- Уважаемый Минтимер Шарипович, Вы уже больше двух месяцев не президент Татарстана, а Госсоветник. Что это за должность и как Вы себя чувствуете в ней?
- Этот статус четко прописан в специально принятом нашим Госсоветом законе. В рамках своих полномочий я обладаю правом законодательной инициативы, что само по себе говорит о многом. Я настоял на том, чтобы эта работа осуществлялась мной на безвозмездной основе.
Сложившуюся форму взаимодействия руководителей высших органов власти республики считаю достаточно эффективной. Время от времени встречаемся у Президента республики, где происходит обмен мнениями по актуальным вопросам текущего момента и проблемам перспективного характера.
Основное внимание и энергию я сегодня направляю на реализацию масштабных в рамках России культурно-исторического проекта федерального значения «Великий Булгар» и «Остров-град Свияжск», расположенных на красивейших берегах великой реки Волга. Должен сказать, что дело, которым я сейчас занимаюсь, меня поглотило всецело. Сейчас мы решаем проблемы, связанные с реставрацией и восстановлением этих ценнейших уникальных памятников ислама и православия, основанных соответственно в десятом и шестнадцатом веках. Это многогранная и трудоемкая, но, в то же время, очень и очень интересная работа, связанная с возрождением наших духовных корней. Проект всецело поддержан Президентом и Премьер-министром Российской Федерации.
- Коль Вы заговорили о духовных корнях, то уместно будет спросить: как Вы относитесь к недавно принятому закону об установлении Дня крещения Руси? Не кажется ли Вам, что российские законодатели с этим несколько поторопились, с учетом того, что в РФ традиционными религиями считаются наряду с православием ислам, иудаизм и буддизм?
- Естественно, что у представителей этих конфессий, прежде всего у мусульман, возникают вопросы. Ведь ислам это вторая по числу приверженцев религия в нашей стране. Ислам исповедуют более 20 миллионов россиян. Согласно историческим летописям, Киевская Русь приняла православие значительно позже, чем на нынешней территории РФ был принят ислам. Эта религия имеет глубокие корни, и она была добровольно принята как официальная религия Булгарским государством уже в 922 году, когда Россия еще не имела своей государственности.
Поэтому представители татарстанской интеллигенции и наши ученые стали справедливо задавать вопросы, которые требуют ответа. Я знаю, что Госсовет республики намерен обратиться к председателю Госдумы Борису Грызлову с предложением внести в календарь памятных дат России и День принятия ислама. Если данное предложение, как это часто бывает, не будет поддержано, то наш Госсовет может принять постановление о внесении в календарь памятных дат в Татарстане Дня принятия ислама. У нас уже есть такой опыт, когда на федеральном уровне Рождество стало официальным праздником, то в республике было принято решение об объявлении праздничным выходным днем - Курбан-Байрам. И в многонациональном Татарстане такой шаг был воспринят позитивно. Лично я не сомневаюсь, что такая памятная дата как День принятия ислама появится уже в ближайшем времени. Другое дело, будет ли это в масштабах России или же такой день будет отмечаться только в Татарстане. В целях единения народов хотелось бы принятия решения по всей стране.
Территорию России населяет многонациональный и многоконфессиональный народ со своими заботами как материальными, так и духовными. Если органы власти на местах отвечают за часть территории РФ, то почему не держать совет с ними в таких непростых вопросах? Ведь руководители регионов занимают свои места не только для того, чтобы заниматься решением исключительно вопросов ЖКХ, как это часто принято считать на федеральном уровне.
Получается, что мы сами себя боимся и поэтому идем по пути принятия односторонних решений, которые легко принимать без учета мнения и интересов меньшинства по таким деликатным, часто судьбоносным для единства страны темам. К сожалению, у нас сегодня ни Совет Федерации, ни Госдума не относятся к тем органам власти, которые учитывали бы интересы меньшинства на законодательном уровне. У них нет механизма учета проблем меньшинства. Поэтому и получается, что зачастую спотыкаемся на ровном месте, когда можно своевременно снять любые сомнения и вопросы, которые возникают, время от времени, подчеркну, у образованного многонационального российского народа.
- В октябре пройдет очередная перепись населения страны. В ходе прошлой было много споров в части графы о национальной принадлежности. Тогда появились национальности, представителей которых у нас попросту не было. Сегодня, судя по данным СМИ, в опросных листах появятся еще больше национальностей вплоть до таких экзотических, как «халдеи, полукровки, татары татарские и татары башкирские» и тому подобное.
- В очередной раз вопросы переписи начинают принимать политическое звучание. И у многих, особенно малых народов, вольно или невольно возникают вопросы – с какой целью это делается и почему во всероссийской переписи раз за разом появляются новые национальности и новые этносы? При том, что в реальности такого не происходит. Тогда зачем называть золото золотым и то же самое золото серебряным? Если это делается в научно исследовательских или познавательных целях в интересах отдельных институтов или ученых, которые под предлогом переписи будут ставить свои масштабные эксперименты, то это непомерно дорогостоящее для государственной казны занятие. На перепись будут потрачены миллиарды рублей.
Я не думаю, что государство, проводя перепись, в основу ставит именно такие задачи. Ее цель - и она для всех стран одна и та же – уточнить национальный состав, общее количество населения и их расселение с тем, чтобы определить на перспективу государственную политику в вопросах демографии и социально-экономического развития страны. Недопустимо отходить в сторону от этих целей в угоду чьим-то псевдонаучным изысканиям или политической конъюнктуре.
В ходе прошлой переписи мы глубоко изучали вопросы, касающиеся татарской нации. Тогда опросником было выделено 39 этнических групп татар. При том, что речь идет об одной национальности – татарах. Тогда разгорелась серьезная дискуссия по этому поводу, но нам удалось отстоять свою точку зрения. Сейчас, в ходе подготовки к предстоящей переписи, перечень этнических групп предлагается расширить настолько, что в него войдут национальности и этнические группы, которых не существует в природе. Зачем доходить до такого абсурда, дробя одну и ту же национальность на десятки этносов?
Государственные органы власти должны внимательно посмотреть, что предлагается в опросных листах гражданам в части национальности, не пуская это дело на самотек. К примеру, то, что сейчас появляются предложения разделить татар на булгар, в том числе булгар волго-камских, волжских, татар на московских, казанских и так далее - это не более чем лоббирование некоторыми научными деятелями своих гипотез и умозаключений. В этой связи среди ученых Татарстана уже звучат предложения пойти по этому пути дальше и в ходе переписи разделить русских, проживающих в республике на «казанских или татарских русских». Такой подход недопустим и абсурден. Мы уже были свидетелями, когда в 2002 году в Башкортостане сотни тысяч людей татарской национальности в результате переписи оказались башкирами. Если стремиться к таким «выдающимся успехам» в этой сфере, то о каких объективных и непредвзятых результатах может идти речь.
С другой стороны, есть не менее важная вещь как межнациональная стабильность. Необходимо закреплять тот хрупкий процесс стабилизации межнациональных отношений, в котором продолжает нуждаться наша страна, а не давать импульсы к возникновению напряженности в этой сфере и не сеять смятение в душах людей. Кто бы, что бы там не говорил, но в душе каждый человек остается верен своей исконной национальности.
Пока не утвержден перечень национальностей для предстоящей переписи населения, властям на государственном уровне есть над чем задуматься. Мое глубокое убеждение в том, что в ходе этой переписи перечень этнических групп в опроснике должен быть уменьшен по сравнению с 2002 годом, и уж ни в коем случае надуманно не расширен. Перепись должна проходить в интересах государства, в конструктивном русле, без какого бы то ни было намека на политизацию вопроса, с учетом многонациональной особенности нашей страны. В стране и без того, время от времени возникает немало вопросов и проблем в сфере межнациональных отношений, в том числе касающихся стандартов образованиях в национальных республиках, в части определения вопросов преподавания религии в национальных школах – преподавать только православие или же основы традиционных религий? К примеру, у нас в республике может быть принято изучение в школах таких предметов как «Основы традиционных религий в РФ» или «Основы светской этики», чтобы никому не было обидно. Казалось бы, для всех здравомыслящих людей это очевидно.
- В этой связи хочу спросить у Вас, Татарстан единственный субъект РФ, где сохраняются вкладыши в паспортах с указанием национальности. При том, что Конституционный суд РФ высказался не так давно против возвращения в паспорте графы «национальность»…
- Мы в республике исходили из того, что если человек хочет иметь в паспорте графу «национальность», то такая возможность ему должна быть предоставлена. Это, между прочим, конституционное право граждан нашей страны. Несколько лет тому назад, когда со стороны и государственных, и общественных организации эта проблема была поднята, нам удалось её урегулировать. В паспортах времени СССР записи делались на русском языке и на языке национальной принадлежности. Для такой записи есть достаточно веские основания. К примеру, у татар и у других наций есть имена, которые невозможно записать на русском языке. Ведь имена дают родители, исходя из своих традиций и т.д. Напрашивается естественный вопрос – почему необходимо добиваться естественных прав людей через немалые усилия?
Теперь каждый житель республики по желанию получает вкладыш в паспорте с указанием своей национальности. Примечательно, что с 2007 года, когда стали выдаваться такие паспорта, количество людей их получивших не снижается. В 2007 году в республике такие вкладыши имели более 50 процентов тех, кто получал паспорта, через год это количество равнялось уже 55 процентам.
Этот показатель свидетельствует о том, что принятое нами решение было абсолютно правильным и оправданным, а также о том, что вопрос национальной самоидентификации очень крепко сидит в душах наших людей.
В данном интервью мы с Вами затронули лишь часть проблем, с которыми нельзя не считаться в многонациональном государстве, вставшем на демократический путь развития. Вышеобозначенные национальные проблемы должны рассматриваться и решаться уполномоченным федеральным органом совместно с регионами. К сожалению, такая структура в федеральном государстве отсутствует.