В Свияжске всем должно быть уютно

18 августа 2010 г., среда

В последнее время я часто бываю в Свияжске - и зимой, и весной, и летом приезжаю, обхожу остров, разговариваю с жителями. Каждый раз всё больше убеждаюсь в правильности нашего решения взяться за восстановление исторических памятников и обустройство острова. Безусловно, всё сразу не сделаешь, это и невозможно, потому что есть исторические тонкости, всё нужно делать с умом и на все времена. Жители острова, паломники, туристы - все должны здесь чувствовать себя уютно со всех точек зрения.

Свияжск - первый православный город в Среднем Поволжье, сыгравший одну из ключевых ролей в исторических процессах формирования Российского государства. Отношение ко всему, что исходило в ту эпоху от Свияжска, передается из поколения в поколение большинства татарстанцев со смешанными чувствами. Архитектура острова Свияжск ведет начало с 1551 года. Он был построен в ходе похода Ивана Грозного на Казань. Это беспрецедентный в мировой практике пример единовременной закладки и заселения города-крепости. Из заранее заготовленных срубов деревянные здания и сооружения 75 тысяч воинов собрали за четыре недели. Из них сохранилась только Троицкая церковь, которую до начала похода царя срубили в Подмосковье, потом на плоту, по течению отправили на остров Свияжск, затем построили за один световой день (16 мая 1551г.) и к приходу царя церковь уже стояла. Стоит и поныне, как единственный в Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI века. До сих пор восхищают удивительные росписи Успенского собора с ансамблем фресок, не имеющие аналогов ни в одной из древнерусских школ фресковой живописи. Значительный интерес представляют и другие храмовые ансамбли, например, церковь Святого Сергия Радонежского, построенная при правлении Бориса Годунова. Остров Свияжск без преувеличения можно назвать жемчужиной Поволжья.

Свияжск - уникальный историко-культурный памятник, национальное достояние всей России, донесший общекультурное наследие через четыре с половиной столетия до наших дней. Современный остров-град имеет несколько историко-культурных пластов, которые начинаются ещё задолго до появления Ивана Грозного. По мнению сотрудников Института истории АН РТ им.Ш.Марджани, материалы археологических исследований последних лет дают возможность говорить о том, что район Свияжска был освоен еще с домонгольского времени болгарским населением. С начала лета, по плану реализации республиканского проекта по восстановлению древнего города Болгар и острова-града Свияжск, развернуты археологические раскопки. Есть потрясающие находки и в Болгаре, и в Свияжске. Например, бойцы республиканского археологического студенческого отряда в Свияжске, работающего на участке у будущего речного вокзала, обнаружили улицу XVIII века.

В настоящее время остров представляет собой большую строительную площадку, идут интенсивные работы по газификации, электроснабжению, прокладывается водопровод, канализация. Но, несмотря на это, поток паломников и туристов не прекращается. Посещая остров, я встречаю людей из самых разных уголков России и стран СНГ. Отрадно, что они ценят внимание к памятникам культуры и поддерживают нашу инициативу.

В своё время в Свияжске побывали императрица Екатерина II, императоры Павел I, Александр I, Николай I, поэт и государственный деятель Г.Р.Державин, поэт А.С.Пушкин, писатели Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. Побывали А.И.Герцен и А.Н.Радищев, правда, не по своей воле. С иной миссией был там Лев Троцкий. В 1918 году он поставил на острове памятник Иуде. Тогда широко пропагандировали атеизм и решили противопоставить этот памятник православным храмам. А с ним приехал Демьян Бедный и ещё несколько поэтов и писателей. Это был пролетарский порыв, характерный для тех времен. Но случилось так, что памятник долго не простоял. Вообще, судьба острова и островитян была непростой. В ней было немало драматических страниц: закрытие в 1924 году монастырей, размещение на их территории учреждений ГУЛАГа, а в последствии - психиатрической больницы.

Надо отметить, что с начала 1950-х годов, после закрытия специальных учреждений на острове, начались работы по изучению и сохранению уникальных памятников истории и культуры. Но сил и средств было крайне недостаточно. Безусловно, этим надо было заниматься всегда, но, как я уже неоднократно говорил, именно сейчас, когда крыша домов не течёт и есть хлеб на столе, у людей появляются мысли о духовности, об исторических и культурных других ценностях, сохранение которых дальше откладывать нельзя. Настала пора определиться: кто мы, как мы относимся к памяти о предках и к их творениям? Я для себя, в шутку конечно, но с определенной долей иронии, сделал такой вывод: мы сидим на берегу, смотрим в бинокль и видим, как мимо нас по Волге проплывают огромные белые теплоходы с туристами. И ничего не делаем для того, чтобы повернуть их к нашим берегам, показать наши исторические места, достойные их взору. Мы ведь этим обделяем не только себя, но и тех, кто проплывает мимо. Ведь сама судьба распорядилась так, что оба города, и Болгар, и Свияжск находятся на красивейших берегах Волги! Надо создать все условия, чтобы туристы со всего мира посещали их и видели, что в Татарстане живут цивилизованные люди.

Или вот ещё один пример. Сама река Свияга - уникальное явление природы, где сохранились даже стоянки первобытного человека. Далеко не все знают: река Свияга берёт начало на территории Ульяновской области, находящейся ниже по течению Волги. А впадает в Волгу около острова Свияжск, находящегося выше по течению. Представьте, Волга течёт со стороны Москвы на Астрахань, а Свияга течет против Волги и впадает … в Волгу именно в этом месте. Чем не загадка для туристов? Я часто говорю, если бы такое явление было где-нибудь за рубежом, то полмира прибежало бы и гадало: почему же так?

Поэтому наша стратегическая цель состоит в том, чтобы комплексы исторических памятников древнего Болгара и острова-града Свияжск стали общим достоянием. Ближайшая задача - добиться их внесения в список ЮНЕСКО, сейчас они находятся в списке ожидания.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International