Выступления, интервью


Десять лет по пути укрепления суверенитета

Выступление на Пленарной сессии Государственного Совета, посвященной 10-й годовщине провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан (29 августа 2000 г.)

Хэрмэтле депутатлар!

Кадерле ватандашлар hэм кунаклар!

Уважаемые депутаты!

Дорогие соотечественники и наши гости!

Сегодня мы отмечаем одно из знаменательных событий в нашей истории - десять лет со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Для всех нас этот торжественный день - не только юбилей основополагающего правового акта нашей республики, но и хороший повод, чтобы подвести итоги пройденному пути, оценить наши успехи и достижения, проанализировать проблемы.

Преобразование Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в Республику Татарстан было не простым изменением названия республики, оно стало актом самоопределения, который лег в основу последующих решений республики. Вся наша политика, социальные и экономические процессы, отношения с федеральным центром, внешние связи строились и строятся, исходя из тех идей, которые были заложены десять лет назад в Декларацию, а затем воплотились в Конституции, Договоре и законодательных актах республики.

Нашему поколению выпала доля жить не только на рубеже двух тысячелетий, но и в эпоху небывалых исторических свершений. Мы испытали себя на практике, поверив в интеллектуальные, организаторские возможности народа и умение брать ответственность за свою судьбу.

Оглядываясь на прошедшее десятилетие, я еще и еще раз убеждаюсь в правильности государственного и политического выбора, сделанного республикой, и дорожу тем доверием, той поддержкой, которые оказал нам многонациональный народ Татарстана.

Наш праздник является, как это сегодня принято говорить, событием "знаковым" не только для жителей республики, но и для всей России. Ведь, именно Республика Татарстан в конце 80-х - начале 90-х годов стала Lпервой ласточкой¦, которая привнесла идеологию подлинного федерализма в унитарное, по сути дела, государство. Вместе с другими республиками нам удалось поколебать унитарное мышление, привлечь внимание центральной власти к интересам народов и простых граждан.

Федерализм - это не просто форма государственного устройства, не только принцип взаимоотношений центра и регионов. Федерализм - это, прежде всего, особое мировоззрение, основной чертой которого является умение ценить уникальность и разнообразие, которые придают любому государству больший потенциал для саморазвития.

Сегодня главная опасность кроется именно в психологии людей, особенно, чиновников. Еще над очень многими довлеют многовековые традиции унитарного мышления, когда все управленческие команды шли исключительно Lсверху вниз¦, а диалог и делегирование полномочий все еще расцениваются как признаки слабости власти.

Федерализм есть ни что иное, как территориальный каркас демократии, поскольку он основан на уважении и поддержке политического, культурного, национального плюрализма общества. Он дает гражданам возможность выбора политических и социально-культурных условий жизни.

Сравнивая демократические реформы в России и в других странах, приходится признать, что вошедшая в плоть и кровь западного общества приверженность идеалам гражданских свобод - не столько итог реформаторских усилий государства, сколько результат общественного саморазвития. А у нас демократические институты, к сожалению, не имеют многовековой истории, не опираются на богатую общественную традицию. Для закрепления демократии в России нужна особая среда, функцию которой может и должен исполнить федерализм, способный вовлечь огромные массы населения в управление государством на всех уровнях.

Федеративная Россия - это не Lприступ слабости¦ федерального центра. Это сознательный выбор новых, современных демократических технологий управления огромной страной, которые позволяют максимально использовать тот уникальный потенциал, который содержится в разнообразии регионов единого государства.

Именно федерализм становится отличительной чертой нового тысячелетия. Он полностью созвучен магистральной линии современного мирового развития.

Поэтому не может быть сомнений: раз Россия сделала выбор в пользу демократии, значит, она сделала выбор в пользу федерализма. И любое "свертывание" федерализма в многонациональной России чревато отступлением от демократии.

Думаю, что десять лет татарстанского суверенитета, накопленные знания и практический опыт дают нам право говорить о российском федерализме максимально открыто и непредвзято.

Татарстан провозгласил суверенитет вслед за принятием Россией своей Декларации о государственном суверенитете, которая предоставила право самоопределения народам в избранных ими национально-государственных формах. Должен заметить, что и все последующие шаги республики соответствовали российским или международным нормам, к которым Россия присоединилась, не выходили за рамки цивилизованного правового пространства.

В последнее время все чаще твердят, даже на самом высоком уровне, что у республик в составе федерации нет и не может быть даже ограниченного суверенитета. Это мнение, освященное официальным определением Конституционного Суда России, вызывает откровенное удивление и сожаление. По мнению многих независимых экспертов, решение суда является скорее политическим, нежели юридическим. Оно игнорирует волю многонационального народа республики, неоднократно на референдуме и в ходе выборов высказавшегося за суверенитет. Получается, что уважаемый суд не учел один из базовых конституционных принципов - народовластие. По какой-то причине из поля зрения Конституционного суда выпала статья 11 Российской Конституции, согласно которой положения татарстанско-российского Договора, определяющие Республику Татарстан как суверенное государство, находятся в полном соответствии с Основным законом страны. Более того, закрепленная в ст.73 Конституции Российской Федерации формула "всей полноты государственной власти" республики вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и есть определение суверенитета, распределенного между центром и суб'ектами. И этого тоже не заметил Конституционный суд.

Традиционное понимание суверенитета как чего-то неделимого уже давно разрушилось. В федеративных государствах суверенитет распределяется между суб'ектами федерации и центральной властью, причем для каждого уровня существует своя исключительная, гарантированная от постороннего вмешательства сфера распространения суверенитета.

Сегодня вся Европа опирается на принцип субсидиарности, предполагающий максимальную передачу полномочий нижестоящим органам власти. В 1990 году Б.Н.Ельцин выразил это фразой: LБерите суверенитета столько, сколько сможете¦. Я убежден, что в той остроконфликтной ситуации он через предоставление прав и свобод регионам спас Россию от развала, открыл путь к построению демократической федерации. Именно такой принцип должен лежать в основе отношений центра, суб'ектов Федерации и органов местного самоуправления. Мировой опыт показывает, что прочными и стабильными бывают те федерации, в которых центральная власть оставляет за собой небольшой круг стратегических функций. Передача полномочий суб'ектам федерации не ослабляет, а, напротив, укрепляет государство, ибо снимает с федерального правительства множество мелких задач и сосредоточивает его внимание на ключевых проблемах целостности страны.

Один из стереотипов, от которого нам нужно уйти при построении федерации - это уравнивание всех и вся. Этого достичь не удавалось даже при жесткой централизованной плановой тоталитарной системе. Взятые на себя полномочия - это не привилегии, а, прежде всего, бремя ответственности, за что регионы надо поощрять, а не наказывать. Асимметричная федерация, в которой учитываются исторические, этнические, экономические, географические особенности регионов, наиболее приемлемая модель государственного устройства для России.

Однако смысл и значение суверенитета Татарстана мы оцениваем не только политическими, но и человеческими мерками.

Насколько хорошо живется каждому человеку и его семье в Татарстане!

Возможностью реализовать себя, свои способности и таланты!

Защищенностью в невзгодах!

Спокойствием родителей за будущее своих детей!

Гордостью жителей Татарстана за свою республику!

Десять лет татарстанского суверенитета - это более 3 тысяч километров новых дорог с твердым покрытием. Газ, который пришел практически во все населенные пункты и дома республики. Это десятки тысяч сохраненных и вновь созданных рабочих мест. Это устойчивая продовольственная безопасность республики.

Десять лет татарстанского суверенитета - это 15 млн. квадратных метров нового жилья. Это более 400 новых школ, 125 больниц и поликлиник. Это новые перспективы для молодых семей и защищенная старость. Это чувство уверенности в завтрашнем дне и законной гордости за свой труд.

Суверенитет уже нельзя вычеркнуть из нашей жизни.

***Мечта о восстановлении государственности в татарском народе существовала во многие века. Народ, который имел свою государственность с Х века, не мог не мечтать о собственном государстве.

1918 год был для нашего края одним из самых драматичных, ибо Национальное собрание во главе с такими выдающимися политическими деятелями, как Садри Максуди, Гаяз Исхаки и другие, готовилось об'явить автономный штат LИдель-Урал¦, что могло кардинально изменить ситуацию в России, создав прецедент учреждения государственности Lснизу¦, причем силами, независимыми от большевиков. Такой поворот событий был нежелательным для Советского правительства, и оно использовало силовые методы, чтобы упредить его создание. Одновременно в спешном порядке был подготовлен проект Татаро-Башкирской республики.

Многие местные руководители искренно верили в лозунги большевиков о праве наций на самоопределение, в Декларацию прав народов России и с энтузиазмом принялись за дело создания долгожданной Татаро-Башкирской республики. Однако уже в 1919 году ЦК РКП(б) отменило положение о Татаро-Башкирской республике и в этом же году появилась Башкирская АССР, а 27 мая 1920 года был издан декрет ВЦИК и СНК об образовании ТАССР.

По сравнению с дореволюционным периодом татарский народ все же получил ряд новых возможностей для своего развития, в частности, в сфере образования и культуры.

В то же время изначально статус автономии был иной, нежели союзной республики. Будучи членом коллегии Наркомнаца, М.Султан-Галиев противодействовал политике ограничения прав автономных республик. Выступая с трибуны Х Всероссийского с'езда Советов, XII с'езда РКП(б), он требовал, чтобы и автономные республики вошли в Союз как равноправные суб'екты, за что был исключен из партии, снят со всех постов и впоследствии репрессирован.

Большевики вели большую игру с народами России, обещая на словах развитие их культуры, языков, государственности на основе самоопределения и в то же время противодействуя всему этому на деле. Тем не менее, руководство ТАССР вновь поставило вопрос повышения статуса республики в 1936 году, когда обсуждался проект новой Конституции СССР. Но и на этот раз предложение было отклонено Сталиным, который мотивировал свой отказ отсутствием у республики внешней границы.

В 50-60-е годы многие представители национальной интеллигенции стали активно выступать за возрождение культуры татарского народа и особенно татарского языка, чья сфера применения резко сузилась. На партийных собраниях, творческих встречах, обращениях, письмах в вышестоящие инстанции представители интеллигенции и общественности открыто говорили об ущемленном статусе Татарской автономной республики. Этот вопрос особенно остро ставился в 1964 году, а также в ходе обсуждения проекта Конституции СССР 1977 года.

Однако общая политика КПСС была ориентирована не на поддержку национальных культур, а на сближение и слияние наций. В итоге мы пришли к ситуации, когда в Казани v столице республики - не осталось ни одной татарской школы, все издания на татарском языке лимитировались, радио и телепередачи носили символический характер. Обсуждение вопроса сохранения татарского языка расценивалось как национализм, исследование Золотой Орды и Казанского ханства было просто запрещено. Еще никогда за свою более, чем тысячелетнюю историю татарская культура не оказывалась в столь сложном положении.

Не уступая по своему экономическому вкладу в народно-хозяйственный комплекс СССР целому ряду союзных республик, в Татарстане в конце 80-х годов сложились большие диспропорции между производственной и непроизводственной сферами, накопились существенные проблемы в решении социальных вопросов. В республике 80% произведенной промышленной продукции приходилось на долю предприятий союзного подчинения, 18% ? российского и только 1,5% ? местного ведения. В целом, по стоимости основных непроизводственных фондов на одного жителя, республика в тот момент находилась на 35 месте в Российской Федерации.

Уважаемые народные депутаты! Мы с вами являемся свидетелями как с началом перестройки вопрос повышения статуса республики стал основным лозунгом, идея суверенитета выступила мощным об'единяющим началом. Подавляющее большинство населения на собраниях трудовых коллективов, в ходе избирательных кампаний, в средствах массовой информации, на многочисленных митингах ? высказывалось за изменение статуса Татарстана. В условиях всеобщей неопределенности по всей стране, руководство ТАССР пошло на единственно правильный шаг v самостоятельное определение статуса республики. После бурных парламентских дебатов 30 августа 1990 года Верховный Совет единодушно (при одном воздержавшемся) принял этот исторический документ, который закрепил реализацию неот'емлемого права татарской нации, всего многонационального народа республики на самоопределение, право его собственности на землю, недра и природные ресурсы. Татарский и русский языки были провозглашены государственными, всем гражданам были гарантированы равные права, независимо от Lнациональности, социального положения, религиозных и политических убеждений¦.

Мы помним какая сложная политическая обстановка в то время была в Казани. Возникшие на волне перестройки многочисленные общественные об'единения выдвигали самые разные лозунги, имели массовую и весьма эмоциональную поддержку со стороны отдельных категорий населения, влияли на работу Верховного Совета и средств массовой информации. Нужно было суметь консолидировать здоровые силы и принять документ, который устраивал бы большинство.

В то время было немало партий, выступавших открыто против самостоятельности республики, но были и такие силы, которые требовали полной независимости. Следует сказать, что большинство в национальном движении оказалось способным подняться выше этнических пристрастий, и, не обостряя обстановку до крайности, согласиться с разумными решениями, устраивающими большинство населения. Мы сегодня не можем не отметить того вклада, который сделали эти политические силы. Пользуясь сегодняшней возможностью, хотел бы поблагодарить депутатов Верховного Совета, ученых, государственных и политических деятелей тех лет, на долю которых выпала необходимость подготовки и принятия судьбоносных документов - за конструктивных подход и взвешенность. Благодаря вашему умению удалось в самое критическое время уйти от края пропасти, удерживая определенную стабильность и взаимопонимание между народами республики.

Декларация принималась от имени всего народа республики, что было принципиально важно. Тем самым мы заложили основы гражданского общества, в котором главными ценностями стали терпимость, соблюдение баланса языков, культур и конфессий.

Декларация о государственном суверенитете республики не нашла понимания у федерального Центра. Поэтому Верховный Совет в феврале 1992 года принял решение о проведении референдума для выявления воли многонационального народа Татарстана. Тем самым, республика изначально избрала цивилизованный путь разрешения спорных вопросов. Однако в ответ на нашу инициативу все федеральные структуры выступили против проведения референдума. Трудно было понять, почему и на каком основании граждан республики пытались лишить права высказать свое мнение. В средствах массовой информации России была развернута широкая компания по дискредитации Татарстана, на избирателей оказывалось откровенно грубое давление. Тем не менее, в спокойной обстановке, без каких-либо нарушений прошло голосование, и народ республики подтвердил свою приверженность курсу укрепления суверенитета.

Итоги референдума стали политико-правовой основой для принятия 6 ноября 1992 года новой Конституции Татарстана, закрепившей волю граждан республики о повышении ее государственно-правового статуса.

Приняв новую Конституцию, Татарстан сделал серьезную заявку на собственные подходы к главным вопросам современности: взаимоотношения между LЦентром¦ и Lсуб'ектом¦, создания системы социальной рыночной экономики, демократического национально-государственного строительства, формирования гражданского общества и правового государства, достижения и углубления межэтнического согласия.

В 1993 году в Татарстане проект новой Конституции России не получил поддержки избирателей. И это не была Lособая¦ позиция республики. Из 89 суб'ектов Федерации в 31-ом Конституция не была одобрена. В этих условиях единственно верным шагом на сохранение стабильности, согласования интересов центра и Татарстана было подписание двустороннего Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан LО разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан¦, что и было сделано 15 февраля 1994 года. Договор стал актом признания суверенитета республики со стороны федерального центра, и он до сих пор остается основным гарантом стабильности двусторонних отношений. Было бы неосмотрительно сегодня на волне требований ужесточения вертикали власти пытаться в одностороннем порядке пересмотреть Договор или же его игнорировать.

Достаточно внимательно изучить прессу нашей республики, радио и телепередачи, чтобы убедиться в поддержке людьми идей суверенитета. Молодежь и пенсионеры, татары и русские, интеллигенция и рабочие говорят о своей озабоченности статусом республики, требуют его отстоять. Они пишут: LНельзя терять суверенитет, иначе мы снова будем повязаны по рукам и ногам¦, LМы не можем стать губернией, как того хотела бы Москва¦, LСуверенитет наполнил нас гордостью и от него нельзя отказываться¦. Так пишут простые граждане республики.

Как показывают социологические данные, две трети населения в целом положительно оценивают государственный суверенитет Татарстана и только 11% высказываются LОтрицательно¦. 70% опрошенных стоят на позициях дальнейшего развития российского государства на принципах Федерализма. Конечно, люди говорят и о проблемах, порой весьма острых v росте цен, преступности, коррупции, низкой заработной плате и безработице, но их решение они связывают с укреплением, а не ослаблением самостоятельности республики. При этом ответы русских и татар, горожан и сельчан не сильно отличаются, что говорит о высокой степени консолидации народа Татарстана.

По большому счету за десять лет в Татарстане возникла модель полиэтнического, поликонфессионального общества, которая является оптимальной для многонационального государства. За эти годы мы приобрели огромный опыт федеративного и демократического развития.

Конечно, нельзя сказать, что все было просто и гладко.

В течение последних лет республика проходит сложнейший путь. Начиная практически с нуля, мы движемся вперед поэтапно, не шарахаясь из крайности в крайность, постепенно формируя в общественном сознании ценности демократической культуры.

И сегодня мы можем с уверенностью сказать: Татарстан успешно продвигается по сложнейшему пути демократических реформ.

Для нас важно во время обозначить следующий этап реформ и те цели, которые мы ставим перед собой. Может быть, я тороплю события, но все-таки должен сформулировать нашу стратегическую цель - превратить республику в цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня.

Для этого у нас есть все необходимые материальные и организационные ресурсы, правовые и политические условия. У нас есть воля и желание упорно трудиться.

Что значит "регион европейского уровня"?

Во-первых, это политически развитый регион - с прочными традициями демократии и многопартийности; с мощной правовой базой; с политически активным населением и ответственной властью, которая не боится конструктивного диалога с обществом.

Во-вторых, это экономически развитый регион - с современной промышленностью и эффективным сельским хозяйством; с разветвленной инфраструктурой; с высокими технологиями и квалифицированными кадрами; включенный в систему внутригосударственных и межгосударственных экономических связей; с благоприятным инвестиционным климатом.

В-третьих, это регион, в котором людям просто нравится жить. Это означает, что граждане здесь защищены законом и социальными программами; что людям не страшно за себя и за будущее своих детей; что им не нужно уезжать в другое место, чтобы искать лучшей доли.

Обозначенные цели требуют своего осмысления и открывают огромное поле деятельности для Государственного Совета, Кабинета Министров, ученых и общественности республики.

Говоря о перспективах, мы четко видим контуры нового этапа реформирования нашей политической системы. Его направлениями, наряду с необходимостью сохранения на данном этапе сильной исполнительной вертикали, будут дальнейшее укрепление роли парламента, развитие местного самоуправления и многопартийности. Строительство цивилизованного общества требует дальнейшей правовой регламентации всех сторон жизнедеятельности. Профессиональное законотворчество, создание эффективных механизмов реализации принятых законов, укрепление системы защиты прав человека, ? все это необходимые условия дальнейших демократических преобразований. Мы прошли первый этап реформирования Государственного Совета, время требует его углубления и перехода ко второму этапу, смысл которого в более четком разделении законодательной и исполнительной власти, усиление профессионализма депутатского корпуса.

В республике зарегистрировано и действует более трехсот общественных формирований самой различной направленности, в которых участвует несколько десятков тысяч членов. Треть из них ставит перед собой политические цели. Примечательно, что экстремизм во всех его проявлениях практически полностью вытеснен с политической сцены Татарстана, что стало гарантией сохранения общественного спокойствия. Но многопартийность зачастую носит поверхностный характер. Партии увлекаются чисто электронной формой работы, не доходя до каждого человека, до интересов граждан. Я уверен, что это явление, свойственное переходному периоду. Вместе с формированием класса собственников в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, появляются ясно выраженные экономические интересы, которые найдут адекватное выражение в политической структуре республики.

Крупнейшим завоеванием общественной жизни последнего десятилетия можно считать утверждение свободы слова. Гласность, как атрибут нормальных цивилизованных отношений между людьми, общественными институтами, внесла в нашу жизнь много новых конструктивных элементов. Во многом благодаря деятельности более 500 средств массовой информации участие населения в решении текущих задач социального развития стало более действенным. Печатные и электронные средства массовой информации в нашей республике стали общепризнанной четвертой ветвью власти. Более половины СМИ в республике являются негосударственными. Из всех средств массовой информации 53% выходят на русском языке, остальные на татарском или смешанном татарско-русском языках.

Особо хотелось бы отметить динамику роста радио- и телепередач на татарском языке. За десять лет продолжительность радиовещания на татарском языке возросло с 7,5 до 47 часов в сутки, т.е. в 6 раз, а телевещание с 17,5 часов в неделю до 41,5 часов, то есть в 2,4 раза. Появилось радиовещание Татарстана на коротких волнах, рассчитанное, прежде всего, на слушателей диаспоры зарубежья и России.

Для многонационального государства чрезвычайно важной и крайне непростой задачей является обеспечение для всех своих граждан реальной возможности получать информацию, обучаться и воспитываться на родном языке.

В республике функционируют 54 чувашских, 10 марийских, 15 удмуртских дошкольных учебных заведения. Также успешно работают 145 чувашских, 22 марийских, 44 удмуртских, 7 мордовских школ, что позволяет охватить обучением на родном языке 100% детей русских, 48% детей татар, 55% детей чуваш, 71% детей удмуртов, 49% детей мари и 8% детей мордвы. В республике также функционируют 28 воскресных школ с охватом более 2 тысяч учащихся разных национальностей.

Одновременно нам пришлось решать и другую задачу. А именно, - задачу превращения республики в ядро культурного притяжения, политической консолидации и возрождения татарского народа, который, как известно, является вторым по численности в России.

Суверенитет Татарстана всколыхнул не только наше общество, но и татар по всей России. Они почувствовали в лице республики опору для сохранения языка и развития культуры. Впервые за всю историю татарского народа были проведены Всемирные Конгрессы татар, где обсудили самые насущные проблемы этнического развития. Фактически республика стала научно-методическим центром для всех преподавателей, ведущих обучение на татарском языке. Постоянно идет большая работа по повышению квалификации учителей татарского языка и литературы, обеспечения татарских школ России учебниками, проведения ежегодных межрегиональных олимпиад по татарскому языку, организации летнего отдыха детей, проведения ежегодных межрегиональных конференций по проблемам развития татарского образования в регионах России.

Сегодня республика, осуществляя взятые на себя функции центра политической и культурной консолидации татарского народа, последовательно реализует большое число образовательных, лингвистических и других программ сохранения и развития татарской национальности. Для этого мы должны более эффективно использовать возможности уже имеющихся организационных форм национально-культурных автономий татар России.

Предстоящее в 2005 году празднование тысячелетия Казани станет еще одним толчком для лучшего информирования населения России об истории и культуре Татарстана, снятия из учебников ложных стереотипов о татарах, для окончательного формирования позитивных представлений о республике в России и за рубежом.



Неоценимая заслуга суверенитета в том, что мы реализовали принцип равноправия языков, культур и религий. Сегодня открытие новых школ, вузов, написание учебников для национальных школ, выбор языка обучения v все зависит только от нас. Кое-кто успел забыть, что всего лишь десять лет назад это было несбыточной мечтой.

В Татарстане 63% детей татар дошкольного возраста воспитываются на родном языке. Десять лет назад их доля составляла 10,6%. Сегодня из 2503 школ республики в 1220 обучение ведется на татарском языке.

Приведу лишь один штрих, характеризующий нынешнее состояние общества. Еще совсем недавно многие татары стеснялись своего родного языка. Теперь же знание татарского воспринимается с уважением. В этом вопросе за 10 лет сознание людей претерпело качественные изменения ? то, что когда-то многими воспринималось в штыки, теперь становится нормой повседневной жизни.

Татарский язык становится не только юридически, но и фактически государственным. Принципиально важно, что он вошел в число предметов преподавания общеобразовательной школы. На основании Закона Республики Татарстан LОб образовании¦ и Закона LО языках народов Республики Татарстан¦ татарский и русский языки, как государственные изучаются в учреждениях образования в равных об'емах. Постепенно расширяется сфера обучения на татарском языке и в высших учебных заведениях.

Можно много еще говорить о возрождении татарского языка и культуры, но лично для меня очевидно одно: если молодежь республики охотно учится в школах и ВУЗах на татарском, значит этот язык по-настоящему современен. Он нужен людям не только в быту, в семье, но и находит активное применение в социальной жизни, в профессиональном общении, в системе общественных коммуникаций. А это значит, что у татарского языка есть будущее.

Как я уже говорил, руководство республики стремится к соблюдению баланса между политикой возрождения татарского народа и политикой, направленной на обеспечение одинаково благоприятных условий для развития и процветания всех культур, языков и конфессий многонационального Татарстана.

Молодое поколение уже с детства растет в двуязычной среде и это залог будущей межэтнической стабильности. Некоторым кажется, что государство проявляет в этом вопросе излишнюю осторожность. Но это как раз та деликатная сфера, в которой осторожность никогда не бывает излишней.

Это относится и к проблеме перехода на латинскую графику. Мы долго шли к этому решению, много обсуждали, взвешивали все Lза¦ и Lпротив¦. Действительно, за неполное столетие татарский язык дважды менял свою графику и каждый раз с большими потерями. Тем не менее, ученые языковеды считают ненормальным положение, когда звуки татарского языка неадекватно отражаются в написании, а нескольких звуков и вовсе не хватает в алфавите. Мы в течение десяти лет будем обучать новым правилам и при необходимости откорректируем алфавит, с тем, чтобы он соответствовал всем особенностям и тонкостям татарского языка, но вместе с тем был удобным в наступающей информационной революции.

Суверенитет имеет самые разные проявления. Это многогранное явление, которое касается и благополучия людей, но, прежде всего, связано с общественными ценностями. Главное в нем это то, что мы стали хозяевами своей судьбы. Именно во многом от нас самих зависит наше благополучие и будущее наших детей. Мы уже научились жить в стабильном, предсказуемом обществе, теперь наша задача использовать стабильность для процветания республики.

Принятие Декларации о государственном суверенитете и подписание Договора дали нам возможность определить пути проведения экономических реформ с учетом особенностей республики. В соответствие с Договором земля, недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, а также большинство государственных предприятий и организаций, другое движимое и недвижимое государственное имущество стали исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана.

Безусловно, необходимо было эффективно распорядиться этой собственностью. Приватизация в республике проводилась по более приемлемым для населения правилам, которые существенно отличались от федеральных. В результате каждый житель Татарстана получил собственности в несколько раз больше, чем в среднем по Российской Федерации.

Одновременно нам удалось удержать принципиальные государственные позиции при осуществлении приватизации, сохраняя контрольные пакеты акций и продолжая играть ведущую роль в топливно-энергетической, нефтехимической, транспортной и некоторых других отраслях. При этом была исключена возможность приобрести за бесценок предприятий этих отраслей.

Руководствуясь тем, что в переходный период невозможно сразу решить все возникшие проблемы и что реформы надо проводить с меньшими потерями для людей, мы приняли модель Lмягкого вхождения в рынок¦, вместо предложенной обществу Lшоковой терапии¦. В целях поддержки наиболее уязвимых слоев общества в Татарстане раньше, чем во многих других регионах, была разработана программа адресной социальной защиты населения, которая реализуется и по настоящее время.

Жизнь подтвердила правильность наших подходов. Спад промышленного производства в республике был значительно меньшим, чем в среднем по Российской Федерации. Со второй половины 1995 года мы одними из первых в России добились роста об'емов промышленного производства, который поступательно продолжается и в текущем году.

В результате республика за последние годы обогнала по об'емам производства самые промышленно-развитые регионы, выйдя с 13-го на 4-е место в Российской Федерации (после Тюменской области, г.Москвы и Красноярского края).

Благодаря проведению гибкой экономической политики, приоритетной государственной поддержки, нам удалось остановить падение и стабилизировать об'емы добычи нефти, повысить эффективность нефтехимии, сохранить в основном предприятия оборонной промышленности и научно-исследовательские, конструкторские институты этого профиля. Совместными усилиями Правительства России и Татарстана удалось после пожара восстановить и наладить производство на КАМАЗе. В результате даже в самые трудные годы нам удалось сохранить многие рабочие места, не допуская массовой безработицы. Число зарегистрированных безработных на 1000 чел. населения в республике всегда оставалось ниже, чем в соседних регионах и в среднем по Российской Федерации.

Стабильно функционирует агропромышленный комплекс. Мы не стали радикально разрушать сложившиеся коллективные хозяйства, дали возможность постепенно утвердиться новым формам хозяйствования на земле в условиях равной конкуренции. В результате, на фоне всеобщего упадка сельского хозяйства и дестабилизации управления агропромышленной отраслью, республика сумела не только сдержать падение производства сельскохозяйственной продукции, но и вышла на реальное самообеспечение республики продовольственными товарами. Стоимость Lпродовольственного набора¦ у нас постоянно остается одной из самых низких. По основным показателям развития агропромышленного сектора республика занимает ведущее место в Российской Федерации. Валовой сбор зерна в текущем году составит порядка 4 млн. тонн.

Принятые в республике нормативно-правовые акты дали возможность гражданам заняться собственным частным бизнесом. Малое и среднее предпринимательство вошло во все сферы нашей жизни. В настоящее время общая численность занятых в малом бизнесе, включая индивидуальных частных предпринимателей, составляет около 500 тысяч человек.

Развитие малого предпринимательства способствует формированию среднего класса, который является социальной базой реформирования экономики и в значительной мере влияет на стабильность в обществе.

В Татарстане реализуются крупные инвестиционные проекты v строительство мостового перехода через реку Кама общей протяженностью около 14 км, международного аэропорта LКазань¦, Казанского метрополитена, Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, осваивается производство современных самолетов ТУ-214, ТУ-324, вертолетов "Ансат" и "Актай".

Относительно высокими темпами ведется жилищное строительство. В расчете на 1000 человек населения в 1999 году по сравнению с 1994 годом было введено жилья в нашей республике на 19% больше, в то время как в среднем по Российской Федерации v на 17% меньше.

За годы реализации не имеющей аналогов программы ликвидации ветхого жилья переселено в благоустроенные квартиры 53,9 тыс. татарстанцев. В текущем году в рамках этой программы получат новые квартиры еще 6 тысяч семей. Большинство из них коренные казанцы, которые из поколения в поколение проживали в трущобах.

Самым узким местом в социальном развитии республики длительное время оставалась телефонизация. Обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами за 1990-1999 гг. в Татарстане удалось увеличить более чем в 2 раза. По основным показателям телефонизации республика переместилась среди регионов Российской Федерации с 68 на 26 место. Телефонная емкость доведена до 1 млн. единиц. В текущем году в основном завершается охват населения устойчивым телевизионным вещанием. На прошлой неделе в эксплуатацию введена первая очередь самостоятельного республиканского телеканала.

Нам удалось за эти годы не допустить обвального снижения жизненного уровня населения, связанного с проведением реформ. Сочетание Программы адресной социальной защиты населения с относительно высоким уровнем минимальной оплаты труда - все эти годы являлись и являются важным инструментом поддержки малообеспеченных слоTв населения.

В республике соотношение между заработной платой и величиной прожиточного минимума сохраняется одним из самых высоких в российской Федерации. В декабре 1999 года оно составило в Татарстане 261%, тогда как в целом по России v 213%, в Нижегородской области v 186%, в Самарской области v 225%.

Как и было заявлено нами в начале этого года, в республике начался рост уровня жизни граждан. Итоги первого полугодия показывают, что реальные располагаемые денежные доходы населения выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 26,6%, в среднем по Российской Федерации эта цифра составила 8,2%.

Принятые в последнее время Правительством республики Программы по внедрению индикативной систему управления, энергосбережению, развитию транспортного комплекса и ряд других нацелены на то, чтобы эти тенденции приобрели необратимый характер.

В последние годы в республике сделано немало для поддержания сферы культуры и образования, в целом повышения духовности. В результате не только не закрылось ни одного театра, ни одного вуза, дворца культуры, а, напротив, их число растет. В течение десяти лет в республике открыт Казанский татарский государственный театр юного зрителя, 28 новых музейных экспозиций, семь историко-культурных и природных заповедников, 35 библиотек и 162 дворцов культуры, 6 памятников монументального искусства, среди них Федору Шаляпину, Карлу Фуксу, Баки Урманче в Казани, Ивану Шишкину в Елабуге и другие.

Происходит быстрый рост числа студентов, причем практически во всех вузах. Раньше мы и не могли мечтать о реализации за столь короткие сроки таких проектов, как строительство нового концертного зала европейского уровня, открытие хореографического училища в отреставрированном здании, создание Булгарского и Свияжского историко-архитектурных заповедников. Сегодня мы приступили к широкомасштабной реставрации Казанского Кремля, реконструкции центра Казани. Все краше и привлекательнее становится не только столица, но и города, поселки республики.

Значительный вклад в культуру вносят многочисленные национально-культурные общества, фольклорные коллективы, творческие ассоциации, культурно-просветительские учреждения. Никогда в республике не было столь разнообразной и богатой палитры национально-культурной жизни. Намеченный на конец этого года очередной с'езд народов Татарстана определит новые важные задачи в сфере межнациональных отношений, будет способствовать дальнейшей консолидации общества.

В числе одного из главных достижений последних лет следует назвать ? сохранение интеллектуального, научного и творческого потенциала республики. В лице Академии наук Татарстана мы получили мощный интеллектуальный центр, который позволяет нам вести научные исследования в самых передовых направлениях науки, например, таких как физика и химия.

Важнейшей приметой перемен в жизни республики стало становление новой модели отношений между религиозными организациями и государством. В условиях подлинной свободы религиозной жизни в республике развернулось строительство сотен культовых зданий, открываются духовные учебные заведения, издается и распространяется религиозная литература.

За десятилетие в республике открыто, отреставрировано и построено около тысячи культовых зданий. Из них мечетей - 782, православных храмов - 119, других конфессий - 11. В процессе строительства находятся 99 мечетей и 23 церкви (в 1989 году таковых было 61).

Высокая степень веротерпимости, свойственная духовенству и верующим основных конфессий, прежде всего, ислама и православия, стала визитной карточкой Татарстана. Здесь будет уместно сказать, что в республике нет места крайним течениям ни в исламе, ни в православии, ни в других конфессиях. В Татарстане не было и не будет места религиозному экстремизму. Мы имеем весьма прочные традиции межконфессиональных отношений и впредь намерены их поддерживать через укрепление собственной сети религиозных учебных заведений.

В последние годы Татарстан получил широкие возможности для установления прямых партнерских отношений с суб'ектами Федерации и зарубежными странами, ? прежде всего в сферах экономики, образования, науки и культуры. За последние годы республика активно включилась в систему международных отношений. Татарстан заключил межправительственные соглашения с большинством из регионов Российской Федерации, государствами СНГ и рядом зарубежных стран.

Мировое сообщество уже давно осознало, что международные связи суб'ектов федераций ? согласованные и скоординированные должным образом, не только не подрывают эффективность внешней политики федеративного государства, но, наоборот, обогащают и дополняют ее. Во всем цивилизованном мире государства-члены федерации уже давно выделились в отдельную категорию суб'ектов международного права и этот факт никого не смущает. Более того, они об'единились в Ассамблею регионов Европы, членом которой является и Татарстан.

Столь подробное изложение положительных тенденций, достигнутых за эти десять лет в духовном и социально-экономическом развитии республики понадобилось для того, чтобы ответить на вопрос: что же дал суверенитет, который часто задается в прессе, а также на бытовом уровне. Одновременно мне хотелось бы напомнить, что нельзя к суверенитету относиться потребительски, как к некоей "манне небесной".

Мы с вами являемся свидетелями того, с какими трудностями сталкивается независимость бывших союзных республик - стран СНГ, какие лишения испытывают и в каком состоянии неопределенности находятся Абхазия, Приднестровье, не говоря, уже о ситуации в Чечне и Косово.

Эти десять лет для Татарстана стали годами завоевания уважения к республике и нашему народу, они одновременно стали этапом испытания на зрелость, что способствует укреплению и становлению его государственности в историческом измерении.

Уважаемые народные депутаты! В России идет процесс крупномасштабного государственного переустройства. Идет поиск новых отношений, и мы должны отдать должное первому Президенту России, который начал эти преобразования. После избрания Владимира Владимировича Путина страна вступила в новую фазу государственных реформ, которая характеризуется укреплением власти на всех уровнях. Для этого есть немало об'ективных причин. Проводить экономические реформы в условиях безвластья просто невозможно, это тем более справедливо, если учесть, с каким наследием Россия вступила на этот путь. В переходный период власть должна быть сильной. Мы всегда об этом говорили. В отличие от большинства регионов мы не торопились с введением выборности глав администрации, избрав путь постепенного расширения местного самоуправления по мере создания финансовых условий и укрепления демократических институтов. По сути дела, Владимир Владимирович Путин, восстанавливая управляемость в системе государственной власти, делает сейчас то, чем мы занимались в республике все последние годы. Поэтому во-многом нам понятны его инициативы и неизбежность данного процесса.

В связи с принятием закона о реформировании Совета Федерации, по предложению ряда высших должностных лиц регионов, Президент В.Путин принял принципиальное решение о создании Государственного Совета, который стал бы, прежде всего, выразителем интересов Федерации. На наш взгляд, Государственный совет, его статус и функции необходимо закрепить в Конституции. Наше предложение заключается еще и в том, чтобы учесть в деятельности Государственного Совета многонациональный характер России. Поскольку отсутствует Палата национальностей, которая существовала даже в советское время, ряд вопросов, затрагивающих жизненные интересы народов России, республик и национальных меньшинств, следовало бы принимать консенсусом. Это сделает Федерацию привлекательной для всех народов России.

Должен сказать, нам не совсем ясны причины появления федеральных округов, тем более, что они не предусмотрены действующей Конституцией. Им нелегко будет найти свое место в государственной системе власти. Властные полномочия суб'ектов федерации уменьшать нельзя v потеряется управляемость территорий, а федеральный центр в лице министерств и ведомств, в свою очередь, вряд ли станут выпускать из своих рук полномочия. В сложившихся условиях, с моей точки зрения, наиболее разумное, - федеральным округам сосредоточиться на задачах координации деятельности и согласования интересов суб'ектов, причем, прежде всего, в сфере экономики. К примеру, существующая экономическая ассоциация LБольшая Волга¦ оказалась не эффективной из-за отсутствия властных полномочий. Федеральный округ вполне мог бы взять на себя функцию региональной экономической интеграции и тем самым облегчить ход экономических реформ.

Принятая по предложению Правительства 2-я часть Налогового кодекса значительно увеличит долю федерального бюджета в консолидированном бюджете России, соответственно уменьшив долю региональных бюджетов, что приведет к незаинтересованности и ослаблению финансовой стабильности особенно в регионах-донорах, и что вряд ли будет способствовать дальнейшему под'ему экономики и повышению реальных доходов населения.

В ходе подписания Договора мы специально отмечали, что в условиях единой Федерации мы со временем должны будем войти в общее налоговое поле страны. В то же время мы считаем, что вхождение в общее финансовое поле России для Татарстана не должно обернуться потерей достигнутого уровня жизни населения республики. В этих целях, по договоренности с Президентом В.Путиным и Правительством России, Кабинетом Министров республики подготовлен и передан Правительству России проект федеральной Программы социально-экономического развития Татарстана на 2001-2006 годы. Мы надеемся, что такая Программа будет принята.Как известно, существуют определенные несоответствия между Конституцией Татарстана и Конституцией России, нашим и федеральным законодательством. Мы всегда их ясно осознавали и проявляли готовность через согласительные процедуры поэтапно находить решение. Ни для кого не секрет, что наши законы нередко опережают федеральное законодательство. Ярким примером тому может служить Земельный кодекс, успешно работающий в республике уже более двух лет. На федеральном уровне нет такого закона, что серьезно тормозит проведение земельной реформы в России. Было бы логично не нам менять этот кодекс, тем более, что земля уже роздана в частную собственность, а России учесть опыт Татарстана и ряда регионов и принять аналогичный закон.

Нельзя признать правильной сложившуюся практику, когда федеральные законы по предметам совместного ведения настолько детализированы, что у суб'ектов не остается правового поля для собственного законодательного регулирования, учитывающего специфику местных условий.

В связи с этим руководители Татарстана и Башкортостана направили на имя В.Путина письмо, в котором предложили создать согласительную комиссия для рассмотрения всех коллизионных вопросов. Комиссия могла бы выносить решения по каждому конкретному случаю и рекомендовать привести законы двух республик в соответствие с федеральным законодательством или же предложить внести изменения в федеральное законодательство.

Реформа государственных структур, безусловно, необходима, но начавшийся процесс административно-политических преобразований не должен нарушать уже существующую политическую стабильность в обществе. Напротив, он должен становиться новым шагом к ее укреплению. Через стабильность к федерализации и через федерализацию к стабильности. Только в этом случае процессы социальных перемен будут поддержаны обществом.

Уважаемые участники высокого собрания!

Оглядываясь сегодня на пройденное Татарстаном десятилетие, нужно признать, что это были поистине исторические годы в жизни многонационального народа республики. Мы взяли на себя небывалую ответственность и прошли этот путь достойно. Это были годы поиска и отработки эффективной модели нашего общества, того, что называют LМоделью Татарстана¦, это одновременно и поиск оптимальной формы построения новой России на принципах федерализма. Она может быть применена и для урегулирования многих региональных конфликтов, с которыми сталкивается мировое сообщество.

Многие предсказывали, что суверенный Татарстан развалит Россию. Получилось наоборот. Сегодня мы можем утверждать, что именно Татарстан, российские республики сумели раздвинуть смысл и значение понятия федерализма для многонациональной России, придав понятию суверенитет исключительно позитивный смысл.

На новом этапе исторического развития нам предстоит подтвердить нашу верность намеченным целям. Мы должны продемонстрировать, что нам хватит сил, прозорливости и достоинства не свернуть с избранного пути и построить наш новый Татарстан на прочном фундаменте демократии, права и эффективной экономики.

Позвольте поздравить вас всех с десятилетним юбилеем принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, пожелать благополучия, успехов в работе, мира и согласия.

Благодарю за внимание.