Судьба Ромашкино снова под вопросом

27 августа 1999 г., пятница
Вчера, 26 августа, на совещании у Президента Татарстана Минтимера Шаймиева ответственные руководители решали принципиально важный для республики вопрос: нужно ли в 2000 году переходить на эксплуатацию Ромашкинского нефтяного месторождения на условиях соглашения о разделе продукции или нет? Если - да, то какие потери готовы при этом понести бюджет и республика в целом, если - нет, то как быть с Ромашкино дальше - запасы истощены, их добыча требует все больших затрат, а лишних денег ни у кого нет.

В перерыве совещания вышедший к журналистам Минтимер Шаймиев сообщил, что в зале не идут торг и дележ будущей нефти Ромашкино. Татарстанская сторона не ставит подобных вопросов перед заместителем министра топлива и энергетики РФ Валерием Гариповым, который принял участие в совещании как председатель федеральной комиссии по СРП. Обсуждается принципиальный вопрос о целесообразности работы в новых условиях.

Еще несколько месяцев назад, когда цена на нефть не достигла своей пиковой отметки, подобных сомнений не было. Больше года работала республиканская комиссия во главе с первым вице-премьером Равилем Муратовым. Она пыталась подготовить такой проект соглашения, чтобы и сохранить уровень добычи на Ромашкино, и привлечь инвестиции, и оградить республиканский бюджет от потерь, и не вызвать негативной реакции у российской стороны. Однако в природе такого варианта не существует. Кто-то обязательно теряет. Но вот кто?

К тому же нестабильная ситуация на мировом рынке нефти заставляет Минтимера Шаймиева в очередной раз задаться вопросом: а не потеряет ли татарстанский бюджет слишком много, если изменится кон'юнктура цен на углеводородное сырье? Ответа нет, поскольку даже самые информированные специалисты и эксперты не могут сказать, как поведут себя цены. Тем не менее для Татарстана именно этот риторический вопрос является крайне жизненным, поскольку нефтяники формируют почти 40 процентов доходной части бюджета. В республике по большому счету нет других предприятий, которые могли бы закрыть образовавшуюся в случае непредвиденных ситуаций "дыру" в казне.

Понятно, что власти республики стремятся обеспечить максимальную страховку для республиканского бюджета. Это, так сказать, тактическая задача. Но есть и стратегическая - для дальнейшей разработки Ромашкино требуется как минимум 70 млн. долларов. Где их взять? Нефтяники столько денег не заработают, а новые кредиты им никто не выделит. Дай Бог, если удастся договориться о реструктуризации имеющихся долгов ,в размере 900 млн. долларов. Единственный выход - создать для инвесторов особые условия, чтобы они имели гарантии возврата своих затрат и получения пусть минимальной, но прибыли.

Общеизвестно, что при существующей налоговой системе крупнейшее в России нефтяное месторождение может быть рентабельным еще несколько лет. Потом потребуются еще большие, чем сейчас, налоговые льготы, причем неизвестно, спасут ли они ситуацию. Поэтому и определяться, считают власти, нужно незамедлительно.

Как отметил Минтимер Шаймиев, детальное обсуждение условий раздела продукции отложено "на потом". Тем не менее уже сейчас можно сказать, какие острые моменты предстоит утрясти российской и татарстанской сторонам, если все-таки будет принято решение о "внедрении" СРП на Ромашкино. Во-первых, это об'ем экспортных квот. Республиканская комиссия, возглавляемая первым вице-премьером РТ Равилем Муратовым, рассмотрела несколько вариантов условий: когда квота составляет 30, 50 и 70 процентов. Последний - наиболее благоприятный. Но, как заявил Равиль Муратов, перед российским Правительством мы должны поставить не просто грамотные вопросы. Эти вопросы должны быть решаемыми на федеральном уровне. 70-процентная экспортная квота -это почти из области фантастики.

Применительно к Ромашкинскому месторождению 70 процентов экспортируемой нефти - это больше, чем весь республиканский экспорт. В данном случае пострадают другие месторождения и нефтяные компании, которые также не прочь получить сверхприбыли от работы с иностранными партнерами. Следовательно, придется умерить аппетиты до разумных пределов.

Другая проблема заключается в том, сколько может потерять республиканский бюджет, если Ромашкино будет разрабатываться на условиях СРП. В интервью журналистам Президент не назвал возможную цифру потерь, на которые Правительство готово согласиться, но понятно, что на очень большие уступки власти не пойдут. К тому же эти потери могут значительно возрасти, если упадет цена на нефть. Ведь соглашение с инвесторами подписывается не на год и не на два.

И последнее. Некоторой новостью для журналистов, отслеживающих нефтяную тематику, стало заявление Равиля Муратова о том, что в ходе обсуждения главным инвестором на Ромашкинском месторождении может быть выбрана не "Татнефть", а другая компания, в которой интересы "Татнефти" представлены в той или иной степени.' Очевидно, это связано с тем, что главная нефтяная компания республики отягощена серьезными долгами, что может послужить некоторым отпугивающим обстоятельством для привлечения инвестиций. Если бы "Татнефти" удалось окончательно договориться с кредиторами о реструктуризации, причем так, чтобы они приняли участие в дальнейшей работе на Ромашкино, то тогда и негативный момент ощущался бы не столь остро.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International