Рад предоставленной возможности сердечно приветствовать вас на столь высоком учёном собрании и поздравить всех нас, а в вашем лице всех преподавателей, сотрудников, учащихся со знаменательной датой - 205-м Днём рождения Университета. Тем более что в этом году он особенный, КГУ добился высокого статуса федерального университета.
Уверен, что судьбоносное преобразование нашего университета в научно-образовательный центр Приволжского федерального округа было закономерно подготовлено всем ходом истории университета. Ведь именно Императорский Казанский университет был создан в начале XIX века как форпост университетской науки и образования на востоке Российской Империи, снискав себе вскоре, благодаря многочисленным научным школам, не только общероссийскую, но и мировую известность. Он являлся базовым центром Казанского учебного округа, в который входили весь Кавказ, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток.
И теперь - по прошествии более двух веков - Казанский государственный университет вновь заслуженно возвращает себе прежний исторический статус и высокое предназначение. Прекрасно осознавая его огромную историческую, образовательную, научную, архитектурную ценность, достигнута принципиальная договорённость о том, что славное имя вашего вуза будет отражено и в названии нового федерального университета.
Как известно, чтобы решительно двигаться вперёд, в первую очередь, требуется осмыслить весь пройденный путь, особенно за последние годы, критически оценив своё место в динамично изменяющемся мире.
Начиная с 1990-х годов, в сфере отечественного высшего профессионального образования происходили сложные и весьма неоднозначные процессы, непосредственно затронувшие и Татарстан. Все эти годы наблюдался небывалый рост количества вузов и числа обучающихся в них студентов, появился быстрорастущий сектор негосударственного образования, значительными темпами развивалось платное, а также неочные формы высшего образования.
Сегодня в республике функционируют 23 государственных, 14 негосударственных вузов и 57 филиалов, в которых обучается 207 тысяч студентов. Количество студентов на десять тысяч населения в Татарстане составляет 550 человек, что не только выше средних показателей по России, но и существенно превышает показатель ведущих стран мира. Для сравнения, в США - стране, имеющей лучшую в мире систему высшего образования, эта цифра составляет около 400 человек. И они не спешат догонять нас: согласно плану Президента США Барака Обамы, подчеркнувшего, что не в американском характере "быть ведомыми", только к 2020 году каждый американец должен получить хотя бы начальный уровень профессионального образования.
Рост количественных показателей высшего профессионального образования хоть и стал в нашей стране положительным с точки зрения увеличения его доступности, однако сопровождался заметным падением качества образования. И сегодня оно не устраивает ни работодателей, ни преподавателей, ни самих студентов и их родителей. Как следствие, девальвировалась и сама идея образования как главного источника повышения человеческого капитала, общество в значительной мере утратило уважение к знаниям, которое теперь следует восстанавливать.
Причём наряду с увеличением количественных показателей в последние годы наблюдались коренные изменения в структуре высшего профессионального образования, сложился опасный дисбаланс, о чём уже неоднократно говорилось.
Он наблюдается, во-первых, по уровням профессионального образования (в ущерб начальному и среднему профессиональному образованию доминирует высшее образование). В прошедшем учебном году в учреждениях НПО обучалось 18,3 тысячи человек, в учреждениях СПО - 51,7 тысячи человек, а в вузах - 207 тысяч человек. Это абсолютно не соответствует реальным потребностям нашей экономики.
Во-вторых, по образовательным программам (выпуск специалистов по социально-гуманитарным направлениям значительно превышает выпуск по инженерно-техническим специальностям). В 2009 году 58 процентов выпускников вузов обучались по социально-гуманитарным специальностям, в негосударственных же вузах эта цифра составляет около ста процентов.
И, в-третьих, по формам обучения (количество студентов, обучающихся по заочной и вечерней форме обучения, превысило количество студентов, обучающихся по очной форме). В негосударственных вузах это соотношение составляет четыре к одному. Причём за этими цифрами стоят исключительно финансовые интересы вузов. При этом не принимается в расчёт, что качество образования, получаемого при неочных формах обучения, в большинстве оказывается неприемлемо низким.
Можно констатировать, что в республике образовались явные диспропорции в части развития сети высших учебных заведений, где чрезмерно большое место занимают негосударственные вузы и различные филиалы, значительная часть которых не располагает необходимой кадровой и материально-технической базой. Всё это усугубляется сложной демографической ситуацией и финансово-экономическим кризисом. В нынешнем году школы республики закончило на 15 процентов меньше учащихся, чем в прошлом (ещё пять лет назад мы имели в два раза больший выпуск). Такая демография приводит к перераспределению абитуриентов в пользу государственных вузов и бюджетных мест (в этом году в негосударственные вузы республики поступило на 10 процентов меньше абитуриентов, при этом на дневную форму обучения приём сократился практически в два раза, и в настоящее время он составляет менее 20 процентов всего набора).
Если такая тенденция будет продолжаться в течение двух - трёх лет, то ряд коммерческих проектов в сфере высшего образования станут просто нерентабельными. В первую очередь это касается филиалов вузов. Под угрозой может оказаться возможность завершить обучение для студентов старших курсов.
В настоящее время на высоком государственном уровне и в общественном мнении окончательно созрело понимание необходимости проведения кардинальных реформ, оптимизации сети учреждений высшего профессионального образования, внедрения в практику новых образовательных технологий, создания системы непрерывного образования или "образования через всю жизнь", в результате чего модернизация отечественного высшего образования должна приобрести, наконец, чёткие контуры.
Татарстан, являющийся одним из наиболее динамично развивающихся регионов, по праву находится в центре происходящей в стране реформы образования. В этих целях мы активно приступили к разработке комплексной государственной программы развития системы образования в республике на 2010 - 2015 годы и сосредоточились на поддержке наших ведущих вузов в конкурсах на право получения статуса федерального и национального исследовательского университетов.
В условиях жёсткой конкуренции с другими регионами нам удалось добиться поставленной цели. Благодаря двум крупным победам казанских вузов в республике открылись новые возможности для развития гуманитарных и естественных наук на базе КГУ, а также технических дисциплин на базе КГТУ (КАИ). Федеральный и национальный исследовательский университеты - большое имиджевое приобретение как для самих КГУ и КГТУ (КАИ), так и для всего Татарстана. Это - двойная победа республики, но в то же время это и двойная ответственность.
Формирование нового федерального университета на данном этапе будет проходить путем интеграции трёх вузов - КГУ, КГФЭИ и ТГГПУ. Некоторые опасаются этого слияния, боясь, что КГФЭИ и ТГГПУ растворятся в общей "федерально-университетской" среде. Уверен, эти опасения напрасны. Уровень знаний и научный потенциал от этого только выиграют. А это - главное.
Слияние уже существующих вузов с целью создания университетов мирового класса - это путь, по которому сегодня последовательно идёт не только Россия, но и другие страны мира. Как отмечает в своей книге "Создание университетов мирового класса" координатор высшего образования сектора человеческого развития Всемирного банка Джамиль Салми, большим преимуществом такого пути "является то, что в результате создаются более сильные вузы, способные капитализировать новую синергию, которую производят объединённые человеческие и финансовые ресурсы".
Безусловно, процесс объединения в рамках одного образовательного учреждения потребует от его участников немало терпения, взвешенных подходов и, конечно, взаимопонимания. Искренне надеюсь, что коллективы всех трёх вузов будут на высоте поставленных задач. При этом наибольшая доля ответственности ложится на сам КГУ. Это касается и процессов развития КГУ как структурообразующего вуза.
Никакие проявления высокомерия, клановости и "цехового" эгоизма здесь не допустимы. Ведь речь идёт о нашем общем деле, имеющем государственное и общественное значение. Вопрос об объединении вузов получил своё окончательное решение, и все разговоры и дискуссии следует оставить в прошлом. У всех нас на сей счёт должна быть единая твёрдая, принципиальная позиция.
Вам, как учёным, хорошо известен диалектический закон перехода количества в качество. В известной мере он применим и к данной ситуации. Ведь здесь также возникает новый, единый функциональный организм, значительно превосходящий по "видовым признакам" и адаптации к окружающей рыночной среде своих предшественников.
При этом не нужно бояться ломки устаревших и обветшавших форм и механизмов, без которой никогда не бывает поступательного движения вперёд. Но в то же время, недопустимо растерять тот положительный опыт, который уже существует в наших вузах и особенно в самом КГУ. Мало того, объединение интеллектуальных и материальных ресурсов создаёт необходимые условия для широкого использования имеющейся базы в целях дальнейшего роста (в частности, для возрождения в новом качестве знаменитого "Восточного разряда").
Федеральный университет должен стать своего рода научным, образовательным и производственным конгломератом, в который войдут различные институты, кафедры, научные и иные подразделения. Причём, что очень важно, он получит право самостоятельно определять содержание учебных дисциплин. В рамках федерального университета должен осуществляться синтез академической науки и передовых технологий. Главным критерием его работы должны стать эффективность, гибкость и конкурентоспособность.
Необходимо обеспечить тесную интеграцию федерального университета с институтами РАН. Нужно открыть широкую дорогу в университет IT-технологиям, создавать при университете фундаментальные институты. Благодаря созданию федерального университета нам представляется возможность разрушить научную замкнутость и соединить усилия преподавателей и учёных в наиболее перспективных проектах и междисциплинарных исследованиях.
В этой связи хотел бы подчеркнуть, что, на мой взгляд, не исключено также объединение профильных (технических) вузов с КГТУ (КАИ) в рамках национального исследовательского университета.
Наш федеральный университет должен приобрести высокое регионообразующее значение. Необходимо в полной мере использовать открывающиеся широкие возможности вести исследования в интересах развития региона и республики. Залог успеха здесь - это, прежде всего, соединение богатого потенциала КГУ и КГФЭИ, что позволит создавать собственные бизнес-школы (по типу Московской школы управления "Сколково").
У нас должен появиться мощный, современный институт экономики. Если нужно, следует вовлечь в него специалистов из других вузов. Какие только в мире есть передовые формы в области экономической науки, всё полезное необходимо употребить. Нужно хорошо изучить имеющийся опыт, и подумать, как у себя всё это создать.
Стартовать надо мощно, без излишней скромности. Не нужно бояться. Развитие науки и образования - это самое сложное. Поэтому следует очень хорошо готовиться к старту, чётко представлять то, какими должны быть университеты. При этом нам надо ещё подумать о развитии химико-технологического направления, ведь Татарстан был и остаётся тесно связанным с нефтедобычей и нефтехимией. Но здесь (и особенно в области органической химии) открывается большой простор для науки. Следует подумать, как и в каком направлении двигаться в этой важной сфере.
Недавно, как вы знаете, мы с Председателем Правительства РФ В.В.Путиным были на строительстве нового нефтехимического комплекса "Танеко". Это - второй "Нижнекамскнефтехим", создающийся на иной научной технологической основе. Столько там добавленной стоимости появится для республики! Наша нефть, наши недра диктуют, что мы должны быть умнее многих, иначе мы не сможем использовать своё сырьё. Оно имеет свои особенности, не отличается лёгкой доступностью, его надо завоёвывать. Это вам, как говорится, информация для размышления. Мы должны хорошо об этом подумать. Я считаю, это беспроигрышное дело. Кто ещё поднимет это направление? Во благо всей страны, не только Татарстана.
Заметную роль в этом процессе должна играть и Академия наук Татарстана, призванная обеспечить масштабное научно-исследовательское участие республики в жизнедеятельности федерального вуза. АНТ следует в комплексе проработать механизмы данного участия, в том числе - связанные с интеграцией в новый университет ряда своих подразделений и институтов.
Следует добиваться формирования и синергетического взаимодействия в едином университетском организме имеющихся сегодня высокоэффективных форм и механизмов развития. Это, прежде всего, касается целевого капитала (эндаумент), малых инновационных предприятий, центров трансфера технологий и/или офисов коммерциализации, бизнес-инкубаторов и других. Необходимо также вывести на новый, более эффективный уровень сотрудничество со Всемирным банком, что позволит также университету более тесно интегрироваться в международное научно-образовательное пространство.
Важнейшая миссия нового университета - подготовка конкурентоспособных специалистов и кадрового потенциала для всего Приволжского федерального округа.
Новый университет должен играть роль своего рода образовательного и научно-исследовательского "магнита", который не только удерживал бы в своём поле одарённую молодёжь республики, но и активно притягивал бы к себе её представителей из других регионов России, а также тех, кто ранее покинул Татарстан в поисках лучших условий для своей профессиональной деятельности.
Молодёжь у вас учится толковая, инициативная, в чём я сегодня лишний раз имел возможность убедиться, когда беседовал перед нашим заседанием со студентами и их научными руководителями. Глаза горят. Это мне понравилось. Если мы сможем этот дух сделать всеохватывающим, с таким задором возьмёмся и будем работать, тогда никакие силы не смогут нас удержать от научно-образовательного прорыва в республике и в стране в целом, а то и за её пределами.
Нужно поддержать эту молодёжь и их руководителей. Организуйте сколько нужно встреч, конференций, стажировок, поездок. Нужно быть успешными в тех направлениях, которыми сейчас занимается весь мир. Ведь одна несостоявшаяся поездка, образно говоря, может сорвать всё дело, можно потерять лет пять времени. Пусть познают мир, и пусть мир узнаёт их! Кипучая энергия нашей молодёжи должна быть направлена на достижение конкретных результатов. Тем более, что, благодаря предшествующим поколениям, мы имеем хорошую стартовую площадку.
Безусловно, повышенное внимание следует уделять социальной поддержке студентов и научно-педагогических работников федерального университета. При этом особое внимание необходимо обратить на талантливую молодёжь и на тех, кто решил вернуться в республику. Мы будем отрабатывать формы, каким образом их поддержать - и за счёт предоставления квартир, и с помощью создания других условий для жизни и учёбы. Это сейчас в наших руках.
Существенное влияние на создание федерального университета, развитие его инфраструктуры и материальной базы оказало принятие решения о проведении в 2013 году в Казани Всемирной Универсиады. После завершения строительства "деревни" Универсиады наши университеты могут стать лучшими по своим возможностям. Ни у кого в России нет ещё такой базы, которая будет у нас через два года. Нужно только ей по уму распорядиться.
Студенты университета должны стать центральным звеном в спорте и волонтёрском движении предстоящей Универсиады. Необходимо уделить повышенное внимание и совершенствованию языковой подготовки учащихся и сотрудников университета. Думаю, преподавание ряда предметов в новом вузе можно будет вести на английском и других иностранных языках. База для этого у вас уже имеется.
Как уже неоднократно отмечалось, необходимо практиковать приглашение к нам ведущих учёных с мировыми именами (в том числе и на постоянной основе), для чего в университете должны быть созданы все необходимые условия.
На качественно новую высоту должна быть поднята в федеральном университете работа по подготовке педагогических кадров. И, в первую очередь, это должно найти своё отражение в формировании Учительского института, призванного стать единым, мощным центром качественной подготовки талантливых учителей и повышения квалификации педагогов республики.
Нам следует рационально, по уму распорядиться богатым "наследством" ТГГПУ. Только подняв подготовку педагогов на мировой уровень, мы можем решить задачу повышения качества школьного обучения, а значит и системы образования. Ведь у высококвалифицированных школьных учителей - ученики всегда с хорошим интеллектуальным багажом.
Особый статус данного направления должен быть отражён в разрабатываемой комплексной государственной программе развития системы образования. Тем более, что следующий год объявлен в России Годом учителя.
Ещё одна основополагающая задача федерального университета - развитие культурно-просветительского потенциала региона: воспитание у молодёжи нравственности, патриотизма, толерантности, приверженности здоровому образу жизни. На новый университет мы возлагаем надежды в организации такой работы в широком смысле этого слова.
Федеральный университет должен осуществлять и миссию формирования гуманитарно-педагогической элиты, призванную обеспечить инновационное движение республики, сохранение культурного наследия, а также успешный выход на международную арену. И особенно это касается задачи подготовки национальной татарской интеллигенции.
В связи с вхождением ТГГПУ в федеральный университет высказываются опасения, связанные с проблемой подготовки национальных кадров, учителей для татарских национальных школ. Я вам должен сказать, что эту задачу мы плохо решаем и сейчас. Заранее надо исключить возможность такой трактовки, что вот там было хорошо, а здесь стало плохо. Мы там ещё тоже ничего не решили, потому что не можем найти ответов на многие вопросы. Как сохранить язык, как обеспечить востребованность кадров, которые мы готовим? Ответов нет на многие вопросы, мы их должны найти. Эти проблемы становятся для нас фундаментальными.
Как можно предъявлять власти претензии, если в семье по-татарски не разговаривают? А потом говорят, что ребёнок не знает татарского языка. Но тут-то уж чья вина, тем более дети-то ваши, собственные? Я не хочу упрощать, но давайте действовать. Родной язык - язык матери, необходимость его сохранения не подлежит дискуссии. В молодости упустишь, потом жалеть будешь, что не понимаешь духовный мир своей нации.
Ещё раз надо посмотреть на дошкольное воспитание. К примеру, Набережные Челны, сейчас в школах открывают детские сады. По республике количество детей в школах уменьшилось. Надо привлечь к этой работе часть учителей, к которым завтра эти детишки дошкольного возраста придут, станут школьниками. Надо создать там условия, чтобы родители могли быть там заняты - сейчас немало неработающих. От нас самих очень многое зависит, от нашей инициативы, желания.
И обучению родному языку в начальных классах сегодня ничего не мешает, в том числе и федеральный образовательный стандарт. Там достаточно часов, только учить надо детей родным языкам эффективно - результативно. Продумать надо, может быть, в начальной школе ввести норму аттестации учителей - на предмет знания учениками родного языка. Ведь хотим мы или нет, 11-е классы должны быть готовы сдать ЕГЭ. Аттестат и диплом надо получить одинаковый, тем более, в федеральный университет надо попасть. Мы по годам обучения должны продуманно расписать объём преподавания родного языка. Этим вопросам руководство республики всегда придавало и будет придавать приоритетное значение. И в ходе работы над комплексной программой надо очень серьёзно подойти к этой проблеме.
Уважаемые друзья!
Формирование новой высшей школы - дело всего общества. И наше благополучие напрямую зависит от успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности. Убеждён, что вы приложите к этому все свои усилия.
Ещё раз поздравляю всех вас с днём рождения нашего славного университета и желаю вам новых научных и образовательных свершений и благополучия!
Спасибо за внимание.
Игътибарыгыз өчен рәхмәт.