Выступления, интервью


Вступительное слово Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на встрече с представителями Европейского Мусульманского Союза

Вступительное слово Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на встрече с представителями Европейского Мусульманского Союза Уважаемый Почетный Президент и члены Европейского Мусульманского Союза!

Я рад приветствовать вас на земле Республики Татарстан. Знаю, что вы провели свою первую, очень серьёзную конференцию в мае, в Москве, где были озвучены цели задачи Союза и не случайно, что первым делом после этого решили посетить Татарстан. Я считаю это событие знаковым и для вас, и для нас. Мне кажется, что создание Европейского Мусульманского Совета - это веление времени. Современное развитие ислама, отношения, складывающиеся между основными религиями в мире и последние события, связанные с террористическими актами, не могут оставить здравомыслящих людей равнодушными к происходящему и подталкивают их к поиску путей цивилизованного решения межрелигиозных проблем. По сути дела, в данном случае вы являетесь первопроходцами. Сейчас я говорю о своем видении проблемы, о своей позиции, о своем понимании миссии этого нового общественного органа – Европейского Мусульманского Союза. Я думаю, что, прежде всего, Союз стремится понять, как обустроить жизнь в условиях нынешней Европы. В центре вашего внимания - люди из мусульманских стран, оказавшиеся в европейских странах в результате демографических процессов, для них, по истечении многих лет, европейские страны становятся их второй родиной. А в Российской Федерации, думаю, ваша задача - приобщение мусульман, проживающих в Российской Федерации, для которых Россия является их родиной - к мировым процессам. В любом случае, я считаю, что это та ниша, которая непременно должна была появиться в нынешнем процессе развития человечества. Ведь многие мусульмане, особенно из чисто мусульманских стран, переезжают в Европу. Действительно, им нужно адаптироваться к новой среде и в этих условиях соблюдать все каноны шариата и, в то же время, не входить в противоречие со сложившимся образом жизни европейских стран, где вокруг живут люди иных убеждений и конфессиональной принадлежности. Нужно находить верные пути для того, чтобы, стремясь сохранить свои традиции, одновременно оставаться уважаемыми людьми в европейском обществе. И в России также есть проблемы, но несколько иного характера: возрождение религии после атеистического периода жизни нашей страны. И этот период затронул жизнь уже не одного поколения людей. Тем более, происходит интенсивное возрождение не только ислама, но и православия, а Россия в своей основе - страна православная, где живет порядка 20 миллионов мусульман. Поэтому необходимо находить взаимопонимание и обеспечивать толерантность уже в условиях свободы вероисповеданий. Хочу подчеркнуть: не в условиях запрета, как было до этого, а в условиях свободы вероисповеданий. В этом направлении, действительно, предстоит немало работы.

С моей точки зрения, есть ещё один важный момент в России, конкретно в Республике Татарстан. Это - позитивный опыт и сложившиеся традиции мирного сосуществования двух основных религий нашей республики - ислама и православия как в прошлом, так и в настоящее время. У нас каждая религия придерживается своих канонов и в то же время не вызывает негативных явлений в совместной с другими религиями жизни. И я должен сказать, что это не происходит само собой, в основе его лежит недопущение крайности в соблюдении традиций и религиозных канонов каждого народа.

И далеко не случайно, что ещё до революции, до начала периода атеизма в России, именно на земле Татарстана появилось движение джадидизм - направление, указывающее, как именно укреплять и сохранить свою веру, одновременно не входя в противоречие с другими религиями. Я считаю, что это очень ценный опыт, который может быть востребован именно Европейским Мусульманским Союзом, именно в условиях увеличения численности мусульман и в Российской Федерации, и в европейских странах. Мне кажется, что принципы данного учения могли бы способствовать большему взаимопониманию. Ведь это не отказ от религии и, я бы даже сказал, не модернизация религии в прямом смысле слова. Это - нахождение более мягких форм обеспечения толерантности в обществе. По сути дела, проблема модернизации в определенной степени начинает наблюдаться и в чисто фундаментальных мусульманских государствах, потому что мир меняется. У цивилизации есть свои правила развития. Они связаны с проблемами общего технического прогресса. И в этих условиях невозможно не меняться. Я считаю, что в этом плане ярким примером было стремление к миру бывшего Президента Ирана Хатами. Он, руководитель исконно исламского государства, сам выступил с инициативой о диалоге цивилизаций, о диалоге культур. Это говорит о многом - ведь это был первый шаг, и именно со стороны исламского государства. Но, к сожалению, он не нашел отклика. Мир не услышал его голос. Я думаю, что это - упущение ряда развитых государств и их руководителей. Мне кажется, что на данном этапе именно эти страны, считающие себя сильными и демократическими, упускают свой шанс. Потому что диктовать миру свои правила, демонстрировать свою силу или менять порядок жизни людей - как показывают последние события в мире - это не путь к разрешению проблем. Через насаждение демократии или своих правил жития-бытия это невозможно решить. У каждого народа есть свои традиции и, как бы сложно это ни было, добиться понимания можно только через диалог. Весь мир с болью в душе говорит о терроризме. С моей точки зрения, осуждая терроризм и давая ему отпор, нам надо искать ответ на вопрос: почему он происходит? Надо находить и устранить его причины, только через это его можно искоренить. Сейчас у многих появилось желание научиться или осознать свои ошибки. И, осознав их, изменить мировую политику и находить общий язык совместного жития через диалог. Действительно, иного пути нет.

Учитывая то, что вы преследуете гуманные цели и то, что вами уже определяются направления работы, приветствуя и поддерживая ваши стремления, я хочу пожелать вам успехов в содействии достижению всеобщего взаимопонимания в мире.