На сессии Государственного Совета

29 ноября 2002 г., пятница
28 ноября продолжила работу тринадцатая сессия Государственного Совета Республики Татарстан.

К четырем вопросам повестки дня сессии, по которым не были приняты окончательные решения на предыдущих заседаниях, по предложению постоянных комиссий Президиум внес на рассмотрение сессии 43 дополнительных. С другими предложениями выступили депутаты В.Логинов, Р.Миннуллин, М.Магдеев, С.Осколок, А.Каримов, А.Хамаев, М.Курманов.

Было принято предложение З.Ягудина о прямой трансляции по телеканалу ТНВ процесса обсуждения проекта бюджета Республики Татарстан на 2003 год (прямая радиотрансляция сессий парламента идет постоянно). От имени Комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам ее председатель Р.Валеев предложил Госсовету высказать свое мнение по поводу инициативы Министерства образования РФ по введению в школах Российской Федерации учебного предмета "Православная культура", а также принять обращение парламента к Президенту Российской Федерации В.В.Путину по поводу принятия Федеральным Собранием РФ дополнения в статью 3 федерального Закона "О языках народов Российской Федерации", противоречащего Конституции России. Депутаты поддержали оба эти предложения, а принимавший участие в работе сессии Президент М.Шаймиев попросил парламентариев в тексте обращения акцентировать внимание на том, что российские законодатели вторглись в сферу полномочий субъектов Федерации. "Этот вопрос касается только республик и по меньшей мере является предметом совместного ведения. Поэтому и рассматриваться он должен был совместно", - сказал М.Шаймиев.

По предложению головных комиссий депутаты исключили из повестки дня сессии законопроект "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан" и проект постановления "Об утверждении народных заседателей". Первый - в связи с новыми поправками в федеральном законодательстве (принят Закон РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации", идет работа и по изменению федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"); второй - ввиду принятия Гражданского процессуального кодекса РФ, которым институт народных заседателей уже не предусмотрен. В результате обсуждения в постановлении парламента о повестке дня оказалось 55 дополнительных вопросов.

Первым делом сессия рассмотрела во втором чтении пакет правительственных законопроектов, касающихся налоговой базы республики на 2003 год. Чтобы эти законы могли вступить в действие с началом нового финансового года, их необходимо принять за месяц до конца года нынешнего. Иначе бюджет может недосчитаться части доходов. Например, по новому транспортному налогу в доходную часть бюджета заложено 327 млн.рублей. Поэтому депутаты не стали задерживаться с принятием проектов законов "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О дорожном фонде в Республике Татарстан" (документ слегка поменял название), "О транспортном налоге", "О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", "О внесении изменения в Закон Республики Татарстан "О плате за землю" и "Об установлении цены земли в Республике Татарстан для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, продаваемых собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений" - сначала они были приняты во втором чтении, а затем и в целом.

Проект закона "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" был рассмотрен в первом чтении. С прогнозом социально-экономического развития Татарстана на будущий год, особенностями и принципами формирования проекта республиканского бюджета на 2003 год и основными параметрами его доходной и расходной частей депутатов ознакомили первый заместитель министра экономики и промышленности А.Кудрявцева и министр финансов Р.Гайзатуллин. С содокладом выступил председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам И.Сафиуллин.

В выступлениях было отмечено, что при формировании бюджета закладывается предельно допустимый дефицит в 10%. По словам А.Кудрявцевой, задачи по исполнению бюджета на следующий год как никогда сложные, но они решаемы. При определении бюджетной потребности социально-культурной сферы были применены утвержденные Кабинетом Министров РТ социальные нормы и стандарты в качестве нормативной базы для расчета бюджетной потребности территорий республики. Доля социально-культурной сферы продолжает расти: если в бюджете 1996 года она составляла 35%, а в 2000-м - 52%, то в 2003-м - 64%. Расходы на нее (22,2 млрд.рублей) в общем объеме расходов консолидированного бюджета сбалансированы за счет целевых бюджетных фондов.

По примеру федерального центра Правительство республики решило централизовать в республиканском бюджете значительную часть средств из консолидированной части. Они предназначаются прежде всего на выплату субсидий в жилищно-коммунальной сфере. По словам Р.Гайзатуллина, идя на такой шаг, Правительство строго руководствовалось нормами Бюджетного и Налогового кодексов РФ. Кстати, дотации для ЖКХ из бюджета сохранятся, но с ликвидацией перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги прямое бюджетное финансирование отрасли будет заменено тремя формами субсидий. Они пойдут на содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, а также на адресную компенсацию населению.

С вопросами к докладчикам от Правительства обратились депутаты И.Тагиров, М.Галеев, Р.Харисов, Ф.Комаров, Т.Миннуллин, А.Каримов, П.Чекмарев и др. Прозвучали также выступления Р.Латыпова, Т.Сафина, Р.Валеева, И.Тагирова, С.Осколка, А.Каримова, Ю.Якубова, Ф.Мусина, Т.Миннуллина, Ф.Ахметова, М.Курманова и А.Штанина. В обсуждении законопроекта приняли активное участие Президент М.Шаймиев, Премьер-министр Р.Минниханов и Председатель Государственного Совета Ф.Мухаметшин.

Признав ряд положительных аспектов в проекте бюджета-2003 и всю сложность его формирования, парламентарии высказали ряд замечаний и предложений к документу. В частности, они отмечали возможность увеличения доходной части бюджета за счет платежей за природные ресурсы, деятельности предпринимателей, неналоговых поступлений, в том числе от реализации и использования государственного имущества, по арендной плате и др. По их мнению, ряд проблем можно решать и за счет привлечения средств населения (например, через ипотеку). Кроме того, они призвали Правительство в ходе подготовки проекта бюджета ко второму чтению сбалансировать республиканскую и консолидированную части бюджета в сторону увеличения доли последней (как заявил руководитель Госсовета Ф.Мухаметшин, следует проявлять больше доверия местным органам власти), провести тщательную работу по оптимизации расходов, а при исполнении бюджета строже подходить к фактам нецелевого и нерационального расходования бюджетных средств, которых пока еще выявляется предостаточно. Наконец, была высказана рекомендация организовать экспертную юридическую группу для выявления всех возможных противоречий с федеральным законодательством.

Все постоянные комиссии парламента в своих заключениях, а также депутаты, принявшие участие в прениях, кроме А.Штанина, предложили принять проект закона о бюджете на 2003 год в первом чтении. Это и было сделано при 106 голосах "за" и трех - "против". Поправки можно будет вносить до 10 декабря.

Кроме того, сессия по представлению председателя Верховного суда РТ Г.Баранова избрала мировыми судьями Г.Герасимову и Л.Нуруллину для работы соответственно в Ново-Савиновском и Советском районах г.Казани.

Рассмотрев представление Президента РТ, с которым выступил министр юстиции А.Салабаев, депутаты не стали возражать против назначения семи представителей общественности в Квалификационную коллегию судей РТ. Перед этим А.Штанин внес предложение отложить голосование под предлогом того, что процедура выдвижения кандидатов прошла с нарушением законодательства. Однако прокурор РТ К.Амиров сделал необходимое разъяснение: выдвижение прошло в полном соответствии как с федеральным, так и с республиканским законами.

см.также:
Доклад по проекту закона “О бюджете Республики Татарстан 2003 года”
Радик Рауфович ГАЙЗАТУЛЛИН, министр финансов Республики Татарстан


Содоклад по проекту закона “О бюджете Республики Татарстан 2003 года”
Илсур Миннурович САФИУЛЛИН, председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам


О проекте прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан и бюджета на 2003 г.
Выступление первого заместителя министра экономики и промышленности Республики Татарстан – директора Центра экономических и социальных исследований Алевтины Николаевны КУДРЯВЦЕВОЙ


ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International