Контролю бюджета – первостепенное значение

1 июля 2004 г., четверг
1 июля состоялось четвертое заседание весенней сессии Государственного Совета Республики Татарстан.

Президиум Госсовета внес на рассмотрение депутатов 65 вопросов. C другими предложениями выступили депутаты А.Федоров, Р.Ратникова, С.Осколок. Сразу три депутата - С.Титов, А.Штанин и Р.Садыков предложили парламенту высказать свое консолидированное мнение о замене льгот денежными компенсациями. Правда, С.Титов настаивал на обращении к Президенту РФ, Р.Садыков – к депутатам Госдумы РФ, А.Штанин предлагал продлить весеннюю сессию с тем, чтобы рассмотреть законопроект, внесенный Правительством РФ, и представить заключение парламента. После обсуждения депутаты решили объединить два обращения в одно, а свои поправки представить в Госдуму после принятия документа в первом чтении.

В результате утвержденная повестка дня включала 68 вопросов.

Первым делом был рассмотрен законопроект "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2003 год". Как сообщил министр финансов Р.Гайзатуллин, доходная часть бюджета, включая Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", при плане в 43,82 млрд. рублей фактически исполнена на 44,05 млрд. (100,5%). По собственным доходам бюджет выполнен на 100,6% (сверх запланированного поступило 206,6 млн. рублей). Основными источниками пополнения казны стали налог на прибыль организаций, платежи за пользование природными ресурсами (первенство – за налогом на добычу полезных ископаемых и земельным налогом) и акцизы. Расходы при плане 45,1 млрд. рублей составили 44,45 миллиардов (98,6%). Наибольшая часть средств направлена на финансирование учреждений социальной сферы – 8,84 млрд. рублей. Дефицит бюджета в 1,27 млрд. рублей Правительство покрывало за счет дополнительных доходов и поступлений от продажи госимущества.

В содокладе председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам И.Сафиуллин отметил, что бюджет в 2003 году исполнен в основном в соответствие с требованиями российского и татарстанского законодательства и предложил узаконить отчет.

Единственным оппонентом докладчикам стал А.Штанин. Он предложил не рассматривать законопроект, так как он не прошел полноценный аудит. Дело в том, что Комитет парламентского контроля уже не действует, а Счетная палата, пришедшая ему на смену, еще не приступила к своим обязанностям. Анализ бюджета был проведен комитетом по бюджету совместно с аппаратом парламентского контрольного органа, но, по словам депутата, функциями аудиторов их никто не наделял. А.Штанин призвал парламентариев не торопиться с утверждением отчета, а дать время Счетной палате тщательно все проверить. Ведь, по его словам, исполнение федерального бюджета утверждалось Госдумой и по прошествии года. К тому же ни в одном законе нет нормы, что отчет об исполнении республиканского бюджета должен рассматриваться парламентом в течение полугода. Но депутаты не вняли доводам А.Штанина и приняли законопроект сначала в первом, а после обеда – во втором и окончательном чтении.

После этого Госсовет рассмотрел оргвопросы по Счетной палате. Президент М.Шаймиев предложил на должность ее председателя кандидатуру главы администрации Алексеевского района Алексея Демидова. Кстати, в предыдущем созыве Госсовета он являлся заместителем руководителя парламента на общественных началах. Президент отрекомендовал А.Демидова как честного и принципиального работника, не замеченного в нарушениях. Госсовет одобрил выбор главы республики и утвердил кандидатуру.

Своим заместителем А.Демидов предложил сессии назначить первого заместителя директора Департамента казначейства министерства финансов Сарию Валиеву. А с подачи комитетов парламент назначил и трех аудиторов. Ими стали главный специалист КРУ Департамента казначейства МФ Сергей Колодников, начальник финансово-экономического управления Министерства по делам ГО и ЧС Ильнур Мубараков и заместитель начальника отдела финансирования отраслей народного хозяйства МФ Дамир Шамгунов.

Поскольку Счетная палата приступает к полноценной работе, Госсовет принял в первом чтении законопроект о признании утратившими силу отдельных законодательных актов о Комитете парламентского контроля, а также постановление о его упразднении. Ликвидирован будет не только комитет: М.Шаймиев объявил об упразднении Контрольного управления Президента и передаче его функций Счетной палате. Тем самым глава республики приступил к практическому воплощению тезиса о возрастающей роли нового контрольного органа.

После продолжительных дебатов в первом чтении принят законопроект "О переводе жилых помещений в категорию нежилых на территории Республики Татарстан". Как отметил его автор И.Привалов, документ позволит установить четко регламентированную и единообразную процедуру перевода, что будет способствовать уменьшению административных барьеров в этой области. Л.Космылина посчитала законопроект преждевременным, поскольку он не соответствует проекту Жилищного кодекса, принятому в первом чтении Госдумой РФ. В свою очередь по мнению Г.Сергеевой, проект закона донельзя бюрократизирован и устанавливает слишком сложную процедуру перевода. Председатель Госсовета Ф.Мухаметшин признал, что документ "сырой", но проблема давно требует решения. Спорные же моменты можно разрешить с помощью поправок.

Депутаты заслушали отчет Центральной избирательной комиссии РТ о поступлении и расходовании средств республиканского бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Госсовета, и сведениях о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов и о поступлении и расходовании средств избирательных фондов избирательных объединений, избирательных блоков.

Под занавес Госсовет принял обращение к Президенту, председателям обеих палат Федерального Собрания и Председателю Правительства России о проекте федерального закона о внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ и об общих принципах организации местного самоуправления в России.

В нем говорится, что проект федерального закона в нарушение норм Конституции РФ направлен на отказ от принципа совместного ведения России и ее субъектов по ряду вопросов, являющихся наиболее значимыми для граждан. Документ возлагает расходные обязательства по абсолютному большинству проблемных предметов (здравоохранение, образование, культура, семья, материнство, детство, социальная защита, прежде всего малоимущих граждан и др.) на субъекты Российской Федерации. Такой подход Правительства РФ в вопросах социальной сферы противоречит принципу справедливости – обеспечению равного доступа граждан к основным социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания и места работы.

К самым серьезным социальным последствиям приведет и замена предоставляемых отдельным категориям граждан льгот денежными компенсациями.

Госсовет выступил против принятия законопроекта в данной редакции и его дальнейшего рассмотрения Госдумой РФ без проведения тщательной экспертизы, дополнительного анализа и оценки социально-экономических последствий принятия документа, как для России, так и для ее регионов.

На этом весенняя сессия Государственного Совета завершила свою работу. Депутаты уходят на парламентские каникулы до середины августа. Вел заседания Председатель Государственного Совета Ф.Мухаметшин.

ХРОНИКА ЗАСЕДАНИЯ

  • Повторно принят закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", возвращенный Президентом.
  • В третьем чтении приняты законопроекты: "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", "О приватизации государственного имущества Республики Татарстан", "Об органах социального партнерства в Республике Татарстан", "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Татарстан "О недрах".
  • Во втором чтении одобрены проекты законов: "Об утверждении Государственной программы экологического образования, воспитания и просвещения в Республике Татарстан на 2004-2008 годы", "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", "Об обязательном экземпляре документов в Республике Татарстан", "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан".
  • В первом чтении приняты законопроекты: "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани", "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О плодородии земель сельскохозяйственного назначения" и "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Татарстан".
  • Продлен срок рассмотрения законопроектов "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" (второе чтение), "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О плате за землю" (третье чтение).
  • Закон "О разграничении государственной собственности Республики Татарстан", принятый 17 июля 2003 года и отклоненный Президентом, снят с рассмотрения.
  • Приняты постановления "Об утверждении перечня объектов, предлагаемых для передачи в государственную собственность Республики Татарстан", "О внесении изменения в постановление Государственного Совета Республики Татарстан "Об избрании членов квалификационной комиссии при адвокатской палате Республики Татарстан – представителях Государственного Совета Республики Татарстан", "Об изменении границы Нижнекамского района Республики Татарстан и черты города Нижнекамска", "О преобразовании рабочих поселков Лубяны Кукморского района и Шемордан Сабинского района Республики Татарстан в сельские населенные пункты".
  • Парламент согласился с представлением Прокурора РТ об устранении нарушений законодательства о ветеранах в части обеспечения мер социальной защиты участников и инвалидов ВОВ.
  • Рассмотрено 36 проектов федеральных законов и обращений региональных парламентов к руководителям федеральных органов власти. Два документа не поддержаны.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International