Выступления, интервью


Главное - любить людей

Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев отвечает на вопросы газеты "Век"

- Чем выделяется Республика Татарстан среди других суб'ектов Российской Федерации?

- По Конституции Российской Федерации существуют республики, которые признаны государствами со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями, и другие суб'екты - области, края, города, у которых только один государственный язык - русский, нет Конституции, нет собственного гражданства и т. д. Эти различия отражают естественное многообразие регионов России.

Кроме того, Татарстан подписал Договор с РФ, и я бы хотел обратить внимание, что он называется не о разграничении полномочий, а о взаимном делегировании полномочий. Это отличает Татарстан от других суб'ектов. Договор, признав обе конституции - Республики Татарстан и Российской федерации ? и обговорив спорные моменты, дал нам право жить на базе собственного Основного Закона.

Татарстан с самого начала выработал собственную политику во многих сферах жизни. Мы не приняли в 1992 году "шоковую терапию", и сегодня не нужно доказывать, что поступили правильно. В республике разработана программа адресной социальной защиты. Это позволило менее болезненно перейти людям к рыночной экономике. Когда все кричали, что сельское хозяйство - "черная дыра", мы вкладывали средства в аграрный сектор и обеспечили себе продовольственную безопасность. Опираясь на права, предоставленные Договором, мы проводим радикальную земельную реформу. Разумная налоговая политика позволила нам стабилизировать добычу нефти на уровне 25-26 млн. тонн в год, в то время как в России добыча нефти неуклонно падает. Я мог бы продолжить и далее, но хочу выдели самое большое достижение республики - межнациональный и межконфессиональный мир, баланс интересов различных ветвей власти, что обеспечило нам политическую стабильность. Наблюдая за событиями в Боснии и Косово, начинаешь понимать, какое это благо - взаимопонимание между людьми.

- Какой вклад может внести Татарстан в разработку общероссийской государственной идеологии?

- Мы последовательные сторонники построения в России подлинной федерации. При этом мы исходим из того, что федерация в условиях демократии должна строиться "снизу вверх" через добровольную передачу полномочий Центру. За последние годы мы сумели многих убедить в правильности своих подходов, и хотя противников наших взглядов немало, тем не менее сторонников становится все больше.

Другая тема, которую мы постоянно отстаиваем, - это многонациональная природа России как государства. Нельзя строить политику на основе процентного соотношения тех или иных народов. Чеченцев меньше одного процента, а проблему создали большую. Ни один народ не должен быть обделен в государстве, только тогда Россия станет привлекательной. Законы, представительные и исполнительные органы должны отражать многонациональный характер РФ.

- Ваш взгляд на административно-государственное устройство современной России.

- Сегодняшнее деление России на 89 суб'ектов может быть не самое лучшее административное устройство с точки зрения управляемости государства, но оно сложилось исторически и по-своему оправданно. Не случайно возникли республики, есть логика и в существующих границах областей, краев, автономных округов. Опасно сегодня поднимать вопрос об изменении существующих административных границ и тем более пытаться об'единить различные суб'екты в надуманные "губернии". Татарстан не согласится на вхождение в какую-либо губернию. Сейчас не время поднимать такие вопросы.

- Каковы особенности реформирования хозяйственной системы Татарстана и его перехода к рыночный отношениям?

- Стратегической целью республики является построение социально ориентированной рыночной экономики с устойчивым типом роста, интегрированной в мировое хозяйство, производящей продукцию с высокой добавленной стоимостью. Важная роль при этом отводится ослабевающему по времени активному регулированию со стороны государства на данном этапе реформ. В 1996 году в Татарстане принята Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан.

В течение всех лет реформ последовательно проводится политика укрепления конкурентоспособности продукции предприятий Татарстана на основе эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Пристальное внимание в республике обращается на поддержание уровня жизни людей, осуществление социальных программ.

Со второй половины 1995 года отмечается ежегодный, без сбоев под'ем промышленного производства в Татарстане. За первое полугодие текущего года индекс физического об'ема промышленного производства составил 103,6%. Увеличиваются об'емы добытой нефти и продуктов ее переработки, заметно возросли об'емы производства в машиностроении. Постепенно выходит на самоокупаемость КамАЗ.

Создаются дополнительные экономические условия для стабилизации и оздоровления финансового состояния промышленных предприятий. Сейчас принят ряд документов, направленных на существенную поддержку товаропроизводителей. Проводится реструктуризация задолженности предприятий по платежам в республиканский бюджет.

Много сделано по стабилизации и дальнейшей интенсификации производства в агропромышленном комплексе. Население республики в достаточной мере обеспечивается хлебом, картофелем, овощной продукцией, молоком, мясом, мясопродуктами, яйцами. В среднем за 1994-1998 годы валовой сбор зерна составил 4,3 млн. тонн, что выше уровня прошлой пятилетки на 16%. Все это позволяет, особенно после кризисного 17 августа прошлого года иметь в республике доступные основной массе населения продуты питания.

Выработанный о республике курс аграрной политики направлен на становление и развитие на селе частной собственности, передачу земли и других ресурсов в руки умелых и инициативных людей. Действует Земельный кодекс Республики Татарстан, закрепляющий право частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения, на ее куплю-продажу. Более 460 тысяч граждан республики являются собственниками земли.

Важным фактором под'ема экономики являются инвестиции. В Татарстане многое делается для того, чтобы сделать республику инвестиционно привлекательным регионом. Такие республиканские законы, как "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан", "Об одобренном инвестиционном проекте с участием иностранного инвестора", "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", предоставляют более широкие права, льготы и гарантии инвесторам.

На всем протяжении реформ в Татарстане принимались меры, компенсирующие социальные издержки экономических преобразований. Они включают в себя сбалансированную ценовую политику и сохранение потребительского рынка, периодическую индексацию минимального размера оплаты труда и установление его на достаточном для проживания уровне. Ведется адресная социальная поддержка малообеспеченных категорий населения. Поддерживаются предприятия в целях предотвращения массового высвобождения работающих.

Система социальной защиты в республике постоянно совершенствуется. Сейчас разработаны концепции занятости населения и системы оплаты труда.

- В общероссийском масштабе вы являетесь заметной политической фигурой. Как складываются ваши взаимоотношения с Центром?

- С федеральным Центром у нас есть взаимопонимание, и оно строится прежде всего на основе Договора и пакета межправительственных соглашений, регулирующих наши отношения в самых разных сферах жизни. Наш принцип таков: раз мы взяли на себя ответственность за дела в республике, то не должны все сваливать на Центр. Зачем тогда было подписывать Договор? Конечно, это не означает, что мы не критикуем Центр. В той части полномочий, которые числятся за федеральным Центром, мы имеем право на критику. Например, мы не раз поднимали вопрос о федеральной политике по отношению к ВПК, защите собственных товаропроизводителей и т.д.. Но это конструктивная критика, способствующая не разрушению, а укреплению государства. Конечно, в политике имеют значение и личные контакты, но они должны иметь под собой принципиальные решения.

- Рассматриваете ли вы возможность каких-либо избирательных блоков? Какова ваша тактика и стратегия в этом плане?

- Мы считаем, что блоки просто необходимы. Сегодня никто не может завоевать думское большинство в одиночку, а вопрос стоит гораздо больше, нежели создание собственной фракции. Вопрос стоит о судьбе России, которая во многом определяется законодательным органом. В Думе нужно создать, большинство центристских сил, осознающих .свою ответственность за судьбу реформ и демократии.

- Блок с Лужковым - это тактика, или стратегия?

-И стратегия, и тактика. Блок "Вся Россия" создал координационную группу с движением "Отечество" для того, чтобы согласованно идти на выборы в Государственную думу. Таким путем мы хотим завоевать конструктивное большинство в Думе. Опираясь на него, президент смог бы создать нормальное, работоспособное правительство. А оно, в свою очередь, получило бы возможность 'реализовать свои программы без изнуряющей борьбы с Думой. Мы речь ведем пока только исключительно о парламентских выборах.

Стратегия нашего взаимодействия с "Отечеством" заключается в стремлении регионов выжить в таких сложных экономических и политических условиях, выйти на новый этап построения цивилизованного государства в России. Мы хотим взять нашу судьбу в свои руки, но мы за стабильность и процветание не только своих регионов, но и всей Федерации. Одним словом, мы стремимся изменить ситуацию в пользу всего российского общества.

- Могут ли влиять лидеры суб'ектов Федерации на стабилизацию политической и экономической обстановки в России?

- Могут. В качестве примера могу сказать следующее. Во время чеченского кризиса Татарстан выступил, с инициативой решения этого сложного конфликта путем переговоров, прекратив вооруженное: противостояние. Для осуществления своей инициативы мы немало и сделали. Вспомните гаагские международные конференции, созванные по нашей инициативе. В конце концов наш подход в тот период одержал верх.

Вообще Россия - это прежде всего регионы со своими специфическими условиями. Лидеры регионов остаются один на один с народными массами. Вся забота обеспечения нормальной жизни ложится на их плечи, вот почему мы ратуем за большую самостоятельность суб'ектов Федерации.

- Вы один из немногих руководителей республик в составе Федерации, чье положение и авторитет с годами только укрепляются. Как вам это удается?

- Слышу от вас - я сам над этим не задумывался. Я просто каждый день занят конкретным делом. Политика для меня - вынужденный процесс, я ею должен заниматься по своему должностному положению.

Главное, большому, да и малому руководителю надо любить людей. Если руководитель глух к людским жизненным проблемам, заботам, горю, это рано или поздно обнаружится. И доверие будет потеряно. Какие бы ни были, все наши люди: Я часто повторяю эти слова.

Мы в самом начале перестроечных процессов определили кредо своей политики - созидательный центризм и интернационализм. В Татарстане нет и, уверен, не должно быть (стучу по столу) никаких трений на межнациональной, межконфессиональной основе. У нас живут представители более ста национальностей, почти всех конфессий, и все они равноправны.

По всенародно обсужденной и принятой Конституции в Татарстане два государственных языка. Граждане РТ являются и гражданами России.

Мы особо дорожим социальной стабильностью в своей республике. Она далась нам нелегко. После об'явления государственного суверенитета центральные власти долгое время видели в нас сепаратистов, желающих якобы разложить Российскую Федерацию. А мы шаг за шагом, цивилизованно решая политические, экономические, социальные проблемы, доказали цивилизованному миру свое стремление построить подлинно демократическое общество.

Татарстанские подходы к решению многих экономических проблем, к примеру, приватизации госсобственности, адаптации к рыночным условиям, отношение к земле, формам хозяйствования на ней, к проблемам ВПК, во многом отличались от подходов к ним в Федерации, хотя мы находимся а едином экономическом пространстве.

Теперь "модель Татарстана" известна во всем мире. Мы доказали правильность своих действий и федеральному Центру, что способствовало подписанию исторического Договора между Татарстаном и Россией.

В основе проводимых в жизнь республиканских программ социальной защиты, ликвидации ветхого жилья, газификации села, строительства дорог, телефонизации и др. лежит действенная забота о людях, о гражданах многонациональной Республики Татарстан. И они это видят, чувствуют.

- Каким вам видится президент, избранный в 2000 году?

- Ныне, в такой сложный период, руководителю любого ранга очень нелегко. Президенту такой гигантской страны - тем более. Это требует природного таланта, компетентности, присутствия глубокого аналитического ума, отменного здоровья, большого авторитета среди населения.

Политический руководитель, на мой взгляд, должен обладать еще даром предвидения, до мозга костей быть преданным своей Родине, и, конечно, как я уже говорил, любить людей. Немаловажное значение имеет также, когда это необходимо, и решительность характера в сочетании со справедливостью и терпеливостью.

Если этих качеств недостает, лучше не ходить в эту высокую государственную должность. Не мучить себя, а главное, людей, так как слишком высока цена этого выбора.

Опубликовано в газете "Век" ¦ 27 (16-22 июля 1999г.)