Председатель Правительства РФ и Президент Татарстана ответили на вопросы журналистов

27 июня 2002 г., четверг
После совещания с руководителями органов госвласти и крупнейших предприятий республики журналистам была предоставлена возможность задать Председателю Правительства РФ все интересующие их вопросы. Пресс-конференция началась со вступительного слова Михаила Касьянова.

-Я приехал в Татарстан главным образом для обсуждения проблем перерабатывающей (в широком смысле слова) промышленности, главным образом - промышленности высокотехнологичной. На только что завершившемся совещании мы рассмотрели проблемы авиастроения. Безусловно, у предприятий этой отрасли есть большой потенциал, поскольку многие предприятия оборонного комплекса перешли на выпуск гражданской продукции высокого качества. Нужно использовать этот потенциал и дальше, сегодня это очень актуальная проблема для России.

-Я удовлетворен социально-экономическим развитием Татарстана. В прошлом году был достигнут рост регионального валового продукта в размере шести процентов. Впечатляет и уровень развития сельского хозяйства. По валовому сбору зерна республика заняла третье место, уступив только южным регионам.

Минтимер Шаймиев: Я бы хотел добавить, что если не случится каких-то непредвиденных обстоятельств, то и в нынешнем году урожай будет не хуже.

Михаил Касьянов: За один день, естественно, мы не успеем завершить обсуждение поднятых проблем, разговор с руководителями республики, предприятий мы продолжим. Особая тема - это КамАЗ. Сегодня это единственное предприятие в России, выпускающее большегрузные автомобили. Правительство России предприняло много шагов для поддержки этого производства, поддержки продаж автомобилей. Но и самому предприятию необходимо активнее заниматься модернизацией, осваивать новые модели грузовиков.

-А в целом социально-экономическое развитие Татарстана идет по правильной траектории. Хочу признаться, что общие меры поддержки производства, экономическая политика республики совпадают с федеральными концепциями. Мы еще будем обсуждать, как лучше координировать макроэкономическую политику, как не только получать максимальные доходы, но и правильно ими распоряжаться. Нам предстоит сбалансировать интересы центра и регионов, чтобы обеспечить экономическую стабильность как базис для дальнейшего роста производства.

- На совещании вы упомянули о том, что существуют проблемы, очевидно, на местном уровне, после решения которых в самое ближайшее время будет запущена лизинговая схема для покупки самолетов, авиастроители получат деньги из федерального бюджета. О каких проблемах шла речь?

Михаил Касьянов:Речь идет не о местных проблемах. Вопрос в том, что не завершена оценка акций самой лизинговой компании. Поэтому вчера я дал поручение вновь произвести оценку стоимости этой компании. Правительство намерено купить как минимум контрольный пакет ее акций. Чтобы точно знать, сколько стоят эти акции, мы должны провести независимую экспертизу. В настоящее время мне никто не назвал точную цифру. Поэтому и происходит задержка, хотя деньги для этой операции в бюджете зарезервированы.

Минтимер Шаймиев: Сегодня Премьер-министр мне доложил, что оценка акций произведена. (По словам Наиля Хайруллина, эту оценку произвела компания "Артур Андерсен", но Правительство РФ по непонятным причинам требует повторной оценки акций. Хотя чего же тут не понять: в любом Правительстве есть лоббисты, которые любой ценой стремятся к тому, чтобы кто-то не получил или, наоборот, получил зарезервированные деньги. Именно эти лоббисты нередко дезинформируют власть. - Е.Т.)

Михаил Касьянов:Но нам необходима оценка независимых экспертов, которые подтвердят, что это именно так. Как только это случится, мы сразу же запустим схемы лизинга.

- Как в Татарстане строятся отношения власти и малого и среднего бизнеса: по принципу "помогать" или "не мешать"?

Минтимер Шаймиев: Сначала мы преодолевали себя и сумели достичь уровня взаимопонимания по принципу "не мешать". Сейчас пришло время помогать малому и среднему бизнесу. Вы знаете, мы внедрили регистрацию своего дела по принципу "одного окна", те же принципы внедряются и при регистрации недвижимости, другого имущества. Одновременно мы выделяем средства для поддержки конкретных проектов малого предпринимательства. Другими словами, мы проделали путь от невмешательства к поддержке предпринимательских структур.

Михаил Касьянов:Я бы тоже призвал руководителей регионов первым делом заняться снятием административных барьеров на пути малого бизнеса. Это пойдет на пользу производителям. Когда конкуренции нет, когда губернатор поддерживает одно-два предприятия (а по сути, руководителей, которые там работают), это идет во вред экономике России.

Минтимер Шаймиев: Трудоспособное население республики - это 1,8 миллиона человек. Заняты в производстве, социальной сфере 1,2-1,3 миллиона человек. Где же остальные? Они либо заняты на сером рынке труда, либо сидят без работы. Мы должны поддерживать малый и средний бизнес, чтобы эти люди вышли из тени и нашли себе дело по способностям и возможностям.

Михаил Касьянов:Когда будут приняты законы о поддержке малого бизнеса, которые обсуждаются в Думе, эти полмиллиона человек сразу же проявятся.

- С введением банка качества нефти для татарстанских нефтяных компаний могут наступить тяжелые времена. Какие меры предпринимаются для того, чтобы учесть интересы компаний, работающих на старых месторождениях?

Михаил Касьянов:Эту проблему мы обсуждали на совещании. И договорились, что руководство республики и "Татнефти" представит в Правительство свои предложения по "разруливанию" ситуации, свое видение проблемы. Мы хотим услышать от вас, какие меры компенсационного характера могут быть предложены федеральными властями, чтобы нефтяные компании сильно не пострадали от этого шага, чтобы были учтены сложные условия добычи нефти в вашем регионе.

Минтимер Шаймиев: Нам важно, чтобы учитывались не только сложные условия добычи, но и пострадавшая экология региона, и социальные проблемы, ведь сегодня в нефтяной отрасли и на нее работает почти половина трудоспособного населения республики.

- Михаил Михайлович, насколько вы сегодня психологически готовы поднять штангу под названием "авиастроительный комплекс" и КамАЗ? Вы - четвертый премьер, который берется решить эти проблемы... А может быть, не мучиться и летать на "Боингах", ездить на иномарках?

Михаил Касьянов:Ответ очень простой. Никакой штанги поднимать не надо. Мы уже прошли тот период, когда нужно было поднять КамАЗ, авиационное производство. Мы должны создать условия, чтобы продукция этих предприятий покупалась. Мы должны облегчить решение этой задачи для потребителей в период запуска предприятий. Если у КамАЗа и авиационного объединения достаточно сил, чтобы производить качественную продукцию, значит, она будет покупаться. Если недостаточно, то их некачественная продукция никому не нужна.

-Мы уже помогли предприятиям выстоять на первом сложном этапе. Теперь они должны сами решать многие задачи. Мы понимаем, что машиностроение - сложное производство, что оно имеет длительный период запуска, что эта продукция - дорогостоящая. Но барьеры нужно преодолевать. Мы должны избавляться от непрофильных производств. Если авиастроительные заводы будут содержать по 50 детских садов, то мы не сможем выпускать самолеты.

- Но "Аэрофлот" все-таки закупает "Боинги"?

Михаил Касьянов:Насчет "Аэрофлота" у меня данных нет. Но частные авиакомпании могут закупать иностранные самолеты, чтобы не летать на машинах, возраст которых 30 лет. Они тем самым как бы подталкивают производителей - создавайте новые машины.

Минтимер Шаймиев: Я должен сказать, что вопросы авиастроения, автомобилестроения невозможно было бы решить, если бы в Правительстве не было понимания проблем. Мы самостоятельно не смогли бы реструктурировать долги КамАЗа, освободить его от залога Европейскому банку реконструкции и развития. Речь шла об огромных суммах - более одного миллиарда долларов.

Михаил Касьянов:И это было сделать не так просто...

- Российские премьер-министры начинали свой визит в Татарстан с Казанского авиационного объединения, а заканчивали отставкой. Получается, что казанское авиастроение то ли плохая примета, то ли злой рок?

Михаил Касьянов:Я не знаю. Может быть, сказалось то, что предприятие работает не на полную мощность? Я надеюсь, что после моего визита КАПО заработает во всю силу. Что касается лично меня, то я в отставку не собираюсь.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International