Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на заседании Совета Приволжского федерального округа по вопросу «О ситуации в строительной отрасли и мерах по ее поддержке, принимаемых регионами ПФО»

26 июня 2009 г., пятница
Уважаемый Григорий Алексеевич!
Уважаемые коллеги!

Уже 9 месяцев экономика страны испытывает влияние мирового финансового кризиса, что обусловило падение объемов производства, сжатие потребительского рынка, ухудшение доступа к кредитам и сокращение налоговых поступлений.

Сложная ситуация складывается в строительном комплексе. Обычно к началу года мы все стремимся иметь ясность и по объемам работ, и по источникам финансирования. Уже заканчивается полугодие, идет снижение объемов строительных работ, и неясно, как мы будем заканчивать год. Строители в первую очередь обращаются к нам. Но для решения их проблем и конкретной поддержки строительного сектора необходимо объединить усилия всех уровней власти: федерального центра, региональных и местных органов.

Наша рабочая группа 15 июня в Казани рассматривала состояние дел в строительной отрасли. Все цифровые данные по нашему округу, аналитическая записка, проект решения представлены в раздаточных материалах. В них подробно отражены и анализ ситуации, и предлагаемые меры.

Обрисую только основные тенденции, происходящие, на наш взгляд, в строительном комплексе.

Набранный в прошлые годы темп строительства жилья в целом по Российской Федерации позволяет в первой половине 2009 года по ряду наших регионов идти с ростом по вводу жилья по сравнению с прошлым годом. В ПФО за январь-май 2009 года введено 3,5 млн.кв.метров (109,4% к аналогичному периоду 2008г.), из них только в Татарстане введено 984,6 тыс.кв. метров (27,9% объема по ПФО). Имеющаяся положительная динамика достигнута во всех регионах в основном за счет ввода задела прошлых лет.

В то же время, если на начало 2009 года в округе было приостановлено строительство 191 коммерческого многоквартирного жилого дома, то за 4 месяца их число возросло до 300. При этом проектирование и строительство новых объектов практически не ведется.

Данное положение вызывает особую обеспокоенность, так как эта проблема в регионах ПФО затрагивает интересы более 33 тыс. участников долевого строительства. Резко сократившиеся объемы финансирования строительства создают угрозу появления новой волны «обманутых дольщиков», по своим масштабам многократно превосходящей ту, с какой мы с вами столкнулись в докризисное время.

С 4 квартала прошлого года и в 2009 году наблюдается спад по основным показателям строительной деятельности. Значительно снизились объемы производства основных строительных материалов. По ряду материалов от 35 до 70 %.

Появляются негативные тенденции в динамике цен на строительные материалы. Так, если в конце 2008 года наблюдалось определенное снижение цен, то в 2009 году они начали расти. Это вызвано увеличением себестоимости продукции в связи с сокращением сбыта. Также производителям необходимо расплачиваться по кредитам, которые были направлены на развитие своих производств в предыдущие годы. Кроме того, в цене строительных материалов заложен проиндексированный тариф на энергоресурсы.

Возросли банковские ставки ипотечных кредитов. Предлагаемые сегодня ставки по ипотечным кредитам неприемлемы даже для граждан с доходами выше средних. Соответственно с ростом цены денег, снижаются объемы ипотечного кредитования. В округе в I квартале 2009 года выдано ипотечных кредитов (займов) на сумму 3,7 млрд. рублей, что в 3,8 раза меньше, чем в I квартале 2008 года (14,3 млрд. рублей).

На рынке жилья в целом по округу наблюдается стагнация цен. Это свидетельствует о том, что в отличие от широко рекламируемого падения цен на жилье в Москве, в регионах Приволжского федерального округа цены на первичном рынке жилья близки к себестоимости. К сожалению, федеральные СМИ только на основе динамики цен в столице, без учета состояния дел в регионах, все еще говорят о возможном значительном их снижении. Однако, представленная Росстатом информация говорит о росте стоимости строительства 1 кв. метра жилых домов квартирного типа в регионах округа (в среднем на 25%), кроме Пермского края и Пензенской области.

К сожалению, ряд публикаций, особенно в центральных СМИ, настраивают граждан выжидать с покупкой, соответственно рынок продаж жилья «застыл», несмотря на определенный рост вкладов в банках. Кроме того, банковский сектор практически перестал предоставлять кредиты застройщикам. Строительный комплекс испытывает серьезные финансовые затруднения.

Наметились тенденции высвобождения работников строительного комплекса, переход на неполное рабочее время, часть сотрудников отправляется в бессрочные неоплачиваемые отпуска, по некоторым предприятиям уже начаты процедуры несостоятельности.

Таким образом, анализ показывает весьма сложную ситуацию в строительной отрасли.

Хочу подчеркнуть, что универсальными инструментами преодоления кризисных явлений в экономике во все времена были строительство жилья и реализация инфраструктурных проектов. Так как при этом создаются новые рабочие места, и это именно те отрасли, которые подтягивают за собой смежные и дают мультипликативный эффект в экономике. Отсюда следует, что государство должно предпринять все возможные меры по поддержке строительного комплекса.

В предшествующие кризису годы государственная поддержка строительной отрасли была направлена на увеличение объемов вводимого жилья. Стимулирование спроса на построенное жилье со стороны государства осуществлялось в основном в секторе коммерческого жилья через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, что было доступным гражданам, имеющим доходы выше среднего уровня. А система государственных жилищных сертификатов ограничивалась поддержкой определенных категорий граждан. По существу для граждан, наиболее остро нуждающихся, жильё оказалось недоступным. С приходом кризиса перекос между мерами, направленными на рост объемов жилья, и стимулированием спроса стал особенно болезненным. Считаем, что ситуация требует серьёзного осмысления и оценки.

Одна из ведущих ролей здесь должна быть отведена банкам: это восстановление потребительского, ипотечного кредитования населения, кредитование бизнеса, в том числе малого бизнеса и др.

В самом начале кризиса государство активно поддержало нашу банковскую систему. Были сделаны значительные вливания. Фактически банки за счет государства поправили свои проблемы с ликвидностью. Однако до реального сектора экономики эти средства практически не доходят. По итогам 2008 года все крупные банки отчитались о своей прибыльной работе, в то время как предприятия реального сектора оказались в тяжелейшем положении. Продолжая выжидательную и в то же время жесткую политику в отношении предприятий реального сектора экономики, банки получат через определенное время ситуацию, когда им некому будет давать кредиты. По сути, получается, что банки в настоящее время «рубят сук, на котором сидят».

Мы вправе ожидать отдачу от банков. По большому счету банковская система не должна существовать сама по себе, она призвана выполнять соответствующие функции, для которых она и создана.

Необходимо решать проблему корпоративных долгов. В основной своей массе кредиты привлекались на развитие производства, расширяя тем самым налогооблагаемую базу. Зачастую кредиты привлекались за рубежом ввиду того, что в период благоприятной конъюнктуры мы не успели создать в стране эффективную финансово-кредитную систему.

Поэтому в нынешних условиях государство не должно оставлять предприятия один на один с банками. Рычагов воздействия на банковскую систему у государства много. Можно сделать экономически невыгодными игры на валютном и фондовом рынке в ущерб кредитованию реального сектора экономики.

Наряду с кредитным дефицитом причиной спада стала также неуверенность хозяйствующих субъектов. Ведь именно из-за высокого уровня неопределенности даже состоятельные компании воздерживаются от инвестиций.

Напомню, что в повестку нашего совещания главным акцентом внесен вопрос мер поддержки строительной отрасли, принимаемых в республиках и областях ПФО.

В регионах имеется ряд программ и мероприятий, направленных на повышение доступности жилья.

Например, меры, принятые в Нижегородской области по привлечению инвестиций, позволили им существенно увеличить объемы строительства жилья.

В Самарской области есть положительный опыт решения проблем «обманутых дольщиков».

В Оренбургской области – положительный опыт организации работы с молодыми семьями и многодетными семьями – прямые субсидии из областного бюджета (10% и 20% соответственно).

В Башкортостане принята программа «Свой дом» по строительству малоэтажного жилья эконом-класса площадью от 54 до 80 кв. метров. Выделено 1 000 га земли в пригороде крупных городов республики. Обустройство земельных участков инженерной инфраструктурой осуществляется за счет бюджета Республики Башкортостан. Очередникам выдается сертификат на сумму 300,0 тыс. рублей сроком на 5 лет под 7% годовых, оставшуюся сумму очередники должны платить сами. Стоимость жилого дома составляет от 500 до 600 тыс. рублей.

В Чувашской Республике начато строительство многоквартирных домов для сдачи в аренду малообеспеченным гражданам по доступной ставке найма. Спрос на такие дома есть. Если в начале строительства было 300 желающих, то сейчас 940.

Различный опыт есть и в других регионах ПФО, о нем расскажут руководители на сегодняшнем заседании Совета.

В Республике Татарстан с 2005 года реализуется Программа социальной ипотеки. Источником средств по ней являются платежи предприятий республики, желающих закрепить работников на своих производствах и выделяющих средства на обеспечение их жильем по стандартизированным Кабинетом Министров Республики Татарстан ценам (на 2009г. установлена цена 1 кв. метра по данной программе 22 тыс. руб.). Работники предприятий и бюджетники, молодые семьи по данной программе приобретают типовое жилье в рассрочку под 7% годовых со сроком погашения до 27,5 лет. В антикризисных целях в 2009 г. увеличен объем ввода жилья по этой программе до 800 тыс. кв. метров (11 952 квартиры).

Когда мы обсуждаем данную тематику с работниками Министерства финансов России, они говорят, что данные платежи предприятий снижают налогооблагаемую базу, тем самым уменьшая доходы бюджета. Хотя расчеты показывают, что из направленных на цели строительства жилья по социальной ипотеке (а там есть кроме средств предприятий и платежи населения) порядка 40% средств возвращаются в бюджеты всех уровней в виде налоговых поступлений с учетом мультипликативного эффекта. Да, предприятия ежегодно оплачивают 1% от объемов реализации, но никто не обанкротился, хуже работать не стали. Хотел бы отметить, что в условиях кризиса участие предприятий республики в программе социальной ипотеки является продолжением социальной политики в отношении работников, занятых на данных предприятиях. При этом необходимо подчеркнуть, что при существующих административных барьерах предприятия самостоятельно построить жилье практически не смогут.

Вообще данная проблема в кризисный период чрезвычайно актуальна. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Козак, выступая на расширенной коллегии Министерства регионального развития, привел пример, когда на 1 строительный объект собирается до 600 разных подписей, и этот процесс растягивается на несколько лет.

Должен подчеркнуть, что на федеральном уровне сейчас разработаны меры поддержки стройкомплекса, есть также предложения межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» при Совете при Президенте Российской Федерации. Но реализация этих предложений затягивается, средства федеральной поддержки в объеме более 500 млрд. рублей не в полном объеме вовлечены для реализации намеченных мер.

На основании поступивших предложений регионов, членов рабочей группы на рассмотрение Совета представлен проект решения, предусматривающий комплекс мер поддержки. Первое, на чем хочу особо остановиться – это проблема, связанная с повышением доступности жилья для всех категорий населения, особенно граждан с невысокими доходами.

Считаем, что в рамках дальнейшего развития национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» необходимо разработать дополнительную подпрограмму обеспечения населения социальным жильем.

Федеральным органам государственной власти и регионам нужно сосредоточиться в первую очередь на обеспечении строительства социального доступного жилья и стимулировании платежеспособного спроса на него.

На наш взгляд необходимо не только сохранить, а предусмотреть увеличение объемов федеральной поддержки реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Но, к большому сожалению, набирают ход процессы сокращения ранее выделенных государственных средств, направляемых на реализацию национального проекта. Считаем, что нельзя на ходу менять решения, устоявшиеся правила. В данный проект поверили инвесторы, были привлечены значительные ресурсы.

Кроме того, предлагаем исключить привязку к бюджетной обеспеченности регионов при определении размеров государственной поддержки. В существующей системе значительную поддержку теряют успешно развивающиеся регионы, которые в наибольшей степени несут убытки от воздействия кризиса.

Помочь решить проблему доступности жилья можно путем организации тесного взаимодействия и объединения усилий Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и Фонда содействия развитию жилищного строительства.

Необходимо принятие документов на федеральном уровне, позволяющих Фонду содействия развитию жилищного строительства предоставлять земельные участки для целей строительства социального жилья по минимальной цене.

Пока не снизим стоимость земли, доступность жилья не увеличим.

У многих регионов есть претензии к землевладельцам, не осваивающим свои земельные участки, выжидающим роста цены земли. Предлагаем, по опыту европейских стран, для земель, не осваиваемых в нормативный срок, необходимый для строительства, после его истечения увеличивать налог на землю до тех пор, пока владельцам этой земли выгоднее станет от нее избавиться и продать реальным застройщикам, или самим начать застраивать.

Кроме того, решению задачи доступности жилья будет способствовать достройка жилых домов с планировкой, соответствующей социальным нормативам и обязательным квотированием выкупа для государственных нужд определенного процента жилья, достроенного Фондом содействия развитию жилищного строительства.

Хотел бы отметить, что существующая система учета введенного жилья с учетом строительства большого количества крупнометражного жилья и жилья, построенного с инвестиционными целями, не отражает реальной обеспеченности населения жильем. Основной учетной единицей должен стать не квадратный метр, а количество семей, улучшивших свои жилищные условия.

В целях привлечения средств в строительство жилья предлагаем принять федеральный закон, предусматривающий возможность предприятиям всех видов деятельности направлять на строительство жилья для своих работников средства с отнесением данных расходов на себестоимость (в том числе, используя опыт реализуемой в Республике Татарстан Программы социальной ипотеки).

В рамках реализации национального приоритетного проекта нужно реально решить вопрос обеспечения жильем наших ветеранов и участников ВОВ. Не денежными средствами, как это получилось, в конечном счете, при обеспечении их автомобилями, а реальными квартирами площадью не менее 36 кв. метров. Для этого требуется направление выделенных средств на строительство квартир, либо разрешить вносить эти средства в качестве первоначального взноса по ипотечным программам.

Безусловно, нужно продолжить и реализацию коммерческой ипотеки. Но для этого выделенные государством средства Агентству по ипотечному жилищному кредитованию должны прийти к реальным получателям кредитов. Предлагается установить нормативы для банков, получивших господдержку, по выдаче ипотечных кредитов с минимальной нормой доходности (в пределах 2%) по стандартам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию для их рефинансирования.

Необходимы средства на развитие инфраструктуры. Поэтому в качестве меры по развитию малоэтажного домостроения предлагаем увеличить объемы прямого финансирования из федерального (региональных и местных) бюджета для оснащения застраиваемых территорий инженерной, дорожной и социальной инфраструктурой. Необходимо проработать механизмы по включению средств развития инженерной инфраструктуры территорий жилищной застройки в инвестиционные программы крупных монополистов. Фактически программы жилищного строительства создают для них новый рынок предоставления услуг. Данный вопрос напрямую связан со снижением цены жилья.

Продолжая разговор о цене инфраструктуры, предлагаем условия по внесению платы за подключение к инженерной инфраструктуре, применяемые к индивидуальным застройщикам, распространить также для организованных поселков малоэтажной застройки и многоквартирных домов, строящихся по социальным программам, минимизация платы за присоединение при наличии технических возможностей.

Не могу не затронуть один из самых значимых факторов, который позволит существенным образом снизить себестоимость продукции в реальном секторе экономики. В сегодняшних кризисных условиях целесообразно пересмотреть подходы к тарифной политике, особенно с начала «цепочки» - цена на газ. Возможно, рассмотреть вопрос о «замораживании» цены для внутреннего потребления с компенсацией ОАО «Газпром» части выпадающих доходов из федерального бюджета. Аналогичный подход возможен и по другим монополиям. Снижение бремени для экономики страны будет существенным за счет уменьшения дальнейших «накруток» далее по цепочке.

Чрезвычайно важна, несмотря на кризис, государственная поддержка крупных инфраструктурных инвестиционных проектов (развитие промышленного строительства) в регионах. В этом направлении необходима системная работа по созданию точек экономического роста при выходе из кризиса. Например, в Татарстане в течение нескольких лет велась подготовка и сейчас реализуется строительство комплекса нефтеперерабатывающих заводов (стоимость комплекса 222 млрд. рублей), Особой Экономической Зоны «Алабуга» (35,9 млрд. рублей), комплекса «Аммоний» (40 млрд. рублей), других производств и технопарков, позволяющих внедрять новые технологии. Реализация таких крупных проектов позволяет загрузить работой не только строительный комплекс, но и другие смежные отрасли экономики.

Также считаем необходимым дальнейшее развитие реформ ЖКХ, реализуемых Фондом содействия реформирования ЖКХ. Мы, в Республике Татарстан, для себя считаем эту задачу приоритетной. Несмотря на разрешение федерального центра о возможности снизить объемы республиканского софинансирования по Программе капитального ремонта до 12,24%, мы поддержали ее своими средствами в соотношении к федеральным практически 50 на 50% . Такой же опыт есть в Башкортостане и Оренбургской области.

В результате у нас в 2009 году объем программы достиг 10 млрд. рублей, на её реализации летом задействовано 25 тыс. строителей. Это одна из антикризисных мер, действующих у нас.

Считаем, что уже сейчас необходимо определиться, что же будет после завершения данной программы.

Механизмы дальнейших реформ ЖКХ должны быть определены на правительственном уровне. Соотношение строящегося и эксплуатируемого жилья очень существенно - ежегодно вводится жилья всего лишь около 2,5% от объемов эксплуатируемого. Состояние существующего жилого фонда требует и дальше принятия решения о направлении средств, прежде всего, на внедрение энергосберегающих технологий при модернизации эксплуатируемого жилищного фонда.

Данная мера выступит в качестве одной из антикризисных, позволяющей экономить энергоресурсы, в том числе позволит реализовать мероприятия по оснащению жилищного фонда приборами учета расхода энергоресурсов с учетом интересов потребителей и поставщиков. Эта работа особенно важна в свете решений, принятых комиссией по модернизации и технологическому развитию, где Президент России Д.А.Медведев обозначил основные приоритеты в развитии страны, особо выделив энергоэффективность российской экономики.

Решения, принятые Советом ПФО, предлагается внести на рассмотрение очередного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по национальным приоритетным проектам.

В завершение своего выступления хочу подчеркнуть, что с учетом «инерционности» восстановления строительного комплекса в посткризисный период и того, что для дальнейшего роста экономики страны необходима эффективно работающая строительная отрасль, её проблемы требуют принятия неотложных действенных мер по её поддержке.

Спасибо за внимание!

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International