Условия для экономического роста в России пока не созданы

14 марта 2003 г., пятница
14 марта в Москве прошла расширенная коллегия Министерства экономического развития и торговли РФ, в работе которой принял участие Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

В зал, битком набитый лучшими экономистами России, Минтимер Шаймиев бросил рискованную шутку: экономистов в стране много, а хороших экономистов - по пальцам перечесть. Расширенная коллегия Министерства экономического развития и торговли России намек поняла и встретила шутку аплодисментами. Президент Татарстана был приглашен на подведение итогов года как руководитель одного из динамично развивающихся субъектов РФ, Герман Греф просил его выступить с консолидированным мнением регионов. Показательно то, что в отличие от других приглашенных своих коллег, Минтимер Шаймиев занял место в президиуме коллегии. Но - обо всем по порядку.

В управленческой иерархии страны Минэкономразвития по предоставленным ему полномочиям можно смело назвать суперминистерством. В свое время (в 2000 году) ему были переданы функции ряда упраздненных министерств, в том числе минэкономики, торговли, по делам СНГ, комитета по делам Севера, федеральной службы по валютному и экспертному контролю, часть функций преобразованного министерства по физкультуре и спорту и ликвидированного министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики. О достижениях минувшего года подробно говорилось в докладе министра Германа Грефа. И главное из них то, что ВВП (Внутренний валовый продукт) в 2000-2002 годах увеличился на 20 процентов, что включает российскую экономику в число мировых лидеров по темпам экономического роста. Впрочем, при ближайшем рассмотрении причины роста ВВП лежат не столько в сфере продуманной политики, а скорее в высоких ценах на нефть, низких процентных ставках и удешевлении доллара.

В обязанностях министерства - анализ социально-экономической ситуации в стране с участием Минфина, Госкомстата, банка России, ежемесячный мониторинг этих процессов, подготовка прогнозных оценок. Здесь затеваются и разрабатываются все крупнейшие реформы страны. На отчетный период коллегии среди них - административная, реформы естественных монополий, валютного регулирования, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, жилищно-коммунального хозяйства и много других. Но здесь закладывается основа не только успехов, но и неудач российской экономики. То, что министерство взялось за столько реформ сразу, министр Герман Греф назвал в докладе скорее недостатком, чем достижением. О том, что начатые реформы сильно отстают от намеченных сроков реализации, резко высказался Председатель российского Правительства Михаил Касьянов. Все сферы экономики, за редким исключением, он назвал неконкурентоспособными, а ситуацию - возвращенной к прежней экспортно-сырьевой схеме. О том, что с ним по данной позиции категорически не согласился Президент М.Шаймиев, считающий, что Россия просто не умеет эффективно использовать Богом данное природное богатство, уже сообщалось в прессе. Конечно, продавать нефть и газ по-прежнему выгодно, но ведь можно поставить цель продавать сначала полусырье, а потом и готовую продукцию. Слова Шаймиева о том, что весь мир хочет отдыхать, почему бы не начать производить для него лежаки, встречали опять же аплодисментами.

Михаил Касьянов отметил малую пока эффективность административной реформы: гражданам все равно, сколько у нас министерств - 20 или 30, это может волновать лишь пару тысяч москвичей. Главная цель - снять избыточные функции государства, сдерживающие экономический рост, повысить эффективность управления (об этом, кстати, говорилось и практически на всех коллегиях министерств Татарстана). Хотя в целом Михаил Касьянов положительно оценил деятельность министерства Грефа, но выдвинул обвинения одно серьезней другого. Среди них - отсутствие расчетов и обоснований, которые позволят к 2008 году дать экономический рост на 7-8 процентов. Преобладание лозунгов над конкретными делами. Отсутствие эффективной поддержки российских экспортеров: мы пока теряем рынки, туда входят производители других стран, где более расторопные правительства. Меня пугают заявления, которые делаются в сфере налоговой политики при отсутствии убедительных расчетов, говорил премьер, четкой позиции министерства не т, займите ее, обоснуйте, удерживайте. Хотя в общем-то, оценку он давал не только Грефу, но и самому себе. Впрочем, дать иную оценку было бы необъективно и нечестно, поскольку неудачи и ошибки министерства и всего российского экономического корпуса ощущают на своем хребте как отечественные производители, так и простые россияне.

Пикантность высокому собранию придало то, что почтившие своим вниманием коллегию Председатель Правительства Михаил Касьянов и его заместитель, министр финансов Алексей Кудрин прямо на сцене всенародно перекинулись "взрывпакетами". Это не только воочию подтвердило обоснованность начавшегося накануне в прессе бурного обсуждения по поводу "натяжения" их отношений, но и обнажило суть куда более глубокую: почему все-таки "буксуют" российские реформы на нынешнем этапе. Не потому ли, что в них, порой заложен принцип "тянитолкая"? За претензиями Кудрина о том, что остающиеся неизвестными работники аппарата Правительства вносят в согласованные и утвержденные решения изменения, кардинально меняющие содержание документа, скрывается на самом деле модельная проблема. (Кстати, тут и татарстанцы могут вспомнить историю с выправленными кем-то переписными листами, что выявил в ходе Переписи-2002 депутат Фандас Сафиуллин. Установить "автора" нововведения, продемонстрировавшего свежий взгляд на измерение национально-демографической ситуации, не удалось даже Думе). Зачем, на самом деле, проводить какие-то выборы, содержать армию депутатов и несколько армий министерских чиновников, если некий клерк (а клерк ли?) все сделает по-своему, то есть так, как надо ему, а не стране?

Краткий доклад об итогах деятельности министерства в 2002 году, розданный участникам коллегии, поражает воображение всеохватностью - тут и законотворчество по широкому спектру, и решение таких глобальных прикладных задач, как развитие отраслей национальной экономики, внешнеэкономическая политика, обеспечение обороны и безопасности, обеспечение федеральных целевых программ, развитие регионов и федеративных отношений и многих других. Невольно задумаешься, а по силам ли это одному министерству, от сотрудников которого, как посетовал Греф, трудно требовать высокой квалификации, поскольку получают они по 3-4 тысячи рублей зарплаты. И не мешает ли глобализм и тяжесть ноши прагматически и точно оценивать ситуацию в стране? Умеют ли здесь, по-простому говоря, ставить такие цели, которых можно достигнуть?

Вот, к примеру, ставится цель, не рассчитывать впредь на топливно-сырьевой сегмент экспорта (мол, это, примитивно, и даже как-то принижает великую Россию), а конкурентоспособно внедриться в наукоемкие сектора. Благородно. Но трудно достижимо. К тому же конкретными правительственными действиями не подтверждено. За примером далеко ходить не надо - авиастроение. Об этом с возмущением и говорил на заседании коллегии Минтимер Шаймиев. Отечественный производитель едва сводит концы с концами, а на приобретение заграничных самолетов снимаются таможенные пошлины. На наш рынок рвутся не только "Боинги", но и прикормленные химикатами "ножки". Ситуация о нанесении существенного ущерба российским производителям вследствие импорта отдельных товаров и введения специальных пошлин расследуется (так в докладе), но позитивных изменений в структуре экспорта практически не происходит.

Как уже сообщалось в прессе, выступил Минтимер Шаймиев резонансно, Герман Греф благодарил его за глубокий анализ и неформальный подход. Это выступление, которое, кстати, продолжалось более 40 минут, можно назвать так: содоклад (взгляд из жизни). Оно было не только ярким, но и смелым. Смелость была в каком-то смысле рискованной, но оправданной, поскольку с болью, а порой и с возмущением шла от самого сердца. С такой трибуны непозволительно говорить то, в чем не уверен, да и опыт, и возраст не позволяют этого делать, старался смягчить произносимое оратор. Однако, суть от этого выступала лишь более выпукло. Безнравственным назвал Президент Татарстана финансовые механизмы, закладываемые в закон о местном самоуправлении. Что значит оставлять регионам налог на прибыль, которая постоянно уменьшается? Давайте делиться НДС, предложил Минтимер Шаймиев. И добавил: с нами нельзя так поступать.

На фоне других выступлений, страдавших самоотчетами, слова Шаймиева звучали веско. Хотя, наверное, ему, как никому другому, хотелось рассказать об успехах Татарстана. Но упомянул он об этом лишь несколькими штрихами: когда возражал М.Касьянову по поводу регистрации в одно окно, когда говорил о необходимости искать точки роста, когда сел на своего конька - традиционно актуальную и трудноразрешимую российскую проблему использования земли. А в целом это был глубокий анализ "болячек" глазами федерального немосковского политика.

После выступления в кулуарах зашептались, что МШ "разделал" Грефа. (Почему не Касьянов? Он тоже дал нелицеприятную оценку деятельности минэкономразвития. Герман Греф, кисло улыбаясь, оправдывался в перерыве перед прессой. Возможно, к московским разборкам здесь уже адаптировались, а критики с мест, тем более глубокой и убедительной - не ожидали). Однако, комментируя итоги коллегии журналистам российских и татарстанских СМИ, М.Шаймиев говорил больше о поддержке этого ведомства, их профессиональном подходе к проблемам. В действиях министерства появилась последовательность, в последние 2-3 года стали обеспечиваться не только разработка, но и продвижение реформ через законодательные механизмы, от недостатка чего мы очень страдали, сказал Минтимер Шаймиев. Безусловно, ошибки бывают, но хорошо, что они исправляются в процессе работы. Желания большие. Но пока нельзя рассчитывать, что мы быстро добьемся желаемых результатов в экономическом развитии, для этого потребуется время.

В поступательное движение свой вклад могло бы внести создание при минэкономразвития Совета с участием руководителей экономических ведомств всех регионов. Это оградило бы от возможных перекосов российскую экономику, интересы которой не заканчиваются, а лишь начинаются за Садовым кольцом.

В отношении перспектив Татарстана Президент был более оптимистичен, у нашей республики есть основания для более быстрого экономического развития. Во-первых, определены точки, откуда мы будем расти. Во-вторых, по размерам республика меньше, чем громадная Россия. В третьих, исходная база в более хорошем состоянии.

Ну, а в четвертых, пожалуй, и часть тех хороших экономистов, которых по пальцам перечесть, волею судьбы живет в Татарстане. И это тоже вселяет надежды.


ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International