжим с ещё большими усилиями.
Чтобы в очередной раз не возникло проблемы с дольщиками, Правительством Российской Федерации в настоящее время разрабатывается ряд мер, вплоть до выкупа в государственную собственность части жилья. В то же время в сложившейся ситуации у некоторых недобросовестных руководителей строительных компаний, застройщиков и посредников появляется нездоровое желание перенести свои просчеты на финансовый кризис, на федеральный и местный бюджеты и проигнорировать законные интересы дольщиков. С тем чтобы не допустить подобного развития событий, Правительство совместно с главами муниципальных образований обязано принять действенные упреждающие меры. У Инспекции государственного строительного надзора и Государственной жилищной инспекции для этого также достаточно полномочий, главное - надо проявить характер. Наши граждане должны иметь полную информацию обо всех строящихся объектах, о недобросовестных компаниях, об их учредителях и руководителях. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Государственному жилищному фонду необходимо активно включиться в работу с федеральными органами по выкупу проблемного недостроенного жилья по ценам татарстанской соципотеки.

***

Обустройство территории республики и приоритетное развитие сельского хозяйства у нас рассматривается как единая задача. Она является категорией не только экономической, но и социальной. Благодаря развитому агропромышленному комплексу, профессионализму его тружеников мы имеем достаточно высокий «запас прочности», который позволит нам даже из кризисных ситуаций выходить с минимальными потерями, меньшей инфляцией, более дешевой потребительской корзиной. Она у нас сегодня самая дешёвая в стране.
По стоимости валовой сельхозпродукции Татарстан вышел среди регионов Российской Федерации на второе место, ожидаемый ее объем в 2008 году – свыше 115 млрд. рублей. Республика вышла на стабильное производство 5 млн.тонн зерна в год, а в текущем году его валовой сбор превысил 6,2 млн.тонн. Произведено также около 2 млн.тонн сахарной свеклы и 1,8 млн.тонн картофеля. Будет произведено 380 тыс.тонн мяса, 1,8 млн.тонн молока. В 2008 году надой молока на корову достигнет 4500 кг. Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве за три года составили 60 млрд. руб.
Основная масса инвестиций приходится на долю компаний «ВАМИН», ОАО «Красный Восток Агро», ЗАО «ХК «Золотой Колос», ЗАО «Агросила групп» и ряд других. Главное сейчас Правительству, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, руководителям компаний суметь воспользоваться мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации в части поддержки АПК. Ситуация с кредитными ресурсами и обслуживанием ранее взятых кредитов сегодня очень непростая. Министерство сельского хозяйства и продовольствия, главы муниципальных районов в 2009 году должны настроиться на минимальную поддержку АПК из бюджета республики.
Развитие в 2009 году, особенно животноводства, должно базироваться на кормах текущего года. Поэтому отношение к запасам зерна должно быть самым рачительным. В условиях кризиса главное - сохранить животноводство.

***

Начиная с 2008 года нашим инфраструктурным приоритетом является строительство автомобильных дорог. Они имеют стратегическое значение как основа обеспечения качества жизни, доступности социальных услуг и роста экономики. Мы уже почувствовали, как меняется настроение наших сельчан, да и горожан тоже.
Я должен заранее предупредить Министерство транспорта и дорожного хозяйства, глав муниципальных районов и городов, что финансирование строительства дорог и благоустройства будет вестись строго в рамках средств, предусмотренных бюджетом на 2009 год, но не более. Никакие дополнительные просьбы рассматриваться не будут.

Уважаемые депутаты!

Анализ показывает, что у нас пока, подчёркиваю пока, нет веских оснований для пересмотра намеченных прогнозов: в основном устойчиво работают предприятия, принимаются меры по повышению ликвидности банковской сферы. В то же время сегодня мы являемся свидетелями заметного снижения капитализации предприятий, появления определённой тревоги в основных секторах российской экономики. Отдельные крупные предприятия страны, в том числе и у нас, уже сталкиваются с заметным сокращением спроса.
Как вам известно, на протяжении последних лет социально-экономическое развитие республики происходило более быстрыми темпами, чем по Российской Федерации в целом. Положительными ожидаются основные итоги развития и в текущем году. Объем валового регионального продукта в сопоставимых ценах вырастет, по предварительной оценке, на 8% к уровню 2007 года (в РФ – 7,8%), промышленное производство – на 7,5%, в среднем по Российской Федерации ожидается 5,2%. Центром тяжести роста промышленности постепенно становятся обрабатывающие производства. Их доля в структуре промышленного производства ныне составляет 62%, а темпы роста - свыше 16%. Вклад высокотехнологичных секторов в экономический рост становится определяющим.
Наблюдаемый в последние годы экономический подъем был бы невозможен без адекватного притока инвестиций в экономику республики. Инвестиционная составляющая по отношению к валовому региональному продукту за последние три года возросла до 28,4%, по стране - 21,2%. За этот период иностранные инвестиции возросли в 3,5 раза и составили 1,68 млрд.долларов США. По итогам 2007 года Республика Татарстан заняла шестое место среди субъектов Российской Федерации по объему инвестиций в основной капитал.
Позитивным в этом году является то, что наконец удалось переломить тенденцию снижения доли добавленной стоимости в выпуске товаров и услуг предприятий. Темп ее роста составил 10,4% в сопоставимых ценах. Это основа для формирования финансовой базы роста доходов населения и реализации социальных программ.
Резервом роста добавленной стоимости является импортозамещение. Несмотря на благоприятную структуру внешнеторгового оборота, непропорциональный рост (более 40%) и структура импорта являются потенциальными угрозами. Прежде всего это касается машиностроения – инертность в этой отрасли имеется как субъективная, так и объективная. Не упрощая путей к освоению новых разработок и изделий, хочу сказать, что нам надо смелее взяться за масштабные проекты. Кризис кризисом, но надо думать и о завтрашнем дне. Так, например, у «Газпрома» есть потребность в газоперекачивающих агрегатах большей мощности (свыше 25 мегаватт), с большим КПД и с лучшими экологическими характеристиками. Такие заказы являются архиперспективными со всех точек зрения. Это устойчивый, платежеспособный заказчик и высочайший уровень технологий.
Наши ОАО «КМПО», «Казанькомпрессормаш» и ряд других предприятий, соответствующие федеральные и татарстанские НИИ должны взяться за разработку и освоение таких изделий. В достижении этой цели Правительство республики всецело будет сотрудничать с вами.
У Объединенной авиастроительной корпорации, у ОАО «Газпром» есть потребности в полимерных и композитных материалах для изготовления деталей самолетов, у газовиков - для защиты газопроводов от коррозии. В настоящее время они закупают их за рубежом. Я привел отдельные фрагменты наших возможностей, и при правильно сформулированной задаче и умелой мобилизации, прежде всего самих себя, мы можем сделать очень многое.
По-новому, исходя из перспектив авторынка, смогли бы перестроить свою деятельность акционерные общества «Электроприбор», «Радиоприбор» и ряд других. Пока ещё импорт товаров потребительского спроса растет из года в год более быстрыми темпами. Если взять ввозимые в республику продовольственные и непродовольственные товары, подчёркиваю - только по перечню входящих в состав минимального потребительского бюджета - то их объем в годовом исчислении составляет соответственно порядка 50 млрд. и 70 млрд. рублей.
Трудно понять, как, имея в республике круглый год в достатке цельную молочную продукцию собственного производства, на прилавках наших магазинов обнаружены продукты сухого молока, из Китая, Южной Кореи и Таиланда, содержащие вредный для здоровья человека меламин - химикат. Разве можно мириться с подобными фактами, имея Министерство промышленности и торговли и территориальные контролирующие органы?
Правительству необходимо также изменить порядок формирования госзаказа, системы закупок для госнужд и обеспечить приоритет изделиям собственных товаропроизводителей. Тем более и на федеральном уровне сейчас заговорили о необходимости изменения условий госзакупок. С 2009 года государство планирует увеличить разностороннюю финансовую поддержку малого бизнеса. Используя эти подходы, мы обязаны поддержать наш малый и средний бизнес. Этот сигнал бизнес должен услышать. Доказано и нашей практикой, что этот сектор обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на запросы рынка. Темп роста малых предприятий по сравнению с прошлым годом составил 12%. Наблюдается и тенденция увеличения численности, в этой сфере сегодня занято более 300 тыс. человек. По итогам полугодия текущего года доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте республики составила порядка 25% (21% - малый бизнес, 4% - средний). Несмотря на принятые на Съезде предпринимателей решения, с которыми мы, представители органов власти, согласились, медленно снижается уровень административных барьеров. Как и ранее, они ещё достаточно высоки, особенно при регистрации субъектов предпринимательской деятельности, получении земельных участков, разрешении на строительство, приобретении объектов недвижимости из муниципальной собственности или в аренду, подключении к объектам электро-, тепло-, водо- и газоснабжения и в ряде других сфер.
По-прежнему высока нагрузка на хозяйствующие субъекты от нескоординированной работы проверяющих органов. Так, только за 1 полугодие 2008 года было проведено 22 тысячи выездных проверок юридических лиц и 7300 проверок индивидуальных предпринимателей (что выше, чем за 1 полугодие 2007 года на 12,3% и 10,7% соответственно). Более 90% всех проверок приходится на долю шести контролирующих организаций: Главного управления ветеринарии – 34,4%, Государственной жилищной инспекции – 26,5%, Госалкогольной инспекции – 12,4%, Государственной инспекции труда – 7,9%, Министерства экологии и природных ресурсов – 7,7%, Инспекции государственного строительного надзора – 6,9%.
Кабинету Министров необходимо оперативно, в рамках Федерального законодательства, принять необходимые нормативные акты, направленные на отмену избыточных разрешительных документов и проверок. Прокуратуре республики следует более принципиально и оперативно обеспечивать исполнение принятых законодательных актов в этой сфере. Тем более в настоящее время готовятся новые законопроекты в поддержку бизнеса. И самим надзорным органам необходимо учесть, что в условиях влияния кризиса хозяйствующим субъектам далеко не просто.
Нам также не удалось до конца навести порядок с процессом финансового оздоровления предприятий. В результате процедура банкротства, как правило, заканчивается ликвидацией организаций и реализацией имущества. В большинстве случаев арбитражные управляющие не справляются со своими задачами. Только в текущем году в соответствующие органы на них направлен 151 материал по их деяниям. В нынешней ситуации появилось много желающих списать свои личные проблемы и непрофессионализм на кризис. А речь идёт о судьбе более 1100 организаций разной величины. Кабинету Министров совместно с федеральными территориальными органами необходимо находить более действенные механизмы воздействия на судьбу таких предприятий. Исходя из большей целесообразности, надо делать все возможное для их реабилитации, а не доводить «до смерти».

***

Озвученный нами принцип кластерного развития должен стать нормой развития промышленности. В экономике республики завершается формирование трех кластеров: нефтехимического, автомобильного и энергетического. За последние годы темпы развития данных кластеров и их роль в экономике республики уже возросли. Так, если предприятия нефтехимического кластера занимали в структуре промышленности ранее порядка 20%, то по итогам 2007 года их доля составила 27%.
Снижение в текущем году темпов добычи нефти по стране и упущенная возможность по пополнению её запасов свидетельствуют о безошибочности стратегии объединения «Татнефть», его институтов, «Татгеофизики» по стабилизации добычи нефти на длительный период. И на самом старом месторождении в стране. Молодцы!
Ближайшие два-три года подтвердят также безальтернативность выбранного ОАО «Татнефть» пути по строительству современного нефтехимического комплекса «ТАНЕКО». Наш выбор по созданию малых нефтяных компаний также оказался беспроигрышным, я бы сказал, перспективным. Вы знаете, на днях Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин поставил задачу развивать малый нефтяной бизнес. Очень важная задача на текущий момент – разработать жёсткие меры по уменьшению эксплуатационных затрат по нефтедобыче, чтобы не допускать нерентабельности отдельных скважин на фоне неустойчивости цен на нефть. Мы с вами это уже проходили.
За последние годы реализованы важнейшие проекты в ОАО «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез». Главная задача руководителей этих компаний и их менеджмента - не снижать эффективности этих производств, обеспечивая своевременное обслуживание привлекаемых кредитов. Для нас также очень важно скорейшее освоение ОАО «Нижнекамскшина» новых моделей грузовых шин для комплектации автомобилей «КамАЗ». Считаю недопустимым, имея у себя все реальные возможности, завозить шины из-за пределов республики.
Предприятия автомобильного кластера также увеличили свою долю в промышленном производстве до 15%. В этом году ожидается производство 55 тысяч грузовых и 51 тысячи легковых автомобилей. Общий рост оценивается порядка 15%. На сегодняшний день в республике наряду с грузовыми машинами имеются все условия для производства полной линейки и легковых автомобилей. Локализация производства, создание сильной компонентной базы для нашей промышленности – задача безотлагательная. Ядром автомобильного кластера являются ОАО «КамАЗ» и ОАО «Соллерс» («Северсталь-авто»).
Больше всего потенциальных угроз, связанных с кризисом, возможно в машиностроении, в частности в автомобилестроении, так как рынок этих товаров весьма чувствителен к изменениям покупательского спроса.
Предпринимаемые в эти дни усилия администрации ОАО «КамАЗ» дают повод надеяться, что акционерное общество удачно вырулит из этого лабиринта проблем. Тут важны согласованные действия руководства г.Набережные Челны и ОАО «КамАЗ», чтобы защитить интересы горожан, немалая часть которых связала свою судьбу с автогигантом.
Энергетическая отрасль для нас является системообразующей. От эффективности ее работы во многом зависит и благосостояние населения и конкурентоспособность промышленных предприятий. В этой ситуации нам нужна взаимозаинтересованность промышленников и энергетиков. Чтобы обеспечить запланированные на предстоящий трехлетний период темпы роста татарстанской экономики, мягко выражаясь, нежелателен переход крупных товаропроизводителей на внешние энергоисточники. Отсюда важное значение приобретают стратегия развития всего республиканского энергокомлекса и разумно выстроенная тарифная политика. В этой связи Министерству промышленности и торговли, ОАО «Татэнерго», Комитету по тарифам и Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства совместно с органами местного самоуправления необходимо в первом квартале 2009 года проработать программу действий по энергоснабжению на три предстоящих года, включая и нужды жилищно-коммунального хозяйства.
В вопросах, касающихся теплоэнергоснабжения, мы не можем допустить эгоизма хозяйствующих субъектов любой величины.

***

В последние два месяца мы с вами особо остро почувствовали роль банковской системы в обеспечении или необеспечении финансовой и экономической стабильности государства, одновременно убеждаясь, насколько велика роль и самого государства в управлении финансами.
Республика Татарстан по-прежнему сохраняет лидирующее положение как по общему количеству кредитных организаций, так и по числу банков с зарегистрированным уставным капиталом не менее 150 млн. рублей.
С начала года банками выдано кредитов на сумму 426 млрд.рублей, в том числе только ипотечных кредитов выдано на сумму 7,3 млрд.рублей. Определённые проблемы с ликвидностью банков начались на фоне американского финансового кризиса и запоздалой реакции на это федеральных банковско-финансовых структур. Не обошлось и без подогрева ситуации со стороны СМИ. Против отдельных банков, и в нашей республике тоже, была осуществлена информационная агрессия с целью подрыва доверия их вкладчиков. В результате произошёл временный отток вкладов, который привёл к уменьшению средств физических лиц банков на 7%. Благодаря мерам, принятым Правительством России и Центробанком, в настоящее время обстановка несколько нормализовалась. Сейчас перед населением встали проблемы хранения и вложения изъятых средств. В этой ситуации банки должны доказать свою надёжность и в долгосрочном плане. В ходе начавшегося мирового финансового кризиса Правительство и Центральный банк выделили нескольким ведущим банкам страны средства для рефинансирования других состоятельных банков. Из-за отсутствия чётких регламентов по распределению этих средств, получив от государства кредиты менее чем под 8%, эти банки выделяют их другим банкам по недопустимо высоким межбанковским процентам, а те в свою очередь реальной экономике предлагают кредиты по ставке 18-20%. Руководители предприятий, среднего и малого бизнеса справедливо недоумевают. Тем не менее, из-за таких неурядиц кризис всё больше поражает экономику. На днях Премьер-министр В.В.Путин заявил, что Правительство не допустит использования ликвидности, предоставленной банкам, для извлечения сверхприбылей. Банки должны направить эти средства для кредитования экономики по нормальным рыночным ставкам. Тут дорог каждый час, хотелось бы, чтобы в стране было восстановлено доступное кредитование экономики.
Для повышения ликвидности крупными банками республики на беззалоговых аукционах приобретено 21 млрд.руб. краткосрочных кредитов под 12-13%. Пятью банками получены кредиты Центрального банка Российской Федерации под залог в сумме – 5 млрд.руб. (9% годовых), на стадии оформления ещё пять генеральных кредитных соглашений. За счет снижения нормативов резервирования Банком России возвращено 10 млрд.рублей средств нашим банкам. С учётом этих средств наши банки получили около 40 млрд.руб.
Потребность в кредитах для нашей экономики большая – работу надо продолжать по всем направлениям. В этих условиях Правительству и Национальному банку необходимо постоянно мониторить ситуацию, создать необходимые условия по обеспечению доступности поступающих банкам кредитно-финансовых средств для реального сектора, одновременно проводить работу по повышению привлекательности вкладов для физических и юридических лиц.

Уважаемые депутаты!

Заканчивается трехлетний период с начала реализации реформы местного самоуправления, когда органы местного самоуправления прошли нелёгкий путь в самостоятельности принятия решений, учатся нести груз ответственности за социально-экономическое развитие своих территорий. За это время более половины муниципальных районов стали самодостаточными. К 2010 году число таких районов должно возрасти до тридцати, а к 2015 году таких муниципальных образований должно быть не менее 75% от их количества. В связи с этим на первый план выходит укрепление органов местного самоуправления квалифицированными кадрами.

***

Социально ответственное государство начинается с уважительного и заботливого отношения государственных и муниципальных служащих к людям, обращающимся к ним за услугами, оказываемыми органами власти. Работники соответствующих госорганов должны понимать, что их труд оплачивается из кармана налогоплательщиков, поэтому люди должны обслуживаться самым достойным образом. Вообще, скорость предоставления качественных государственных услуг следует признать главным в оценке деятельности госслужащих.
Как определил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, проблема коррупции является одной из наиболее серьезных проблем современного общества, тормозящих общественное развитие и экономический рост. Наша республика является пилотным регионом, где коррупции противопоставлены законодательные и системные меры. Как показывает практика, больше всего злоупотреблений связано с незаконным расходованием бюджетных средств, распоряжением землей и имуществом.
К сожалению, за подобные нарушения уже привлечены к уголовной ответственности 8 глав муниципальных образований и их заместители. Нет заметного снижения экономических преступлений в целом. За 9 месяцев текущего года совершено только тяжких, в особо крупном размере, более 1700 экономических преступлений, из них 578 – коррупционной направленности. Правоохранительным органам есть над чем задуматься. Достаточно ли у вас сил и квалификации для усиления борьбы с этим злом? Скоро будет принят и пакет федеральных законов – нужно усилиться, а главное – решительно наступать!

Уважаемые депутаты!

Мы должны осознать, что в условиях кризиса всегда больше всего страдают наиболее развитые регионы. Это наглядно и на нашем примере. Не говоря о снижении цен на нефть, мы, как республика с огромным объёмом экспорта нефтехимической и машиностроительной продукции, очень многое можем потерять от снижения темпов мировой экономики. Реализуя крупные инвестиционные проекты, мы используем многомиллиардные кредиты мировых и отечественных банков.
Безусловно, наши крупные компании и Правительство республики совместно с федеральным центром принимают все меры по смягчению возможных последствий.
Наряду с этим, я хотел бы сказать, чтобы и депутатский корпус, и руководители министерств и ведомств, главы муниципальных районов и городов прониклись серьёзностью происходящего. Могу заранее заявить: нужна во всем экономия, никаких перерасходов средств бюджетов всех уровней. Прошу Счетную Палату республики взять этот вопрос под особый контроль. Также необходимо приостанавливать и не начинать строительство новых объектов без острой необходимости. Каждый запрашиваемый объект будет изучаться, и решения по ним будут приниматься Премьер-министром или по его представлению Президентом республики. Сроки реализации ранее принятых Госсоветом и Правительством программ могут быть перенесены, исходя из финансовых возможностей. По мере развития финансовой ситуации и исполнения бюджета за первое полугодие 2009 года, я не исключаю появления предложения от Президента республики по корректировке отдельных показателей развития.

Хөрмәтле депутатлар!
Уважаемые депутаты!

Задачи, стоящие перед нами, действительно требуют самой серьезной концентрации. Условия экономического кризиса таковы, что Татарстан должен продемонстрировать не только гибкость и умение поддерживать достигнутый уровень жизни своих граждан, но и способность адекватно и эффективно реагировать на вызовы современного мира. Я уверен, что у нас всё получится, потому что мы образованны, трудолюбивы и едины. Без белемле, эшчән һәм бердәм! Мы можем – Без булдырабыз.
Благодарю Вас за внимание!
Игътибарыгыз өчен рәхмәт!


12 ноября 2008 г.