Выступления, интервью


Минтимер Шаймиев: "Главное - чистота выборов"

30 сентября, сразу по возвращении с первого заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации Президент Татарстана Минтимер ШАЙМИЕВ дал интервью журналистам татарстанских и российских телекомпаний и информационных агентств.

- Минтимер Шарипович, какова Ваша оценка состоявшегося вчера первого заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации?


- Как я и представлял себе, этот орган будет очень весомым, авторитетным, и к его решениям, его мнению будут прислушиваться все органы государственной власти Российской Федерации. Как только появились первые разговоры о необходимости изменения статуса Совета Федерации и принципов его формирования, я тогда еще сказал, что должен появиться орган, возможно, совещательный, где бы руководители суб'ектов федерации могли представлять регионы и высказывать накопившиеся проблемы, как российского, так и регионального масштаба, чтобы через этот орган мог соблюсти прежде всего принципы разрешения вопросов, накопившихся в обществе нашего федеративного государства.

Вы знаете, что принятие законов о принципах формирования Совета Федерации шло не просто. Я все больше убеждаюсь в том, что трибуна Совета Федерации, хотя и позволяла главам регионов высказывать свои позиции, говорить о своих проблемах, но эти высказывания, как говорится, "тонули" в большом числе различных вопросов, возникающих при обсуждении законов, поступивших из Государственной Думы. Вчерашний обмен мнениями показал, что нам удастся более внимательно отнестись к поднимаемым руководителями регионов проблемам. Их слова будут услышаны, что, несомненно, поможет решению как тактических так и стратегических вопросов государственной важности, соблюдая при этом интересы регионов.

Мы обсудили регламент работы Государственного Совета РФ, что очень важно, ведь от того, как начнет работать Госсовет, как пройдет его первое заседание, зависело, какой будет задан тон. Например, первоначально заседание Государственного Совета было назначено на 12 октября, но члены Президиума практически единодушно договорились, что нужно тщательнее продумать повестку дня этого заседания, чтобы на нем прозвучали действительно вопросы государственного масштаба. Поэтому Президиум решил собраться еще раз, чтобы окончательно обозначить повестку дня первого заседания Госсовета, которое желательно провести в конце октября. Из вопросов, выходящих на первый план, я бы назвал стратегию развития России на ближайшую перспективу с акцентом на 2001 год и ближайшие годы, включая вопросы социально-экономического развития и проблемы формирования бюджета. Эти вопросы задает не только Татарстан, но и все регионы-доноры. Есть вопросы дальнейшего совершенствования структур управления в целом федеральными органами власти (это касается лесного хозяйства, Минприроды и ряда других направлений и секторов экономики). Или такая важная проблема, как разграничение предметов совместного ведения между федеральным центром и регионами. В последнее время центр в одностороннем порядке вторгается в вопросы совместного ведения, что не допустимо по Конституции. Есть вопросы государственной символики (это касается и российских государственных символов), их регламента, положения, принятия соответствующих законов.

Наконец, в ходе приведения в соответствие федерального и региональных законодательств возникают вопросы о противоречиях, которые устраняются на местах, но есть немало противоречий в законах, принимаемых федеративными органами государственной власти. Возможно, в отдельных случаях надо принимать рамочные законы, чтобы на местах применительно к особенностям регионов, могли бы принимать свои нормативные акты по тем или иным вопросам, особенно касающимся, в частности, имущественных отношений и экономики. Такие вопросы (с привлечением экспертов, конечно) могут быть подготовлены для включения в повестки дня следующих заседаний Государственного Совета РФ. Я, например, из'явил желание подготовить вопрос о разграничении полномочий по предметам совместного ведения. Этот вопрос интересует всех и, если он будет рассмотрен на одном из заседаний Госсовета, может повлечь за собой изменение многих законов и появление дополнительных законов.

Почему я предложил рассмотреть регламент работы Государственного Совета? Руководители регионов должны иметь возможность высказываться и быть услышанными. Когда за одним столом сидят почти 90 человек, каждый хочет сказать о своей проблеме, поэтому, может быть, нужно установить определенный регламент, чтобы через сконцентрированное выражение предложений группы регионов дать слово какому-то одному губернатору. С моей точки зрения, Президиум Госсовета РФ будет приобретать все больший вес и авторитет, потому что вопросы формирования повестки дня заседаний Государственного Совета чрезвычайно важны, и у членов президиума будет большой об'ем работы.

- Можете ли Вы прокомментировать заявления Председателя Центризбиркома РФ Александра Вешнякова, сказавшего, что назначение Госсоветом РТ выборов Президента Татарстана на 24 декабря 2000 года, может стать поводом для судебных разбирательств?

- Находясь на отдыхе, я внимательно следил за реакцией прессы на решение Государственного Совета Татарстана. Но основной лейтмотив этого решения почему-то в публикациях не прозвучал. Журналисты усматривают в этом "фактор внезапности", какую-то одностороннюю выгоду действующего президента... Говорить, конечно, можно все что угодно. Но если говорить конкретно о Шаймиеве, то я скажу: для Шаймиева, если бы он решил идти на выборы, ни "длинный", ни "короткий" сроки выборов не могут явиться большой помехой. И не в Шаймиеве тут все дело.

В Госсовете республики действительно задумались над тем, что между выборами депутатов и выборами президента получается разрыв в два календарных года. А раньше всегда промежуток между этими выборами составлял один год. Мы должны были избрать Государственный Совет Татарстана в марте 2000 года, но выборы были перенесены на декабрь 1999 года - совмещены с выборами в Государственную Думу РФ. Таким образом, получился разрыв с выборами президента Татарстана (намеченными на март 2001 года) в два календарных года. Поэтому Госсовет РТ в соответствии с законом решил перенести дату выборов на три месяцы вперед, то есть на декабрь 2000 года. Вот и все. Остальное - домыслы.

Работа по приведению Закона "О выборах Президента Республики Татарстан" в соответствие с российским законодательством началась еще в мае. Да, рассмотрение поправок к этому закону было ускоренным - их приняли в течение одной сессии и во втором, и в третьем чтении. Но другого срока просто не оставалось, иначе было бы нарушено законодательство.

Что касается заявления Александра Вешнякова, то, наверное, иски в суд могут быть. Но я говорю откровенно, я выступаю за чистоту выборов президента в нашей республике. Не важно, сколько и каких будет претендентов, кто бы ни выдвигался. Мы, принимая конкретные шаги по поэтапному вхождению в единое российское правовое, экономическое и финансовое пространство, не хотим, чтобы оставались неразрешимые противоречия между законодательствами по проведению выборов Президента Республики Татарстан. Для нас чистота проведения выборов важнее всего. Это в интересах республики, чтобы никто не мог ставить под сомнение легитимность президентских выборов. Обращения в суд недовольных и проигравших всегда были и будут - это касается и парламентских, и президентских выборов. Не исключено, что и на этот раз они могут быть. Но нельзя допустить, чтобы сами выборы ставились под сомнение. Я дал поручение нашим юристам (хотя уже имею их заключение - они не сомневаются в правомерности назначения срока выборов), еще раз внимательно посмотреть все возможные вопросы. И еще раз говорю: если будут какие-то сомнения, я буду выступать за чистоту выборов. Все остальное не имеет принципиального значения. Такой мой подход.

- В случае выдвижения Вашей кандидатуры на пост Президента РТ инициативной группой избирателей или какой-либо политической силой, например, движением ТНВ, готовы ли Вы дать согласие вновь баллотироваться?

- Когда речь идет о выборах президента республики, то этот вопрос кажется важным, но только относительно лично кандидатуры Шаймиева. О нем можно поспорить, этот вопрос правовой, но, как мне кажется, он более частный, чем вопрос чистоты проведения выборов в целом. Вы знаете мою позицию. Я никогда не тороплюсь, особенно в таких вопросах. Я же не заявлял, что намерен выдвинуться вновь на эту должность. Так что я буду и в этом вопросе соблюдать чистоту. Как президент я отвечаю за все происходящее в республике и буду действовать только в ее интересах.

- Ведущий телевизионной программы "Вести" недавно сказал, что Шаймиев сегодня является гарантом стабильности в Татарстана и что с уходом Шаймиева эта стабильность может нарушиться. Вы согласны с таким утверждением?

- Как-то в одном из последних интервью я отвечал на примерно такой вопрос. Когда начинаешь думать об этом, то имеется совокупность ситуаций или фактов, которые как бы наталкивают на то, что Шаймиев все-таки нужен. Сейчас очень не простое время. А, если поставить себя на место нового претендента на пост президента... Я-то хорошо представляю, какой об'ем работы предстоит выполнять и какие огромные проблемы нужно разрешать. Среди тех, кто это сполна осознает, я боюсь, желающих на это место много не будет. Ну а тем, кто не представляет этого в полной мере, можно лишь посочувствовать. Так что еще раз хочу сказать, соблюдая главный принцип чистоты выборов, я приму решение тогда, когда это будет нужно. Я не в том возрасте, чтобы руководствоваться какими-то амбициями. Власть - это не ново для меня. Для меня важно, чтобы выборы Президента Татарстана проходили в нормальной ситуации и были полностью легитимными.

- Минтимер Шарипович, если продолжить тему ответственности перед республикой, то можете ли Вы сказать о том, готовите или нет себе преемника?

- Будет ли готов кто-то, как преемник на посту президента - это непростой вопрос. Тут многое зависит от личностных качеств человека, от многих факторов. Но опыт, знание республики, знание ситуации подсказывают, что если вдруг возникнет такая необходимость, то сделать такой выбор - это, я бы сказал, даже гражданский долг и обязанность действующего президента.

- Правда ли, что из администрации Президента России прозвучало пожелание тем, кто будет работать в Государственном Совета РФ, отставить места в Совете Федерации?

- Нет, такого не было ни в какой форме. Конечно, нагрузка на членов Госсовета РФ и одновременно членов Совета Федерации ложится большая. Правда, у меня не было времени об этом думать. У нас в республике приближаются президентские выборы, и этот вопрос сам собой решается, независимо от личностей - вновь избранный президент, в любом случае, не будет членом Совета Федерации, и вот членом Государственного Совета он будет обязательно.