Выступления, интервью


Пресс-конференция Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева и Президента Республики Бурятия Леонида Потапова

Минтимер Шаймиев:

- Добрый день! Вчера мы с вами уже встречались в аэропорту. А сегодня мы с Леонидом Васильевичем Потаповым вели переговоры о нашем дальнейшем сотрудничестве. В 2000 году было подписано межправительственное соглашение, где были обозначены основные направления торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между нашими республиками. За четыре года мы больше узнали друг о друге. Главный вывод я для себя сделал, может быть, несколько неожиданный. В последнее время мы прилагаем очень много усилий для того, чтобы установить сотрудничество с зарубежными странами. Но почему-то часто упускаем из виду друг друга, то есть, регионы самой Российской Федерации.

Я сегодня даже вспомнил, я как-то уже рассказывал, случай с бизнесменом-югославом, покойным господином Капровице, который открыл нам глаза на эту проблему. Как-то во время переговоров я ему сказал, что мы производим 11 миллионов шин в год, и спросил: «Могли бы Вы, господин Капровице, организовать экспорт наших шин?». Он мне ответил: «Ваши шины пока неконкурентоспособны, но, тем не менее, я ими давно уже занимаюсь». Оказывается, что он берет у нас эти шины, отправляет в регионы Сибири, там взамен получает экспортный лес, дерево и вывозит за рубеж. Вот по такой простой схеме он и работал. Действительно, внутри России экономическое сотрудничество между регионами развито недостаточно. Казалось бы, мы знаем друг друга, но только как люди, жившие когда-то в единой семье народов. В старые времена мы до конца не вникали в суть: какой регион, какими возможностями располагает, куда можно направлять инвестиции и так далее. Почему-то и сейчас мы все взоры направили не во внутрь страны, а на дальнее зарубежье. Безусловно, нужно быть приобщенным и к мировому экономическому сотрудничеству. Но всё же возможности внутри страны надо использовать больше. Республика Бурятия располагает огромными богатствами недр. Если у нас - нефть, у них много другого, начиная с золота. Во многом мы схожи и по отрасли машиностроения. Ещё в Союзе, как и Казанское авиационное производственное объединение, Улан-Удэнский авиационный завод являлся одним из крупных комплексов авиастроения. Как мне рассказывал Леонид Васильевич, у них на этом заводе работает много выпускников Казанского авиационного института. Следовательно, схожи и проблемы, которые предстоит решать в ходе развития этой отрасли. Поэтому мы решили углубить наше сотрудничество. Конечно, основная цель приезда делегации Бурятии – это более конкретное ознакомление с республикой. Леонида Васильевича и его делегацию интересует форма и структура управления в нашей республике, новые методы, которые мы, тоже не без труда, сейчас внедряем, стандарты урегулирования социальных проблем и так далее. Как мне показалось по посещению гостями выставки товаропроизводителей Татарстана, в этой части, визит себя оправдывает.

Леонид Потапов:

- От имени нашей делегации я хочу поблагодарить Вас, Минтимер Шарипович, за то, что Вы нашли время принять нашу делегацию. Скажу откровенно, я давно мечтал побывать у вас в республике и, особенно с того времени, когда вы начали внедрять у себя индикативное управление. Мы многое у вас позаимствовали и сейчас работаем над внедрением этой формы управления у себя в республике. Я сегодня должен сказать, что за позитивные перемены в управлении социально-экономическим развитием у себя, мы обязаны этому положительному опыту Татарстана. Мы на сегодняшний день, так же, как и вы, совершенно четко определились с программными документами. Это, прежде всего, республиканская среднесрочная программа социально-экономического развития, которая принята у нас законом. В ее разрезе мы ежегодно разрабатываем годовые среднесрочные программы. Это - публичная ответственность Президента и Правительства перед своим народом. Народ избрал меня Президентом, я сформировал Правительство и мы, естественно, объявляя параметры развития республики, особенно параметры роста уровня жизни населения, несем публичную ответственность.

Визитом в Татарстан я доволен, очень много полезной информации было сегодня на выставке предприятий Татарстана. На меня огромное впечатление произвел масштаб жилищного строительства. К сожалению, не хватило времени посмотреть всё, но то, что удалось увидеть, поразило всех. И я думаю, что такой масштаб строительства, естественно, рождает позитивный морально-психологический климат в республике, отражается в настроении народа Татарстана. Одним словом, мы уезжаем с большим моральным удовлетворением, что пообщались с Президентом, с Премьер-министром, с членами Правительства и с татарстанцами. Уезжаем с багажом полезной информации и положительного опыта.

Мария Штейн, ТРК «Новый век»:

- Леонид Васильевич, Вы вчера сказали в аэропорту, что приехали изучить наши наработки, которые могут лечь в основу программы социально-экономического развития Республики Бурятия. Вы не смогли бы перечислить сейчас то, что вы не только увидели и узнали, а уже будете реализовывать у себя. Спасибо.

Леонид Потапов:

- Я уже частично рассказал вам о том, что мы собираемся заимствовать у Республики Татарстан. Вот, например, мы обратили внимание на ту работу, которую Татарстан провел по разработке социальных и финансовых нормативов в социальной сфере. Это то новое, что мы сейчас привезем к себе и, безусловно, претворим в жизнь, что, конечно же, намного облегчит нам работу. То же самое могу сказать и о подходах к оптимизации государственных расходов. На мой взгляд, они совершенно правильные и могут послужить примером для нас. Мы ещё раз рассмотрели все нормативные документы, которые отрабатывает Татарстан. Думаю, что мы их у себя тоже распространим. Мы обменялись мнениями также и по структуре власти.

У вас очень интересны наработки в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Я всё записал себе по товариществам собственников жилья. У вас, по-моему, в городе Нижнекамске их много. Я отправлю туда специальную бригаду, чтобы посмотрели. Оказывается их у вас уже 1 тысяча 200, а у нас если 50 наберется и то хорошо.

Я ожидал увидеть здесь революционные структурные перемены, какие были проведены в Правительстве России. Но увидел, что вы проявляете максимальную осторожность в этом вопросе. Я скажу вам, что я разделяю такую осторожность, потому что у меня в этом плане есть свои собственные научные наработки. Система управления, если переносить на человека, это нервная система, поэтому здесь и должна быть максимальная осторожность. Я возьму вашу уже сложившуюся структуру Правительства как образец и то, что к нам подходит, безусловно, будет привнесено.

Минтимер Шаймиев:

- Мы как-то все привыкли к тому, что когда речь идет о сотрудничестве, это обязательно то, кто кому, сколько машин поставит, какой проект сделает и так далее. Это естественно, потому что в большинстве случаев мы имеем дело именно с такой формой сотрудничества. Но в данном случае есть пример сотрудничества в совсем иной сфере, опыт индикативного управления - это действительно, бесценный багаж. Мы же давно этим занимаемся, правда это делается не без сомнений, и этот метод не всегда себя оправдывает. Но на сегодня, как сказал Леонид Васильевич, мы уже перешли от концепции к уверенной реализации индикативного метода через практику. И прошли непростой путь. И города, и районы не похожи друг на друга. Огромную роль играет человеческий фактор. Кто-то умеет аргументировать свои мысли, отстаивать свои интересы, отсюда и идут капитальные вложения. У кого-то школ больше построено, у кого-то их не хватает и так далее. Так же и по другим социальным объектам, по всем коммуникациям, по всей жизненной инфраструктуре. Нам нелегко это ломать, безусловно, потому что кому-то достается меньше привычного, приходится перераспределять. Но это делается уже на научной основе, на основе тех минимальных стандартов, которые можно позволить по состоянию экономики республики в целом на тот или иной год. Но постепенно привыкают все, руководители всех уровней, потому что это - оптимальный подход и другого пути нет.

По сути дела, об этом сейчас задумываются и на федеральном уровне. Задачу-то поставили о выравнивании уровня жизни всего населения России, независимо от региона. Но ведь между регионами на самом деле существует пропасть. И не так-то легко выравнивать условия жизни, напрямую зависящие от экономического благополучия региона. В последнее время предпринимаются попытки делать это за счет регионов-доноров. Их вообще уже осталось мало, меньше, чем пальцев на обеих руках. А как же жить дальше? Сейчас тоже начинают задумываться над тем, как отработать механизм заинтересованности дотационных регионов. Минимальный уровень жизни можно обеспечить только путем перераспределения. Но всех равными не сделаешь. Надо создать для всех одинаковые стартовые условия, чтобы у каждого постепенно увеличивалась налоговая база. В этом направлении работа вроде началась, но в отношении регионов-доноров такого подхода, к сожалению, на сегодняшний день ещё нет. Мы, регионы-доноры, сейчас со своей стороны тоже ставим эти вопросы. Нельзя же до конца общипывать. Ведь общипывание, сами знаете, ведет к тому, что потом могут съесть. Процесс общипывания в основном для этого и затевается. Мы же не можем допустить этого. У нас должна быть заинтересованность в наращивании налоговой базы. Это очень серьёзный пласт, особенно в рыночных условиях. В этой части социального обустройства жизни населения невозможно надеяться только на рынок и на саморегуляцию. Таким образом можно натолкнуться на большие крайности. Где-то налажено эффективное производство, где-то больше бизнесменов, где-то появились успешные, деловые люди, а где-то их ещё нет. Поэтому нужна специальная система, создаваемая не без участия государственных органов власти.

Мы должны видеть, где что творится, где что происходит и как на это реагировать. Не просто оперативное вмешательство, это минимум в среднесрочной перспективе. Но это несколько иная, содержательная часть работы самих администраций, как Президента, так и Правительства, а также иных органов государственной власти, в данном случае на региональном уровне.

Шевчук Владимир, республиканская электронная газета «Интертат»:

- Уважаемые Леонид Васильевич и Минтимер Шарипович! Расскажите, пожалуйста, о новых направлениях торгово-экономического сотрудничества, которые могут возникнуть после этого визита.

Леонид Потапов:

- Со мной приехал министр экономического развития и внешних связей республики, она к вам, наверное, в третий или четвертый раз приезжает. Также здесь был и первый заместитель Председателя нашего Правительства. Как уже было сказано, у нас с вами есть торгово-экономическое соглашение. В основном мы сотрудничаем в области вертолетостроения. Наш вертолетное производство – детище Казанского вертолетного завода. Я бы хотел сказать, что без лопастей, сделанных у вас мы бы свой вертолет не выпустили.

Минтимер Шаймиев:

- Они выпускают те же вертолеты, что и мы. У нас, по сути дела, идет настоящая конкуренция между двумя крупными заводами и мы, как говорится, делим между собой мировой рынок. Эти машины широко распространены в мире. Там есть проблемы, они возникают постоянно и мы с Леонидом Васильевичем часто вынуждены вмешиваться и обсуждать эти вопросы совместно. Но, я считаю, что после образования холдинга по вертолетам, куда войдет и наш завод, завод в Улан-Удэ, Москве, Ростове со всеми проектными структурами, проблемы будут решаться легче. Сейчас наша республика поставляет в Бурятию товары на 250 миллионов рублей, выросли годовые поставки различных товаров: шин, запчастей к машинам и т.д. Через Бурятию проходит огромная часть Амурской железной дороги, около 600 километров. И недра очень богатые. Там очень многие драгоценные металлы ждут своего часа. И потом, Бурятия - угледобывающий регион, они добывают качественный уголь. И лесов тоже очень много. Они даже не успевают использовать лес как положено. Например, по науке каждый год определенное количество леса подлежит обязательной вырубке, для того, чтобы лес обновлялся, то есть на место вырубки сажают снова и тем самым идет постепенное восстановление лесных угодий. Казалось бы, не так быстро лес растет, но вот в Бурятии, оказывается, не успевают использовать лесовырубочный фонд. Видите, здесь много интересного, поэтому я и начал с того, что мы плохо знаем друг друга.

Булат Сруров, телеканал «Новый век»:

- У нас канал двуязычный, поэтому я хочу задать нашему Президенту вопрос на татарском языке. В Бурятии проживает около 10 тысяч наших соотечественников, но нет ни газет, ни журналов, ни телепрограмм на татарском языке, ограничены возможности обучения на родном языке, мечети тоже нет. Как Вы к этому относитесь и есть ли возможность помочь нашим соотечественникам?

Минтимер Шаймиев:

- Вот этот вопрос надо задавать на русском языке, потому что он больше предназначен Леониду Васильевичу.

В составе делегации приехал к нам и Председатель Правления Татарского национально-культурного центра Республики Бурятия, генеральный директор торгового дома «Татарстан» Альберт Минханович Гафиев. Я сегодня уже говорил ему, что, если нужно, мы готовы поддерживать, содействовать деятельности этого торгового дома. Это мы сейчас делаем во всех регионах. Я сам поинтересовался, откуда в Бурятии татары? А их, действительно, немало: более 10 тысяч. Оказывается, в конце 30-х годов была разнарядка по трудовым ресурсам, и по этой разнарядке в Бурятию направили людей и из Татарстана. Они там осели, обзавелись семьями. Дед самого Альберта, например, был из Балтасинского района, сейчас выросло уже третье поколение. Действительно, там есть места компактного проживания татар. Будем помогать им, чем можем, будем поддерживать. Я рассказал о возможностях нашего телеканала «Новый век», действительно, это наше выдающееся национальное достижение, другое слово не подходит. А в части создания условий для строительства мечетей, организации обучения на родном языке - это вопрос к Леониду Васильевичу. Есть ли проблемы в строительстве мечетей?

Леонид Потапов:

- Проблем нет. Мы уже отвели земельный участок для строительства мечети. Я скажу в продолжение того, о чем говорил Минтимер Шарипович. У нас 12 национально-культурных центров. Татарская диаспора вторая по численности после украинцев. Я должен сказать, что руководитель Правления Татарского национально-культурного центра очень активный и деятельный человек. Мы уже два года проводим у себя Сабантуй. Сейчас заканчиваем строительство Дома Дружбы народов. У вас он уже есть, а мы его только что построили. Так что, мы поддерживаем и будем поддерживать татар, живущих в Республике Бурятия.

Минтимер Шаймиев:

- Как я понял, тут вопрос такой: Альберт Минханович и вправду деятельный человек, он возглавил центр недавно и, видимо, вопросы так остро ещё не ставились. Но в том, что понимание со стороны Леонида Васильевича будет - никаких сомнений у меня нет. Потому что он очень хорошо знает национальные проблемы и знает их изнутри, так как в свое время он работал в Туркмении. Тогда такое практиковалось: в национальную республику направляли русского человека. Я вам вчера говорил, что Леонид Васильевич один из руководителей, владеющий обоими языками своей республики. Он специально изучал бурятский язык. Мы найдем решение, в этом я даже не сомневаюсь. Это не тот случай, когда надо объяснять и уговаривать руководителя республики или региона.

Марина Юдкевич, газета «Вечерняя Казань»:

- У меня вопрос, наверное, к обоим Президентам. Вы вчера вместе прилетели из Москвы в Казань и произошло это после знаменитого заседания Госсовета РФ, возникла такая мысль: не услышанное ли на Госсовете побуждает регионы-доноры как-то теснее сплотиться? Какие полномочия теряют регионы в результате процесса разграничения и которые из них особенно жалко терять? Спасибо. Минтимер Шаймиев:

- Все субъекты Российской Федерации теряют и приобретают полномочия одинаково. Немалое количество законов будет приниматься, а изменения придется вносить, где-то в порядка 150 действующих законов. Затрагивается огромный пласт законотворческой деятельности. Я вчера говорил, например, что в ходе реализации законов, для регионов оставляется возможность полномочий в виде мандатов. Эти мандаты, подкрепленные финансами, передаются из центра в регион или с региона в центр. Кто не будет справляться, тот имеет возможность отказаться от этого мандата в пользу федерального центра или наоборот. Мы обсуждали законопроекты, в которых ряд ограниченных действующими сегодня законами полномочий снова возвращаются на места. Такие изменения в законы будут рассматриваться Государственной Думой. Прежде всего, они направлены на сокращение бюрократических барьеров. Речь идет о значительном уменьшении централизации лицензирования. Например, в вопросах оценки имущества, управления водным хозяйством, архитектурно-строительными делами, с их нормативами и т.д. Вы же понимаете, что, начиная с отвода земли под строительство, получения техусловий и до начала самого строительства требуется огромное количество согласований. Кто сталкивался с этим, тот знает. Иной раз люди, отчаявшись, останавливаются на половине пути. Я думаю, правильно, что ряд таких полномочий сейчас передаются в ведение регионов.

Я бы не сказал, что сегодня на основе подготовленных законопроектов и изменений исчезает проблема перетягивания канатов. Но важно то, что на сегодня подход не концептуальный, а более конкретный, на основе уже подготовленных наработок. Ведь комиссия по разграничению полномочий все эти годы работала практически без остановки. И сейчас плод работы комиссии выносится уже на уровень законов. Когда начнем работать, жизнь покажет, где и что не учли, и чего не хватает. Вся Россия, начиная с 1 января 2006 года, будет жить по новому закону о местном самоуправлении. Наша республика с ходу входит в новый закон, так как у нас на уровне районов и городов его не было. Все же настолько правильно мы поступили, что подождали. Прежние законы толком не работали, создавали конфликты между региональными и городскими властями. Подрались и сейчас все успокоились, поняли, что лучше принять новый закон, регулирующий вопросы обеспечения местного самоуправления финансами и так далее. Насколько достаточны эти финансы - это уже другой вопрос.

Есть вопросы, которые мы с вами ещё ни в какой форме не затрагивали, хотя по телевидению эта тема активно муссируется. Я имею в виду вопрос о льготах. Только в Татарстане, например, более 800 тысяч льготников. Сюда относятся участники и инвалиды Великой Отечественной войны и все инвалиды, кроме военных. Огромное количество льготников среди детей. В последние годы на основе Федерального Закона «О ветеранах труда», мы огромному количеству людей дали статус ветеранов труда. Там есть свои условия, ветеранами труда имеют право быть люди, со стажем работы - женщины 20 лет, мужчины - 25 лет - имеющие государственные награды или различные звания. Им полагаются ощутимые для бюджета льготы. Обеспечение льгот участникам Великой Отчественной войны, инвалидам войны, Героям Советского Союза, Социалистического труда, Героям России и инвалидам всех видов целиком и полностью остается за федеральным центром. Отдельно по каждой категории суммы предварительно уже названы, но ещё не приняты, ещё обсуждаются. Это составляет примерно 40% всех льготников. Остальная часть льготников остается на обеспечении регионов. Быть этим льготам или не быть, в какой сумме их устанавливать, включая и детские пособия - это полностью решаем мы. Вот вам яркий и непростой пример разграничения полномочий. Вот эти функции остались за нами - что хочешь, то и делай. Помните, в свое время в Татарстане был иной подход, чем в федеральном центре. Я даже говорил, зачем моей внучке детское пособие? Детские пособия нужно давать нуждающимся семьям. Это была адресная социальная защита. Мы так и жили, а потом нас за это отдали под суд, как всегда. Нас ведь очень часто судят за хорошие дела. Сказали нам, что нарушаем Федеральный Закон, а по Федеральному Закону пособия давались всем детям. И мы начали жить по общему закону. Вот сейчас, наконец, дожили до того, что федеральный центр говорит, чтобы мы сами распоряжались. Вот, пожалуйста, жизнь доказала нашу правоту, так как при установлении нормативов мы всегда стараемся исходить из самой жизни. Сейчас будем думать, как это сделать, теперь это зависит от региональных финансов. У кого есть финансы, тот будет решать вопрос. А тем, у кого их нет, легко не будет.

Там есть ещё один интересный момент. Часть льгот, касающихся льгот на проезд на пригородных поездах согласилась взять на себя ОАО «Российские железные дороги». Это из той части льгот, которую взял на себя федеральный центр. Пригородные поезда - это очень острая проблема. Есть такое предложение: из расчета 40 рублей в месяц на весь год будут специально куплены карточки, и ветеран, имеющий такую карточку, может ездить в пригородных поездах в любом направлении. Эта карточка будет работать по всей России. Но сможем ли мы воспользоваться этой формой льгот? Потому что ветераны труда остаются за нами, это самое большое количество льготников, а мы будем исходить из своих возможностей, возможностей бюджета каждого субъекта федерации. Мы, конечно же, рассмотрим этот вопрос, конкретное обсуждение только начинается. Я, может быть, несколько рановато говорю об этих вещах. Но концептуально так произойдет и уже происходит. Мы обсудили эти предложения и не без дискуссий. Много различных мнений, например, возникает вопрос: почему федеральный центр не берет на себя льготы ветеранам труда? Особенно в тех регионах, где тяжелое финансовое положение. Вопросы возникают и это естественно. Вот таким образом идет разграничение полномочий. Нравится, не нравится - если взял на себя эти полномочия, значит, будешь решать и финансовое обеспечение и т.д. И отныне все вопросы будут решаться именно так.