Президентом в Татарстане должен быть только центрист

29 августа 2003 г., пятница
28 августа в Кремле состоялась встреча Президента Татарстана Минтимера Шаймиева с большой группой журналистов России и зарубежных стран, приехавших в Казань по линии Международной конфедерации журналистских союзов.

Общение с журналистами Минтимер Шаймиев начал со слов о том, что главным завоеванием последних десятилетий стала внутренняя свобода людей. Даже ради этого стоило начинать перестройку. В Татарстане сегодня вольно и даже вольготно чувствуют средства массовой информации всех форм собственности - и это тоже завоевание демократии. Президент повторил свое известное высказывание о том, что для него осознание свободы слова и прав журналистов - было победой над самим собой. Если где-то в других регионах пытаются помешать этому процессу - это тупиковый путь, это тормоз для дальнейшего развития.

Приветствуя журналистов на земле Татарстана накануне Дня Республики и Дня города, М.Шаймиев подчеркнул, что для нас - это не просто календарная дата, а выстраданный праздник, ожидаемый и любимый всем народом. С учетом того, что многие из журналистов впервые приехали в Татарстан, М.Шаймиев подробно вспомнил детали нелегкого исторического пути, пройденного за последние 10-15 лет. Мы поддерживали то, что делалось в стране, но многое делали по-своему, сказал он. Республика избрала свой путь приватизации, что помогло не создать своих олигархов и мягко войти в рынок. Начиная с 1995 года, на фоне нестабильности в других регионах республика обеспечивала рост экономики. Это позволило нам реализовать такие социальные программы, о которых мы только мечтали, сказал М.Шаймиев. 37 тысяч семей по программе ликвидации ветхого жилья переселились в новые квартиры, всего их будет 40 тысяч. С 2005 года бесплатного жилья в республике не будет, но будет ипотека, сейчас разрабатывается программа социальной ипотеки для работников бюджетной сферы. Она предполагает предоставление жилья для очередников на условиях ссуды на 20 лет с оплатой не более 8 процентов без обязательного первоначального взноса. На днях завершена сплошная газификация республики, к каждому населенному пункту подведен сетевой газ. Успешно ведется строительство дорог и мостов. Прорывной называет Президент программу информатизации республики, аналогов которой нет сегодня в России - к 2007 году все населенные пункты получат возможность выхода в Интернет, а значит выход к мировой информации. Эту задачу Президент считает своим обязательством перед молодежью.

Татарстан все эти годы упорно работал на сельскохозяйственной ниве. Удалось существенно поднять урожайность, нынче она составляет около 30 центнеров с гектара, что сопоставимо с краснодарскими урожаями. Валовой сбор зерна уже несколько лет превышает 5 миллионов тонн, для республики с населением 3,8 миллиона человек - это высокий показатель.

Накануне Дня Республики разговор зашел естественно и о Декларации о суверенитете Татарстана. Мы внесли изменения в Конституцию Татарстана, оставив главное - республика в составе Российской Федерации является государством, это - нравится кому-то или нет - гарантировано Конституцией России. Унитарная Россия не может быть демократическим государством, сказал М.Шаймиев. Укрепление вертикали власти было необходимо России, власть в стране была рыхлой. Однако, уверен Президент Татарстана, в ходе второго президентского срока Владимира Путина произойдет определенная децентрализация, поскольку регионы должны быть заинтересованы в результатах своего труда, нельзя допускать их безразличия.

На вопрос журналиста ИТАР-ТАСС о том, нет ли у Татарстана амбиций превзойти уровень юбилея Северной столицы, Минтимер Шаймиев ответил, что Казань не будет Санкт-Петербургом, она по возрасту старше. В свое время правители России вложили в город на Неве огромные национальные богатства, которые удалось сохранить и которые сегодня возрождаются. У Казани - иная история. После войны все силы республики были брошены на обустройство нефтяного края, затем - на строительство Нижнекамска и Набережных Челнов. Казань, куда было передислоцировано много оборонных заводов, застраивалась примитивным жильем - лишь бы только обеспечить деятельность военных объектов. Сегодня в столице Татарстана - настоящий строительный бум. Город станет еще краше к своему юбилею. И, если уж сравнивать с Санкт-Петербургом, у нас есть возможность больше сделать для простых граждан. Праздники и юбилеи приходят и уходят, важно, что после них остается людям. Представитель Катарской телекомпании "Аль-Джазира" задал вопрос, есть ли в Казани программа противостояния урбанизации.

Такая программа по сохранению исторического облика Казани есть, ответил М.Шаймиев. Например, реконструкция Кремля проходит под строгим контролем ЮНЕСКО. Это очень болезненные вопросы, до чего не дотронешься - можно что-то утерять навсегда. Когда мы приступили к реализации программы по ликвидации ветхого жилья, оказалось что трудно не только строить новое, но и разбирать ветхое жилье, и сохранять то, что есть ценного. Много проблем в Старотатарской слободе, куда после взятия Казани прогнали татар. Было бы неискренним сказать, что все идет легко и без претензий, но эти проблемы разрешаются.

Что выиграют мусульмане и, в частности, татары, вступив во Всемирную исламскую конференцию? - задала вопрос корреспондент "Литературной газеты".

Предложения об этом Татарстану делались и раньше, но на фоне обвинений в сепаратизме принять их было невозможно, признался Минтимер Шаймиев. А сейчас уже Президент России говорит о возможности сначала на правах наблюдателя, а потом и члена участвовать в работе этой организации. Почему мы обязательно с подозрением и недоверием должны смотреть на исламский мир? Он объективно существует. Мы в состоянии оценить, что в нем есть хорошего и плохого, там есть чему учиться, так же впрочем, как и в мире христианском. Мы обречены жить вместе и должны научиться вести цивилизованный диалог. Должны работать вместе, чтобы не было террора. Кстати, и он без причин не бывает, нельзя закрывать глаза на его первопричины.

Журналистов интересовали и вопросы взаимоотношения русских и татар в республике, хотя они и имели возможность задать этот вопрос простым жителям на улицах, задали они его и главе Татарстана. У нас проблемы русских и татар нет, сказал Президент. Возможно, кто-то пытается ее разыграть со стороны. Но эта не та карта, которую позволено разыгрывать, это безнравственно, это недопустимо.

В связи с этим вопросом М.Шаймиев упомянул о некоем обращении к Президенту Путину, в котором говорится о нажиме на татар-кряшен. Вопрос поднимался в ходе переписи населения, сейчас перед объявлением итогов переписи его поднимают вновь. Что определяет национальность человека? Язык и культура. Разве русские парни, приехавшие из Кировской области учиться в медресе "Йолдыз" и принявшие мусульманство, изменив веру, перестали быть русскими? Президент рассказал, что несколько дней назад в кряшенском селе он участвовал в открытии школы - так там все общаются между собой на родном языке - татарском. "Я их уговаривал изучать русский язык, потому что у нас в республике два государственных языка".

Я очень благодарен русским, они здорово меня поддерживают, признался Президент. А знаете почему? В первые перестроечные годы на фоне гласности и свободы, на фоне проснувшегося чувства утраченной некогда государственности в Татарстане поднялись национальные силы. Непросто было найти верный путь. Когда я встречался с людьми - у всех в глазах и на устах был вопрос - а что будет с нами? Русские мне поверили, я не имею права поступать иначе. В Татарстане президентом должен быть центрист. Человек с другим нутром - может быть во вред.

Журналисты из Молдавии, Латвии, Украины, Москвы интересовались взаимоотношениями Татарстана с их регионами и получили исчерпывающие ответы о торгово-экономическом - и вполне благополучном сотрудничестве.

Грузинские журналисты поинтересовались, нет ли у Шаймиева как мудрого политика рецепта урегулирования отношений Грузия - Абхазия? Я не тот мудрец, улыбнулся Президент Татарстана. Грузия - суверенное государство, мы должны признавать и уважать это. В политике и взаимоотношениях государств не должно быть двойных стандартов. Его личная точка зрения такова, что, возможно, Грузия будет со временем федеративным государством, о чем говорил и Эдуард Шеварднадзе. Но главное, чтобы все делалось с уважением прав народов и на законных основаниях.

Сегодня много говорится об укрупнении субъектов Российской Федерации, какой вариант вы считаете наиболее приемлемым, - задала вопрос корреспондент Радио "Маяк".

- На этот вопрос с ходу может ответить только такой безответственный человек, как Жириновский, засмеялся вместе с залом Минтимер Шаймиев. Иное было бы показателем ненормальности. Это возможно только в том случае, если какие-то регионы через референдум выскажутся за объединение. Только с согласия и исходя из интересов народа. Только согласно Конституции. А если кто-то хочет присоединиться к Татарстану - мы рассмотрим и, думаю, решим этот вопрос положительно.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International