25 августа в Казани у памятника Мусе Джалилю состоялся митинг, посвященный 50-летню со дня героической гибели поэта и десяти его товарищей по подпольной организации.
Митинг открылся в 12 часов дня. Бой курантов Казанского Кремля невольно напомнил собравшимся, что ровно столько же было на часах и в момент казни джалильцев. Наступила минута молчания.
Открывал митинг, первый заместитель Премьер-министра республики И.К.Хайруллин сказал о бессмертии подвига джалильцев и его неразрывной связи с самым светлым праздником в жизни нашего народа - Днем Победы. Увековечение памяти несломленных узников Моабита, подчеркнул он, знаменует собой начало осуществления развернутой программы Правительства республики по подготовке и празднованию 50-летия Великой Победы.
Затем состоялась церемония открытия мемориального комплекса - десяти бронзовых барельефов соратников Джалиля. В ней принял участие Президент М.Ш.Шаймиев. Вместе с вдовой Джалиля Аминой-ханум он перерезал алую ленточку и возложил цветы к мемориальной стене героев.
Автор барельефов - выдающийся скульптор Владимир Цигаль. Этот замысел жил в нем давно, еще в пору работы над памятником Джалилю. Барельефы придали скульптурному ансамблю не только художественную, но и смысловую законченность, ибо ничто так не придавало Джалилю силы духа, как сознание того, что он не одинок в своей борьбе.
Среди тех, кто подходил к мемориальной стене, близко всматриваясь в лица героев, были их дети, внуки, намного пережившие их братья, сестры, друзья. А то, что они хотели увидеть, - живые, узнаваемые черты - другим открывалось в их собственных лицах.
- Такого еще не было в истории ни одного народа - чтобы в одночасье оборвалась жизнь сразу пяти его поэтов, - сказал, выступая на митинге, поэт Ренат Харис.
Это действительно потрясающий факт, который невозможно объяснить лишь трагическим стечением обстоятельств. Настоящих поэтов редко минует ореол мученичества и. возможно, именно потому, что они воплощают в себе лучшие черты своей нации. И когда не удается обрубить корни, питающие плоть и дух целого народа, тогда от бессилия и варварства убивают поэтов. Эти пятеро тоже пошли на мученическую смерть, ибо верили, что жизненная сила их народа неистребима, и у него еще будут свои поэты.
Стихи звучали и на митинге. И кто бы их ни читал - народный поэт, народный артист или просто ребенок - они сливались в одну светлую и щемящую мелодию, на которую тут же настроили свои смычки музыканты.
В митинге приняли участие представители творческих союзов, общественных движений республики, духовенство. В числе выступивших был глава администрации Казани К.Ш.Исхаков.