Выступления, интервью


Задача у нас одна - улучшение жизни народа

Выступление Президента М.Ш. Шаймиева на сессии Верховного Совета РТ 13 октября 1994 года

Уважаемые народные депутаты!

Подходит к концу обсуждение предложенных на первую часть нынешней сессии важнейших вопросов, которые будут определять в дальнейшем политическое и социально-экономическое положение нашей республики. На прошлой сессии мы с вами приняли концепцию реформирования представительных и исполнительных ветвей власти. Прошел еще один этап этого важного пути. Приняты в первом чтении все необходимые для этого проекты законов, включая и законы о выборах. Я думаю, что депутаты, Верховный Совет в целом, выдерживая сроки, хотя осталось не очень много времени, на следующем заседании примут решение о внесении соответствующих изменений в Конституцию, сами эти законы и заложат фундамент для проведения предстоящих выборов нашего нового парламента. Если в порядке ответа на замечания, предложения депутатов, высказанных в ходе обсуждения этих вопросов, изложить сво11 взгляд на них, то можно было бы сказать следующее.

Когда говорили о многопартийности, почему-то ставили вопрос так, что если выборы будут проводиться не по партийным спискам, то нет многопартийных выборов. Я думаю, что и у населения, и у нас у всех должно быть полное понимание этого вопроса. Когда члены всех партий, зарегистрированных в установленном порядке, будут иметь право наравне со всеми остальными кандидатами выдвигаться и быть избранными, это, безусловно, на данном этапе более подходящая и справедливая схема.

Выборы по партийным спискам - это просто одна из форм многопартийности выборов, в свое время такая форма многопартийных выборов предлагалась мною, но отвергалась вами. Хочу сказать еще вот что. Опыт показывает, что ни одна из партий в Государственной Думе Российской Федерации, которые пришли по своим спискам к власти, не берет, на себя сегодня, к сожалению, ни малейшей ответственности за состояние дел. Когда стало тяжело Президенту и Правительству, все оказались в оппозиции. Все заняли позицию критиков, не вносят никакого конструктивного предложения для вывода экономики страны из кризисного состояния. Мне бы хотелось, чтобы у нас этого не произошло.

Судя по выступлениям на нынешней сессии отдельных наших депутатов, создается впечатление, что пять лет они вообще не работали в парламенте и не несут никакой ответственности за состояние дел в республике. Получается, что сегодня трибуна уже используется для начала предвыборной борьбы. Думается, население должно знать об этом. Учитывая, что предвыборная кампания приближается или она уже началась на этой сессии, я хочу сказать, что, безусловно. Президент будет иметь свой взгляд на ход выборной кампании. И в необходимых случаях он будет использовать свое влияние на нее для того, чтобы к власти не пришли крайние силы. Потому что, я уже об этом неоднократно говорил, приход крайних сил в парламент - это катастрофа для Татарстана, с какой бы стороны это ни было. Сейчас немало и крайне националистических и русско-шовинистических настроений. Президент будет делать все для того, чтобы в Татарстане этого не произошло. Татарстан обречен на все время на центристскую позицию, на прагматизм, на взвешенный подход, это особенность его политики.

На нынешней сессии не был затронут, на мой взгляд, очень важный вопрос о названии высшего представительного органа. Если не будет со стороны депутатов никаких предложении на этот счет, тогда Президент или правительство внесут свои поправки. Я уже раньше говорил, что наиболее приемлемым названием представительного органа власти, на мой взгляд, могло бы быть Народное Собрание. Изучение опыта многих стран в этой части показывает преобладание названия Народного Собрания. Затем по количественному показателю идет Государственное Собрание, за ним - Государственный Совет. Я ли буду вносить это предложение или оно будет внесено другими до 20 октября, думаю, что нам придется возвращаться к рассмотрению данного вопроса, потому что при принятии концепции реформирования он ocтaлся открытым.

Очень остро на сессии обсуждался вопрос о роли глав администраций ropoдов и районов в будущей структуре государственной власти. У меня в данном случае возникает вот такой вопрос. Эту структуру или институт государственной власти сегодня действительно можно критиковать, критикуют и Президента, и Кабинет министров. Я не представляю себе, как же эти критики будут проводить государственную политику на местах, если они придут к власти - ведь придется же управлять республикой. Ведь одно дело громкое заявление, другое дело, будучи у власти, управление обществом. Народ будет спрашивать; как идут дела? Надо будет решать одно, другое, третье. Поэтому, если мы думаем о благополучии республики, прежде чем что-то заявлять, надо каждому ответственному человеку по-настоящему подумать об этом. Кто может сказать, что было бы легче работать и не надо было бы и нервы тратить, если бы не было необходимости в институте глав администраций. Что, мало работают главы администраций? Это же работа, требующая огромной ответственности за состояние дел. Столько лежит забот на их плечах!

На данном этапе развития институт глав администраций будет, и он должен быть усилен, потому что именно этого требует переходный период. Скажите, у кого из них и какие есть нарушения? Почему никто не говорит о том, был ли хотя бы один случай назначения глав администраций без согласия Советов? Нет, все молчат. Потому что нет фактов. Потому что Президент такого не допускал и не допустит, Как бы тяжело ни было, при решении этих вопросов согласие советов нужно, и оно будет получено.

Советы - это представители того населения, того административного района, где назначаемый глава администрации должен работать, И давайте не будем решать за тех депутатов, за то население, которое через свои, Советы дает согласие на назначение глав администраций. Потом есть же Закон о местном самоуправлении и т. д. Кто может сказать, был ли хотя бы один случай в каком-либо Совете за этот период, чтобы кто-то из глав администраций уклонялся и не отчитывался перед Советами? Может быть, кому-то приходилось перебороть себя, я это не исключаю. Да, были такие моменты в первое время, когда некоторые руководители на это шли неохотно. Но я категорически потребовал; .есть Конституция, есть положение - обязаны отчитываться, держать ответ. Потому что это отчет перед населением через те же Советы. Так будет и впредь.

В выступлениях Р.Алтынбаева и еще нескольких депутатов совершенно правильно затрагивались очень важные вопросы, касающиеся деятельности глав администраций. Действительно, требуя всенародных выборов глав администраций, многие критики не задумываются над тем, какой путь должны будут пройти сейчас главы администраций в связи с предстоящими выборами. Ведь они будут, как правило, избираться в представительный орган республиканского масштаба или пройдут через выборы в городские и районные представительные органы власти. Какого же еще всенародного избрания можно требовать от человека, когда ему населением уже будет оказано доверие путем избрания депутатом?

Только с одним положением я могу согласиться. Если глава администрации в ходе выборной кампании получит доверия населения или, баллотируясь в высший орган представительной власти республики, района или города, не будет избран, и я, и Кабинет министров не будем работать с таким главой администрации. Это не каприз. Президент просто не может назначить человека главой администрации, если он не получил доверия населения. Это совершенно демократическое, цивилизованное решение вопроса. Поэтому сомнения на этот счет лишены основания и надуманны. Надуманны еще и с другой точки зрения. Мы же с вами в июле приняли концепцию реформирования и в соответствии с ней на этой сессии приняли и необходимые законы в первом чтений. Мы же только на уровне городов районного подчинения, рабочих поселков, сельсоветов переходим на местное самоуправление.

Нельзя же отдельным депутатам выступать и призывать, с одной стороны, не упразднять даже сельский Совет, не то что там городской, районный Советы, как это делается в РФ. а с другой (Стороны, критиковать и призывать идти на выборность глав администраций, тогда как на уровне районов и городов оставляем органы государственной власти. При этом они не учитывают, что если мы не хотим распускать сельские Советы, то тогда бы здесь остались органы государственной власти, при этом исполнительные органы этой власти формировались бы аналогичным образом, как сейчас.

Другое дело, если бы мы местное самоуправление распространяли на уровень районов и городов. Безусловно, тогда надо было бы избирать и глав администрации. Но тогда и Президент не ставил бы вопрос так, как он сейчас его ставит. Мы же с вами сознательно идем на самоуправление только на уровне городов районного подчинения, рабочих поселков и сельсоветов. И поэтому вокруг всего этого не нужно поднимать шума и дезинформировать населеие, позиции у нас тут совершенно четкие и ответственные. То. что сегодня я говорю. должен буду и реализовать, коль мы с вами приняли такую Концепцию.

Посмотрите реакцию средств массовой информации, мировой общественности на Указ Президента П. Ельцина о назначении глав администраций в областях, краях и столичных городах на переходный период. Большинство сошлось на том, что в данном случае это служит инструментом защиты демократии. Могу прочесть даже формулировку, как эти итоги сформулированы. Указ Ельцина средствами массовой информации зарубежных стран оценивается как мера, логично вписывающаяся в ситуацию переходного периода. Это вам в порядке информации для размышления. Ведь об этом речь идет не из-за того, что кому-то нужно больше власти. Дело в том, что в этот период крепкая власть нужна как никогда. К сожалению, в ряде областей, куда пришли молодые люди губернаторами или другими администраторами, громко заявляя о демократических принципах, ничего у них не получилось на деле. Такие руководители, не имея или разрушая рычаги управления еще и из-за неумения, дело сегодня довели до того, что часто прибегают к диктаторским мерам - таким, как закрытие неугодных им средств массовой информации и многое другое, чуждое демократии.

Вот чего надо бояться. А то, что решается сегодня нашим Верховным Советом и поддерживается Президентом, - это демократия в действии, этому надо радоваться. Хорошо, что мы не сбиваемся на крайности. К сожалению, сколько еще рядом с нами происходит событий, .далеких от демократических норм и принципов. Вы же каждый день смотрите это по телевидению, слушаете по радио, читаете в газетах. Поэтому то, что принято вами в первом чтении безусловно, я считаю для данного этапа развития нашего общества наиболее приемлемым шагом, служащим гарантией дальнейшей стабильности нашей республики.

О вопросах экономики. Безусловно, все страны СНГ оказались в тяжелейшем положении. Мы же и не скрывали, что окажемся в такой ситуации. Одновременно я хочу подчеркнуть, что в этом падении мы находимся недолго по сравнению с другими регионами. Мы оттянули срок падения жизненного уровня населения по причине расстройства производства, тогда как большинство населения других областей, краев, республик испытывает это уже четвертый год. И наша с вами задача - скорее выйти из периода депрессии и сократить его до минимума. Депрессия как таковая неизбежна, когда меняются строй общества и уклад всей экономики. Нравится это или не нравится, но мы с вами находимся в едином экономическом пространстве и переживаем этот революционный и одновременно эволюционный процесс. И пытаться сделать из этого предмет критики, закрывая глаза на все то, что нами сделано и делается, это по меньшей мере популизм. В такой ситуации вместо того, чтобы что-то порекомендовать и внести позитивного, становиться в оппозицию, дистанцироваться от так называемых непопулярных мер Президента и исполнительной власти - это самый легкий и безответственный путь. Спад промышленности в целом будет в пределах 28 процентов. В сентябре было заметно оживление - спад был допущен только на 18 процентов. Но я иллюзий не строю, потому что в сентябре многие предприятия посте летних отпусков несколько оживили работу, используя накопленные за лето запасы. И лучше стала работать, безусловно, нефтяная промышленность. Вот это и сказалось на результатах.

Но я не могу согласиться с тон односторонней информацией, распространенной оппозиционной группой депутатов в начале сессии. Если они ответственные люди, почему же тогда не называют причины или хотя бы одну из причин спада промышленного производства Татарстана?

Почему забыли, из какого пепла возрождается один из крупных заводов - КамАЗ? Не надо забывать, какой процент промышленной продукции республики обеспечивал и обеспечивает сейчас КамАЗ. Чтобы понравиться населению, некоторые люди дело доводят до абсурда, когда предпринимают попытки сравнивать уровень спада. Но наш депутатский корпус имеет пятилетний стаж работы. Он же знает, что даже во времена СССР в народном хозяйстве Татарстана планировался спад го сравнению со многими другими регионами. Причина в том, что если мы в свое время добывали 103 млн. тонн нефти, то сейчас добываем ее 22 - 23 .млн. тонн в год. А кто может утверждать, что этот плановый спад имеет малый удельный вес? Мы же с вами люди, которые утверждают бюджет и прогнозы социально-экономического развития республики.

Я думаю, что злоупотребление такой информацией без соответствующего анализа - это поступок неблагородного характера. Да, я согласен, можно давать любые данные, но надо давать тогда их в сравнении, анализируя. Вот эти две причины, конечно, способствовали заметному спаду промышленного производства нашей республики.

Если помните, я неоднократно говорил: кто бы ни утверждал, что к концу года начнет стабилизироваться российская экономика, а значит, и экономика всех, кто в этом пространстве находится, я возражал, что для этого нет серьезных оснований, поскольку идет спад производства.

Вот оно и случилось. Посмотрите, что творится с рублем. Иначе быть не может при таком спаде производства. Оболочка скрытой инфляции порвалась, произошел всероссийский скандал. Это может повлечь за собой повышение цен. Вчера в некоторых московских магазинах килограмм мяса стоил 10-12 тысяч рублей. Можно понять озабоченность руководителей Российской Федерации. Вели у Центрального банка достаточно средств, то есть возможность искусственно удерживать курс рубля и дальше. Другого пути нет. Трудно сказать, сумеют ли вернуться к исходной позиции. В любом случае в дальнейшем придется постепенно терять вес рубля.

Безусловно, в таких условиях нам будет очень нелегко. Придется предпринимать меры для того, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни, - в первую очередь предотвратить в какой-то степени рост цен на основные продукты питания. Все это опять же ляжет на расходные статьи бюджета, где доминируют расходы для села. Давайте отпустим цены на продукты питания, резерв есть. Но никто из депутатов не предлагает такие меры. Меры непопулярные. Но без них не преодолеть этот период. Почему так говорю? До начала сессии я поинтересовался, в каких регионах Поволжья выплачивается заработная плата, увеличенная с 1 июля в связи с Указом по Российской Федерации. Увеличили, а денег в местных бюджетах нет. В данном случае, думаю, что к этому делу подошли вполне реально, учитывая ОГОВОРКУ "при наличии средств в местных бюджетах". Тоже непопулярная мера.

Многие депутаты и сегодня говорят о необходимости определить приоритетные направления. Между тем они уже определены в порядке выполнения решения Верховного Совета о чрезвычайных мерах по оздоровлению экономики. Приоритетом мы сделали закупку сельскохозяйственной про дукции. В этом году впервые нам удалось, это сделать, не прибегая к высокопроцентным кредитам. Из необходимых 180 миллиардов рублей сегодня удалось оплатить 100 миллиардов рублей за счет внутренних ресурсов. Это огромное дело. И говорить о селе только с противоположных позиций - дело неблагодарное. Я вам не первый раз предлагаю съездить хотя бы в одно село и поинтересоваться, все ли так на селе, как вам кажется. Мы в этом году селу дали полную свободу в продаже своей продукции. В настоящее время нас село просит о том, чтобы мы закупали зерно дополнительно. Мы говорим: достаточно, распоряжайтесь сами. Сегодня мы закупили 850 тысяч тонн необходимого хлеба. Хозяйства республики предлагают еп10. Кроме этого, хозяйства республики заложили на хранение около по тысяч тонн зерна. Л вы на каждой сессии продолжаете утверждать, что крестьян душат госзаказами.

К сожалению, чудес на свете не бывает. Рекордный урожай последних лет - не чудо. Это отличный результат политики, проводимой правительством в сельскохозяйственной сфере. Раньше мы никогда не получали урожая больше, чем в среднем по России. Сегодня урожайность в Российской Федерации - 17.5 центнера с гектара, в Башкортостане - 15,7, Ульяновской области- 19,5, Саратовской - 11,2, Самарской - 13,7 центнера. Ставрополь в этом году получил урожая меньше, чем Татарстан. У нас - 26,5 центнера с гектара. По урожайности мы идем вслед за Краснодаром и еп1е несколькими областями. Если бы не было целенаправленной политики по поддержке сельского хозяйства, мы этого не достигли бы. Населению надо говорить о том, что даже при нехватке средств на развитие агропромышленного комплекса направляются огромные деньги. Это было бы правильнее, уважаемые депутаты.

Надо говорить народу и о том, что с учетом дотации закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - зерно, мясо, молоко - по сравнению с соседними регионами у нас намного выше. Недаром соседние регионы обращаются к нам, предлагая продать сельхозпродукцию. Мы не покупаем, так как нам необходимо поддержать своего товаропроизводителя. Вот суть тон политики, которую мы проводим на селе. Если отдельным депутатам очень хочется понравиться сельским избирателям, прошу использовать изложенную мной объективную оценку в ваших эмоциональных выступлениях с трибуны сессии. Считайте, что я помог этим депутатам и в выработке их предвыборной платформы.

Мы очень благодарны труженикам Арского района, которые, по предварительным данным, получили 49 центнеров! Балтасинский район получил 46, Атнинский - 45, Тюлячинский - более 41 центнера с гектара. Какой рывок сделал Высокогорский район - 36,5 центнера хлеба с гектара. Кукморский- более 33, Буинский - 33, Тукаевский - более 31, Апастовский - 31, Пестречинский - 30,5, Сармановский - 30,2 центнера. Я вам скажу одно - как бы нам ни помогал Всевышний, без политики поддержки села невозможно достичь таких результатов. Если кто-то сумеет это сделать другими методами, мы готовы у них поучиться.

Возьмите обеспеченность животноводства кормами. В Татарстане на условную голову скота заготовлено 26 центнеров кормовых единиц без Учета зерна, концентратов. По Российской Федерации- 12.4. в Башкортостане -14, к Удмуртии -14. Марин Эл - 14.2. Поволжский регион -14.5. Это говорит о том, что население республики может быть спокойным: оно будет обеспечено продуктами питания в ближайшие полтора года.

О прожиточном минимуме. Здесь тоже необходим объективный подход. Сегодня Татарстан и Ульяновская область остаются, если можно так выразиться, наиболее дешевыми регионами. Безусловно, мы для этого тратим немалые бюджетные деньги, несмотря на то, нравится это некоторым депутатам, выступающим с трибуны Государственной Думы, или нет.

Приведу данные по прожиточному минимуму за август, так как более свежих пока нет. На одного члена семьи в Татарстане расходуется 69,3 тысячи рублей, в Российской Федерации - 90 тысяч, в Нижнем Новгород - 77,1 тысячи рублей. Действительно, средняя заработная плата у нас 190,5 тысячи рублей в месяц, в России- 232 тысячи (с учетом Крайнего Севера, заметьте), в Нижнем Новгороде - 203 тысячи рублей. Одновременно стоимость набора из 19 важнейших продуктов питания составляет 44,5 тысячи рублей в Татарстане, 61,6 тысячи в Российской Федерации, 57 тысяч в Нижнем Новгороде. Этого мы не можем не учитывать.

Таким образам, если соотносить стоимость продуктов питания и среднюю заработную плату, уровень жизни в Татарстане пока дешевле. Кроме того, на 1 января население республики имело сбережений на 70 миллиардов рублей, на 1 октября - 203 миллиарда рублей. За последние месяцы сбережения населения растут в такой динамике: в июле - более 20 миллиардов, августе - 29.9, сентябре - 28,3 миллиарда рублей.

Несколько слов о безработице. Конечно, она будет расти. Но на сегодня один из самых низких уровней безработицы - в Татарстане. По отношению ко всем работающим у нас 0.66 процента безработных (И300 человек), в Башкортостане - 1,1 процента (20300). Чувашии - 5 процентов (28 тысяч), Нижнем Новгороде - 1,8 процента (32 тысячи). Кировской области - более 6 процентов (47 тысяч), по Российской Федерации - 2 процента. Нас это не минует, к этому надо готовиться.

Вопрос о повышении заработной платы работникам бюджетных организаций с 1 октября мы решили. Раз решено, надо найти средства. Это большая сумма.


Газета "Республика Татарстан" № 208 (22683), 18 октября 1994 г.