Выступления, интервью


М.Ш.Шаймиев: Параллельные структуры власти действуют без оглядки

Сегодня в стране фактически больше половины федеральных структур существуют параллельно с местными. Это как раз тот случай, когда говорят «нет предела возмущению». Я об этой проблеме говорю не первый раз. Практически все руководители республик и губернаторы думают так же, правда, по разным причинам не все об этом говорят вслух.

Сейчас в средствах массовой информации много пишут о том, что проблема реформирования властных структур обсуждается на самом высоком уровне. Но нигде еще не было сказано, что же должно быть на местах, каким образом федеральные структуры должны взаимодействовать с региональными. Мы тщетно предлагаем использовать имеющиеся на местах структуры, здания, материальную базу на основе соответствующих соглашений, разграничивающих полномочия между собой. В данном случае мы выступаем как защитники государственных интересов. К сожалению, голос регионов в этих вопросах не слышен.

Вот что такое Министерство природы? В сфере его деятельности находится все то, что нас окружает - флора и фауна, природные ресурсы, множество транстерриториальных объектов, водные бассейны, лесной фонд и др. Странно, но те виды деятельности, которые приносят прибыль, федеральное министерство берет себе, остальное оставляет органам региональной и местной власти. Ну не можем же мы ведрами делить окружающий воздух или иные ресурсы на федеральные и местные.

Не случайно сейчас с таким трудом проходит, вернее, не проходит федеральный Закон о местном самоуправлении. Как только вопрос коснулся благоразумного распределения доходов, дело застопорилось. Справедливо было бы сначала решить, из чего будет складываться доходная база органов местного самоуправления, а потом принять закон. Нет, опять телегу пытаются поставить впереди лошади. В таком случае, на какие средства орган местного самоуправления должен вести те же природоохранные мероприятия, например?

Дело уже доходит до того, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации начинает требовать централизовать все Бюро технической информации, то есть подчинить их федеральному центру. Я не знаю, кто мог придумать такой подход, видимо, человек, не представляющий, что такое БТИ в рыночных условиях. Мы не против федеральных нормативов, но невозможно же оценивать каждую усадьбу, каждый дом на федеральном уровне. Это значит, что опять появятся запретительные меры, и опять к кому-то надо будет ходить, просить, давать взятки. Жалоб по этому поводу становится все больше, и взяточничество приобретает все более изощренные формы. Потому что практически все федеральные министерства сейчас взяли, прежде всего, функции запретительные. И своей вертикалью они на местах стараются дойти только до тех сфер, где есть деньги. Остальное, мало кого интересует, к сожалению. А сколько неотложных, текущих дел в той же природоохранной деятельности - это проблемы содержания лесов, территорий, обеспечение контроля над ними...

То же самое происходит, к сожалению, в правовых органах. Я не беру милицию - пока не создана муниципальная милиция, органы внутренних дел должны быть едиными. В данном случае я даже не говорю о прокуратуре. Но органы юстиции у нас должны быть свои, без них нельзя. Потому что нам надо готовить и принимать местные законы, вносить их на решение местных органов власти и в законодательный орган республики. Однако говорят: «Нет, у нас своя структура должна быть, у вас – своя».

Сейчас проявилось большое стремление добраться до денег медицинского страхования. То же самое относительно земельных отношений. Выходит, сейчас, когда наконец-то принят закон о купле и продаже земли, на продаже земли надо зарабатывать не местным, а федеральным органам?

Одним словом, беспредел. К сожалению, над этим мало кто задумывается. Вот сейчас обсуждают, сколько министерств сократят или объединят на федеральном уровне. Возможно, и объединят, но то, что происходит на местах, к сожалению, сегодня никого не интересует. Туда, где есть деньги, «вертикаль» опускается, а если их нет – нет и никакой «вертикали».

Возьмите военкоматы, например. Организация призыва - задача всеобщая, все мы это понимаем. Это основная работа военкоматов. Однако ее финансирование возложено на органы местной власти, федеральным бюджетом средств на это не предусмотрено, как будто местная власть подчиняется непосредственно Министерству обороны.

Даже при плановой системе полномочий на местах было больше, и знали, кто, чем должен заниматься, чтобы не было лишних штатов. Теперь доходит до смешного - мы получаем столько телеграмм с указанием, например, обеспечить пожарную безопасность в лесах или, наоборот, принять меры безопасности в половодье. Уж, неужели здесь сидят такие люди, которые не знают или знают меньше, чем чиновники с Садового кольца, что такое половодье. К сожалению, все это не прибавляет уважения к федеральной исполнительской власти.

Сейчас мы находимся в таком положении, что многие губернаторы просто молчат. Получается, что уже смирились. О предметах совместного ведения практически уже все забыли, хотя 72-ю статью Конституции Российской Федерации никто не отменял. Страна в целом от этого проигрывает. Можно сказать, что «вертикаль» идет без оглядки, не задумываясь о последствиях и исходя только из интересов федеральных министерств.

Есть и хорошие примеры. Например, с Министерством труда РФ мы составили специальный договор, и уже три года одно ведомство выполняет как федеральные, так и местные функции. Никаких у нас вопросов не возникает. Например, А.П.Починок назначает, мы утверждаем на Госсовете республики руководителя Минтруда республики. Никаких проблем нет, то есть можно решать вопросы, меньшим количеством людей, не имея параллельных структур. Сейчас мы пытаемся провести аналогичную работу с Министерством природы. К сожалению, пока еще вопрос затягивается.

Объединение нескольких федеральных министерств, проблемы все равно не решит, сами параллельные структуры нужно ликвидировать. Иного пути нет, потому что даже при четкой системе управления не так просто удерживать на определенном уровне штаты и расходы. Они всегда склонны расти беспощадно. А отсутствие четкого понимания задачи и распределения обязанностей порождает только бесконтрольность и безответственность. Думаю, со временем придет понимание, но уже после того, как зря будет потрачено много государственных средств.