Бисмилләһир-рахманир-рахим!
Уважаемые делегаты и гости съезда!
От имени Государственного Совета, Правительства Татарстана и от себя лично сердечно приветствую и поздравляю вас с началом работы IV съезда мусульман.
Казалось бы, совсем недавно в этом зале проходил первый объединительный съезд мусульман республики. Но прошло уже двенадцать лет. За эти годы заметно преобразилась республика, серьёзно укрепив свой авторитет на федеральном и международном уровнях. Усилило свои позиции и Духовное управление мусульман. При этом отрадно, что мусульмане Татарстана, сохраняя свою приверженность традиционному укладу, занимают активную позицию в решении многих духовно-нравственных и социальных вопросов, стоящих перед республикой.
В этой связи позвольте выразить слова искренней благодарности за ваш труд, пожелать нескончаемую щедрость и блага Всевышнего.
Но жизнь продолжается, общественное развитие постоянно сталкивается с новыми вызовами, в том числе и в сфере конфессиональных отношений, в частности, мусульманского развития. В этой связи очень важно выстраивание продуманной, взвешенной политики, необходим критичный взгляд на происходящее. К сожалению, здесь мы нередко встречаемся с упрощённым восприятием реалий, стремлением к сиюминутной выгоде, одним словом - плывём по течению, особо не утруждая себя изучением сути проблем и поиском решений.
Как известно, у татар в течение многих веков на базе ханафитского мазхаба была выработана гибкая и интеллектуально осмысленная модель ислама, которая дает возможность совмещать толерантность и богобоязненность. Кроме того, в тысячелетней исламской истории наших предков не было богословско-правовых колебаний. Как они приняли, так и придерживались ханафитского мазхаба. Они доказали, что ханафитский мазхаб - идеальный вариант для многоконфессионального сообщества и развития самой уммы. Получается, что теоретически у нас выбор вроде бы и есть, а на практике его нет. И с большим сожалением я должен отметить, что процесс возвращения традиций в татарское общество пока не стал духовно консолидирующим фактором. Напротив, мы видим, что в отношении к традициям поляризация представлений всё больше и больше углубляется. Более того, всё чаще словосочетание "ханафитский мазхаб" становится прикрытием для отдельных лиц, распространяющих чуждые для татар религиозные идеи, иначе они не смогли бы работать в мечетях Татарстана. А ведь в уставе ДУМ записано, что мусульмане республики приверженцы ханафитского мазхаба. В этом вопросе должна быть жесткая позиция нашего духовенства. Следующий срок будет для ДУМ РТ ключевым в решении этого вопроса.
О негативных проявлениях в мусульманском сообществе Татарстана свидетельствуют и судебные процессы над участниками радикальных религиозных групп, и многочисленные обращения граждан по поводу совершения имамами в районах и городах ритуалов и чтения проповедей по нетрадиционному для нашего народа порядку. И это уже становится достаточно серьёзной проблемой, требующей незамедлительного принятия мер. И, в первую очередь, со стороны Духовного управления мусульман, муфтия, имам-мухтасибов.
В этом вопросе важную роль должен был бы сыграть Совет Улемов. Однако со дня своего формирования он практически не работал. Вместе с тем, литература сомнительного характера продолжала и продолжает поступать в книжные магазины и учебные заведения.
В стороне не должны оставаться и казыи. Необходимо изменить свою тактику действий - активнее и жёстче реагировать на нездоровые процессы.
К сожалению, в большинстве случаев наши священнослужители ведут себя достаточно пассивно, как бы наблюдают со стороны. Спрашивается, в угоду кому это делается - своему народу, мусульманской общине или у кого-то есть и другие интересы?!
Понятно, что для массового возрождения ислама интеллектуальная и кадровая база пока ещё достаточно слабая. Возможно мы еще не доросли в полной мере до осмысления глубинной сути богословских традиций. К сожалению, можно констатировать, что и мусульманской интеллигенции сегодня практически нет. При этом, для молодёжи с её юношеским максимализмом порой ближе, как ни печально, упрощённое восприятие религиозных ценностей. А ханафитский мазхаб богословски и интеллектуально насыщен. С мусульманской молодёжью надо более предметно работать, обучая её не только читать намаз, а размышлять и адекватно воспринимать современные реалии.
Конечно, это не просто. Мы живем в современном, динамично развивающемся обществе. Наша молодёжь должна быть всесторонне образованной. В этой связи нельзя не подчеркнуть особую роль мусульманского образования. Оно, действительно, уже должно стать полноценной системой, работающей по единым стандартам, чего пока нет.
У нас работает один из лучших в России мусульманских вузов - Российский исламский университет, который, вне всякого сомнения, способен стать методическим и консолидирующим центром в этой сфере. Духовному управлению надо активнее использовать его потенциал.
В этом отношении важную роль должен сыграть и Центр исламоведческих исследований при Академии наук РТ, который с этого года приступает к полноценному функционированию.
Несмотря на то, что в нашей республике медресе работают уже в течение 20 лет, по сведениям самого Духовного управления мусульман РТ, сегодня общины республики только на 15 - 20% обеспечены образованными имамами. Для кого тогда мы готовим кадры? Что делает ДУМ РТ, чтобы закрепить кадры на местах?
В целях сохранения собственных кадров - имамов, получивших образование в Татарстане, Духовное управление мусульман должно вести последовательную и эффективную работу. А государственные органы и главы администраций должны оказывать содействие в этом.
Мы знаем, что у ДУМ РТ уже есть неплохие наработки в части создания своих структур для решения экономических проблем. Это и центр "Идел-хадж", комитеты "Закят", "Халяль", "Вакф". Однако я не могу сказать, что все они работают эффективно. Хотя и времени для этого необходимо больше. Да, для полноценной работы вакуфной системы пока нет достаточной правовой базы. Но нет и никаких правовых ограничений на сбор закята и других видов саадака - эти нормы отражены и в Уставе ДУМ РТ. Думаю надо поправить и ситуацию с религиозной организацией - фондом "Вакф", где учредителями являются только частные лица. Такого, конечно же, быть не должно. Фонд должен быть подконтролен ДУМ РТ и работать на всю мусульманскую умму. Надо эффективно вести разъяснительную работу, завоевать доверие мусульман, привлекать пожертвования и инвестиции и, самое главное, создать безупречную прозрачность по использованию собранных денег. Каждый мусульманин должен знать, что его доля используется по назначению, а не оседает у кого-то в карманах.
К сожалению, не всегда и оказанная помощь оборачивается качественным результатом. Так, например, в Казани Духовному управлению мусульман РТ в безвозмездное пользование предоставлено немало земельных участков, которые не используются даже на треть. Кроме того, в ведение ДУМ РТ было передано 42 здания, из которых 19 практически не используются.
Приведу лишь один пример. В начале 2006 года для организации приюта ДУМ РТ было передано историческое здание бывшего детского мусульманского приюта. Однако и здесь никаких действий не предпринято - здание пустует. Надеюсь, что после съезда ситуация выправится.
Хотелось бы заострить ваше внимание ещё на одной проблеме. Мне кажется, мы до сих пор, особенно духовенство, недооцениваем роль национального и исторического сознания в осмыслении наших религиозных традиций. Я это вижу на примере споров вокруг Булгара и трактовок некоторых обрядов. Что предосудительного в том, что татары отмечают 3, 7, 40 дней, годовщину смерти близких? Эти обычаи не только не противоречат, но и является довольно эффективной формой сохранения и воспроизводства исламских традиций, пусть в самой простой форме. При этом многие - дети и внуки, стар и млад - впервые и приобщаются к исламу, слышат чтение Корана, проповедь муллы, задают интересующие их вопросы.
А что касается Булгар, то одни с председателем ЦДУМ Талгатом Таджутдином уже более 20 лет стремятся ежегодно посещать это городище, другие размышляют о такой правомерности, выдумывая аргументы против них. В этом вопросе нам бы надо занять более чёткую позицию. Булгары - для нас это духовный исток, место, откуда Ислам распространился по всей Центральной России. Одновременно Булгары для нас - это и истоки нашей государственности, а в известном смысле - и всей современной татарской цивилизации. Когда люди приезжают в Булгары, они прикасаются к своей истории, отдают дань своим предкам, которые создали такую высочайшую цивилизацию, посещают "могилы святых". А что здесь недозволенного? Уважительное отношение к своей истории и своим предкам разве не благородное дело? Если находятся люди, которые по незнанию или заблуждению это называют "малым хаджем" (паломничеством), как-то по-другому трактуют посещение Булгар, им надо объяснить истинный смысл этого события. Не надо на пустом месте создавать проблемы и отбивать желание людей любить свою историю и почитать своих предков. Проблем и так в жизни хватает.
В этом году нам надо хорошо подготовиться и провести мероприятия по случаю очередной годовщины принятия Ислама на высоком уровне, как мы умеем. Я намерен сам посетить Булгары и просил бы ДУМ РТ, имам-мухтасибов активно подключиться к подготовке и проведению "Болгар җыены".
Кроме того, вы, наверное, уже знаете, что я принял решение в ближайшей перспективе вплотную заняться вопросами сохранения культурного наследия нашего многонационального народа, а именно, сохранением и возрождением уникальных памятников Древних Булгар и острова Свияжск. С этой целью запускается проект "Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск". Будет создан фонд по подобию фондов реконструкции Благовещенского собора и воссоздания мечети Кул Шариф, каждый сможет внести свою лепту в благородное дело.
Воссоздание Булгар как историко-архитектурного памятника федерального значения предполагает большой объём работ: строительство объектов инфраструктуры, включая причалы, коммуникации, а также археологические исследования, восстановление культовых зданий. Понимание по этому вопросу есть и у руководства страны, и финансировать проект республика будет на паритетных началах с федеральным центром. В ближайшие несколько лет Булгар надо сделать привлекательным для гостей и туристов, превратив его в известный историко-туристический и религиозно-духовный центр. Уверен, мы сможем это осуществить.
Уважаемые участники съезда!
Подытоживая своё выступление, хочу отметить, что следующие четыре года будут для муфтия и Духовного управления довольно сложными. Задача сохранения и укрепления единства мусульманской уммы республики по-прежнему актуальна и требует к себе постоянного внимания, более активной позиции со стороны всех религиозных организаций Татарстана. Эти годы будут очень важными и с точки зрения формирования мусульманской интеллигенции, следования стратегическим богословским ориентирам, чтобы представителей духовенства, говорящих одно, а делающих другое не было в наших рядах. Поэтому с темы единства мы и начали сегодня наш съезд.
В последнее время активно обсуждается и вопрос об объединении мусульман России. На мой взгляд, эта инициатива заслуживает поддержки и вместе с тем, требует глубокого осмысления и проработки. Позиция ДУМ РТ в этом вопросе - о необходимости поэтапно-последовательного решения всех проблем, в том числе объединительных процессов внутри территорий, где представлены организации и СМР и ЦДУМ, выглядит достаточно взвешенной и вполне логичной. У нашего народа, да и вообще, в мусульманском мире, есть такая поговорка: "В движении - успех". Давайте будем осознанно двигаться в этом направлении.
Надеюсь, что затронутые мною вопросы, те вызовы с которыми сталкиваются мусульмане республики, найдут свое дальнейшее отражение в докладе и выступлениях, а пути их решения лягут в основу резолюции съезда, задав хорошие предпосылки для развития на ближайшие годы.
Позвольте пожелать вам плодотворной и успешной работы. Здоровья, душевного спокойствия и благополучия вам и вашим семьям!
Спасибо за внимание.