Выступления, интервью


Ту-214 готов к испытаниям

Этому детищу наших авиастроителей задолго до появления на свет была уготована трудная судьба. Сначала долго выбирали место его рождения. Схватки за право родиться в Казани были долгими и мучительными. Затем - тяжелые роды. Любящие «родители» не могли сразу обеспечить его всем необходимым. Потому так долго - целых три года - шла работа. И вот набравший силу крепыш, которого назвали коротко и ясно - Ту-214, сделал первый шаг. Правда пока не самостоятельный. Мощный тягач выкатил самолет из сборочного цеха и бережно «повел» его на заводскую летно-испытательную станцию, где машина под наблюдением специалистов Казанского филиала авиационного научно-технического комплекса имени Туполева и Казанского авиационного объединения совершит свои первые полеты.

В доперестроечные годы за рождением нового самолета следила вся страна. Его создателям не отказывали ни в чем требуются деньги - пожалуйста, берите кредиты, нужны оборудование, двигатель - заказывайте, какие нужно! А уж выкатка самолета на испытания отмечалась особо - и премиями, и званиями, и грамотами.

В отличие от своих старших братьев Ту-214 вставал на ноги только за счет усилий коллективов конструкторского бюро и объединения. По нескольку месяцев не получая и без того мизерную зарплату, люди все же довели этот самолет до испытаний Россия помочь не смогла, хотя и обещала. Авиастроителей поддержал финансами Татарстан.

А праздник в минувшую субботу все-таки состоялся. В сборочном цехе, несмотря на выходной, собрались сотни людей. Приехали Президент республики М.Шаймиев Премьер-министр Ф.Мухаметшин, генеральный директор АНТК имени Туполева В.Климов, ответственные работники Правительства и Госсовета РТ. Впервые за последние годы на такое событие были приглашены журналисты. Состоялся и митинг, а перед выкаткой по традиции М.Шаймиев и генеральный директор КАПО Ю.Литвинов разбили о колесо машины две бутылки шампанского - на счастье.

Конечно, стоявшая в цехе машина очень сильно отличалась от самолетов, которые мы привыкли видеть в аэропорту. Серо-зеленые тона «одежки» мало соответствовали торжественности момента. Но журналистов успокоили: наряд у машины будет как положено - бело-голубой, всему свой срок. А сегодня нужно оценивать не столько внешность, сколько содержание. А содержание, как заверил ведущий конструктор Казанского филиала АНТК имени Туполева В.Жиляев, - на уровне мировых образцов.

Ту-214 рассчитан в основном на пассажирские перевозки Его вместимость -210 человек Скорость - 900-950 километров в час. Дальность полета без дозаправки - 7000 километров. По желанию заказчика можно применять двух- или трехклассную схему салона.

На машине установлен двигатель ПС-90А, который изготавливает компания «Пермские авиамоторы» Расход топлива - 19 граммов на один пассажиро-километр. Его плановый ресурс - 45 тысяч часов.

По словам директора Казанского филиала АНТК Э. Соркина, на Ту-214 был поставлен лучший из российских двигателей. Но он, конечно, требует доводки. При сертификации самолета Ту-204 в Ульяновске главные проблемы возникали именно из-за мотора. На новую казанскую машину можно устанавливать и двигатель НК-93, который сейчас осваивает Казанское моторостроительное объединение, и зарубежные - производства компаний «Роллс Ройс» и «Пратт Уитни».

Отличительная особенность казанского самолета (именно поэтому он называется Ту-214, а не Ту-204) - использование его при необходимости в качестве грузового. Причем переоборудование происходит в считанные часы. Убираются кресла, а салон используется под контейнерную загрузку Контейнеры автоматически поднимаются на вторую палубу. Эта модификация получила название Ту-214 «Секуб» и завоевала серебряную медаль на прошлогоднем авиасалоне в Брюсселе.

Казанскую машину можно использовать и при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Совсем не обязательно для этого держать специальные самолеты. При необходимости любой рейсовый самолет можно быстро подготовить для вылета в зону бедствия, разместив в нем и госпиталь, и блок питания, и оборудование. Предложением казанских конструкторов заинтересовалось МЧС России.

Отправившийся на испытания самолет полностью укомплектован российским оборудованием. Отдельные узлы и детали изготавливались на казанских заводах «Электроприбор», «Радиоприбор», в объединении «КОМЗ» Как было отмечено на митинге, создание самолета Ту-214 позволило открыть на предприятиях Казани 150 тысяч рабочих мест.

С точки зрения экономики, производство Ту-214 станет рентабельным, если на КАПО будет ежегодно выпускаться 25-30 самолетов. Заказчики на эту машину есть, многие авиакомпании нуждаются в новых лайнерах. Но у объединения не хватает оборотных средств, чтобы закладывать сразу несколько самолетов Сейчас завершается сборка еще одного Ту-214 который при удачных испытаниях можно продать потребителям, а что потом? К тому же сертификация самолета, а это около сотни испытательных вылетов, требует десятков миллиардов рублей. Поэтому от решения финансовых вопросов зависит судьба не только многотысячного коллектива КАПО но и тех 150 тысяч смежников, которые поверили в новый самолет.

Выступая на митинге, генеральный директор АНТК В.Климов заметил, что у казанского предприятия прекрасные перспективы Кроме Ту-214 здесь идет работа над новыми машинами Ту-330, Ту-324 Никогда еще в объединении не ждали своей очереди столько самолетов Но нужны деньги. Поэтому конструкторы рассчитывают, что Правительство Татарстана поможет авиастроителям довести новые самолеты до потребителя. Президент М.Шаймиев напомнил о своей договоренности с Б.Ельциным об освобождении предприятий ВПК республики от большей части налогов с тем, чтобы эти средства были направлены на конверсию.

Конечно, авиастроители ждали, что Минтимер Шарипович назовет им конкретные суммы, которые Правительство может выделить КАПО - Цифры названы не были.

- Не могу я людям обещать того, что в силу каких-то причин трудно выполнить, - объяснил он потом. - Во время встречи с главами республик и областей в Кремле Борис Николаевич Ельцин сам заговорил о том, что из 49 поручений по Татарстану Правительство России выполнило 47. Но в числе обойденных вниманием была проблема загрузки КАПО имени Горбунова. Тогда Президент России пообещал, что у этого предприятия будет заказ. Значит, нужно напомнить Москве о том, что поручение Президента не выполняется. Готовьте мне на подпись такое письмо.

М.Шаймиев также пообещал, что второй самолет Ту-214 (первый после испытаний поступит в распоряжение генерального конструктора) останется в Казани. Надо думать, не бесплатно.

И еще одна приятная новость Сертификационные полеты Ту-214 будут проходить на заводской испытательной станции. Прежде этим занимались специалисты в Москве. Казанцы боятся, что там, в центре, испытания затянутся, а сейчас дорог каждый день. Да и кто лучше родителей побеспокоится о своем детище и проследит за его становлением?

Е.Таран


Газета «Республика Татарстан». № 24. 6 февраля 1996 г. С. 1.