Д О К Л А Д Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на сессии Государственного Совета Республики Татарстан О бюджетной и финансовой политике Республики Татарстан на 2010-2012 годы
8 июля 2009 г., среда
Хөрмәтле депутатлар!
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Экономика республики, как и страны в целом, переживает сложный период, связанный с мировым финансово-экономическим кризисом. Каково же положение дел в настоящее время?
Республика сильно интегрирована в международную хозяйственную систему, многие масштабные проекты реализовывались с помощью внешних и внутренних займов. Кроме того, более половины промышленной продукции, производимой нами, экспортируется. Именно поэтому Татарстан, как и ряд других промышленно развитых центров, в большей степени пострадал от падения спроса. С другой стороны, вполне очевидно, что оживление мировой экономики даст мощный толчок для ускоренного оздоровления нашей экономики.
Сегодня ситуация в отдельных секторах экономики сохраняется напряженной. За период кризиса заметно выше стала безработица, несколько снизился рост реальных доходов граждан и заработной платы. Вместе с тем, итоги первого полугодия позволяют сделать вывод о том, что темпы сокращения промышленного производства несколько замедлились, в том числе и в обрабатывающих отраслях. Некоторое оживление наблюдается в химическом производстве, производстве нефтепродуктов и в строительстве. Устойчиво, в рамках годовых прогнозов, продолжается добыча нефти. Принимаются серьезные меры по реструктуризации долгов проблемных компаний. Надо отметить, мы неплохо поддержали республиканскую банковскую сферу, отдельные рыночно-финансовые фонды, отсюда и возможности для выживания бизнеса.
Благодаря реализации республиканской программы социальной ипотеки, сохраняются достаточно высокие темпы ввода жилья. В целом за счет всех источников финансирования за первое полугодие введено 1 млн. 118 тысяч кв. метров жилья, а это 56% годового задания, что выше уровня 2008 года. Из этого объема 23,1% жилья введено в сельской местности. Всего по программе социальной ипотеки в текущем году запланировано построить более 11 тысяч квартир. Повторюсь, но все равно еще раз хочу подчеркнуть: вопрос о своевременной оплате взносов в жилищный фонд при Президенте ни в какой форме и никем не обсуждается. И только выполняется!
В республике реализуется пакет первоочередных республиканских антикризисных мер. Общий объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию программ по поддержке ведущих секторов экономики, составил 42 млрд. рублей или 5% от валового регионального продукта республики.
В целом по полугодию объем ВРП сложился на уровне 365 млрд. рублей. Индекс промышленного производства за июнь составил 88,6%, в целом за полугодие - 85,8%. В экономику республики было привлечено 105 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 6% меньше, чем в аналогичном периоде 2008 года. Индекс потребительских цен в июне составил 100,7% к предыдущему месяцу, а за полугодие - 106,3%. При этом индекс потребительских цен один из самых низких среди регионов Приволжского федерального округа. Денежные доходы на душу населения составили 14,3 тысяч рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 8,4%, средняя заработная плата – 14,6 тысяч руб. с ростом на 3,7%, хотя реальная заработная плата к предыдущему году, с учетом инфляции, составила 93,6%. Задолженность предприятий по заработной плате за последний месяц уменьшилась на 10% и сократилась до 145 млн. рублей. Считаю, что и такая задолженность недопустимо высока.
Незначительно, но всё же сокращается количество безработных. Их сегодня в республике 59,3 тысяч человек. Было почти 63 тысячи человек. Вместе с тем, увеличивается потребность работодателей в трудовых ресурсах основных рабочих профессий. Это, конечно же, связано и с сезонностью, и с реализацией Республиканской программы в сфере занятости. Количество вакансий в настоящее время - около 55 тысяч мест.
За четвертый квартал 2008-го и первое полугодие текущего года немало предприятий пошли на сокращение работающих. Так, ряд подразделений ОАО «КамАЗ» сократил от 1-го до 8-ми процентов работающих, 15% сократило ОАО «Вакууммаш», 18% - ОАО Холдинговая компания «Тасма», 9% - ЗАО «Кварт», 6% - Зеленодольский машиностроительный завод. Всего было сокращено около 9,5 тысяч человек на 1670 предприятиях республики. Хотя мы неоднократно подчеркивали, что важно сохранять работающих. Лучше организовать неполную рабочую неделю, чем увольнять. В этом плане более гибкая система работы администрации ОАО «КамАЗ», которая, несмотря на напряженность, продолжает выполнять социальные обязательства перед своими работниками по индексации тарифов.
Необходимо продолжить работу по занятию безработных на общественных работах. В настоящее время в Татарстане создано порядка 30 тысяч общественных рабочих мест. Министерству труда, занятости и социальной защиты необходимо и дальше проводить эту важную работу и обеспечить полное освоение выделенных на эти цели средств.
Сложные погодные условия, особенно в июне, негативно повлияли на формирование урожая зерновых и кормовых культур. Хотя, должен отметить, у нас были и более засушливые годы. Нынче особенно подсушило в районах Закамья и юго-востока республики, где серьёзно пострадало около половины посевов. Если бы не новые технологии последних лет в земледелии, последствия засухи могли быть и более пагубными.
Сейчас главное - усилить кормозаготовку и надлежащую подготовку к уборке. Должен подчеркнуть, что агропромышленный комплекс и в нынешних условиях продолжает своё поступательное развитие.
В текущем году в нашей республике выполняется самый большой в Российской Федерации объём работ (порядка 10 млрд. руб.) по капитальному ремонту жилого фонда. Программой 2009 года предусмотрен ремонт 2346 домов. Эта программа является антикризисной, она позволяет нам смягчить проблему безработицы и решать другие социальные задачи. Еще раз хочу подчеркнуть и предупредить: главное – качество.
Следует также отметить, что из Федерального бюджета получено 7 млрд. рублей на строительство объектов Всемирной летней универсиады 2013 года, что является серьезным подспорьем для загрузки строительных организаций и предприятий стройиндустрии.
За I полугодие 2009 года в консолидированный бюджет Татарстана поступили доходы в сумме 63,5 млрд. рублей или 58 % к уточненному годовому плану, в том числе средства Федерального бюджета - 25,4 млрд. рублей. Кроме того были привлечены бюджетные кредиты на сумму 10,6 млрд. рублей.
Расходные обязательства исполнены на 43 % (не учитывая отложенные целевые расходы, например, Универсиада и другие проекты). Причем, как мы с вами и договаривались, в полном объеме профинансированы первоочередные расходы бюджета, связанные с выплатой заработной платы и других неотложных социальных обязательств. Остальные расходы производились исходя из финансовых возможностей.
В консолидированном бюджете на 27% или почти на 14 млрд. рублей снизился объем собственных доходов. Расчетный дефицит консолидированного бюджета на 2009 год составит порядка 25 млрд. рублей. Нет уверенности, что к 2010 году будет лучше.
В таких непростых условиях мы вступаем в этап формирования бюджета на предстоящий плановый период.
Вы знаете, что Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев уже выступил с бюджетным посланием. В свете данного послания прошло заседание президиума Правительства Российской Федерации, который утвердил новый План антикризисных мер на 2009 год. Несмотря на то, что большинство мер, обозначенных в этих документах, в республике в той или иной мере уже реализуются, тем не менее, Кабинету Министров совместно с органами местного самоуправления необходимо, с учетом особенностей социально-экономической ситуации в республике, разработать второй пакет республиканских и, соответственно, муниципальных антикризисных мер. И исходя из них включиться в работу по формированию бюджета. Нам в целом необходимо серьезно поработать над сокращением прежде всего издержек. Одновременно суметь более эффективно использовать в 2010 году намечаемый более щадящий рост тарифов на энергоресурсы и услуги естественных монополий.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что формирование бюджета в нынешних условиях должно стать инструментом управления нашими структурными изменениями, а в конечном итоге - источником повышения нашей конкурентоспособности, я счел необходимым заблаговременно выступить перед вами относительно политики, какой мы должны придерживаться в бюджетно-финансовой сфере на ближайшие три года. По сути, оно носит характер бюджетного послания.
Хөрмәтле депутатлар! Уважаемые депутаты!
Перед нами сегодня стоят задачи по сохранению экономического ядра республики, а также созданию условий для формирования новых точек экономического роста с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей экономики после выхода из кризиса. Также необходимо обеспечить выполнение основных социальных обязательств, касающихся качества жизни населения.
Мы должны принять решения, ведущие к снижению бюджетного дефицита, а также решения по жесткой экономии и концентрации финансовых, имущественных, трудовых и иных ресурсов по самым актуальным направлениям. В связи с этим необходимо выделить приоритеты, отложив на какое-то время решение важных, но не первостепенных в сегодняшней ситуации задач.
Причем при постановке задач формирования бюджета на 2010-2012 годы нужно исходить из самого напряженного сценария при неблагоприятных внешних тенденциях. Учитывая решающую роль поступлений от нефтяной промышленности при формировании доходов консолидированного бюджета республики, стоимость реализации нефти должна быть заложена не выше величины предусмотренной в федеральном бюджете.
Исходя из вышеизложенного, хотел бы остановиться на основных приоритетах при формировании бюджета.
Первый из них – социальные обязательства перед населением должны быть выполнены в полном объеме, причем необходимо усилить адресность и обеспечить надлежащее качество государственных и муниципальных услуг.
Бюджет является важным инструментом социально-экономического развития и реализации структурной политики. Через него перераспределяется более 15% ВРП республики.
Необходимо отметить, что две трети расходной части бюджета 2009 года направлено на социальную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство. Такой высокой доли из-за секвестра бюджета у нас еще не было. Сейчас мы стремимся оптимизировать расходы. Речь идет о работе в режиме строжайшей «финансовой диеты». При этом мы исходим из неукоснительного принципа полного обеспечения первоочередных расходов на заработную плату, социальные выплаты, стипендии, питание, лекарственные средства, высокотехнологичную и специализированную медицинскую помощь, коммунальные и транспортные расходы, услуги связи и содержание имущества. Экономия бюджетных средств в учреждениях социальной сферы, полученная в результате оптимизации затрат, внедрения энергосберегающих технологий, использования системы государственных и муниципальных закупок и других мероприятий, должна оставаться в сметах организаций. Министерства должны быть заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.
Министерству экономики и Министерству финансов совместно с отраслевыми министерствами необходимо провести детальный анализ деятельности всей сети учреждений, порой дублирующих полномочия министерств, а также различных структур при них. Надо определить объем неэффективно используемых ресурсов, которые можно будет направить на первоочередные расходы в этих отраслях.
Резервы имеются. По результатам проверки учреждений социальной сферы Счетная палата выявила значительные объемы нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Только за 2008 год и текущий период 2009 года они превысили 574 млн. рублей.
Министерства и ведомства должны проанализировать ситуацию и принять исчерпывающие меры по недопущению впредь такой ситуации. Министерству экономики необходимо ввести соответствующий индикатор и сделать его определяющим.
Немало у нас в бюджетной сфере нарушений при установлении тарифных разрядов по оплате труда. В свое время ряд министерств предоставил руководителям учреждений право, в порядке исключения, назначать на должности специалистов, не имеющих необходимого уровня образования, но обладающих соответствующим практическим опытом. Как показал проведенный анализ, эта практика в последние годы потеряла характер исключения. Немало случаев, когда работники, не имеющие профессионального образования, осуществляют деятельность, требующую в обязательном порядке его наличия. Ситуацию необходимо поправлять.
С 1 января 2010 года мы предполагали, что начнем переход на отраслевые системы оплаты труда. Сегодня часть регионов страны эту работу завершила, нам данный сложный этап ещё предстоит пройти. Однако, учитывая негативное влияние кризиса и резкое снижение доходов бюджета, очевидно, что с этим переходом нам, скорее всего, придется повременить до 2011 года или начать его со следующего года, но поэтапно. Правительству необходимо детально проработать данный вопрос.
Рост пенсии несколько опережает инфляцию, и это, как мы видим, принципиальная позиция руководства нашей страны. В 2010 году в Республике Татарстан средний размер трудовой пенсии по старости составит 7464 рубля в месяц. Для всех пенсионеров с 2010 года уровень пенсионного обеспечения не должен быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера в республике.
В нынешних условиях особого внимания требуют отдельные категории граждан, остро нуждающиеся в социальной защите.
Кризис особенно болезненно сказался на наименее трудоспособных гражданах. Лицам с ограниченными физическими возможностями все сложнее устроиться на работу, хотя трудовой потенциал у этой категории населения значителен. Министерству труда, занятости и социальной защиты необходимо разработать государственные меры по поддержке трудоустройства инвалидов, их «упреждающую» подготовку, в том числе и бюджетное стимулирование работодателей, включая органы государственного и муниципального управления, к приему граждан этой категории на работу. Важно поддержать в этой части общественные объединения и предприятия инвалидов, особенно через целевой госзаказ.
Необходимо совершенствовать меры по усилению адресности поддержки семей с детьми, стимулировать и дальше демографические процессы. В текущем году в республике сохраняется тенденция сокращения естественной убыли населения. За 5 месяцев родилось 18,3 тысяч детей, что на 5,8 % больше к данному периоду прошлого года. Умерло 20,5 тысяч человек, это на 2,1 % меньше чем в 2008 году. Естественная убыль сократилась на 39,1 %.
Важнейшим требованием в работе с населением должно стать повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг. А их, к сожалению, еще немало сопровождают волокита и коррумпированность, различные унизительные для граждан процедуры.
У нас по-прежнему немало проблем в сфере получения различных разрешительных документов, где растут финансовые сборы, а не качество обслуживания. В создавшихся условиях на эти факты население справедливо и крайне болезненно реагирует. Министерству экономики совместно с Министерством юстиции необходимо:
- обеспечить ежемесячный мониторинг таких услуг;
- провести анализ деятельности министерств и ведомств в части делегирования своих полномочий хозяйствующим коммерческим структурам;
- принять меры по упрощению порядка и снижению стоимости предоставления услуг.
В этой связи необходимо задействовать и потенциал Общественной палаты республики, муниципальных общественных советов, различных общественных организаций и некоммерческих объединений.
Считаю необходимым сегодня, в условиях кризиса, отдельно подчеркнуть, что мы должны особенно бережно отнестись к сохранению нашего культурного наследия и развитию сферы культуры. Наряду с государственными и муниципальными органами управления, важная роль здесь принадлежит творческим союзам, общественным организациям, учреждениям культуры. Необходимо также интегрировать основные направления в этой сфере с деятельностью, направленной на работу с детьми и молодежью и в целом с системой воспитания и образования.
Касаясь системы образования и науки, считаю необходимым подчеркнуть особую роль, которая им отводится в реализации инновационного пути развития республики и реализации её конкурентных преимуществ. Мы переходим от отдельных мер в этой сфере к разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования на 2010 – 2015 годы. Первое организационное собрание на днях будет проведено мной. Президент республики лично возглавил эту работу, и хочу подчеркнуть для всех присутствующих приоритетность и неотложность данной программы. В контексте обсуждаемых сегодня вопросов должно быть соответствующим и её ресурсное обеспечение.
Касаясь высшей школы, вынужден отметить, что сегодня мы являемся свидетелями необоснованно завышенных цен для обучения на коммерческой основе, что негативно сказывается на доступности образования. Как показывает анализ, основная часть этих средств направляется на заработную плату работников вузов, однако качество обучения при этом адекватно не улучшается. Министерству образования и науки совместно с Советом ректоров вузов уже были даны поручения о необходимости разработки экономически обоснованной оплаты стоимости этих услуг. К сожалению, поручения до сих пор не выполнены как надо. С этим мы мириться не собираемся.
Важным критерием эффективности работы вузов является их привлекательность для студентов из других регионов. Республика всегда славилась наличием вузов, в которых обучались и иностранные студенты. Сегодня их количество в большинстве ВУЗов мизерное. Ректорам вузов, Министерству образования и науки надо уделить этому вопросу особое внимание.
Не может не тревожить нас состояние здоровья граждан. При в целом позитивных тенденциях изменения состояния здоровья населения, появилась угроза недостаточной доступности лекарственных препаратов и ряда медицинских услуг. Анализ изменения стоимости лекарственных препаратов показывает, что до 50 % и выше поднялись цены на ряд наиболее важных лекарств. При уменьшении доходов значительной части населения снижается уровень потребления медикаментов, что не может не сказаться на здоровье граждан, продолжительности жизни. Правительство республики, Министерство здравоохранения должны реализовать меры по сдерживанию уровня наценок в аптеках. Учитывая огромную емкость татарстанского рынка этого вида продукции (более 3 млрд. рублей в год), Министерству промышленности и торговли необходимо в перспективе принять меры по привлечению в республику производителей современных лекарственных препаратов. Кроме того, Министерству здравоохранения важно в условиях кризиса не допустить снижения объемов высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи. При расширении в государственных и муниципальных учреждениях платных услуг (сверх государственных гарантий) следует предусмотреть меры их ценовой доступности включая и лекарства.
Очень важно на три предстоящих года выстроить экономически обоснованную тарифную политику, особенно в отношении жилищно-коммунальных услуг для населения. Очевидно, что при росте тарифов увеличивается объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту граждан. Только за 2009 год количество домохозяйств, получающих жилищные субсидии, выросло почти на 30 тысяч. Комитету по тарифам необходимо провести детальный анализ структуры затрат по полному набору жилищно-коммунальных услуг. Следует всячески поддерживать деятельность органов местного самоуправления по установке энергосберегающего оборудования в жилых домах и бюджетных учреждениях. Как показал анализ работы в текущем году, величина оплаты населением услуг только по электроэнергии на общедомовые нужды сократилась в несколько раз в тех муниципальных образованиях, где руководители органов местного самоуправления и управляющих компаний уделяют этому вопросу должное внимание. Эту работу следует продолжить и в части сокращения издержек по горячему и холодному водоснабжению.
На днях в г.Архангельск состоялось заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации, посвященное вопросам энергоресурсосбережения, где Президентом страны даны соответствующие указания по урегулированию этих проблем и на федеральном уровне.
Второй приоритет – существенно повысить мотивацию органов местного самоуправления по наращиванию налогооблагаемой базы.
Хотя об этом мы довольно часто говорим, включая площадку Съезда муниципальных образований республики, но до сих пор эффективные механизмы по наращиванию налогооблагаемой базы отсутствуют.
Действующая сегодня система межбюджетных отношений недостаточно мотивирует органы местного самоуправления к увеличению своей налоговой базы.
Одновременно должен отметить и недостаточную работу в этом направлении самих органов местного самоуправления. Кризис не должен порождать иждивенческих настроений. Необходимо сосредоточить усилия на завершении работы по формированию корректной базы для налогообложения по имущественным налогам и, прежде всего, по налогам на землю и имущество физических лиц. Именно они основной источник пополнения местных бюджетов. В связи с этим должна быть введена система поощрения руководителей и отдельных работников органов местного самоуправления в зависимости от величины прироста местных налогов. Муниципалитеты, после внесения изменений в бюджет республики, также должны завершить работу по оптимизации расходной части бюджетов, не допускать увеличения кредиторской задолженности.
Тем более, как показывает выполнение местных бюджетов за I полугодие, благодаря своей структуре, они оказались менее подверженными финансовому кризису.
Третий приоритет - разработать действенные механизмы для развития реального сектора экономики и стимулирования спроса на продукцию республиканских товаропроизводителей.
Сегодня 736 предприятий с целью оказания им мер государственной поддержки включены в федеральный и региональный перечни предприятий, имеющих существенное значение для экономики и социальной сферы республики. Хотя считаю, что этот перечень необходимо уточнить.
Консолидированный бюджет республики будет сформирован в объеме, который не позволит обеспечить поддержку всех предприятий. При этом надо отметить, что порой мы эту поддержку оказываем, отрабатывая обращения отдельных предприятий или курирующих их министерств, при этом забывая о действующих предприятиях, потенциал которых при поддержке позволил бы создать значительное количество новых рабочих мест и развернуть производство новой продукции. Тем более, именно крупные и средние предприятия, занимаясь инновационной деятельностью, создают такую же среду и для малого бизнеса.
Сегодня нам необходимо сконцентрироваться, как и раньше, на следующих задачах:
- производство собственных качественных продуктов питания;
- доступность лекарственных препаратов;
- нефтедобыча, нефтехимия и нефтепереработка;
- машиностроение;
- увеличение объемов строительства и производства строительных материалов.
Заслуживает всяческой поддержки инициатива Министерств экономики, промышленности и торговли республики и телекомпании «Татарстан – Новый век» под девизом «Покупай татарстанское». Благо, что в республике производится достаточное количество натуральных продуктов питания.
Вся система разработки и реализации инвестиционных и инновационных программ и проектов должна осуществляться в рамках наших стратегических приоритетов. Причем производственная модернизация непременно должна нести в себе более высокую производительность труда и энергоэффективность, в полной мере учитывать спрос наших смежных отраслей.
При этом в полной мере необходимо использовать весь комплекс федеральных мер по поддержке малого бизнеса, а также достаточно активно развивающиеся в республике различные инновационные площадки и институты. В настоящее время на федеральном уровне прорабатываются меры по снижению кредитных ставок для малого бизнеса до 13-14% годовых.
Одними из основных факторов, влияющих на экономику предприятий, являются тарифная нагрузка по энергоресурсам и транспортные расходы. В конце года необходимо провести анализ цен производителей и с учетом их изменения и изменения топливной составляющей должны быть установлены тарифы на 2010 год.
Кроме того, необходимо создать комплексную систему финансового оздоровления предприятий, предусматривающую эффективное использование финансовых и имущественных ресурсов на предприятиях, находящихся в процедурах банкротства. На любом этапе социально-экономического развития одни предприятия ликвидируются, другие появляются вновь. Однако лучше предупредить банкротство и своевременно провести экономическую реабилитацию предприятий. Не сделай этого - еще более активизируются недобросовестные субъекты, целью которых становится распродажа имущественного комплекса для получения лишь собственной материальной выгоды.
Очень внимательно необходимо подойти к вопросам реструктуризации и рефинансирования ссудной задолженности ряда предприятий, имея в виду, что при правильном и взвешенном подходе применение этого механизма может оказаться определяющим фактором в процессе финансового оздоровления предприятия. Это означает, что будут сохранены рабочие места, а предприятия смогут платить налоги в бюджет.
Четвертый приоритет - повысить эффективность системы государственного управления.
Эффективность системы государственного управления может быть обеспечена скоординированной деятельностью всех органов власти, наличием стратегии развития, владением навыками и умением её реализовать. К сожалению, по многим направлениям сегодня мы имеем серьезные проблемы.
Должен быть продолжен переход органов исполнительной власти в основном на программно-целевые методы формирования бюджета, обеспечивающие ориентацию бюджетных расходов на конечный результат.
Используя образцы лучшей практики, нужно отработать основные нормативы затрат на содержание аппаратов министерств, а также разработать и принять программы профессионального роста государственных гражданских служащих каждого министерства.
В целом на повестке дня задача поиска наиболее эффективных путей выполнения государственных функций.
Особого внимания требует программа капитальных вложений. Мы определили её концепцию. Установлена последовательность работ, которые будут выполняться по мере поступления средств. Однако мы должны сделать и следующий шаг – трансформировать эту программу в сводную программу развития общественной инфраструктуры, с включением в нее программ социальной ипотеки, развития дорог, сооружения природоохранных объектов и ряда других направлений. Одно без другого ни проектировать, ни строить нельзя. Я считаю, что Министерству экономики необходимо обеспечить разработку этой программы в первом полугодии 2010 года.
Учитывая серьезный дефицит бюджета, хотел бы обратить внимание Правительства на необходимость ограничения размеров вознагражденийϰ руководителям и менеджерам государственных и с государственным участием компаний, а также других организаций, получающих различные виды государственной поддержки.
В условиях жесткой экономии существенные резервы содержит в себе межведомственное взаимодействие, которое может и должно способствовать достижению максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта.
Учитывая появление достаточно развитых институтов гражданского общества, думаю, что мы готовы часть услуг, оказываемых государством (особенно вновь возникающие), делегировать на конкурсной основе различным организациям. То есть покупать услуги в интересах граждан на рынке. Это не бесспорно, но пожалуй более перспективно, чем плодить государственные структуры, в чем мы весьма преуспели. Первейшее условие при этом, конечно же, более низкие расходы и достойное качество.
Пятый приоритет – перейти на организацию системы закупок и продажи за счет бюджетных и корпоративных средств исключительно на республиканской электронной торговой площадке.
Учитывая, что в рамках государственного и муниципального заказа расходуется более 80 млрд. рублей, участие в нем позволяет многим предприятиям сохранить рабочие места и заработную плату. Татарстан одним из первых внедрил механизмы электронных торгов в систему государственных и муниципальных закупок, и сегодня результатом этого стала значительная экономия бюджетных средств – экономится каждый третий бюджетный рубль.
Республиканская электронная торговая площадка стала третьей по России, что, во-первых, говорит о высокой оценке ее деятельности со стороны федерального центра и, во-вторых, о высоком потенциале, который необходимо использовать для снижения затрат не только бюджетных, но и корпоративных. Всем министерствам и ведомствам необходимо в обязательном порядке обеспечить размещение закупок и продаж курируемых ими предприятий на этой площадке.
Особого внимания требуют вопросы импортозамещения. Надо сделать всё возможное, чтобы спрос наших предприятий обеспечивался преимущественно местными товаропроизводителями. Ранее у нас отсутствовала соответствующая информация, и не было такого инструментария. С 1 марта начал работать единый электронный информационный ресурс, которого пока нет ни в одном субъекте Российской Федерации. Наконец появилась возможность осуществлять оценку ввоза и вывоза товаров и услуг, а также оценить объем потребляемой в республике продукции собственных товаропроизводителей. С начала года на этой площадке почти 2ϰтысячи поставщиков представили более 20ϰтысяч предложений различной номенклатуры товаров, из них татарстанских товаропроизводителей, к сожалению, чуть более трети.
Важно обеспечить представление на этой площадке всей номенклатуры изделий, производимых налогоплательщиками Республики Татарстан. Надо детально анализировать и устранять причины, по которым продукция, аналогичная производимой в Татарстане, приобретается у внешних производителей. Причем меры, наряду со здоровым лоббированием, должны носить преимущественно экономический характер. Главным нашим преимуществом должна быть конкурентоспособность товаров и услуг. Никаких иллюзий по данному поводу не должно быть, ведь сами закупки и их публичный характер и есть один из способов стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности.
Хотелось бы отметить недостаточную роль в решении задач продвижения нашей продукции со стороны постоянных и торговых представительств республики за рубежом. Министерству промышленности и торговли необходимо обратить самое пристальное внимание на эту важнейшую сферу их деятельности.
Хөрмәтле депутатлар!
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Надеюсь, что в целом год будет завершен с меньшими, чем прогнозировалось, издержками. Наметилась некоторая стабилизация, но это не повод успокаиваться. В целом темпы развития российской экономики замедляются, и это не может не сказаться на показателях нашей республики. Сегодня мы определили не только приоритеты и основные подходы, которые должны быть положены в основу формирования республиканского и местных бюджетов, но и пожелания предприятиям, учреждениям и бизнесу.
Сегодня, определяя приоритеты и подходы к формированию бюджета на будущий год и на период до 2012 года, мы ещё раз обратили ваше внимание на известные основополагающие факторы нашего развития. Соглашаясь в основе с таким суждением, хочу ещё раз сказать, что в кризисный период названные приоритеты и необходимость тотального сокращения всех видов издержек становятся решающей и неизбежной составляющей антикризисных мер. Исходя из этих реалий, мы должны вникнуть в суть поставленных задач и добиться их реализации.
Уверен, что при совместной слаженной работе, мы с вами, как и бывало, сможем избежать ощутимых экономических потерь и возможной социальной напряженности.
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Мы рады видеть вас сегодня на исторической земле Великого Болгара! Рады тому, что наш Болгар сегодня является центром притяжения тысячи паломников, туристов и, что очень важно – молодёжи, интересующейся историей и культурой нашего народа; детей, которые однажды увидев древний Болгар воочию, навсегда запомнят свои корни, историю не только Волжской Булгарии, но и всего нашего государства. Напомню, что в прошлом году Болгарский историко-археологический комплекс посетили уже более восьмисот тысяч человек. Для сравнения: в 2010 году в Болгаре побывали всего 50 тысяч человек.
Уважаемые друзья! Дорогие гости!
Я поздравляю всех нас с сегодняшним знаменательным историческим событием. Должен сказать, что я горжусь тем, что мне посчастливилось принять участие в возрождении, продвижении и включении в Список ЮНЕСКО всех наших четырех объектов: Казанского Кремля, Болгара, Свияжска и Астрономических обсерваторий Казанского университета. Поэтому я, наверное, как никто другой, могу с полной уверенностью сказать, что это – огромный прорыв, большой успех и высокое достижение нашей республики.
Интервью Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева ТРК "Татарстан Новый век"
При личном участии главы российского государства в Татарстане было решено много судьбоносных вопросов, начиная от развития крупнейших предприятий, заканчивая сохранением культурного наследия. Как это происходило, рассказал Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Идея организации фестиваля «Возрождение: эпос в современном прочтении» возникла ровно год назад, точно на этом месте, когда мы слушали оперу «Кара пулат» («Чёрная палата») молодого татарского композитора Эльмира Низамова на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса. Вы были свидетелями этого явления.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER