Выступления, интервью


О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2004 году

Доклад Президента РТ М.Ш.Шаймиева на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 26 марта 2004 года

Хормәтле халык депутатлары!

Мөхтәрәм кунаклар!

Уважаемые депутаты Государственного Совета!

Уважаемые гости!

Прежде всего, позвольте поздравить новый состав Государственного Совета, вновь избранных депутатов, пожелать всем успехов и плодотворной работы в течение следующих пяти лет.

Политическая ситуация в Татарстане и Российской Федерации за прошедший год отличалась стабильностью. Главными событиями года стали выборы в Государственную Думу, выборы Президента Российской Федерации и в Государственный Совет республики. В нашей республике они прошли при большой активности населения, которое поддержало нынешний курс Президента Российской Федерации и программные цели партии "Единая Россия".

Выборы в Государственную Думу обозначили новую раскладку политических сил в стране. "Единая Россия" завоевала абсолютное большинство голосов и впервые за историю Государственной Думы

может достаточно уверенно продолжить реформы. Победа дает не только новые возможности, но и накладывает большую ответственность. Отныне законодатели в лице "Единой России" не смогут на кого-либо перекладывать неудачи в экономической и социальной политике.

Впервые КПРФ перестала быть партией, серьезно влияющей на принятие решений в стране. В то же время поражение правых сил в лице СПС и партии "ЯБЛОКО" говорит о кризисе либеральной идеологии, нуждающейся в серьезной коррекции. Бесспорно, в ходе реформ присутствуют такие издержки социально-экономического развития как неоправданное расслоение общества, обнищание части населения, рост регионов-реципиентов, но было бы исторической ошибкой отказываться в целом от реформ. Они должны получить новое дыхание с учетом всех особенностей страны и ее регионов. Учитывая нашу позицию по ключевым вопросам социально-экономического развития, было бы правильным настаивать на правоцентристской позиции "Единой России", которая сегодня должна выполнять функцию главного мотора преобразований.

Выборы Президента Российской Федерации подтвердили высокий авторитет Владимира Владимировича Путина и курса на укрепление порядка, борьбы с коррупцией, на защиту отечественного товаропроизводителя, повышения международного авторитета государства. В то же время страна находится в ожидании новых инициатив. Смена Правительства Российской Федерации, должна дать импульс для кардинальных изменений в области государственного управления, государственной и муниципальной службы. Будет форсирована и административная реформа, о необходимости которой достаточно долго говорилось на различных уровнях.

Новый состав Государственного Совета Республики Татарстан отличается от всех предыдущих тем, что впервые в нашей истории избраны, наряду с одномандатниками, также депутаты от наиболее влиятельных партий Российской Федерации. Как и ожидалось, основной костяк нового парламента составили представители "Единой России". Вместе с тем появилась фракция коммунистов. Таким образом, многопартийность входит в нашу жизнь, через представительство в законодательном органе она становится обязательным элементом политических дебатов. Я убежден, что оппозиционная фракция внесет здоровый элемент конкуренции и критичности в интересах республики. Наш Государственный Совет всегда отличало взаимопонимание в принципиальных вопросах, касающихся благополучия многонационального народа республики, будущего Татарстана. Убежден, так будет и впредь.

Следует отметить и вклад общественно-политического движения "Татарстан – новый век". В условиях, когда запрещены республиканские партии, ему приходится блокироваться с партией "Единая Россия" и надо сказать, что такой союз себя оправдал как на выборах в Государственную Думу, так и на выборах в Государственный Совет. Его роль заметно возрастет на выборах в органы местного самоуправления.

14 февраля этого года исполнилось 10 лет со дня подписания Договора Республики Татарстан с Российской Федерацией. Это событие по своей значимости было и остается судьбоносным. 10 лет достаточный срок, чтобы по достоинству оценить роль Договора для становления Татарстана.

Договор привел к стабилизации политических отношений внутри республики. Он консолидировал умеренные силы и сделал непопулярными крайние позиции, что стало важным элементом политической культуры республики. Само население не приемлет ни националистов, ни шовинистов, ни ваххабитов, ни скинхедов. Мы избежали конфликтов, какие случились в постсовестком пространстве и таким образом заложили основы полиэтнического, поликонфессионального сообщества, что является оптимальным не только для Татарстана, но по большому счету для всей Российской Федерации.

Благодаря Договору мы смогли выработать приемлемую экономическую политику переходного периода и по важнейшим показателям социально-экономического развития республика вышла на передовые позиции в Российской Федерации. Политика "мягкого вхождения в рынок", более оправданная форма приватизации, программа адресной социальной защиты, ликвидация ветхого жилья, сплошная газификация и другие меры позволили перейти к постепенному подъему уровня и качества жизни населения.

Вместе с подписанием Договора изменился и уровень международных связей Татарстана. Постоянные контакты с другими странами и международными организациями позволили нам расширить культурный, торговый обмен, экономическое сотрудничество.

Демократическая Россия – это федеративное государство. Альтернативы федерализму не существует. Наш подход исходит из общепризнанной в мире концепции, что федерации строятся на разделенном суверенитете. Договор по существу и был актом признания суверенитета республики со стороны федерального центра. Наша формулировка суверенитета полностью соответствует ст. 73 Конституции РФ. В настоящее время подготовлена новая редакция Договора в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию республики. Думаю, что она будет отвечать новым реалиям, сохраняя наши ключевые позиции.

Принципиальным вопросом для нас остается сохранение двух государственных языков – татарского и русского, полноценных и без ограничений. Как известно, по вопросу правомерности внесенных изменений в федеральный закон "О языках народов Российской Федерации", который предписал пользоваться только кириллицей, наши депутаты подали иск в Конституционный суд РФ. Развитие языка это исключительное право самого народа, что закреплено в ряде международных документов, кстати, подписанных Россией. К сожалению, это не первый случай вмешательства федерального законодателя в исключительные полномочия республики.

Фундаментальным принципом внутренней политики остается межнациональное и межконфессиональное согласие, которое с каждым годом укрепляется. На фоне озабоченности нарастанием в стране и мире ксенофобии, экстремизма, актов терроризма Татарстан отличается стабильностью. Этим надо дорожить. Количество национально-культурных автономий неуклонно растет, они приобрели опыт, расширили связи, как в стране, так и за рубежом. Следовало бы подумать о повышении статуса Ассоциации национально-культурных обществ и расширении его деятельности.

Ощутимо оживилась работа Исполкома Всемирного Конгресса татар. Он установил деловые отношения с администрациями многих субъектов федерации, оказывает конкретную помощь татарским организациям на местах. Впервые сабантуй приобрел общероссийское звучание, он стал праздником не только татар, но и многих других народов, проживающих в России.

К работе по поддержке татарского языка и культуры активнее должны подключиться наши представительства. Они должны стать подлинными центрами по распространению информации о республике, нашей истории и культуры.

После событий 11 сентября многие страны озабочены межконфессиональными отношениями. Татарстан может служить моделью межрелигиозного взаимопонимания, но это не значит, что надо успокоиться и думать, что исчезли все проблемы. В связи с предложениями о введении уроков по истории религий, мы должны внимательно изучить учебники, чтобы в них не было никаких перекосов в пользу какой-либо одной конфессии. Баланс религий для нас незыблемый принцип.

Президент В.В.Путин заявил о готовности России вступить в Организацию Исламской Конференции на правах наблюдателя, что говорит о признании роли мусульман в нашей стране. У российских мусульман всегда было свое лицо. Продолжение славных традиций джадидизма должно присутствовать в повседневной деятельности наших духовных лидеров и Российского исламского университета.

Сегодня возрождено и построено большое количество культовых учреждений, как мусульманских, так и христианских. В обществе, где население имеет не только среднее, но и высшее образование, непросто быть проповедником. Нашим духовным наставникам надо быть ближе к народу, к его заботам, потребностям, особенно молодежи, у которой сегодня повышенные требования к духовности.

Сегодня столица республики Казань стоит на пороге своего 1000-летия. Это не рядовой юбилей, а событие, как подчеркнул Председатель государственной комиссии В.В.Путин имеет большое значение для Федерации в целом. Пока подготовка к юбилею больше напоминает строительную площадку. Конечно, город должен приобрести новый облик, нужно многое сделать для того, чтобы люди поистине почувствовали этот праздник. Вместе с тем надо воспользоваться возможностью и рассказать о нашей республике, ее столице на всю страну, поднять вопросы истории, обозначить роль нашей республики в Евразии. В связи с этим особая роль падает на тех, кто работает со средствами массовой информации. Международный пресс-центр по освещению мероприятий празднования 1000-летия Казани должен заблаговременно начать свою работу.

Сложная, согласованная и кропотливая работа по проведению 1000-летия Казани касается буквально всех: Государственного Совета, Кабинета Министров, Аппарата Президента, всех государственных структур, особенно Администрации г. Казани.

Наряду с развитием многопартийности, перед республикой, как и перед всей страной, стоит одна из самых сложных и жизненных задач – реформа местного самоуправления. Татарстан последние годы отстаивал свою концепцию организации местного самоуправления, что позволило сохранить управляемость в республике. Мы всегда говорили, что самоуправление по мере созревания условий, будет расширяться, охватывая новые уровни.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены принципиально новые основы деятельности системы местного самоуправления. Они будут строиться на трех уровнях: муниципальный район, городской округ и поселение. За каждым уровнем закрепляется определенная компетенция, имущество и налоговые источники. Муниципалитетам будут переданы большинство функций управления и обслуживания жилого фонда, включая установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Хотя в республике полномасштабный переход к самоуправлению произойдет только в 2006 году, тем не менее уже сегодня надо начать готовить соответствующие законодательные акты. А главное Государственному совету, Правительству, администрациям районов, городов, местным советам, за оставшийся период, через активную работу в интересах населения - создать благоприятный климат для проведения выборов органов самоуправления.

Одним из самых значимых показателей демократизации является деятельность средств массовой информации. Пресса должна быть свободной, этим нельзя поступаться.

ГТРК "Татарстан" как известно, входит в систему ВГТРК и успешно начал работу в новом формате. Канал все больше уходит под федеральную тематику, и эфирное время, выделяемое на этом канале на освещение республиканских проблем, имеет тенденцию к сокращению.

Оказалось своевременной и востребованной организация телерадиокомпании "Татарстан - новый век", которая имеет возможность выхода далеко за пределы республики. Однако, в самом Татарстане в некоторых селениях передачи "ТНВ" не доходят до зрителя. При этом главы администраций разместили свои районные телепрограммы на каналах, имеющих федеральную соподчиненность. Это означает, что в любой момент у местных телестудий транслируемое время может быть либо сокращено, либо просто сведено на нет. Тем более, они, как правило, никаких договорных отношений с самими каналами не имеют.

Для укрепления информационного поля внутри республики и подъема уровня районных телестудий следовало бы создать на базе "ТНВ" единого телевизионного канала, объединяющего экономический, технический и профессиональный ресурс республики, в том числе районных и городских телестудий. Конечно, в этом случае, понадобятся определенные вложения средств. Но они вполне способны окупиться: линии связи, по которым проходит сигнал, окажутся гораздо дешевле и значительно выше по качеству изображения, нужна будет лишь одна лицензия на право вещания, появятся дополнительные возможности по привлечению рекламодателей. В этих условиях более упорядоченный и системный характер приобретет работа с кадрами, забота об их профессиональном росте и уровне оплаты труда. Агентству "Татмедиа" совместно с компанией "ТНВ" необходимо выработать меры по технологии взаимодействия "ТНВ" с местными телекомпаниями, подготовить предложения и необходимые расчеты по данному вопросу.

Наша республика по насыщенности периодическими изданиями, количеству экземпляров периодики на жителей Татарстана (534 экземпляра на 1000 жителей) является лидером в России. Вместе с тем в ряде районов газеты недофинансированы местными бюджетами. В этой ситуации, возможно и в дальнейшем было бы целесообразнее распределять средства, предназначенные районным газетам через Агентство "Татмедиа".

В республике успешно нарабатывается опыт оказания финансовой поддержки средств массовой информации через систему госзаказов и грантов по социально-значимым темам. Причем, что принципиально важно, распределение грантов идет независимо от организационно-правовой формы средств массовой информации. Основной критерий – качественный проект. От этого выиграют граждане республики, выиграет общество.

Уважаемые народные депутаты!

В 2003 году получены первые результаты Всероссийской переписи населения. Это позволило выявить важные демографические преобразования, являющиеся индикаторами изменений в качестве жизни. Сложившаяся в республике демографическая ситуация более благополучная, чем в целом по стране: в последнее время наблюдается положительная тенденция роста рождаемости, начался рост браков, несколько снижается число разводов. Но, остаются резервы в воспроизводстве населения в виде снижения младенческой смертности, уменьшения числа случаев материнской смертности и т.д.

С момента переписи населения 1989 года численность жителей Татарстана увеличилась на 3,8% и составила 3,78 млн. человек. Рост небольшой, но следует учитывать, что по стране в целом наблюдается недопустимое снижение численности населения. В нашей республике рост происходил в основном за счет миграции.

Перепись показала, что удельный вес городского населения в Татарстане увеличился, а сельского сократился на 0,9%, таким образом соотношение горожан и сельских жителей составило соответственно – примерно 74% и 26 %. Наблюдается рост численности женщин по сравнению с мужчинами, ухудшение этого соотношения связано с высокой смертностью мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. По сравнению с переписью 1989 года средний возраст жителей республики увеличился на 2,4 года, иначе говоря республика стареет. Средняя продолжительность жизни в целом по республике составила 67,6 лет (61 у мужчин и 74,7 у женщин), в том числе в сельской местности - 66,4 года. Наблюдается рост образования. За 1989-2002 годы число специалистов с высшим образованием увеличилось на 67,6%, со средним профессиональным на 78,1%.

В результате перехода на рыночную экономику, коренным образом, изменился структурный состав занятых на производстве.

Выявленные переписью изменения должны быть тщательно изучены и на их базе в экономические программы должны быть внесены соответствующие уточнения.

*
* *

В начале года прошли коллегии министерств и ведомств, сессии и отчеты глав администраций, подведены итоги, на Совете Безопасности нами сделаны основные оценки, и учитывая, что у Вас на руках полный текст Послания, хотел бы остановиться лишь на наиболее принципиальных моментах, на которых должна быть сконцентрирована социально-экономическая политика в текущем году и на перспективу.

Благодаря проводимым реформам наметилась определенная стабилизация, устойчивый рост валового внутреннего продукта, снижение инфляции, рост доходов и благосостояния. Наиболее острые проблемы нам в основном удалось снять.

В новых условиях стратегической целью становится реализация мер по повышению качества жизни людей. Цель перехода на новый критерий экономической политики – обеспечить не одну-две выборочные позиции материального благосостояния, а весь комплекс личного и общественного здоровья, социального, экологического и духовного благополучия.

В связи с этим необходимо в текущем году на показатель качества жизни сориентировать и действующую систему управления республиканской экономикой, управления территориями. В основе индикаторов должна лежать общепризнанная методика – методика, реализуемая в развитых странах с учетом проводимой федеральным центром административной реформы. Только ориентируясь на международные стандарты, мы можем правильно оценивать ситуацию, принимать правильные решения и обеспечить эффективность проводимых реформ.

Ключевые составляющие качества жизни - уровень и покупательная способность доходов, продолжительность жизни, качество и уровень охвата образованием - и именно в этих направлениях мы должны сконцентрировать наше внимание и усилия.

Денежные доходы увеличились по сравнению предыдущим годом в номинальном выражении на 30,6%, в реальном на 14,4%. В 2003 году республике впервые за последние годы удалось кардинально решить проблему погашения накопленной и просроченной задолженности по заработной плате. В результате проведенной работы объем долгов по оплате труда в отраслях экономики по сравнению с началом года сократился в 5 раз, или на 621,2 млн. руб. Однако, при всем этом темпы роста среднемесячной заработной платы в республике снизились и несколько отстают от среднероссийских. Не удалось достичь и прогнозируемого уровня заработной платы - 4650 руб. Это скорее всего результат недостаточной работы Правительства по адаптации "серого" рынка труда и легализации его доходов.

"Серый" рынок труда является серьезной экономической проблемой. По данным регулярных исследований его объемы составляют ныне порядка 293,3 тыс. человек. Работающие без оформления трудовых отношений пользуются всеми государственными бюджетными преференциями, не производя платежей в солидарные социальные программы. Из-за них нагрузка на добропорядочных налогоплательщиков увеличивается. Да, - платить налоги это обременительно, но без этого не бывает государства способного реализовать социальную политику. Люди не формирующие пенсии и не участвующие в страховой медицине, ставят под угрозу свое будущее. Важно понять, только на социальную, государственную пенсию будет очень сложно существовать, она будет обеспечивать лишь самые минимальные стандарты.

В этом контексте бизнес должен быть социально ответственным. Государство создало необходимые условия для первоначального капитала и сейчас создает условия – постоянно снижая уровень налогов (отмена налога с продаж, снижение налога на добавленную стоимость). Ожидается сокращение и социального налога почти на треть с 35,6% до 26%. Так что мы вправе ожидать и требовать адекватного отношения в области легализации и роста заработной платы и денежных доходов.

Заключение договоров "о социальном взаимодействии" предприятий с администрациями районов и городов позволило бы сбалансировать и отрегулировать расходы, которые несет бюджет относительно работников предприятия, и доходы, которые дает предприятие обществу.

По моему поручению была проведена работа по анализу платежей ряда предприятий в местные бюджеты, а также бюджетных расходов на одного работника этих предприятий. Результаты оказались показательными. Даже градообразующие предприятия, например, такие как ПО "ЕлАЗ", потребляют нередко больше бюджетных средств, чем отдают городу, району, республике в виде налогов и платежей. Поэтому такая постановка проблемы правомерная.

В условиях рыночных отношений решение проблем в области оплаты труда и других социально-трудовых гарантий должно быть основано на системе социального партнерства. К сожалению, в республике и в Российской Федерации в целом оно формируется не допустимо медленно, и часто носит декларативный характер. В результате практически все вопросы, связанные с заработной платой, занятостью, условиями труда население адресует государству, а не ассоциациям работодателей и профсоюзам. Роль и значение ассоциаций работодателей и профсоюзов в проводимых реформах и социальных преобразованиях не может и не должна быть сведена только к критике и наблюдению за принятыми решениями. Именно они должны формировать эти правила через систему постоянной и совместной работы с правительством.

Следующий компонент качества жизни – продолжительность жизни. Продолжительность жизни, в основном предопределяется проводимой социальной политикой. В Республике Татарстан показатели социально-ориентированных расходов на душу населения – 5819 руб. и самые высокие в Приволжском федеральном округе и одни из самых высоких в Российской Федерации. Для сравнения в Самарской области – 4192 руб., Башкортостане 4812 руб. Расходы на здравоохранение и физическую культуру в республике составляют 2025 руб. на чел. (в Самарской области – 1093 руб., Башкортостане 1516 руб.). На образование в республике расходуется 2951 руб. на чел. (в Самарской области – 1890 руб., Башкортостане 2476 руб.).

Очень важно, понять и разъяснять, что такую социальную политику мы осуществляем в усложняющихся условиях. С каждым годом все больше полученных в республике доходов перераспределяется в пользу федерации. Отмена с 2004 года налога с продаж, целевых сборов на содержание милиции, уменьшение с 20% до 14,4% норматива зачисления в бюджет регионов налога на добычу полезных ископаемых, изменения в налогообложении имущества юридических лиц привели к потерям консолидированного бюджета республики на 2004 год в сумме 3 млрд. рублей. В то же время компенсация потерь бюджета республики за счет передачи федеральной доли платежей (1% ставки налога на прибыль, 50% акцизов на алкогольную продукцию, 30% от налогов на совокупный доход, полный объем налога на игорный бизнес) составит всего 1,8 млрд. рублей. Некомпенсированными остаются потери на 1,2 млрд. рублей.

Это внешняя сторона проблемы. Нас очень беспокоит и внутренняя ее составляющая. Несмотря на то, что республика по сравнению с другими субъектами федерации больше направляет средств в социальную сферу, не везде это приводит к адекватным качественным изменениям. Поэтому весьма актуальным в деятельности Правительства, соответствующих министерств и ведомств является повышение социальной эффективности выделяемых средств.

2004 год – это год подготовки к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Мы должны ответственно подготовиться. Хотя и в последние годы делается немало в этой сфере, но мы отныне должны исходить из того, что это не тот случай, когда можно что-то отложить. Должно быть оказано максимальное внимание каждому, и мы должны находить решение самых актуальных для ветеранов войны вопросов. Это, прежде всего, адресное до юбилея улучшение жилищных условий, установка телефонов, улучшение лекарственного обеспечения.

В прошлом году были случаи, когда операторы связи нарушали сроки предоставления льгот по оплате услуг телефонной связи, предусмотренных федеральными законами "О ветеранах" и "О защите инвалидов в Российской Федерации". Операторы связи не должны перекладывать свои проблемы на кого-то. Это их задача организовать и наладить взаимодействие с соответствующими федеральными структурами. Правительство республики должно жестко держать этот вопрос на контроле.

Сейчас много и очень своевременно начали говорить об оптимизации государственных расходов. Однако, нельзя при этом упустить из внимания одно важное обстоятельство - оптимизация не должна привести к вытеснению услуг, которые государство по закону должно предоставлять бесплатно.

Часто задают вопрос о ценах на основные продукты питания, хлеб и молоко. Инфляция, колебания рыночной конъюнктуры, удорожание тарифов естественных монополий, способствуют их повышению. В условиях рыночной экономики, многие инструменты влияния на эти процессы сейчас находятся вне возможностей регулирования. Несмотря на это мы будем придерживаться политики, чтобы цены на хлеб и на молоко были не выше, а по некоторым позициям и ниже, чем в других регионах. Дополнительно, с октября 2003 года мы начали выплачивать целевую ежемесячную денежную компенсацию на хлебобулочные изделия 246 тыс. человек - неработающим пенсионерам и другим малообеспеченным категориям граждан.

Особый вопрос качества жизни – уровень и доходы наших пенсионеров. Средний размер назначенной месячной пенсии в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) возрос за год на 6,5%. В Республике Татарстан покупательская способность пенсий (соотношение пенсий и прожиточного минимума) – 1,32 одна из самых высоких в Российской Федерации (1,08) и очень важно для поддержки достигнутого уровня жизни наших пенсионеров сохранить и контролировать эту пропорцию. С первого апреля будет проведена дополнительная индексация пенсий. Сумма индексации по Республике Татарстан в среднем составит 120 рублей на человека.

Сейчас некоторые депутаты недобросовестно манипулируют показателями уровня бедности. Называют цифры 30%, некоторые 40%. Хотелось бы внести некоторую ясность в этот вопрос. Согласно официальной статистике, которая была подтверждена и независимой экспертизой Всемирного банка уровень бедности (соотношение числа людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума к общей численности) в Российской Федерации в 2003 году снизился с 27% и составил 22%. В Республике Татарстан по этой же методике уровень бедности заметно ниже – 18%. Однако, если принять во внимание действующую в республике систему социальной защиты, республиканские надбавки к зарплате и пенсиям и, самое главное, более низкий прожиточный минимум, покупательная способность нашего населения заметно выше, чем в Российской Федерации. И по уточненным расчетам Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан уровень бедности составляет сейчас около 11%. Этим, конечно же нельзя гордиться. Мы уделяем этой проблеме повышенное внимание и ежегодно уровень бедности у нас уменьшается.

Что касается замены льгот денежными компенсациями к пенсии, мы к этой форме относимся положительно, но после отработки необходимых правовых основ в целом по Российской Федерации. Такие предложения сейчас обсуждаются. Это касается и вопроса о льготах на проезд. Правила здесь должны быть едиными и мы сейчас не будем принимать какие-либо отдельные решения.

С недавних пор пенсионная политика живо касается не только пожилых, но и трудоспособных граждан. Причина - проводимая пенсионная реформа. Она требует от граждан и государства принципиального изменения не только в подходах, но и во взглядах. Будущее все больше начинает зависеть от негосударственных финансовых институтов – управляющих компаний и пенсионных фондов. Свидетельство произошедших изменений - активное участие граждан Республики Татарстан в кампании по инвестированию накопительной части трудовой пенсии. Сделали свой выбор более 200 тыс. татарстанцев, что составляет почти треть от общего количества принятых по России заявлений. Это произошло благодаря широко развернутой разъяснительной работе отделения Пенсионного фонда республики и соответствующих служб Правительства. Однако нельзя забывать, что это только полдела. То, что деньги остались в республике факт, безусловно, позитивный, поскольку в этом случае они будут направлены на развитие и укрепление экономики Татарстана. Но необходимо идти дальше. Право выбора инвестиционного портфеля будет ежегодным и поэтому крайне важно и в дальнейшем сохранить доверие наших граждан. Правительство должно разработать долгосрочную программу, которая бы обеспечила защиту средств населения на длительный период. В программе нужно также найти решение по участию в негосударственном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы, традиционно относящихся к менее защищенным слоям населения.

Следующее направление, на которое необходимо обратить особое внимание – медицина. Медицина – напрямую влияет на продолжительность и качество жизни. В здравоохранении республики необходимо решить несколько задач:

Первое - в ближайшие годы необходимо повысить материальную заинтересованность медицинского персонала от результата лечения путем реформирования системы оплаты их труда. Соотношение средней заработной платы в здравоохранении со средней по республике (74%) имеет тенденцию к росту и несколько выше чем в среднем по Российской Федерации, но в то же время разрыв сокращается медленно и оплата труда не соответствует характеру их работы.

Второе – право выбора и контроля пациентами врачей, лечебных учреждений, - должно стать основным регулирующим фактором развития этой сферы.

Говоря о влиянии медицины на качество жизни, хотел бы остановиться на проблеме, - решение которой отныне должно стать приоритетным. Это создание центров высоких технологий в которых мы должны предложить больному уровень лечения соответствующий лучшим мировым достижениям. Безусловно это потребует огромных бюджетных средств. Мы считаем, что Татарстан созрел для этого. Уже в этом году Правительство республики направило 260 млн. рублей дополнительно на окончание строительства межрегионального диагностического центра и на реконструкцию хирургического отделения Республиканской больницы. Продолжается строительство и оснащение современного онкологического центра. Эти меры, с учетом имеющейся в районах и городах сети – позволяет нам создать условия для комплексного высококвалифицированного лечения нашего населения.

Образование особая составляющая качества жизни, которая формирует наше мировоззрение, духовность и культуру и в конечном счете - наше будущее.

В годичном Послании на 2003 год мною был сделан особый акцент на необходимость коренного улучшения образования на двух государственных языках республики. К сожалению, обучение на татарском языке страдает, прежде всего из-за отсутствия повседневной целенаправленной работы самого Министерства образования, других смежных республиканских организаций, включая Академию наук Республики Татарстан, Педагогический университет и соответствующих творческих союзов. Эта судьбоносная для народа проблема должна находиться под пристальным вниманием Правительства и соответствующего комитета Государственного совета.

Несмотря на реформы, ввод значительного числа новых объектов и успехи в этой сфере, нельзя забывать о том, что на предприятиях республики появилась проблема дефицита в квалифицированной рабочей силе при наличии армии зарегистрированных безработных, среди которых около 30% составляет молодежь в возрасте до 29 лет. Одной из основных причин является несоответствие объемов, профилей и качества подготовки требованиям рынка труда. Необходимо переломить эти тревожные тенденции.

Особое внимание должно быть уделено развитию профтехобразования. Есть и положительные примеры, опыт которых можно и нужно широко использовать - внедренную на ОАО "Радиоприбор", Елабужском автомобильном заводе и ряде других предприятий систему подготовки специалистов "школа – профессиональное училище – институт – завод" или "завод-институт". Правительству обобщив этот опыт и опыт обучения необходимо подготовить комплекс долгосрочных программных мероприятий по повышению привлекательности профтехобразования, по обновлению материально-технической базы, обеспечению интеграции с ведущими предприятиями промышленности и другими товаропроизводителями.

Упускается также из виду, что важно готовить не только студентов, но и преподавателей. Трансфер (передача) высоких образовательных технологий и повышение качества образования - без этого не возможны.

Таким образом, основными направлениями реформирования социальной сферы должны стать:

повышение эффективности и качества социальных услуг за счет участия самого населения в контроле за качеством;

создание системы приобретения социальных услуг по конкурсу;

постепенный перевод в денежную сферу многих видов предоставляемых льгот;

создание условий для развития частных инициатив.

Важный показатель качества жизни - доступность жилья и стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Ежегодно, стабильно в республике вводится более 1,5 млн. кв. м. жилья, в том числе порядка 300 тыс. кв. м. благодаря не имеющей аналогов Программе ликвидации ветхого жилья. Как известно, 2004 год – последний год ее реализации. Мы осуществили поистине грандиозный проект, благодаря которому 50 тыс. семей получили и получат новое благоустроенное жилье. Без реализации этой Программы не было бы строительного "бума", который мы с вами наблюдаем повсеместно. Мы уже в этом году должны сформировать новые, саморегулируемые, рыночные механизмы дальнейшего обеспечения населения жильем. Это - внедрение в республике системы ипотечного кредитования.

Важно отметить, что сама по себе ипотека имеет огромный макроэкономический эффект, связанный с поддержанием устойчивого платежеспособного спроса на жилье, активизацией жилищного строительства и, в целом, обеспечением позитивного импульса к общеэкономическому подъему. Кроме того, что для нас очень важно, это наиболее надежный и эффективный способ размещения пенсионных накоплений.

При этом нельзя не учитывать того обстоятельства, что, в отличие от Программы ликвидации ветхого жилья, ответственность за реализацию которой целиком и полностью лежала на государстве, система ипотечного кредитования весь центр тяжести переносит на банки.

При традиционной ипотеке из круга потенциальных заемщиков объективно исключаются наименее обеспеченные слои населения с невысокими доходами особенно из числа работников бюджетной сферы, а так же молодые семьи. Эту проблему должна решить татарстанская программа социальной ипотеки. Мы сейчас работаем над выбором более приемлемого варианта предоставления дополнительных льгот этой категории населения. После ожидаемого в текущем году введения в действие общефедеральных ипотечных законов мы сможем определиться по категориям, объемам, срокам и формам предоставления льгот. Формирование первоначального капитала для подобной важной социально-ориентированной программы требует сохранения на стартовом периоде добровольных перечислений предприятий и организаций республики в Государственный внебюджетный жилищный фонд. В целях создания условий для масштабного жилищного строительства предстоит также конкретная работа по созданию государственного резерва земель.

Одной из наиболее важных и проблемных в современный период составляющих качества жизни являются тарифы, качество и своевременность предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Хотя в Приволжском федеральном округе наш республиканский "пакет" жилищно-коммунальных услуг один из самых доступных по цене, но именно в этой сфере, больше всего жалоб населения. Несмотря на предпринимаемые меры это чрезвычайно консервативная сфера, которая очень медленно преобразуется. Это безусловно нас не устраивает.

Приоритетной задачей администраций городов и районов, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства было и остается создание в отрасли конкурентных условий путем привлечения частной инициативы, предпринимателей, активизации участия жителей в управлении эксплуатацией жилых домов. Управление жилым фондом государственными структурами должно производиться только в исключительных случаях и только на конкурсной основе. Люди должны реализовать свое право выбора лучшей обслуживающей организации. В то же время государство должно обеспечить действенный контроль и проведение тарифной политики. Все это требует совершенствования схем и принципов финансирования отрасли. Плата за жилищно-коммунальные услуги должна идти не в расчётные палаты, а непосредственно поставщикам и производителям, так чтобы бюджет отрасли в целом и каждого дома был прозрачен и понятен конечному потребителю.

Для обеспечения оперативной реакции на замечания населения необходимо в текущем году в полной мере реализовать механизм претензионной деятельности, освобождающий население от доказательства обоснованности его претензий и предусматривающий их устранение поставщиками услуг и управляющими компаниями.

Примером эффективных подходов к жилищно-коммунальному хозяйству является решение проблем теплоснабжения нового города Н.Челны. Передача теплоснабжающей организации города в ведение ОАО "Татэнерго" позволило в короткие сроки снять накопившиеся годами наиболее острые проблемы. Энергетиками проведена масштабная модернизация: заменено 64 км ветхих тепловодов, построены два районных тепловых пункта, осуществлены инвестиции на сумму свыше 300 млн. рублей. Считаем важным, правительству поддержать и расширять эту практику, прежде всего на Казань и другие крупные города республики. Объединение их под патронажем ОАО "Татэнерго" должно происходить через внедрение новых энергосберегающих технологий и профессиональных подходов.

Безопасность наших граждан является одной из важнейших составляющих, позволяющих судить о качестве жизни. Правоохранительными органами, межведомственной антитеррористической комиссией Совета безопасности, главами администраций, руководителями предприятий и учреждений уделяется пристальное внимание вопросам предупреждения террористических акций, обеспечению нормального функционирования объектов промышленности, транспорта, связи, коммуникаций, жизнеобеспечения. Заслуживает положительной оценки работа МВД, Прокуратуры и УФСБ по борьбе с организованной преступностью, практика раскрытия в Казани и Набережных Челнах резонансных преступлений. Такую же активную деятельность нужно разворачивать по борьбе с коррупцией, исходя из постулата, что перед законом все равны.

С большим сожалением приходится констатировать, что каждое шестое из общего числа зарегистрированных в республике преступлений имеет экономическую направленность. 424 преступления совершены должностными лицами. Вместе с тем следует полагать, что эти цифры еще далеки от реальной картины. Правоохранительные органы выявляют и расследуют пока мелкие факты, высокопоставленные чиновники по их материалам почти не проходят, хотя именно ими принимаются принципиальные экономические решения. От их добросовестности и законопослушности зависит в первую очередь судьба реформ, доверие к власти и государству.

Считаю необходимым подчеркнуть, что настала пора четко определить пределы прав и полномочий чиновников всех уровней, выработать реальные механизмы уменьшения влияния бюрократии на развитие бизнеса.

Уважаемые народные депутаты! Изменение приоритетов и индикаторов социального развития предъявляет совершенно новые требования к экономической политике. Основой должен стать эффективный рост - увеличение не только финансовых параметров функционирования организаций, но и заработной платы, добавленной стоимости. Нам нужен рост, стимулирующий потребление, платежеспособный спрос, способствующий повышению