Придет ли мир на землю Чечни?
Как уже сообщали средства массовой информации, Президент РТ М.Ш. Шаймиев в конце минувшей недели принял участие в работе "Круглого стола" "От конфронтации - к наведению мостов" в Гааге (Королевство Нидерланды), организованного по инициативе Президента Татарстана, Российской Академии наук, Гарвардского университета и при поддержке МИДа Нидерландов, Верховного комиссара ОВСЕ и Фонда Карнеги (США). На встрече обсуждались пути выхода из конфликтных ситуаций в различных регионах постсоветского пространства, включая чеченскую проблему.
Вчера М.Ш. Шаймиев на конференции в Казанском Кремле поделился своими впечатлениями о гаагских встречах и беседах.
Итогом их стал, в частности, и принятый специально "Меморандум по Чечне", текст которого был роздан журналистам. Он гласит, что "Гаагская инициатива" обсудила, наряду с другими конфликтными ситуациями и опытом их разрешения, ситуацию в Чечне, в том числе и план Президента Татарстана, и сформулировала основные выводы и рекомендации. Их десять, они в емкой форме сконцентрировали предложения по решению чеченской проблемы. Среди них не существует военного решения кризиса в Чечне, необходимо срочное возобновление переговоров с участием противоборствующих сторон. В переговорах, по убеждению участников "Круглого стола", должны участвовать и посредники, гаранты в лице представителей субъектов Российской Федерации и ОБСЕ. Действенными шагами к миру в Чечне должны стать демилитаризация ее под контролем специальной наблюдательной комиссии, создание условий для проведения свободных и справедливых выборов там с объявлением всеобщей амнистии.
Должен признаться, сказал Минтимер Шарипович, что участники "Круглого стола" с одобрением восприняли мой план, названный в обиходе "вариантом Шаймиева", и основная его идея легла в основу принятого "Меморандума по Чечне". Известен ли "вариант" Дудаеву? Да, как сообщили мне в Гааге его представители, Дудаев ознакомился с ним, высказал ряд замечаний. Я попросил его через посредников сообщить о своем отношении к моей инициативе в письменной форме за собственноручной подписью. Не преувеличу, сообщив вам, что новаторский пример и вклад Татарстана в строительство отношений с федеральным Центром оказывает благотворное влияние на другие субъекты бывшего СССР. В результате заметного смягчения прежних позиций конфликтующих сторон начинается процесс наведения мостов. Так, Президент Приднестровской Республики И.Смирнов в беседе со мной сказал, что он за "модель Татарстана" в отношениях с Молдовой. Наметилось движение Абхазии от полной независимости от Грузии к федеративному содружеству. Согласитесь, это радует и обнадеживает.
Вчера, как вы знаете, продолжил М.Ш. Шаймиев, Президент России Б.Н.Ельцин изложил свою программу урегулирования чеченского конфликта. Полагаю, "вариант Шаймиева", "Гаагская инициатива" также оказали воздействие на формирование этого документа. Во всяком случае, позвонив мне сегодня утром, Борис Николаевич справился о том, не ущемил ли он ненароком мое самолюбие, не упомянув моего имени при изложении путей выхода из войны в Чечне. Он рассчитывает на мою поддержку в этом. Я искренне порадовался тому, что Президент сумел преодолеть влияние силовых министров, видящих эти пути по-иному.
Программа Ельцина должна положить начало процессу установления мира на земле Чечни. Процессу трудному, тернистому, но реальному. И Дудаев не вправе уклониться от пути переговоров, открываемого ельцинскими предложениями, в противном случае о глазах мирового сообщества он рискует выйти за рамки понимания и здравомыслия. Тем более, участники встречи в Гааге предусмотрели и способ обойти главный "камень преткновения" на пути к миру между Чечней и Россией, предложив решать вопрос о политическом статусе республики на основе принципа отложенного решения, а также с учетом мирового опыта.
Отвечая на вопросы журналистов, М.Ш. Шаймиев остановился в первую очередь на итогах выборов Президента РТ. В них он видит для себя два вывода: поддержку народом Татарстана осуществляемого курса реформ и надежду, веру в улучшение жизни в предстоящие пять лет. Первостепенной задачей Президент считает создание всех необходимых условий для того, чтобы каждый гражданин Татарстана реально ощущал себя в правовом пространстве, т.е. его права и свободы были на деле защищаемы законом.
На вопрос, не получится ли так, что в итоге Чечня может пойти дальше по пути свободы и независимости, Президент с горячей убежденностью сказал, что заключенный между РТ и РФ договор предоставляет при полной реализации его пунктов столько свободы и суверенитета, что дай только Бог силы и трудолюбия для претворения его в конкретные дела.