На сессии Государственного Совета РТ

26 февраля 2004 г., четверг
26 февраля продолжила работу XXI сессия Государственного Совета Республики Татарстан.

К семи вопросам в повестке дня, оставшимся нерассмотренными на прошлом заседании Госсовета, Президиум добавил 60 дополнительных вопросов. С другими предложениями выступили депутаты В.Логинов, М.Курманов, Р.Валеев, С.Осколок, И.Сафиуллин и первый заместитель председателя Верховного суда РТ М.Мавлятшин. А.Штанин предложил рассмотреть вопрос о внесении изменений в схему одномандатных округов по выборам депутатов Госсовета. По его словам, часть казанского микрорайона Горки-2, где проживает около 15 тыс. избирателей, оказалась включенной одновременно в два округа – Горкинский и Габишевский. Поскольку по закону границы избирательных округов определяются постановлениями глав администраций городов и районов, по предложению Председателя Госсовета Ф.Мухаметшина сессия не стала включать вопрос в повестку дня, а создала для его решения рабочую группу в составе представителей Центризбиркома РТ, администрации Казани и Правового управления Госсовета.

По итогам обсуждения проекта повестки дня в ней оказалось 69 вопросов. Депутаты повторно приняли закон «О государственных наградах Республики Татарстан», возвращенный Президентом. Согласительная комиссия, куда вошли представители Госсовета, Президента и Кабинета Министров, учла все замечания главы республики. В третьем чтении были приняты 8 законопроектов.

Большинство поправок к проектам законов «О комитетах Государственного Совета Республики Татарстан», «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Татарстан» и «О выборах Президента Республики Татарстан» носили либо редакционный характер, либо были связаны с изменениями в федеральном законодательстве. Но в последнем документе одна поправка имела принципиальное значение. Первоначально законопроект предписывал, что президентом может быть избран гражданин в Республике Татарстан не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками республики. Эта норма изложена в другой редакции: президентом может быть избран гражданин, отвечающий требованиям, установленным Конституцией РТ и федеральным законом. Норму предложено сделать отсылочной, чтобы защитить закон от возможных судебных исков. Конституция Татарстана устанавливает в качестве избирательного ценза для кандидата в президенты владение государственными языками республики. Данная норма оспаривается в суде Генеральной прокуратурой России, а значит, если в законопроект о выборах президента не внести изменения, он также может стать предметом судебных разбирательств.

Законопроект «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан» дополнен нормой: депутат, в случае досрочного прекращения полномочий Госсовета, реорганизации его структуры или совмещении выборов в парламент с федеральными, имеет право на получение единовременного денежного пособия в размере двух ежемесячных денежных вознаграждений. Выплаты будут производиться за счет средств республиканского бюджета.

Поправки к законопроекту «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан» основываются на предложениях, высказанных в письме Президента. Так, мировых судей предполагается избирать Госсоветом по представлению главы республики. Предложения по кандидатурам судей вносятся Президенту председателем Верховного суда РТ с учетом заключения Квалификационной коллегии судей республики. Структура и штатное расписание аппарата мировых судей будут утверждаться Кабинетом Министров. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности судей будет возложено на Министерство юстиции либо на иной республиканский орган исполнительной власти, определяемый Правительством.

Первый зампредседателя Верховного суда РТ М.Мавлятшин предложил пересмотреть некоторые положения документа, вернувшись к процедуре второго чтения. По его мнению, до конца не продуман механизм представления судей, а именно - в процессе принижена роль главы республики. Формулировку об органе, на который возлагается материально-техническое обеспечение судей, он назвал расплывчатой. Кроме того, по его мнению, в проекте закона не нашел отражения вопрос о правовом обеспечении судей.

Председатель Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики М.Курманов напомнил, что проект закона подготовлен с учетом замечаний прокуратуры РТ и в соответствии с решением суда по аналогии с федеральным законом. Правовые управления Президента и Госсовета претензий к документу также не имеют. В итоге депутаты согласились с мнением комиссии, рекомендовавшей законопроект к принятию.

Также в целом были одобрены законопроекты «О местном референдуме», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О Своде законов Республики Татарстан» и «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об отходах производства и потребления».

Через процедуру второго чтения прошли два проекта закона: «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» и «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Татарстан о свободной экономической зоне «Алабуга». Во втором и третьем чтении было принято 11 законопроектов.

Депутаты одобрили два проекта закона, направленные на дальнейшее развитие в Татарстане системы местного самоуправления: «О муниципальных выборах в Республике Татарстан» и «О муниципальной службе в Республике Татарстан». а также две поправки к проекту закона «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Республикой Татарстан».

Поправки к законопроекту «Об аттестации государственных гражданских служащих Республики Татарстан» имели редакционно-уточняющий характер. К проекту закона «О признании утратившим силу Закона Республики Татарстан «О государственном долге» поправок не поступало. Были одобрены три законопроекта, вызванные процессом унификации законодательства: «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об охране и рациональном использовании животного мира» и «Об охране окружающей среды в Республике Татарстан».

Также во втором и третьем чтении приняты законопроекты «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об охране здоровья граждан», «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Татарстан о перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции», «Об утверждении Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы».

Кроме того, во втором и третьем чтении было принято постановление «О Регламенте Государственного Совета Республики Татарстан». Парламент рассмотрел 101 поправку, большинство из которых были подготовлены депутатами А.Штаниным и Э.Губайдуллиным. В основном они были связаны с новым порядком формирования и деятельности Госсовета, его руководящих органов и комитетов в условиях многопартийности. В частности, депутаты согласились с поправкой А.Штанина о том, что кандидатов на должность Председателя Госсовета, его заместителей и руководителя аппарата вправе выдвигать не только депутаты, но и фракции. А его предложение о формировании Президиума Госсовета по типу Совета Госдумы было отклонено. А.Штанин настаивал на том, что в составе Президиума обязательно должны присутствовать руководители депутатских фракций, но нет необходимости в него избирать рядовых депутатов Госсовета (например, из числа наиболее опытных или авторитетных парламентариев).

Депутаты одобрили часть предложений Э.Губайдуллина, в которых заимствовались нормы из регламента Государственной Думы РФ. Например, на заседаниях парламента Президента сможет представлять его полномочный представитель в Государственном Совете. Два законопроекта были приняты сначала в первом чтении, а по итогам обсуждения – во втором и в целом.

Бюджет республики был принят раньше федерального, поэтому теперь приходится корректировать некоторые моменты с учетом изменений в последнем. По проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2004 год» на 82150 тыс. рублей будут увеличены поступления из Федерального фонда компенсаций. В связи с изменением порядка зачисления акцизов в бюджет Дорожного фонда РТ он будет уменьшен на 372330 тыс. рублей. Но зато сумма субсидий и субвенций из федерального бюджета по разделу «Дорожное хозяйство» будет увеличена на 750 000 тыс. рублей.

В законопроекте «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций» предлагается освободить автомобильные дороги общего пользования от обложения налогом на имущество организаций. Кроме того. устанавливаются пониженные ставки налога организациям, производящим сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающим рыбу, а также организациям, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку и (или) хранящим сельскохозяйственную продукцию при условии, что выручка от деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции, в размере 0,1% и 1,1% соответственно. Налоговые льготы будут носить временный характер и применяться в 2004 году.

В первом чтении были приняты 7 законопроектов.

Необходимость появления законопроекта «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» связана с протестом Прокуратуры РТ на республиканский Закон «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей». Он был принят в 1996 году и за время его действия в федеральном законодательстве произошли значительные изменения. Главное в них - государственная охрана объектов культурного наследия народов России определена как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов, поэтому законопроект направлен на реализацию совместных полномочий. Анализ показал, что целесообразнее подготовить новую редакцию документа, чем корректировать прежний закон.

По итогам обсуждения законопроект поменял название на «О недвижимом культурном наследии Республики Татарстан» - по аналогии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Законопроект «О реализации системы социального партнерства в Республике Татарстан» был разработан в связи с изменениями в федеральном законодательстве. Он предусматривает исключение ряда положений, регулирующих вопросы, относящиеся к ведению России, как этого требует Трудовой кодекс РФ. Такова же причина разработки проекта закона «О приватизации государственного имущества Республики Татарстан».

Проект закона «Об утверждении Государственной программы экологического образования, воспитания и просвещения в Республике Татарстан на 2004-2008 годы» представил председатель Комиссии по вопросам экологической безопасности, земельной реформы, природным ресурсам и природопользованию А.Хамаев. Цель программы – создание системы всеобщего экологического образования, формирование его законодательных, нормативно-правовых, научно-методических, организационных и информационных компонентов.

Разработка законопроекта «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» обусловлена принятием ряда федеральных законов, в соответствии с которыми предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий с 2005 года будет осуществляться органами госвласти РТ самостоятельно за счет средств республиканского бюджета.

Законопроект «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Татарстан «О недрах» разработан в связи с протестами Прокурора РТ и Волжского межрегионального природоохранного прокурора. Всего к проекту закона внесено 13 поправок.

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О плате за землю» разработан по решению Верховного суда РТ. Он предусматривает изменение отдельных положений Закона «О плате за землю» с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством и вносит дополнения, освобождающие отдельные категории налогоплательщиков от уплаты земельного налога в части, зачисляемой в бюджет республики. Законопроект «О структуре Кабинета Министров Республики Татарстан – Правительства Республики Татарстан» был снят с рассмотрения в связи с принятием в первом чтении проекта закона «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан». Также были сняты с рассмотрения проекты законов «Об альтернативной гражданской службе в Республике Татарстан» и «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан». Сессия одобрила проекты постановлений «Об утверждении Положения о совещании представителей депутатов Государственного Совета Республики Татарстан», «О положениях об удостоверении депутата Государственного Совета Республики Татарстан и нагрудном знаке «Татарстан Дэулэт Советы депутаты», их образцах и описаниях» и «Об удостоверении помощника депутата Государственного Совета Республики Татарстан». Депутаты приняли к сведению информацию о выполнении Программы межпарламентского сотрудничества Госсовета в 2003 году.

Госсовет принял решение обратиться в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности пункта 6 статьи 3 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации», установившего, что алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик строятся на основе кириллицы. Напомним, в ноябре 2003 года Комиссия по науке, образованию, культуре и национальным вопросам обратилась в Конституционный суд Татарстана с запросом о толковании статей 4 и 8 Конституции республики. Основанием для обращения послужила неопределенность в вопросе, являются ли указанные положения правовым основанием для определения татарского алфавита на основе латинской графики как элемента определения государственного языка Республики Татарстан и составляет ли данный вопрос исключительный предмет ведения республики. В постановлении Конституционного суда РТ от 24 декабря 2003 года, говорилось, что определение графической основы алфавита татарского языка, как государственного, в том числе восстановление алфавита татарского языка на основе латинской графики, относится к ведению Республики Татарстан.

Парламент, удовлетворившись вердиктом суда, решил обратиться к депутатам Государственной Думы России с просьбой принять федеральный закон о признании данного пункта Закона «О языках народов Российской Федерации» утратившим силу, поскольку он противоречит Конституции России и нормам международного права.

Между тем, Прокуратура РТ направила в Верховный суд Татарстана заявление о признании Закона «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, поскольку истек срок приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Заседание суда назначено на начало марта, поэтому Госсовету не оставалось ничего другого, как обратиться в российский конституционный суд.

Парламент выступил с законодательной инициативой по внесению в Госдуму РФ проекта федерального закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Он подготовлен с целью включения депутатов законодательных органов субъектов РФ, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, и не имеющих по месту службы жилой площади, в перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения. Кроме того, Госсовет одобрил поправки парламента к проектам федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Депутаты рассмотрели 27 проектов федеральных законов. Один из них был отклонен. С заключительным словом перед депутатами выступил руководитель парламента Ф.Мухаметшин, который подвел итоги деятельности Государственного Совета второго созыва. Слова благодарности к парламенту за проделанную работу были высказаны и Президентом М.Шаймиевым.

- Сегодня в лице Государственного Совета наша республика имеет сложившийся авторитетный государственный орган власти. И прошедшие четыре года были периодом конструктивной работы парламента. Результатом этой работы является стабильная социально-политическая обстановка в нашей республике, которой следует гордиться, дорожить и стремиться сохранить этот созидательный режим, - сказал глава республики. На этом двадцать первая пленарная сессия завершила свою работу. Вел заседания Ф.Мухаметшин.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International