Выступления, интервью


Выступление Президента М.Ш.Шаймиева на втором конгрессе Лиги студентов республики 16 ноября 1998 г.

Уважаемые делегаты конгресса студентов Татарстана и приглашенные!

Ход конгресса убедительно подтверждает его конструктивность. Прозвучавшие выступления и доклад поистине отражают дух студенчества нашей республики.

Да, переживаемое нами время непростое. В преддверии встречи с вами я подумал, что ведь в чем-то вам, тем не менее, повезло. К примеру, готовясь к практическим и семинарским занятиям, вам не нужно тратить много сил, чтобы понять, что такое революция, эволюция, мировой финансовый, политический кризис, что такое инфляция, девальвация и так далее. В свое время все это мы постигали как нечто отдаленное, которое никогда, казалось бы, нас не коснется. Одним словом, изучали по книжкам и сдавали экзамены. А теперь мы все целиком и полностью находимся в этом очень непростом, эпохальном процессе. Когда-то вы еще оцените, в какое время в историческом плане вам пришлось учиться.

Действительно, вы учитесь в период перелома общества, и вам придется в очень скором времени взять, не нужно бояться этих слов, судьбу страны в свои руки. Пока идут политические, экономические реформы, пока общество выходит из этой неопределенности, по сути дела, вы уже становитесь специалистами, людьми, которые в дальнейшем будут решать судьбу всего народа.

Безусловно, ломка общества никогда безболезненно не проходит. Это не к тому, чтобы уйти от проблем и вопросов, наоборот - чтобы вы все поняли суть происходящего. Ни одной стране переход от одной общественной формации к другой легко не дается, бывшему СССР и теперешней России тем более. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда все проходит не только на основе разрешения неантагонистических, а при большой концентрации и антагонистических противоречий мирным путем. Правда, есть немалые издержки для всех слоев населения, но все же, я считаю, этот период проходит с наименьшими потерями в условиях строительства совершенно нового, цивилизованного, демократического, гражданского общества. Поэтому мы и завидуем вам - поколению, которое создает социально-рыночную экономику, способную обеспечить людям надлежащую жизнь.

Да, после 17 августа этого года произошел откат, и очень серьезный откат от проводимых реформ. Такого сложного положения, наслоения, обострения как политической, так и экономической ситуации еще не было с самого начала перестройки нашего общества. Пожалуй, мы сегодня находимся на пике этих проблем. Не случайно пробные слушания проекта бюджета, предложенного Правительством Российской Федерации, были закрытыми. В непростых условиях мы формируем сейчас бюджет и нашей республики, который постараемся уже до начала нового года предложить на рассмотрение нашего парламента.

Надо сказать, что откат одновременно происходит и в сфере политических реформ. Вы знаете, как усилился этот процесс в последнее время. Многие партии, движения, политические лидеры стремятся использовать эти сложности в своих целях и, пожалуй, хотят большего отхода от реформ, если не сказать, что пытаются вернуть общество к исходной позиции, существовавшей до 1985 года. По всей России сейчас усилились самые негативные попытки разыграть межнациональную карту. Проявились люди, больные великорусским шовинизмом, национализмом. Последние заявления Макашова и то, что Государственная Дума не нашла вовремя воли и смелости осудить их, - это не эпизоды, а очень и очень опасные симптомы. Нападки на средства массовой информации также напоминают недавнее наше прошлое. Хорошо еще, что интеллигенция и передовая часть общества находят силы беспощадно разоблачать эти поползновения. Нам нельзя допустить даже прикосновений неумелыми руками к такой тонкой материи, как межнациональные отношения. Поэтому мы все должны давать адекватную оценку этим процессам. Судя по сегодняшним выступлениям, я уверен, что студенчество тоже разделяет беспокойство демократического большинства.

Для нас это очень важно еще и потому, что для Татарстана студенчество - это особый, я бы сказал, влиятельный слой населения. Профессорско-преподавательский состав республики - это наше огромное интеллектуальное богатство. Совершенно справедливо было подчеркнуто в сегодняшних выступлениях, что вузы республики обладают огромным потенциалом, способным готовить специалистов мирового уровня. Мы бережно к нему относимся и высоко оцениваем. И нельзя не ценить. Ибо, как я уже неоднократно говорил, когда мы прошлись по острию на пути становления нашей государственности в 90-е годы, решающую роль сыграл образовательный уровень нашего населения. Именно этот фактор дал нам возможность и направил нас по единственно правильному пути, по пути разрешения острых конфликтов через согласие.

В связи с этим, несколько, может быть, отклоняясь от основного тезиса, не могу не сказать и о том, что появились некоторые попытки ревизии, покушения на суверенитет республики, завоеванный в первые годы перестройки. Используя неурядицы текущего момента, отдельные политиканы начинают ставить чуть ли не под сомнение значение суверенитета республики. Я считаю, что это слишком упрощенный, дилетантский подход к понятию суверенитета. Да, когда сложно в стране, в обществе, в экономике и особенно в финансах, можно найти миллион аргументов для критики. Но, должен сказать, нынешний кризис затрагивает не только Россию, не только отдельные республики и суб'екты Российской федерации, он затрагивает даже страны, которые давным-давно являются независимыми. Посмотрите, что сейчас творится в Южной Корее, в Индонезии, не говоря уже о независимых странах СНГ. Поэтому ничего нельзя упрощать. Поэтому мы должны и в состоянии раз'яснить нашему населению те глубинные процессы, которые происходят в экономике и финансах, не оставляя места для политических спекуляций.

Возвращаясь к молодежным проблемам, особо хочу подчеркнуть, что значение высшего образования, несмотря на все сложности, с каждым годом повышается. Растет количество вузов и студентов, и не только в государственных, но и в негосударственных вузах. Сейчас у нас в высших учебных заведениях обучаются 82 тысячи студентов, а в 1990 году их было 69 тысяч. На дневных отделениях сейчас получают образование 56 тысяч студентов, а в 1990 году их было на 10 тысяч меньше. В небюджетных вузах сейчас обучаются около 10 тысяч студентов. Был такой момент, когда действительно возникли сомнения: хочет ли молодёжь получать высшее образование? Приведенные факты говорят о том, что молодёжь и хочет, и нуждается в высшем образовании. И то, что в республике на 10 тысяч жителей сегодня приходится 198 студентов, - это огромное достижение. Далеко не каждый регион, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, может гордиться таким показателем. Это свидетельствует о больших интеллектуальных возможностях нашей республики.

В последнее время у нас ежегодно более 30 тысяч учащихся заканчивают школу, из них, например, в 1998 году поступила в вузы почти 21 тысяча человек. Это хороший показатель. По сути дела, две трети выпускников школ учатся в вузах. Огромные возможности заложены для продолжения образования в коммерческих вузах. Безусловно, это нужно поддерживать. Но те вузы, которые испокон веков готовят специалистов по точным наукам, по медицине, по инженерным специальностям, не могут построить свою работу на внебюджетной основе. Потому что необходимость подготовки этих специалистов требует немалых материально-технических затрат. Сам процесс обучения и об'ём необходимых знаний требуют, безусловно, особой подготовки.

Поэтому, исходя из этих аргументов, республика, её государственные органы ещё раз вникнут в ваши проблемы с тем расчётом, чтобы с меньшими потерями идти дальше по пути организации надлежащего образования.

Выступающие поднимали много практических вопросов. О них было сказано и в докладе. Действительно, невозможно не об'яснить наши подходы к их решению. К примеру, постановление Правительства РТ - 574, как сегодня говорилось, больно ударило по иногородним студентам. Мы с Премьер-министром Р.Н.Миннихановым уже обменялись мнениями и обязательно ещё раз внимательно рассмотрим эту проблему. При выработке программ, при принятии текущих решений Правительства следует чаще советоваться с Лигой студентов, другими молодежными организациями, - сообща вырабатывать механизмы их реализации. Отныне это должно стать у нас правилом. Лучше дискутировать в кабинетах, чем выносить проблему на всю общественность и вызывать неоправданное недовольство всего студенчества. От этого никто не выиграет.

К сожалению, и российский закон о высшем образовании во многом не выполняется, что создаёт немалые сложности. Вы останетесь довольными или нет, не знаю, но главным образом нам бы удержать тот об'ем дополнительного татарстанского обеспечения, который мы осуществляем и предусматриваем. Бюджет 1999 года будет напряженным. Мне Ю.Г. Коноплев и С.Г. Дьяконов говорили, что федеральный бюджет с ноября месяца вернулся к исходным об'ёмам финансирования вузов, которые были два года назад. Но пока эти деньги не поступили. Когда они придут, это будет хорошим подспорьем для вас. Это подтверждение того, что Правительство Евгения Примакова держит проблемы студенчества в центре внимания.

Еще одна волнующая всех проблема - трудоустройство выпускников вузов. По нашим данным, около 50-53% очно заканчивающих вузы попадают под распределение, а около 25% трудоустраиваются сами. Почти четвёртая часть выпускников всё же остаётся в подвешенном состоянии. По меркам развитых стран это нормальное явление, но в наших условиях, когда столько людей остаTтся без работы, я считаю, это плохо. В связи с этим, что я хочу сказать? Вот вы все чувствуете, что после 17 августа наши предпринимательские структуры приуныли. Действительно, задумаешься тут, когда источники твоих доходов вдруг поставлены под сомнение. Это процесс болезненный, тем более, что в предпринимательских структурах очень много молодежи. Столько способных людей втянуто в них и действительно начало самореализовываться!

В ближайшее время мы совместно с Кабинетом Министров и Госсоветом встретимся с представителями предпринимательских структур и примем меры по оживлению их деятельности. По сути дела, это ведь проблема оживления всей жизнедеятельности республики. Рассчитывать, что молодёжь, которая еще учится или заканчивает обучение в вузах, самостоятельно устроится на работу, - это значит не учитывать реалий жизни.

Нам надо коренным образом подойти к этой проблеме, создать необходимые условия для развития предпринимательства. Это та сфера, которая даёт возможность человеку самореализоваться, почувствовать и испытать свои силы. Одновременно должен сказать, что в сегодняшних условиях развитие отечественного товаропроизводства стало хорошей реальностью. Уже выправляется работа отдельных предприятий, для налаживания деятельности которых не требуется большой инерционной силы. И это нам даTт в некоторой степени возможность в ближайшие годы больше людей занять в производстве. Но наряду с этими мерами, считаю, что в повседневной деятельности руководители предприятий, главы администраций, министры должны внимательно посмотреть, кто, как и где учится, у кого есть возможность или желание работать уже сейчас. Предложения должны исходить и от молодежных организаций.

Знаю, что среди студентов желающих работать и учиться много. Это было бы правильно и с точки зрения занятия свободного времени, и приобретения опыта. Потому что в рыночных условиях фактор времени играет решающую роль.

Несколько слов о самоуправлении и самоорганизации студентов. Об этом говорили многие выступавшие. В ходе обсуждения я неспроста интересовался Камским политехническим институтом. Когда мне дали справку о состоянии дел в студенческих общежитиях, я обратил внимание на то, как отмечен положительный опыт КГПУ и КамПИ. Значит, при приблизительно одинаковом финансовом обеспечении у одних в общежитиях есть порядок, а у других отсутствуют элементарные условия для проживания. В целом студенческое самоуправление еще не достигло уровня организованности, боевитости, ответственности, которого требуют от него сами же студенты. Сегодняшняя задача v оказать всяческое содействие и помощь в становлении и укреплении студенческого самоуправления. Конечно, это требует труда, нервов и проявления характера.

Здесь говорилось, что кое-где ваши спортивные площадки используются не по назначению. В таких случаях надо быть активнее. Мы уже посоветовались с К.Ш.Исхаковым, он говорит, что это проблемы решаемые. Так что будем совместными усилиями принимать решения.

По вопросу организации отдыха студентов есть привлекательное предложение совета ректоров вузов: организовать на базе Казанского технологического университета еще один центр досуга студентов. Это будет в Советском районе, где много студенческих общежитий. Думаю, что в ближайшее время эта проблема найдет свое решение.

Я бы хотел ответить на вопросы, переданные мне советом ректоров и Лигой студентов. Среди них есть просьба вернуть студентам казанский стадион "Трудовые резервы", находящийся рядом с Центральным парком культуры и отдыха имени М.Горького. Мы сейчас договорились отдать его вам. Занимайтесь спортом, укрепляйте свое здоровье.

Это тем более важно, если мы перейдем к вопросу медицинского обслуживания студентов. Что касается межвузовской поликлиники, то условия там плохие, холодно, и это вызывает справедливое возмущение. Министру здравоохранения я даю персональное поручение навести там необходимый порядок. Мы в состоянии это сделать. Бегать в поликлиники по месту жительства, сидеть в очередях у вас действительно мало времени.

Особый вопрос - размещение в детских садах детей студентов. Ведь их немного. Наша задача - найти возможные льготные условия для этих студентов. Это надо сделать, потому что студенту, имеющему ребенка, продолжать учебу очень и очень нелегко. Так можно и молодую семью потерять. Думаю, что мы найдем решение.

Еще одна проблема, которую нельзя обойти вниманием, - это проблема наркомании. Выступая на активе правоохранительных органов, я приводил цифры роста наркомании, они ужасающие. Самый большой рост преступности среди других ее видов связан с употреблением наркотиков. Это вообще большая трагедия, раньше, бывало, ребята курили в общежитиях, выпивали, но вот этого зла никогда не было. Наркомания - это такое зло, от которого очень трудно освободиться. К сожалению, оно все больше возрастает. Если оно охватывает уже молодежь Татарстана, что тогда можно сказать о южных регионах, где для этого больше возможностей, больше сырья и всего остального? Я совершенно согласен с тем тезисом, который сегодня здесь прозвучал и в выступлениях, и в докладе, что здоровых сил в студенчестве намного больше. Государственными органами разработана программа борьбы с наркоманией. Студенчество должно найти свое место в осуществлении этой программы. Совместными усилиями нам надо бороться против этого страшного зла. Вы должны помочь, и вам должны помочь в организации борьбы против наркомании, употребления наркотиков, исходя, прежде всего, из ваших же интересов. У нас должны быть единые подходы и совместная работа в данной области.

Теперь о предложении в отношении военных кафедр. Вопрос заключается в организации для университетов, учебных заведений, институтов, где нет военных кафедр, подготовки на базе наших военных училищ, а может быть, на базе тех вузов, где есть военные кафедры. Думаю, то, что от нас зависит, мы постараемся сделать, но этот вопрос не только в компетенции республики. Тем не менее, как сегодня было справедливо сказано, и через участие в Совете Федерации, определяя молодежную политику и подходы к решению молодежных проблем, мы должны сказать свое слово и по этому вопросу.

Что касается реформы высшей школы. Эта проблема сейчас довольно часто обсуждается. Вы знаете, будучи в Гарвардском, Оксфордском университетах, я довольно внимательно интересовался условиями жизни, учебы, ролью самих университетов. Ведь что такое университеты, институты? Это место концентрации подготовленных людей, ученых. Если им дать возможность, они станут и учеными-практиками. Мы их еще по большому счету не занимали в своей практической деятельности. Всю внешнюю и внутреннюю политику, экономику государственные органы за рубежом, по сути дела, строят на основе разработок и рекомендаций ведущих вузов. Там основа авторитета и силы преподавательско-профессорского состава в том, насколько реализуются государством их рекомендации и предложения. Так воспитывается и студенчество. Это совершенно иная постановка, иной уровень организации образования. Прежде всего я хотел бы видеть ключевым моментом реформы высшего образования именно такой подход. Вузы в ходе реформ должны стать таковыми и в нашей республике, и в целом в России.

Следующий вопрос - о том, что предпринимается на уровне республики в части молодежных обменов, и какие есть перспективы в этом направлении. Вы знаете, у нас при Президенте республики есть фонд поддержки талантливой молодежи, это второй фонд после фонда развития и поддержки культуры. Сейчас молодежные Обмены - уже не редкость, они идут, и мы в меру возможностей стараемся этому содействовать. Раньше, когда из нашей республики два-три человека поступали и учились в столичном престижном учебном заведении, например, в Институте международных отношений, это было большим событием. Я недавно был там и приятно был удивлен тем, что более 50 ребят из Татарстана учатся в этом институте. А когда я был в Гарварде, группа молодых ребят - выпускников нашей республики - приехала из разных вузов США на встречу со мной. Думается, удовлетворить просьбу всех желающих учиться за рубежом мы едва ли сможем, но, во всяком случае, обмены будут расширяться. Так будет и впредь, ибо они весьма полезны.

Меня спрашивают, готов ли я к регулярным встречам с представителями студенчества? Готов. Вы знаете, что сейчас ректор Казанского технологического университета С.Г.Дьяконов является моим советником по проблемам вузов, чего раньше не было. У меня очень тесные связи и с советом ректоров вузов республики. Тем не менее я считаю, что встречи со студенчеством, с молодежью должны стать регулярными.

Дорогие друзья, мне нравится, что мы ведем с вами разговор на одном языке. И этим надо дорожить. Вы в прекрасном возрасте, когда есть огромная возможность для духовного и интеллектуального обогащения. Цените это время. Желаю успехов!