Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на республиканском августовском совещании работников образования и науки "Образование в Республике Татарстан: состояние, проблемы и перспективы развития"

19 августа 2009 г., среда

Уважаемые учителя!

Уважаемые участники совещания!

Уважаемые Николай Иванович, Александр Михайлович!

Дорогие друзья!


От всей души приветствую работу столь важного и представительного республиканского педагогического форума.

За год, прошедший после предыдущей августовской конференции, ситуация в республике и в стране в целом существенно изменилась. Мировая экономика вступила в период самого острого за последние семь - восемь десятилетий кризиса. Ещё год назад мы развивались в совершенно других условиях, что позволяло несколько иначе расставлять акценты. Но и сегодня у нас нет особого повода терять оптимизм.

Наша страна является неотъемлемой частью международной хозяйственной системы, а Татарстан, будучи одним из наиболее развитых регионов России, тесно интегрирован в мировые торгово-экономические процессы. Многие масштабные проекты реализовывались нами с помощью внешних и внутренних займов. Причём, более половины промышленной продукции, производимой республикой, экспортировалось, а за первое полугодие текущего года, как известно, объём экспорта уменьшился на 52,6 процента. Именно поэтому Татарстан, как и ряд других промышленно развитых центров, в большей степени пострадал от влияния кризиса. Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий за первое полугодие снизился на 35,9 процента по сравнению с прошлым годом и составил 59,5 миллиарда рублей.

По итогам семи месяцев 2009 года почти на 14 процентов сократилось промышленное производство, хотя темпы сокращения несколько и замедлились. За семь месяцев объём ВРП, по оценке, составил порядка 420 миллиардов рублей (или 92 процента к соответствующему периоду прошлого года). За время кризиса возросла безработица (до 56,7 тысяч человек), несколько снизился рост реальных доходов населения. При росте в январе - июне 2009 года средней заработной платы на 3,8 процента (14639 рублей), реальная заработная плата в этот же период составила 93,7 процента к уровню прошлого года.

Сложные погодные условия, особенно в июне, негативно повлияли на формирование урожая. Если бы не новые технологии последних лет в земледелии, последствия засухи могли бы быть и более пагубными. В активной стадии находятся уборочные работы, которые мы планируем завершить ко Дню Республики. На сегодняшний день собрано более 2 миллионов 800 тысяч тонн зерна - более 65 процентов уборочных площадей.

В первом полугодии 2009 года в республике отмечался рост уровня рождаемости на 8,2 процента и снижение уровня смертности на 2,2 процента. За счёт всех источников финансирования за семь месяцев введён 1 миллион 287 тысяч квадратных метров жилья, что лишь на 2,3 процента меньше соответствующего периода 2008 года. В текущем году в нашей республике выполняется самый большой в Российской Федерации объём работ (порядка 10 миллиардов рублей) по капитальному ремонту жилого фонда. 7 миллиардов рублей направлено на строительство объектов Универсиады 2013 года.

Вместе с тем, общие прогнозы пока ещё не утешительны. В этих условиях звучат предложения свернуть практически все программы развития, перейти даже не к жёсткой, а к жесточайшей экономии. Однако растущая в мире конкуренция не даёт нам никаких оснований для абсолютизации такой модели действий. Более того, Россия и так, мягко говоря, подзадержалась в своей технико-экономической модернизации.

На фоне кризисных явлений стало особенно очевидным, что одним из важнейших факторов развития является сегодня сфера образования и науки, которую по праву называют ключом к социально-экономическому лидерству в двадцать первом веке.

Исходя из понимания необходимости системных изменений в образовательной отрасли, на основании всестороннего анализа состояния системы образования республики, мы пришли к выводу о необходимости разработки "Комплексной государственной программы (стратегии) развития системы образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы". Концептуально её изложил в своём докладе министр образования и науки Альберт Харисович Гильмутдинов.

Как вы знаете, недавно прошло первое заседание специально созданной комиссии под моим председательством, на котором были даны конкретные поручения по содержанию и срокам подготовки программы. Безусловно, в её разработке будут учтены рекомендации и сегодняшнего совещания. Мы благодарны Министерству образования и науки Российской Федерации и Московскому институту открытого образования Правительства города Москвы, которые принимают активное участие в разработке программы.

Весьма показательно, что открытое обсуждение стратегии, призванной сыграть судьбоносную роль, начинается в столице нашей республики. Казань - это признанный как в России, так и за её пределами, крупный образовательный и научный центр страны, где сосредоточены колоссальные интеллектуальные и материально-технические ресурсы. И именно отсюда берёт своё начало движение республики к "новой школе" в её современном понимании.

Сегодня на нашем совещании прозвучали прекрасные выступления. В них сразу заметен иной подход, иное мышление, иной масштаб. Очень важно, что у нас есть единодушие в столь серьёзном вопросе, как реформирование татарстанского образования, и общая нацеленность на реализацию задуманного. В связи с этим я предложил бы также включить в состав Комиссии по разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования в Татарстане выступивших здесь учителя русского языка и литературы Гузель Динаровну Хусаенову и директора бугульминской гимназии № 7 Анатолия Анатольевича Шалева. Думаю, их богатый опыт и ценные замечания будут в заметной мере способствовать усилению уровня подготовки этого важного документа.

Думаю, нет необходимости лишний раз подчёркивать определяющее значение образования и науки для развития современного конкурентоспособного общества. Особенно на нынешнем этапе развития, характеризующемся жёстким и бескомпромиссным соревнованием знаний, технологий и идей, происходящем в глобальном масштабе.

Татарстан уже реализовал и продолжает успешно претворять в жизнь целый ряд судьбоносных для республики программ (сплошной газификации, ликвидации ветхого жилья, развития жилищной социальной ипотеки, агропромышленного комплекса, оптико-волоконной связи и другие). Убеждён, что нам под силу будет реализовать и комплексную программу (стратегию) развития образования.

Кризис пройдёт, у республики вновь появятся возможности для инвестирования. Уверен, в ходе выхода из кризиса у нас будет неплохой старт. В последние годы мы создали хороший задел - в Татарстане много конкурентоспособных производств. И ему должно соответствовать опережающее конкурентоспособное образование.

В последнее время с различных трибун много говорится о структурной образовательной реформе. Но порой мы даже не отдаём себе отчёта в том, что она требуют произвести изменения, ни много - ни мало, в самом менталитете общества, его отношении к тому, как должна выглядеть школа, как и чему учить, кто и почему должен в ней работать. И начинать нам необходимо с самих себя.

Причём, комплексная государственная программа развития образования в Татарстане должна творчески развивать основные идеи приоритетного национального проекта "Образование", предусматривать реализацию в республике национальной инициативы "Наша новая школа", предложенной Президентом России Д.А.Медведевым.

Нам необходимо учесть, применительно к условиям республики и мировой опыт. Сегодня реформа образования является одной из главных задач большинства стран мира. Но добились улучшения качества образования очень немногие (Сингапур, Великобритания, Финляндия), и это, несмотря на существенные финансовые вливания и структурные изменения. Причин тому множество, и общего понимания путей реформирования нет. В то же время есть осознание того, что качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.

Успешные практики свидетельствуют, что решающую роль при реформировании образования играют три фактора:

- надо чтобы учителями становились подходящие для этого люди;

- следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы;

- необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование.

Несомненно, что среди всех ресурсов развития образования самым важным является кадровый ресурс. Надо отметить, что сегодня наше общество недовольно качеством подготовки учителей. Не случайно в своём ежегодном послании глава государства поставил задачу привлечения в школу новой генерации педагогов. Поэтому одним из главных направлений нашей республиканской стратегии развития образования, безусловно, должна стать подготовка педагогов. Это своего рода стержневой принцип всей нашей программы.

Сегодня необходим учитель нового типа, который должен быть не только разносторонне образованным специалистом, но и искренним энтузиастом своего дела. "Продвинутому" ученику нужен "продвинутый" преподаватель. Мы хотим, чтобы в школу шли лучшие из лучших. Сюда должны придти лучшие выпускники вузов, учёные, управленцы. Мы намерены сделать так, чтобы в наших школах работали также кандидаты и доктора наук, чтобы они постоянно росли здесь в профессиональном плане. Безусловно, это весьма амбициозная задача, и нам следует сообща думать над тем, как с ней результативнее справиться.

Возвращаясь к зарубежному опыту, можно, в частности, отметить, что в Англии, благодаря развёрнутой правительством национальной программе подготовки учителей, всего за три года количество учащихся, соответствующих стандартам грамотности, возросло с 63 до 75 процентов.

При этом мы должны осознать тот факт, что важным элементом подготовки будущих учителей является привитие им навыков практической работы с учениками в классе. Однако в действующих государственных стандартах прохождение педагогической практики предусмотрено только на старших курсах и в крайне недостаточных объёмах. Эту норму необходимо пересмотреть и вводить с первого курса в большом объёме.

Положительный пример в данном отношении для наших педагогических вузов может представлять опыт Казанского государственного аграрного университета, ректор которого - Джаудат Ибрагимович Файзрахманов - наладил у себя работу по организации сельскохозяйственной практики. И дело пошло. В этой связи я также поддерживаю предложение нашего министра образования и науки о необходимости дальнейшего укрепления связи общеобразовательных и средних образовательных учреждений с вузами. Нужно сделать так, чтобы и вузовские преподаватели проводили уроки в школах, в том числе - и в сельских. Сегодня всё очень быстро меняется, и нынешний ребёнок это уже не тот, что был десять лет назад. Следует очень оперативно реагировать на все изменения, а значит - постоянно быть среди учащихся.

В условиях "новой школы" необходимо сотворчество ребёнка и педагога. В педагогические вузы должны поступать от 5 до 20 процентов лучших выпускников школ (как это происходит в наиболее успешных в части школьного образования странах). За последние десятилетия мы уже достаточно "наштамповали" средних педагогов, которые способны воспитать только средних учеников, притом, что из выпускников педвузов в школах закрепляется лишь каждый пятый. Пора, наконец, сделать ставку на их качество и создание соответствующих привлекательных условий для труда и жизнедеятельности педагогов, а не на их количество.

Сегодня для нас важно определиться в двух принципиальных вещах. Выработать эффективный механизм отбора кандидатов для обучения профессии и назначения учителем (соответствующих определённому набору характеристик и мотиваций), а также решить вопрос с достойной базовой заработной платой.

В условиях начавшегося финансово-экономического кризиса мы вынуждены были отложить переход на новую систему оплаты труда. С учётом сложившейся ситуации и существующих рисков, возможно, частично республика перейдёт к ней в 2010 году, о чём я уже говорил в бюджетном послании Государственному Совету республики. И в первую очередь это должно коснуться системы образования.

Новая отраслевая системы оплаты труда позволит более объективно оценивать разнообразные виды деятельности педагога и стимулировать его за качественные показатели. Это будет важным звеном разрабатываемой комплексной государственной программы развития образования в республике.

В тесной связи с вопросом о повышении эффективности педагогического труда находится и проблема оптимизации школ. За последние пять лет число учащихся в дневных государственных общеобразовательных школах республики снизилось почти на 17 процентов. Причём, более половины сельских школ в республике - 59,9 процента - относятся к категории малокомплектных, хотя, в то же время, в городских школах комплектность классов увеличилась. Основным критерием в работе по реструктуризации образовательной сети должно служить качество предоставляемых образовательных услуг.

При этом в каждом случае необходим индивидуальный подход. С каждой малокомплектной школой нужно разбираться спокойно, без спешки, с учётом условий местности, специфики, традиций, перспективности того или иного населённого пункта, а также близлежащих сёл и деревень. Следует также учитывать наблюдающийся в настоящее время рост рождаемости. Чтобы не вышло, как в своё время с детскими садами, которые распродали и раздали, а теперь уговариваем хозяев продать их обратно. Ведь школу на один день не строят.

Как известно, работа по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, велась нами, в основном, по пути создания базовых школ. И в этом отношении есть неплохие результаты. Но, вместе с тем, необходимо рассматривать и другие варианты повышения качества образования на селе. Образовательная сеть республики должна обеспечивать качественное образование, представляя из себя оптимальную с точки зрения структуры и используемых технологий систему.

Речь, в частности, идёт о внедрении дистанционного образования для школьников из малокомплектных школ. Технические возможности для этого в республике имеются. Одновременно с этим следует практиковать и иные реальные формы обучения (например, организовывать интернаты при базовых школах, использовать возможности сетевой модели профильного обучения и т.д.). Для этого, в свою очередь, необходимы методики, организационные мероприятия и, главное, нормативно-правовая проработка вопроса.

Современные информационные технологии позволяют в корне изменить процесс передачи знаний, сделать его более гибким, насыщенным, удобным для обучающихся. Электронное образование (и, в первую очередь, его дистанционная форма) не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нём. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения. Причём, лучшим его способом признаны комбинированные формы.

Развитие дистанционного обучения происходит на фоне серьёзных изменений на мировом рынке образовательных услуг. Сейчас можно с уверенностью говорить о постепенном стирании границ между системами образования, которые сформировались в различных странах. Миграционные процессы, приобретая общемировой характер, вынуждают лучшие вузы следовать принципу "наш диплом - для гражданина мира".

Ведущие институты, университеты, колледжи должны развернуть у себя системы дистанционного обучения, чтобы получить образование в них мог любой желающий вне зависимости от гражданства и местонахождения. Если конструктивно подойти к вопросу влияния дистанционных форм обучения на решение части проблем, то нельзя не заметить, что такое обучение является менее затратным, чем традиционное, и поэтому может сделать образование более доступным.

В целом нам предстоит поднять информатизацию образования на качественно новый уровень, который позволит интегрироваться в глобальное информационное общество. Для этого мы должны создать такое информационное образовательное пространство республики, которое обеспечивало бы как управление образовательным процессом в целом, так и электронное обучение и взаимодействие всех его участников: преподавателей и педагогов, учащихся и студентов, социальных педагогов и психологов, а также родителей обучающихся.

Одновременно нужно развивать дистанционное обучение детей-инвалидов, чем мы занимаемся уже с 2005 года. Положительным примером в данном отношении является деятельность Академии управления "ТИСБИ", возглавляемой Нэллой Матвеевной Прусс. Думаю, что для успешной реализации поставленной задачи нам предстоит также создать центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном дошкольном образовании всё более актуализируется задача подготовки детей к школе. При этом особенно важно, что оно призвано решать задачи создания равных стартовых возможностей для как можно большего числа детей.

Согласно прогнозам, численность детей дошкольного возраста к 2011 году увеличится в среднем на 7,6 процента, что требует особого внимания к решению проблемы дефицита мест в дошкольной сети.

Между тем, в настоящее время эти вопросы решаются ещё не на должном уровне. В ряде районов показатели охвата не только не повышаются, но, напротив, снижаются: например, в Атнинском (было 43 процента, стало 39 процентов), Высокогорском (было 49, стало 42 процента), Рыбно-Слободский (было 59, стало 49 процентов).

Большая очерёдность сохраняется в таких городах, как Казань (15 тысяч детей), Набережные Челны (854 ребёнка), Чистополь (351 ребёнок), Елабуга (312 детей), в Высокогорском (370 детей), Агрызском (337 детей) и в ряде других муниципальных районов.

При этом существенный охват детей дошкольным образованием поддерживается в Лениногорске, Бугульме (по 89,5 процента), Азнакаево (89 процентов), Елабуге (86 процентов), Нижнекамске (85 процентов), Балтасинском (84 процента), Нижнекамском (78 процентов), Сармановском (70 процентов) районах.

ХОРОШУЮ ДИНАМИКУ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА В ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА ДЕМОНСТРИРУЮТ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, ГДЕ ОЧЕРЁДНОСТЬ СНИЗИЛАСЬ В СЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ РАЗ (С 6,4 ТЫСЯЧИ ДО 854 ЧЕЛОВЕК), ЧТО БЫЛО ДОСТИГНУТО, В ТОМ ЧИСЛЕ, ЗА СЧЁТ СТРОИТЕЛЬСТВА 3 НОВЫХ ДЕТСКИХ САДОВ, ВОЗВРАЩЕНИЯ 4 БЫВШИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОТКРЫТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГРУПП. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ТАКЖЕ В БУГУЛЬМЕ, АЛЬМЕТЬЕВСКЕ, АРСКОМ И ЗАИНСКОМ РАЙОНАХ.

Следует уделять повышенное внимание развитию и новых форм дошкольного образования, а также организации предшкольного образования детей, не посещающих детские сады. К школе должны быть подготовлены все дети - и посещающие, и не посещающие детские сады.

Нам нужно выйти на стопроцентный охват детей старшего дошкольного возраста предшкольным образованием (сейчас 62,7 процента детей, не посещающих детских образовательных учреждений, организованно готовятся к обучению в школе). Следует отметить, что есть территории где полный охват уже достигнут, к примеру, в Алексеевском, Арском, Балтасинском, Бугульминском, Дрожжановском районах. Вместе с тем, вовсе не организована работа по предшкольному образованию в Аппастовском и Ново-Шешминском районах, низкий охват - в Зеленодольском (5 процентов), Кайбицком (35 процентов) районах и т.д. Необходимо шире использовать существующие возможности детских садов и школ.

Безусловно, всё это следует также учесть в разрабатываемой нами комплексной государственной программе.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап в процессе обучения каждого человека и является решающим фактором формирования его индивидуального успеха на протяжении всей жизни.

Поэтому весьма логично, что к реализации стандартов нового поколения первой приступит начальная школа, являющаяся основополагающим звеном всей образовательной цепочки. Именно здесь закладываются базовые основы знаний и самой личности ребёнка. Поэтому педагогический "брак" в начальной школе не может быть допустим ни при каких обстоятельствах.

Необходимо обеспечить начальную школу наиболее подготовленными педагогами, которые должны быть не менее, а, возможно, и более оплачиваемыми, чем остальные. Следует выстроить эффективную систему подготовки учителей начальной школы, сделать их самыми почитаемыми. Нужно создавать соответствующие методологические и образовательные центры (и, прежде всего, в Казани, где сконцентрированы наши главные интеллектуальные ресурсы).

ВЕДЬ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ У УЧЕНИКОВ, ПОПАВШИХ К УЧИТЕЛЮ ХОРОШЕМУ, И, МЯГКО ГОВОРЯ, "НЕ ОЧЕНЬ", РАЗНЯТСЯ ДО 50 ПРОЦЕНТОВ ПО ИТОГАМ ТРЁХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ. ИМЕННО В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ "ПЛОХОГО" УЧИТЕЛЯ ОСОБЕННО ВЫСОКО И СТАНОВИТСЯ ВО МНОГОМ ПРЕДПОСЫЛКОЙ НЕУСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА В ПОСЛЕДУЮЩЕМ. В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ ОСОБО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И ВУЗОВ.

При этом серьёзно предстоит заняться региональной системой оценки качества образования, включая оценку образовательных результатов как основу при переходе с одной ступени обучения на другую, сопоставления качества образования как в различных муниципальных образованиях, так и в субъектах федерации.

Важно также крайне чутко и грамотно учитывать национальную и религиозную специфику республики. Начальная школа - это ещё и место, где закладываются основы национального самосознания и мировосприятия. А с этим, в первую очередь, связана необходимость углублённого обучения родному языку. Думаю, именно на начальную школу со старших классов следует перенести в этом отношении центр тяжести. Прочные навыки, полученные в первые годы обучения, не забудутся уже никогда.

НАД ЭТИМ ПРЕДСТОИТ СЕРЬЁЗНО ПОРАБОТАТЬ НЕДАВНО СОЗДАННОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМИССИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. ХОТЯ ЕЩЁ И ОСТАЁТСЯ НЕМАЛО ВОПРОСОВ, ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ В ЦЕЛОМ ДОСТИГНУТО. НИ У КОГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ: ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН - НАШ ПРИОРИТЕТ, ОТ КОТОРОГО МЫ ОТСТУПАТЬ НЕ СОБИРАЕМСЯ.

Если на федеральном уровне будет утверждён последний вариант проекта новых государственных образовательных стандартов, для освоения родного языка в школе будут созданы все необходимые возможности. В то же время, нельзя забывать, что развитие системы национального образования - это, прежде всего, наша внутренняя задача. Никто не придёт и за нас её не решит, о чём мне уже неоднократно приходилось высказываться.

Очевидно, что 9 - 11 классы - это тот важный рубеж, к которому каждый учащийся должен подойти со значительным багажом знаний, позволяющим ему успешно сдать выпускные экзамены (не важно, в форме ЕГЭ, или в их традиционном понимании). Именно здесь подводится итог многолетней работы и самого ученика, и его педагогов, и школы в целом.

В связи с этим нам необходимо серьёзно поработать и над критериями оценки школ и учителей. Мы рассчитываем, что созданный недавно Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки республики приложит к этому максимум усилий.

Пока же результаты сдачи ЕГЭ (а это сегодня основной показатель качества) никак не могут быть признаны удовлетворительными. Большинство наших выпускников по-прежнему выбрали из предметов по выбору предметы гуманитарного цикла. Хотя у тех, кто в настоящее время выбирает техническое образование, шансов найти работу в ближайшие годы значительно больше. Это оценка нашей профориентационной работы.

Не может не удручать то, что по всем предметам результаты наших выпускников оказались ниже, чем средние показатели по России. Это недопустимый результат. Причём, обращает на себя также внимание неравномерность результатов ЕГЭ в различных районах и городах республики. Уверен, что наши ресурсы, усилия, направленные на развитие системы образования, высокий научно-педагогический потенциал республики в состоянии обеспечивать Татарстану одну из ведущих позиций.

При этом нам следует и дальше поддерживать высокий уровень объективности оценки ЕГЭ. Поднять его республике "помог", в переносном смысле, известный инцидент, произошедший в прошлом году в Балтасинском районе. Сигнал был получен и получил должную оценку, что позволило избежать нарушений в дальнейшем. Думаю, это был полезный случай. Лучше знать горькую правду, чем заниматься самоуспокоением. Это помогает быть самокритичным и двигаться в правильном направлении.

По-прежнему много вопросов вызывает и постановка работы с талантливыми детьми и молодёжью, как в стенах школы, так и после её окончания. Наша программная стратегия должна предусмотреть выстраивание эффективной комплексной системы их поддержки.

Серьёзное внимание при этом необходимо обратить на тревожный факт оттока в последние три года из Татарстана выпускников школ из числа победителей и призёров всероссийских олимпиад. Лишь каждый десятый выпускник остаётся для обучения в вузах республики. И хотя такая позиция вполне объяснима, так как талантливая молодёжь всегда ищет лучшие условия для реализации своих возможностей, это сигнал для всех нас.

В этой связи необходимо проработать как вопросы привлечения в республику тех, кто учится за её пределами в лучших вузах страны, так и предусмотреть особые меры стимулирования собственных выпускников в целях их закрепления в лучших вузах Татарстана. Думаю, в частности, что заслуживают поддержки предложения об установлении специальной президентской стипендии каждому призёру всероссийских универсиад из республики, а также о создании школ-интернатов для одарённых детей при наших ведущих университетах.

Причём, особое внимание на победителей олимпиад и талантливых выпускников должны обратить, прежде всего, ректора наших вузов и лично наш министр образования и науки. Вы должны бороться за талантливых ребят, работать с ними, приглашать их к себе, проводить беседы. Ведь это часть прямых обязанностей руководства вузов и Министерства образования и науки республики. И формализм в этом деле никак недопустим.

В настоящее время всё больше обеспокоенности в нашем обществе вызывает духовно-нравственное состояние молодёжи, что подталкивает различные общественные (и, в первую очередь, религиозные) организации к поиску путей решения данной проблемы. При этом они отнюдь не всегда могут быть признаны удачными.

Как вы знаете, планируется введение в учебный процесс модулей, предполагающих изучение, по желанию, либо основ светской этики, либо основ религиозной культуры в комплексе, либо основ культуры одной из традиционных религий. Считаю, что с учётом многонационального и поликонфессионального состава населения республики для наших школ это неприемлемо. Сейчас в пилотных регионах идёт эксперимент, к которому мы через три года подключимся. А пока нужно спокойно найти ту форму, которая нам больше всего подходит.

Думаю при этом, что для нас более предпочтителен интегрированный курс, близкий по подходам к используемому уже в республике в качестве эксперимента курсу "История религий". При таком подходе изучение духовно-нравственной культуры могло бы стать базой для формирования традиционных ценностей, основой уважительного отношения к иному мнению и приобретения практических навыков по разрешению конфликтных ситуаций.

Одной из актуальных задач государства и общества в настоящее время является патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения, в чём состоит одна из основных задач и системы образования.

Нынешний учебный год будет весьма ответственным в данном отношении. Мы вступили на финишную прямую по подготовке и проведению 65-летнего юбилея Великой Победы. И нам очень важно, чтобы непреходящее значение Победы в Великой Отечественной войне нашло живой отклик в сердцах представителей молодого поколения татарстанцев.

В современном мире очень значимой является также позиция лидера, что делает особенно актуальным развитие у молодёжи лидерских качеств. В связи с этим заслуживает одобрения предложение о введении в школах курса "Основы лидерства", который развивает у ребёнка самостоятельность и чувство ответственности, способствует воспитанию его активным членом общества, патриотом своей страны. Думаю, в указанном отношении не лишним было бы обратить, в частности, внимание и на положения Закона о молодёжи Федеративной Республики Германии, где данные вопросы находят своё должное отражение.

Следует также серьёзно поддержать волонтёрское движение. В преддверие казанской Универсиады 2013 года нужно в полной мере использовать богатый потенциал нашего студенчества. Особое внимание при этом необходимо уделить и созданию студенческих трудовых отрядов (позаботившись заблаговременно о подготовке по специальности).

С древних времён известно, что гармоничное развитие личности зависит как от духовного, так и от физического факторов. Однако, к сожалению, здоровье нашего подрастающего поколения в настоящее время оставляет желать лучшего, что вызвало необходимость принятия решительных мер как в республиканском, так и в федеральном масштабе. Это касается всех уровней образования. Нам предстоит серьёзно поработать в данном направлении, тем более, учитывая потенциал физкультуры и спорта в республике и нацеленность на Универсиаду.

Но решая проблему укрепления здоровья, внедряя здоровьесберегающие технологии, не следует забывать и о таком важном факторе, как наличие медицинского кабинета в каждой школе, в каждом образовательном учреждении. Госдумой России в декабре 2008 года принят законопроект, который позволяет организовывать медицинское обслуживание детей непосредственно в образовательных учреждениях, то есть там, где они проводят большую часть своего времени. Соответствующие поправки внесены и в Федеральный Закон "Об образовании".

Однако сегодня медицинские кабинеты имеются у нас лишь в менее чем 25 процентах школ, остальные школы - малокомплектные и обслуживаются фельдшерско-акушерскими пунктами, расположенными в непосредственной близости от учебных заведений. Очень остро стоит также проблема лицензирования медицинских кабинетов. Из 564 медицинских кабинетов соответствующую лицензию имеют лишь 10 процентов.

Несомненно, всё это также должно найти достойное отражение в нашей комплексной программе.

В последние два года в Татарстане идёт процесс активного перехода системы начального и среднего профессионального образования на двухуровневую систему подготовки кадров. И, как уже отмечалось, мы достигли в этом деле некоторых успехов. Идеология реформы нацелена на то, чтобы все учебные заведения - участники проекта сформировали кадровый, технический, информационный, методический потенциал, превратившись в своего рода центры роста качества. Они смогут осуществлять двухуровневое обучение высококвалифицированных рабочих для различных отраслей экономики, реализуя сквозные учебные программы.

Такие центры должны являться самостоятельными учебными заведениями, осуществляющими на основе договоров совместную деятельность с профильными учреждениями высшего образования и бизнес-сообществом. Согласно концепции образовательных кластеров, в рамках договорных отношений с вузами, учебные программы центров подготовки кадров позволят получить высшее образование в сокращённые сроки. Государственный заказ республики на подготовку кадров в данных центрах будет размещаться в соответствии с конкретными заказами предприятий на обучение и трудоустройство молодых рабочих и специалистов.

Данная схема уже приобрела зримые очертания в республике, в чём мы совсем недавно смогли убедиться на "КамАЗе" и о чём доложил в своём выступлении Сергей Анатольевич Когогин.

Хочу при этом также обратить ваше внимание на такой немаловажный момент, как выпуск из школ ребят, которые решили продолжить обучение по рабочим специальностям. Всем известна старая приговорка: "Учись лучше, иначе попадёшь в ПТУ". Такой подход необходимо в корне менять. Напротив, сегодня школы должны ориентировать своих воспитанников на продолжение обучения по рабочим специальностям. Это не та область, куда нужно "скидывать" отстающих. Рабочим специальностям должны обучаться толковые, успевающие ребята. Необходимо подумать, чтобы такой подход стал один из критериев качества работы наших средних учебных заведений.

Общая тенденция развития системы высшего профессионального образования республики в ближайшей перспективе будет определяться двумя факторами: демографическим спадом и финансово-экономическим кризисом. В нынешнем году из школ республики выпущено на 10 процентов выпускников меньше, чем в прошлом. Тенденция снижения будет наблюдаться и в ближайшие годы (если в 2000 году число выпускников школ было 44 тысячи человек, сегодня их - около 30 тысяч /с учётом НПО и СПО/, к 2013 году показатели начнут выравниваться на уровне 30 тысяч человек).

Система высшего профессионального образования республики в этом году предлагает к поступлению свыше 40 тысяч мест, в том числе около 17 тысяч бюджетных. В то же время прогнозное количество абитуриентов в республике потенциально не превышает 30 тысяч человек. В результате всего этого складывается очень непростая ситуация. Если такая тенденция будет наблюдаться в течение двух - трёх лет, то некоторые коммерческие проекты в сфере высшего образования могут оказаться несостоятельными.

Одновременно в системе высшего профессионального образования сохраняется целый ряд несоответствий:

- между подготовкой кадров в высших и в начальных, средних профессиональных учреждениях,

- дневной и заочными формами обучения,

- диспропорции в потребности и общем количестве выпускаемых специалистов,

- несоответствие специальностей потребностям рынка труда,

- низкое качество подготовки (трудно найти ценного специалиста при избыточном предложении) и т.д.

Кроме того, можно прогнозировать сокращение платёжеспособного спроса на программы высшего образования.

В результате, с одной стороны, под угрозой может оказаться возможность завершить обучение для студентов старших курсов. С другой стороны, этой ситуацией необходимо воспользоваться для оптимизации республиканской сети учреждений высшего профессионального образования. Следует очень осторожно и грамотно действовать в целях использования открывающихся положительных возможностей, стараясь одновременно свести к минимуму отрицательные проявления.

Однако, к сожалению, руководители многих наших вузов продолжают вести себя так, как будто эти и другие важные вопросы современного вузовского развития их не касаются. Хотя для них они уже в скором времени могут превратиться в проблему элементарного выживания.

Сегодня инновационное развитие экономики является определяющим для конкурентоспособности любого государства и региона, что делает особенно важным стимулирование данного направления. Однако анализ существующей системы научной и инновационной деятельности в Татарстане показывает, что в республике ещё недостаточно развита её инфраструктура, в том числе и на уровне вузов.

Как вы знаете, в целях активизации и развития научной деятельности в высших учебных заведениях и формирования эффективной инновационной системы на федеральном уровне принято решение о создании при вузах малых инновационных предприятий. Наша республика, в силу своего высокого научного потенциала, может и должна стать одним из лидеров столь важного процесса, о чём особо следует позаботиться руководителям наших вузов. Это позволит ускорить процессы коммерциализации научной деятельности, в определённой степени решить проблему занятости. В целом данная деятельность должна заметно способствовать инновационному развитию республики.

Министерствам образования и науки, экономики, промышленности и торговли Татарстана, совместно с Советом ректоров республики, в ближайшее время необходимо проработать весь комплекс направлений: подобрать кадры, которые могут составить костяк этих малых предприятий, отобрать перспективные инновационные проекты, продумать вопросы материально-технической базы, привлечения инвесторов, и другие.

Одновременно было бы целесообразно организовать конкурсы на соискание грантов и премий для вузов. Их можно было бы проводить по таким номинациям, как: поддержка вузовских научных школ и молодёжных коллективов, работающих по приоритетным направлениям развития науки, развитие инновационной инфраструктуры (создание центров трансфера технологий и/или офисов коммерциализации, студенческих бизнес-инкубаторов, развитие инфо-коммуникационных систем вузов) и т.п.

Необходима разработка общереспубликанской базы научных проектов и эффективной технологии их сквозного прохождения через систему республиканских и федеральных грантов, получения различных видов государственной поддержки. Иными словами, должен быть сформирован единый механизм "роста научного проекта".

Особого внимания к себе требует процесс создания в республике федерального и национального исследовательского университетов. Тем более что мы располагаем учебными заведениями, являющимися по многим показателям ведущими в стране.

Причём, эти задачи должны касаться не только явных "фаворитов", но и всех вузов, которые в равной степени должны стремиться к участию в инновационных проектах и конкурсах. Возможно, и в качестве соучастия. Это стратегическая задача, и не на один год.

Исходя из современных реалий, в ближайшей перспективе система образования республики должна обеспечить максимальное сохранение выпускников всех уровней в сфере образования с целью уменьшения давления на рынок труда. Это весьма непростая тактическая задача, так как только в 2008/2009 учебном году общий выпуск из всех образовательных учреждений составил свыше 73 тысяч человек.

В высшей школе этому должны способствовать и аспирантура, и малые инновационные предприятия, и дополнительные специальности.

Особое внимание следует уделить выпускникам 11-х классов, которые по результатам государственной итоговой аттестации не получили аттестат о полном среднем образовании (около двух тысяч человека).

Необходимо также активно задействовать все возможности для повышения конкурентоспособности выпускников наших школ. Перспективной, к примеру, представляется запланированное нами для реализации в новом учебном году открытие автоклассов на базе общеобразовательных учреждений. Уверен, что это не только будет значительно способствовать подготовке ребят к службе в армии, но и в целом повысит уровень их социальной конкурентоспособности. Старшеклассники за два года смогут обучиться профессии водителя, получив по окончании школы и достижению восемнадцатилетнего возраста водительские права.

Следует также продолжить работу по опережающему обучению работников, находящихся под риском увольнения. Тем более, что система профессионального образования республики вполне способна полностью покрыть потребности в таком обучении.

Учитывая важность предпринимаемой образовательной реформы, необходима чёткая и слаженная работа всех органов государственной власти и муниципальных образований, работодателей и общественных организаций.

К сожалению, у нас ещё немало тех, кто пытается вмешиваться в образование с помощью административных мер и даже влиять на оценку его качества. Следует осознавать, что таким образом мы оказываем "медвежью услугу" нашим выпускникам. Любое давление на систему образования извне недопустимо. При этом центром ответственности за всё происходящее в отрасли, несомненно, должно быть Министерство образования и науки Татарстана.

Руководители различных уровней власти должны активно заниматься своими прямыми обязанностями - создавать и совершенствовать материальную базу системы образования, содействовать решению целого комплекса социальных вопросов. В частности, подготовке к школе детей из социально незащищённых слоёв населения и т.д.

В этой связи хочется обратить особое внимание на проводимую сейчас в республике благотворительную акцию "Помоги собраться в школу". Мы уже третий год собираем в школу и обеспечиваем всем необходимым для неё детей из малообеспеченных семей. Рад, что это нам так хорошо удаётся. Огромное спасибо всем, кто организовывает эту акцию и вносит в неё свой вклад!

Хотел бы обратить ваше внимание ещё на один вопрос. Всем нам, и в первую очередь, правительству, муниципальным образованиям, предприятиям, необходимо очень предметно поработать в части создания достойных условий для организации летнего отдыха и оздоровления детей и молодёжи, о чём я уже высказывался на недавнем заседании Республиканского Совета по благотворительной деятельности в Набережных Челнах. Программа летнего отдыха в 2010 году должна быть максимальной по охвату (занятости детей), и для этого следует принять все необходимые меры.

Уверен, что ответственное понимание стоящих перед нами грандиозных задач и заинтересованное участие в их решении на всех уровнях позволят нам с честью осуществить задуманное.

* * *

Подводя итог сказанному, хочу ещё раз подчеркнуть, что целью всей нашей работы должно стать создание конкурентоспособной системы образования, соответствующей стратегии и потенциалу социально-экономического развития Республики Татарстан, как общероссийского лидера. Этого же требуют и тенденции мирового развития. И только соизмеряя с данной целью все свои помыслы и поступки, мы сможем уверенно смотреть в будущее.

В заключение своей речи позвольте мне также сердечно поздравить вас и в вашем лице всех педагогов, преподавателей вузов и других работников образовательной отрасли республики с наступающим новым учебным годом. Низкий вам поклон за ваш благородный труд. Счастья, терпения и творческих успехов!

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International