Выступления, интервью


Современное информационное образование в человеческом измерении

Выступление Президента РТ М.Ш.Шаймиева на республиканской августовской конференции руководителей органов управления образованием районов и городов РТ 24 августа 2001 года в Альметьевске



Хэрмэтле конференциядэ катнашучылар!

Уважаемые участники конференции!

В последние годы для нас стало доброй традицией встречаться на августовских конференциях руководителей системы образования республики. Конечно, это не случайно. Ведь все мы хорошо понимаем, что в современном мире качественное, отвечающее потребностям общественного развития образование представляет собой главное условие успеха любого цивилизованного государства. Забывать об этом - значит закрывать глаза на будущее своего народа, что непростительно для руководителя любого ранга. Отрадно, что в настоящее время данное обстоятельство находит понимание в органах государственной власти всех уровней.

Примечательно и наше давнее плодотворное сотрудничество с Министерством образования Российской Федерации. Буквально на днях у меня состоялось два разговора с его главой Владимиром Михайловичем Филипповым, во время которых мы обменялись соображениями о перспективах развития высшего образования и проблемах эффективного функционирования научных школ, о позитивном опыте Татарстана. А сегодня мы искренне рады приветствовать на нашем представительном форуме заместителя министра образования России Юрия Васильевича Коврижных.

29 августа текущего года на заседании Государственного Совета Российской Федерации под руководством Президента Владимира Владимировича Путина пройдет обсуждение актуальных аспектов развития отечественной системы образования, приобретающих сегодня поистине стратегическое значение. Мне предложено на нем выступить. Думаю, что это свидетельствует о признании на общефедеральном уровне образовательных инициатив Татарстана, уже значительное время успешно реализующихся в нашей республике.

Нынешняя республиканская конференция впервые проходит в новом - двадцать первом - веке. И глубоко символично, что посвящена она развитию информационного образования, без наличия которого невозможно представить себе человека будущего. В настоящее время не только в государственных структурах, но и во всем российском обществе окончательно созрело понимание того, что само содержание как школьного, так и вузовского образования требует серьезной модернизации. Путь, пройденный нашим государством за последние десять лет, несмотря на очевидные трудности, явился настоящим прорывом от тоталитаризма к демократии, от технической отсталости к использованию современнейших достижений мировой науки.

Татарстан, все это время следовавший в авангарде революционных общероссийских преобразований, добился заметных успехов в экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности. Нам удалось не только сохранить, но и приумножить свой промышленный и сельскохозяйственный потенциал, добиться политической и национально-религиозной стабильности. В настоящее время все наши усилия направлены на то, чтобы способствовать духовному и физическому оздоровлению граждан республики. Вклад Татарстана в дело строительства новой свободной федерации признан сегодня как в самой России, так и за ее пределами.

Нынешняя Российская Федерация стала открытой страной, создающей рыночную экономику, правовое государство и гражданское общество, в которой первостепенное место отводится человеку. Все мы становимся свидетелями того, как этот процесс приобретает, хотя и не так просто, необратимый характер. Иначе и не может быть, ведь происходящие у нас фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте глобального перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного общества - к обществу постиндустриальному и информационному. Эти принципиально новые тенденции уже находят свое отражение в содержании образовательного процесса, и мы от них никуда не уйдем.

Однако сознание людей меняется, к сожалению, куда медленнее, чем совершенствуется техника. Последние события, происходящие в нашей стране, со всей очевидностью показывают, что все наше дальнейшее развитие зависит не столько от технического, сколько от человеческого фактора. Мы перестали с безысходностью говорить о необходимости замены безнадежно устаревшей материально-технической базы, приступив к ее постепенной модернизации. Но, к сожалению, по-прежнему не всегда замечаем, насколько велик у нас сегодня, в том числе и в системе образования, износ "человеческого материала", как неумолимо тает профессиональный престиж тех, кто во все времена являл собой пример для подражания - воспитателей, школьных учителей и вузовских преподавателей, как отнюдь не всегда в лучшую сторону меняется нравственный облик студентов и школьников.

В одной из популярных в недавнем времени детских песен были такие строчки: "Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко". Для того чтобы это опасение не стало реальностью и будущее не обернулось для нас и наших детей бездушным технократическим кошмаром, повернуться лицом к проблемам образования должно все общество. И как бы банально это ни звучало, я не побоюсь лишний раз повторить, что во главу угла любой системы образования, в том числе и информационной, должна быть поставлена личность - личность педагога и личность обучающегося. Сегодня в Республике Татарстан проявляются те же проблемы реформирования образования, что и в целом по России. И мы, как и федеральное руководство, уверены, что определяющее значение должна иметь здесь деятельность по обеспечению равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. В столь непростой в экономическом отношении ситуации мы обязаны стремиться к установлению социально приемлемого соотношения в области оказания платных и бесплатных образовательных услуг. Не вызывает никаких сомнений, что одновременно с этим должно быть сохранено и повсеместно совершенствоваться качественное бесплатное и общедоступное общее образование.

Кроме того, принципы функционирования гражданского общества, к которому мы все стремимся, прямо указывают на то, что социальный заказ на образование не должен быть исключительно или по преимуществу государственным. В первую очередь он обязан представлять собой сумму частных интересов семей и общественных организаций как основных участников социального процесса. Общество должно быть крайне заинтересованным в том, чтобы в стране развивалось информационное образование, и принимать непосредственное участие в реформировании учебно-воспитательного процесса. Лишь тогда мы сможем говорить о его подлинном человеческом измерении.

С помощью всестороннего вовлечения в это дело представителей широкой общественности необходимо активизировать работу по таким "горячим" направлениям деятельности системы образования, как содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда, противодействие негативным социальным процессам - распространению алкоголизма, наркомании и преступности в молодежной среде, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, развивать специальное образование для лиц с ограниченными возможностями. Нужно позаботиться о создании условий для вхождения новых поколений в открытое информационное общество, оказав поддержку повсеместному использованию современных информационных технологий, компьютеризации школ и созданию единой информационной среды образования. Кроме того, следует повысить вклад образования в модернизацию экономики путем обновления содержания его фундаментальных инженерных и информационных направлений, а также подготовки кадров высшей квалификации.

Многое для реформирования системы образования в Татарстане уже сделано, но еще больше предстоит сделать. Всех нас не может не радовать то обстоятельство, что за прошедший год республике удалось достичь определенных позитивных результатов по части увеличения доли расходов на образовательные нужды. Вместе с тем у нас сохраняются задолженности по текущему и капитальному ремонту учебных заведений, приобретению оборудования и инвентаря. В общей сложности они составляют в настоящий момент более 107 миллионов рублей. Значительно отстают еще, к примеру, в плане подготовки учреждений образования к новому учебному году Зеленодольский, Камскоустьинский, Кировский, Советский районы.

Руководство республики глубоко убеждено, что необходимо последовательно увеличивать инвестиции в образование. Однако за счет одних лишь государственных финансовых вливаний реформировать его вряд ли удастся. Настала пора активно привлекать в образовательную сферу частные капиталовложения. Все мы, в том числе и предприниматели, должны понять, что расходы на образование - это инвестиции в будущее республики.

Не стоит в этой связи бояться появления в Татарстане частных учебных заведений. Мировой опыт показывает, что при должном контроле за их деятельностью со стороны государства они способны решить многие проблемы как в образовательной, так и в социальной сфере.

Большой прорыв осуществлен Татарстаном в деле компьютеризации образовательных учреждений. При этом приоритетной целью проводимой в данном направлении руководством республики политики стало обеспечение общедоступности самой современной обучающей техники для всех учащихся - вне зависимости от материального достатка и социального статуса их родителей. В числе первых в Российской Федерации мы изыскали возможность выделения средств на оснащение школ современной компьютерной техникой, что дало новый импульс развитию информатизации образования. Выполнена большая работа по поставке в школы Татарстана девяти тысяч компьютеров. Мы первыми в России укомплектовали к новому учебному году все школы компьютерными классами. Конечно, сплошная компьютеризация потребовала и, думаю, еще потребует от республики значительных финансовых затрат. Однако мы уверены, что они окупятся сторицей. Главное теперь - создать условия для эффективного и бережного использования компьютеров, чтобы они не превратились в красивую, но бесполезную деталь школьного интерьера, не были выведены из строя неквалифицированными педагогами и необученными школьниками или, того хуже, похищены из плохо охраняемых помещений.

Нетрудно заметить: о чем бы ни заходил разговор, мы обречены вновь и вновь возвращаться к оценке роли в современном образовательном процессе "человеческого фактора". Любая современная техника без участия человека превращается в груду ржавеющего металла. Любая школа без преданных своему делу, чутких, высококвалифицированных педагогов превращается в место никчемного, а иногда и социально опасного времяпрепровождения детей и подростков.

Нет ничего страшнее для духовного самочувствия нации, чем бедный, не пользующийся уважением учитель. Бескорыстный энтузиазм представителей старшего поколения, готовых работать ради одной лишь высокой идеи, давно уже на исходе. Молодежь, выросшая в рыночных условиях и получившая возможность свободного выбора профессии, в большинстве своем уже не хочет, да и не может руководствоваться умозрительными категориями. Если все мы не поймем этого, то окончательно утратим главный фактор и основную движущую силу педагогического процесса - личность педагога.

С 1 января 2001 года заработная плата работников образования была повышена в среднем на 20 процентов. Среднемесячная заработная плата за май текущего года в сфере образования составила 1555 рублей 60 копеек. Однако это все же значительно ниже, чем в среднем по республике. Низкое денежное вознаграждение за педагогический труд, социальная необустроенность работников системы образования и падение в обществе их профессионального престижа по-прежнему являются основными причинами кадрового дефицита, который составляет в настоящее время по республике среди учителей более 1800 человек. И это при том, что Татарстан традиционно готовит собственных педагогов.

Руководителям учебных заведений, занимающихся подготовкой учительских кадров, уже давно пора отказаться от формального подхода к набору студентов, уяснив раз и навсегда, что они занимают высокие посты не только для того, чтобы обеспечить свой преподавательский персонал работой. Главная же задача - регулярно снабжать общеобразовательные учреждения республики молодыми, профессионально подготовленными кадрами, а не отчитываться о том, на сколько увеличилось в текущем году количество студентов и выпускников. Ведь многие из них так никогда и не доходят до школы.

Ни для кого уже не секрет, что руководители отдельных вузов республики вместо того, чтобы следить за качеством образования и состоянием материально-технической базы вверенных им учебных заведений, погрязли в разного рода административных нарушениях и мелочных личностных склоках. Причем некоторые из ректоров так увлеклись этим делом, что у них не остается времени и сил даже на то, чтобы произвести элементарный ремонт принадлежащих их вузу зданий. К примеру, в Казанском университете, который до революции назывался Императорским, протекает крыша, слезает побелка, не прочищаются водостоки, в ряде аудиторий местами отсутствует паркет, не хватает стульев. Самое страшное, что к этому уже все привыкли, в том числе и те, кто обязан нести за все происходящее в его стенах прямую ответственность.

А в Прокуратуре Татарстана и органах МВД находится в работе несколько дел, связанных с неблаговидными поступками некоторых погрязших во взяточничестве преподавателей и руководителей высших и других учебных заведений республики. Недопустимо, чтобы подобное недостойное поведение негативно отражалось на общем облике Татарстана. Тем более что у нас имеется много положительных примеров поступательного развития вузов в непростых экономических условиях (Казанский государственный энергетический университет, Елабужский педагогический институт и другие).

Особенно похвально при этом, что казанские вузы, откликаясь на требования времени, взялись сегодня обеспечить руководителей и преподавателей школ знаниями и навыками, которые позволят им применять новые информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Так, инициатива КГТУ (КАИ) направлена на подготовку специалистов по обслуживанию компьютерной техники, используемой в школах, и на переподготовку преподавателей информатики. В свою очередь Казанский государственный технологический университет (КХТИ) готов реализовать на базе Интернета образовательные программы по антинаркотическому воспитанию для переподготовки преподавателей информатики, завучей по воспитательной работе и социологов-психологов.

Кроме того, должно раз и навсегда уйти в прошлое такое позорное явление, как задолженность по зарплатам. В истекшем году в данном направлении произошли определенные позитивные сдвиги. Однако в ряде мест, в частности в Казани, задолженность по заработной плате имелась в течение всего учебного года, а преподавателей ряда школ здесь вновь отправили в отпуска без денежных пособий. Кто как не местные власти должны нести за это ответственность? Надо уже сегодня учесть и заложить в бюджет 2002 года повышение заработной платы работникам образования. Задержки по выплатам недопустимы.

Время требует от всех нас энергичных, скоординированных действий. Однако, чтобы добиться позитивных изменений, мало усилий одних лишь государственных органов. Только их возможностями решить указанные проблемы без заинтересованного участия всего общества нереально. Везде, где это только возможно, для педагогов должен быть создан климат наибольшего благоприятствования.

Напомню, что еще на совещании, проходившем в 1998 году, мы говорили о необходимости разработки детальной, расписанной по годам программы обеспечения учителей жильем, указав главам администраций на первоочередность всестороннего рассмотрения данного вопроса. В течение прошлого года учителям республики было предоставлено около пятисот квартир. Работа в данном направлении постепенно сдвинулась с мертвой точки, однако ее темпы и отношение к данной проблеме в целом по республике нас на сегодня не удовлетворяют. До сих пор многие представители государственной власти на местах недопонимают, каким мощным стимулом для работы педагогов является в настоящее время решение их жилищного вопроса. Видимо, в первую очередь этим объясняется неблагополучная обстановка по обеспечению жильем педагогов в городах Заинске, Зеленодольске, в Актанышском и Ютазинском районах, а также в Казани, где численность нуждающихся в нем работников образования составляет сегодня 1011 человек. Необходимо в корне изменить сложившуюся ситуацию, для чего Кабинет Министров должен позаботиться о разработке механизма предоставления педагогам жилья за счет выделения необходимых кредитов и ссуд.

Способно значительно облегчить жизнь педагогов и само Министерство образования Татарстана. Много нареканий поступает в адрес районных отделов образования, функции которых оказались настолько размытыми, что многие из них вместо того, чтобы оказывать необходимую методическую помощь учителям, осуществляют мелочный "надзор" за их деятельностью. Считаю, настало время прислушаться к мнению учителей и серьезно разобраться со всеми наболевшими вопросами, произведя заметные структурные изменения в республиканской системе управления учебно-образовательным процессом.

В феврале текущего года Комитет парламентского контроля Госсовета на своем заседании обсуждал ход выполнения Закона Республики Татарстан "Об образовании" в части развития общего образования и вполне определенно высказался о состоянии дел в отвечающем за его реализацию министерстве. Думаю, вы все хорошо знакомы с содержанием принятого постановления и отнюдь не утешительными выводами. Особое беспокойство вызывают приведенные в нем факты об ухудшающемся состоянии здоровья подрастающего поколения татарстанцев. Несмотря на многочисленные оптимистические заявления, звучащие на разного рода конференциях и семинарах, позитивных изменений в данном вопросе до сих пор мало. Так, например, если в первые классы с отклонениями в здоровье поступают сегодня около 20 процентов детей, то среди выпускников школ только 19 процентов считаются здоровыми. Данные, поступающие к нам из военкоматов республики, лишь усиливают беспокойство по этому поводу.

Высокой остается и дневная нагрузка учебных занятий. Так, в Казани в восьмидесяти восьми школах введено более ста учебных предметов, не предусмотренных базисным учебным планом. Какими бы причинами это ни мотивировалось (постоянно повышающимися требованиями при поступлении в вузы или же вполне понятным желанием учителей подзаработать), результатом подобного рода действий становится в большинстве случаев ухудшение здоровья детей и подростков. Как это ни печально звучит, наша школа по-прежнему физически калечит детей, а не делает их здоровыми. В связи с этим на первое место выходит необходимость осуществления скоординированной работы всех заинтересованных государственных структур и широкой общественности по исправлению сложившейся ситуации.

Сегодня в наших учебных заведениях действует комплексная междисциплинарная программа "Образование и здоровье школьников Республики Татарстан", которая призвана решить обозначенные проблемы. Главное в деле ее реализации - не встать на путь формализма и не превратить данное благое начинание в очередную форму бумажной отчетности. Для этого, думаю, мы должны использовать любую возможность, чтобы приучать молодых татарстанцев к занятию физкультурой и спортом, одновременно развивая их интеллектуальные способности. Прекрасным примером может служить приобщение детей к шахматам, высокий уровень развития которых в нашей республике получил признание великих спортсменов современности - участников состоявшегося недавно в Казани матча "Татарстан - Европа". Видимо, следует шире использовать возможности клубов и кружков, внедрять программное начальное обучение шахматной игре через складывающуюся компьютерную сеть.

Отдельного разговора заслуживает и состояние национального образования в нашей республике. Обучение языку (особенно родному) - процесс по большей части творческий. Он требует от конкретного педагога и от Министерства образования республики в целом кропотливого труда по созданию таких условий, при которых каждый учащийся осознанно и с большим желанием будет изучать богатое наследие татарского народа. А у нас до сих пор нет широкого ассортимента доступных для детского восприятия, красочно оформленных занимательно-воспитательных учебных пособий на татарском языке, которые могли бы как в полиграфическом, так и в содержательном отношении составить конкуренцию русскоязычным и иностранным азбукам и букварям.

Считаю, что для выработки оптимальных методик преподавания татарского языка и выяснения истинных потребностей и предпочтений в подготовке подобного рода учебных пособий необходимо уже в ближайшее время провести опросы как самих преподавателей, так и тех, кого они обучают. Если мы хотим добиться реальной отдачи в решении данного вопроса, то обязаны прислушиваться и к общественному мнению в целом.

К сожалению, данное обстоятельство не было в полной мере учтено и при разработке такой важной для судеб нашего народа реформы, как перевод татарского языка на латинскую графику. Все ли мы здесь продумали? В достаточной ли мере изучили мнение на данный счет татар, проживающих за пределами республики? В какой степени усвоили и адаптировали к современным условиям свой собственный исторический опыт, а также аналогичный опыт других тюркских народов (например, азербайджанского)? Исчерпывающих ответов на эти и некоторые другие вопросы пока никто не дал. Мало того, мы еще не провели серьезной работы по подведению итогов почти десятилетней реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан. Нам же сегодня ошибаться в этом деле никак нельзя.

В равной мере данное утверждение относится и к открытию Национального татарского университета. Некоторые политические популисты требовали от руководства республики сделать это немедленно, часто не задумываясь над тем, какими будут в нем уровень преподавания и материально-техническая база. А ведь речь идет о первом татарском высшем национальном учебном заведении, которое должно занять особое место в нашей истории. От того, каким он станет, в немалой степени будет зависеть престиж республики и ее народа. Для нас это очень важно, тем более что вопрос уже принципиально предрешен.

Конечно, в одном выступлении трудно дать всеохватывающую оценку всем процессам, происходящим в настоящее время в системе образования Республики Татарстан. Проблем, как вы знаете, у нас предостаточно: сюда относятся и вопросы дошкольных образовательных учреждений, и переход на 12-летнюю систему обучения, и решение задач профессионально-технического образования, сформулированных на собрании, посвященном 60-летию данной отрасли, и многое другое. Бесспорно, что все они в том или ином виде обсуждались на секциях и прозвучат сегодня в ваших выступлениях, предоставив нам еще немало поводов для заинтересованного обмена мнениями.

Главное же, что я хотел донести до вас, - это осознание того, как важно при реформировании системы образования и его переводе в качественно новое - информационное - состояние помнить о простых людях, на плечи которых ложится основная тяжесть данной работы.

Отрадно видеть, что эти слова не являются пустым звуком для жителей альметьевской земли. Как известно, в нашей республике традиционно практикуется закрепление образовательных учреждений за базовыми предприятиями и организациями, оказывающими им всестороннюю шефскую помощь. И мне особенно приятно, что одним из признанных лидеров в данном отношении является Альметьевский район. К примеру, сегодня его глава сказал мне, что все компьютерные классы в Альметьевске будут подключены к Интернету.

Конечно, столь заметные успехи стали возможными во многом благодаря нефтяной специфике данного региона республики, определяющей его финансовое благополучие. Однако мы знаем немало случаев, когда и в обычных сельских районах дальновидные руководители находят возможность для создания столь же благоприятствующих развитию информационного образования условий. Взять, например, Новошешминский район, где уже несколько классов подключили к Интернету, или меняющийся на глазах Чистополь, где мы вчера открывали прекрасную школу.

Хотелось бы, чтобы во всех без исключения городах и районах республики, у всех представителей государственной власти и руководителей предприятий было бы такое же заинтересованное, хозяйское отношение к проблемам образования. Уверен, что тогда на наших совещаниях мы не будем так много времени уделять нерешенным материальным проблемам, отдавая предпочтение куда более приятным разговорам об успехах нашей системы образования.

Хотелось бы, чтобы первый такой разговор состоялся в Казани в преддверии празднования ее тысячелетия. Думаю, при большом желании и наличии доброй воли это вполне возможно. Ведь для того, чтобы Татарстан и дальше оставался созидающей республикой, мы должны успевать за всеми современными мировыми процессами, происходящими в сфере образования, а это в свою очередь требует от всех нас особой заботы о ее стабильном социально-экономическом развитии.

Накануне учебного года хочется сказать большое спасибо всем органам государственной власти, населению нашей республики - родителям, дедушкам, бабушкам, которые сделали все для того, чтобы подготовить своих детей к учебе в школе, училище. Искренне желаю всем работникам образования выдержки, успехов, благополучия и здоровья!

С новым учебным годом!