30 августа Татарстан отмечает 20-летие Дня республики. Не ошибусь, если скажу, что это один из самых знаменательных праздников для нашего многонационального народа. Путь к нему был непростым, и мы его прошли достойно.
Этот год знаменателен тем, что исполнилось 90 лет со дня образования Татарской АССР. Конечно, автономия была ущербной, а потому недовольство граждан существовавшим статусом республики было вполне обоснованным. Инфраструктура не развивалась. Не было дорог, газификация охватывала только города, строительство жилья было минимальным. Ветшал жилой фонд. Полки в магазинах были полупустыми. Доходило до того, что люди ездили в Москву, чтобы привезти продукты питания, которые они сами же производили. Этот разительный контраст между уровнем жизни в Москве, Киеве, Минске, Алма-Ате, Ташкенте, Бишкеке, не говоря уже о прибалтийских республиках и советской "глубинкой" сказывался на настроениях людей. Автономный статус Татарстана населением рассматривался как историческая несправедливость.
Неправильно было бы огульно охаивать советский период. Многие достижения того периода легли в основу нынешней экономики и культурной жизни Республики Татарстан (РТ). Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности стали ведущими в экономике республики. На их базе выросли нефтехимические и химические предприятия. Появилась авиационная промышленность и многочисленные предприятия машиностроения. КАМАЗ стал ведущим предприятием страны, таковым он остается и в XXI в. Вместе с появлением новых отраслей укрепились ВУЗы, а также научные институты. Татарстан из полуаграрной республики стал индустриальным регионом. За советский период был преодолен перекос в профессионально-квалификационной структуре населения. Практически во всех сферах жизни из татарской среды выросли высококвалифицированные специалисты.
Несмотря на то, что татарский народ пострадал в годы репрессий 1937 г., а затем потерял многих талантливых людей во время Великой Отечественной войны, он сумел воспитать новое поколение интеллигенции. В советский период появились замечательные писатели, композиторы, артисты, художники, достойно продолжившие традиции старшего поколения. В то же время следует признать и существенные потери в сфере культуры, поскольку существовала жесткая цензура, в директивном плане закрывались татарские школы, а сфера татарского языка свелась к бытовому уровню. Газеты и журналы регламентировались, особенно ощутили на себе ограничения радио- и телепередачи на татарском языке. Все это создавало негативное умонастроение у татарской части населения.
"Гласность" всколыхнула все советское общество. Москва и Прибалтика задавали тон. На уровне СССР лозунг "Иного не дано" захватил умы. В Татарстане главным стержнем с 1918 г. была идея возрождения государственности. В конце 80-х - начале 90-х гг. она была выражена в требовании придания Татарстану союзного статуса. Всем казалось, что проблема заключена в ущербности автономии. Во многом это так и было, однако стремительное развитие событий показало, что и союзные республики были недовольны своим статусом. Тогда стала доминировать идея суверенности республик.
Суверенитет в международном праве понимается довольно широко, хотя традиционно его связывают с независимостью. В Татарстане после длительных дискуссий, где разброс мнений находился между полной независимостью и повышением статуса в составе Российской Федерации (РФ), нашли компромиссную формулу, которая впоследствии вошла в Конституцию Республики Татарстан. Основной закон РТ (ст. 1) гласит: "Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан". Такая формула соответствует Конституции Российской Федерации, поэтому определение Конституционного суда (от 27 июня 2000г., № 92-0), по которому понятие суверенитета может применяться исключительно к Конституции РФ и не может относиться к республикам, было явно политизированным решением. В федеративном государстве полномочия делятся, а значит, существует "разделенный суверенитет".
Первоначально в содержание суверенитета Татарстана входило и понимание республики в качестве субъекта международного права, но впоследствии его исключили из официальных документов, хотя фактически РТ вела и продолжает вести активную международную деятельность, причем на достаточно высоком уровне.
Следует заметить, что "Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан" была принята вслед за "Декларацией о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", где предусматривалось право народов "на самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах" (п.4). Поэтому обвинения в адрес Татарстана в сепаратизме необоснованны. Декларация РТ стала основанием для выработки Татарстаном собственной политики по ряду сфер жизнедеятельности республики.
В политическом плане перед республикой стояли несколько непростых вопросов, которые требовали своего решения. Во-первых, статус татарского языка; во-вторых, участие в "Союзном договоре" в качестве самостоятельного субъекта, наряду с РФ; в-третьих, выработка взаимоотношений с РФ на договорной основе. Декларация о государственном суверенитете РТ признала татарский и русский языки в качестве государственных. Такое решение было принципиально важным для татарского населения, хотя и вызывало возражения со стороны оппозиции. Компромисс состоял в том, что на политическом уровне была договоренность о том, что вместе с приданием татарскому языку статуса государственного одновременно будет инициирован переговорный процесс с союзным центром.
По предложению делегации Татарстана на съезде народных депутатов СССР удалось внести изменения в ст. 127 Конституции СССР, которая признала членами нового Совета Федерации, наряду с союзными республиками, и автономные республики.
Не простым был вопрос о месте Татарстана в разработке и заключении Союзного договора. Российская Федерация настаивала на участии республики в рамках делегации РФ. У РТ была иная позиция, которая была выражена в Постановлении Верховного Совета Татарской ССР "О проекте Союзного договора". Пункт 2 содержал принципиальную позицию о том, что парламент республики: "В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года и Законом СССР от 26 апреля 1990 года "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации" заявляет о своей готовности выступить соучредителем Союза Суверенных Советских Республик, самостоятельно подписать Союзный договор и принять вытекающие из него высокие обязательства". Такая позиция требовала урегулирования взаимоотношений с РФ. Политическая обстановка в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и других городах в начале 90-х гг. была весьма напряженной. Регулярно собирались многотысячные митинги, где требовали независимости Татарстана. Многие депутаты поддерживали такую позицию, о чем говорит факт принятия Постановления Верховного Совета Татарской ССР "Об Акте государственной независимости Республики Татарстан", в соответствии с которым было поручено "Кабинету Министров в месячный срок представить на рассмотрение Верховного Совета Татарской ССР анализ-прогноз изменения политико-правового, социально-экономического положения Республики Татарстан в результате принятия Акта о государственной независимости". В парламенте республики также была принята "Декларация о вхождении Республики Татарстан в Содружество независимых государств", где отмечается, что республика заявляет о вхождении в СНГ "на правах учредителя". Вместе с тем провозглашение независимости увязывалось с проведением всенародного голосования (референдума) "граждан Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан".
Политическая ситуация смягчилась благодаря переговорам между делегациями РТ и РФ, где были достигнуты определенные успехи. С большим трудом, но 15 августа 1991 г. был подписан Протокол по итогам консультаций, где были зафиксированы намерения о необходимости "ориентироваться на использование договорных форм регулирования отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Республикой Татарстан, учитывающих их приоритетные интересы без ущемления интересов других республик и Союза в целом". Это был первый документ в новейшей истории, подписанный между Москвой и Казанью, и он положил начало переговорам о заключении договора о взаимном делегировании полномочий. Важным этапом стало подписание 22 января 1992 г. Соглашения Правительства Российской Федерации с Правительством Республики Татарстан об экономическом сотрудничестве.
Для укрепления статуса республики трудно переоценить значение референдума, состоявшегося 21 марта 1992 г. С самого начала переговорного процесса между центром и РТ, начавшегося 12 августа 1991 г. делегация РФ ставила вопрос о легитимности полномочий делегации РТ. В Москве шла активная борьба демократических сил с коммунистами, и Татарстан для многих политиков был неудобным и якобы недемократическим субъектом, продолжающим советские традиции. Обнаружилось явное недопонимание центром происходящих на местах процессов. На самом деле работа в республике велась в интересах населения, что и мог подтвердить референдум. Первоисточником права является народ, и мы обратились к нашему населению, чтобы сами люди непосредственно на основе свободного волеизъявления выразили свое отношение к принятой парламентом республики декларации о государственном суверенитете.
Взаимоотношения между Москвой и Казанью накануне референдума накалились до предела. Республику забросали плакатами и листовками с призывом голосовать против вопроса, вынесенного на референдум: "Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?" Властные структуры России предприняли шаги, чтобы не допустить проведения референдума. Нам было совершенно непонятно, почему и на каком основании нас пытаются лишить права советоваться с народом, причем в самой демократичной форме. Верховный Совет РФ на своем заседании, в недопустимо грубой форме, потребовал от Председателя Верховного Совета республики Ф.Х.Мухаметшина отмены решения о проведении референдума.
Перед самым референдумом выступил Б.Н.Ельцин с обращением к населению Татарстана и призвал бойкотировать референдум. С призывом дружно поддержать вынесенный на референдум вопрос пришлось выступить мне. Напряжение росло. Дело дошло до того, что Прокурором РФ во все избирательные участки РТ было направлено предписание об уголовной ответственности в случае их открытия для голосования. Однако к утру в день референдума все 2611 избирательных участков начали свою работу. Итоги референдума показали, что за статус республики голосовали как татары, так и русские. Полученные результаты (почти 62%) подтвердили существующее доверие населения к избранному президенту и депутатам, после чего в республике наступила межэтническая и в целом политическая стабильность.
Закрепление статуса республики путем всенародного голосования стало основой для разработки новой конституции Татарстана, которая была принята парламентом в 1992 году. Основной закон стал одним из базовых документов для подготовки проекта двустороннего договора.
Переговоры шли с большим трудом и перерывами, поскольку каждая сторона искала дополнительные аргументы в свою пользу. В 1993 году руководство центра предложило проект новой Конституции Российской Федерации, который обсуждался на Конституционном совещании. Президент РТ и Председатель Верховного Совета РТ обратились к президенту РФ с предложением "о конституировании в Основном законе Российской Федерации положения о договорно-конституционных отношениях между Республикой Татарстан и Российской Федерацией - Россией". Однако официальный ответ не был получен. Делегация республики покинула Конституционное совещание, после чего начались двусторонние консультации по вопросу внесения поправок в проект Конституции РФ с тем, чтобы учесть позицию Татарстана. В результате в Основном законе РФ появился весьма важный пункт (ст. 11 п. 3), который гласит: "Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". В этой статье для Татарстана была важна фраза "иными договорами", что открывало путь к заключению двустороннего договора. Конечно, впоследствии вокруг п. З ст. 11 возникла жаркая дискуссия, но на тот момент это было безусловной победой республики в отстаивании своих прав на самостоятельный голос при формировании федеративных отношений.
Переговоры о заключении двустороннего договора приближались к завершающей стадии. Важным аргументом для заключения договора служило то, что республика в 1992 году не подписала Федеративный договор. Вместе с тем, Татарстану было необходимо войти в общее правовое поле России. 15 февраля 1994 года договор РФ и РТ "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" был подписан. Ситуация сложилась так, что федеральный центр также был заинтересован в подписании Договора, потому что до его заключения в Татарстане не проводились выборы в Госдуму РФ, а также республика не была представлена в Совете Федерации России. Договор стал важным документом, обозначившим перелом в отношениях республики с федеральным центром.
Параллельно с политической составляющей в республике вырабатывалась концепция социально-экономического развития. Структурная перестройка экономики, необходимая для перехода к рыночной экономике, затруднялась наличием масштабного военно-промышленного комплекса. Кроме того, экономика РТ зависела от цены на нефть, которая в те годы сильно колебалась, а потому было непросто выработать долгосрочную экономическую политику. Были также и другие причины, препятствовавшие ускоренному переходу к рыночным отношениям.
"Шоковая терапия", объявленная правительством РФ, ставила под удар основное население республики и грозила людям обнищанием. Переход к рынку не должен был порождать негативное отношение к новым экономическим отношениям. Поэтому Правительство Татарстана избрало путь "мягкого вхождения в рынок", что означало адресную социальную защиту населения, постепенную приватизацию под наблюдением государственных органов, сохранение контрольного пакета акций за государством в бюджетообразующих предприятиях. Самостоятельная политика Татарстана в период ваучеризации позволила избежать распродажи собственности республики за бесценок.
Важнейшими задачами экономической политики стали приближение инфраструктуры к рыночным условиям, поэтому начались строительство дорог, газификация, телефонизация, ликвидация ветхого жилья, прокладка оптико-волоконной связи для Интернета и т.д. Важнейшим фактором стабильной продовольственной обеспеченности в эти сложные годы стала политика сохранения сельскохозяйственного производства, постепенной приватизации сельскохозяйственных земель татарстанскими компаниями.
Одновременно был взят курс на переход от продажи сырой нефти к ее переработке и в целом на развитие высоких технологий. Постепенно удалось расширить переработку нефти, развить нефтехимическую и химическую отрасли. Доля высокотехнологичной продукции в производственном секторе республики из года в год повышалась. Политика "мягкого вхождения в рынок" полностью себя оправдала.
Важнейшей составляющей постперестроечного периода стало развитие культуры Татарстана. Руководство РТ открыто объявило, что финансирование татарской культуры будет приоритетным, поскольку она пострадала в советский период больше, нежели русская культура. Русская часть населения РТ поддержала это мнение, что было важно с точки зрения сохранения межэтнического согласия. Начали открываться татарские школы и гимназии, учреждались новые газеты и журналы на татарском языке, появилось собственное спутниковое телевидение, что было важно для всех татар, проживающих в РФ и странах СНГ, татарский язык из разговорного стал государственным и неуклонно расширял сферу применения, включая Интернет. Татарстан наладил тесные контакты с татарским населением РФ и СНГ. Наряду с церквями, строились и восстанавливались мечети по всей республике. Была учреждена собственная Академия наук. Важным моментом развития сферы культуры стало изменение психологии людей, они почувствовали себя хозяевами республики, приобрели чувство гордости за успехи родного Татарстана.
Благодаря договору 1994 года республика смогла развивать внешние связи, координируя свою деятельность с Министерством иностранных дел РФ, что позволило привлечь инвестиции в экономику, подняло авторитет Татарстана среди зарубежных стран. Казань превратилась в место проведения серьезных международных форумов и спортивных состязаний, среди которых особо заметными стали торжества по случаю 1000-летия Казани. Сам факт, что Председателем государственной комиссии по празднованию 1000-летия Казани являлся Президент страны В.В.Путин свидетельствует о высоком уровне доверия и уважения к нашей республике и ее дружному многонациональному народу.
Нельзя не отметить как крупное завоевание нашей столицей, древней Казанью права на проведение XXVII Всемирной летней Универсиады, что является концентрированным выражением уровня развития Татарстана и признанием его спортивных достижений.
Сочетая экономическое развитие с духовным, в Татарстане началось осуществление масштабной общественно-государственной Программы возрождения исторических памятников исламской цивилизации X-XIV вв. и памятников славянской культуры XVI в. острова-града Свияжска. Все это характеризует рост духовно-нравственного богатства наших граждан и предопределяет их будущее.
В результате принятых мер в политике, экономике, социальной сфере и культуре, Татарстан к концу XX в. стал одной из самых динамично развивающихся территорий РФ. Не случайно в начале XXI в. Казань стали называть третьей столицей России.
В марте текущего года в республике произошла цивилизованная смена высшей власти. Президентом Татарстана стал Р.Н.Минниханов, успешно проработавший до этого более десятка лет премьер-министром республики. Есть основания быть уверенным, что властные структуры под его руководством обеспечат дальнейшее всестороннее развитие республики во благо наших граждан.
За эти годы наступил перелом в историческом развитии республики, а потому период с начала 90-х гг. до начала XXI в. в полной мере можно назвать новой страницей в истории татарского народа и Татарстана.
30 августа Татарстан отмечает 20-летие Дня республики. Не ошибусь, если скажу, что это один из самых знаменательных праздников для нашего многонационального народа. Путь к нему был непростым, и мы его прошли достойно.
Этот год знаменателен тем, что исполнилось 90 лет со дня образования Татарской АССР. Конечно, автономия была ущербной, а потому недовольство граждан существовавшим статусом республики было вполне обоснованным. Инфраструктура не развивалась. Не было дорог, газификация охватывала только города, строительство жилья было минимальным. Ветшал жилой фонд. Полки в магазинах были полупустыми. Доходило до того, что люди ездили в Москву, чтобы привезти продукты питания, которые они сами же производили. Этот разительный контраст между уровнем жизни в Москве, Киеве, Минске, Алма-Ате, Ташкенте, Бишкеке, не говоря уже о прибалтийских республиках и советской "глубинкой" сказывался на настроениях людей. Автономный статус Татарстана населением рассматривался как историческая несправедливость.
Неправильно было бы огульно охаивать советский период. Многие достижения того периода легли в основу нынешней экономики и культурной жизни Республики Татарстан (РТ). Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности стали ведущими в экономике республики. На их базе выросли нефтехимические и химические предприятия. Появилась авиационная промышленность и многочисленные предприятия машиностроения. КАМАЗ стал ведущим предприятием страны, таковым он остается и в XXI в. Вместе с появлением новых отраслей укрепились ВУЗы, а также научные институты. Татарстан из полуаграрной республики стал индустриальным регионом. За советский период был преодолен перекос в профессионально-квалификационной структуре населения. Практически во всех сферах жизни из татарской среды выросли высококвалифицированные специалисты.
Несмотря на то, что татарский народ пострадал в годы репрессий 1937 г., а затем потерял многих талантливых людей во время Великой Отечественной войны, он сумел воспитать новое поколение интеллигенции. В советский период появились замечательные писатели, композиторы, артисты, художники, достойно продолжившие традиции старшего поколения. В то же время следует признать и существенные потери в сфере культуры, поскольку существовала жесткая цензура, в директивном плане закрывались татарские школы, а сфера татарского языка свелась к бытовому уровню. Газеты и журналы регламентировались, особенно ощутили на себе ограничения радио- и телепередачи на татарском языке. Все это создавало негативное умонастроение у татарской части населения.
"Гласность" всколыхнула все советское общество. Москва и Прибалтика задавали тон. На уровне СССР лозунг "Иного не дано" захватил умы. В Татарстане главным стержнем с 1918 г. была идея возрождения государственности. В конце 80-х - начале 90-х гг. она была выражена в требовании придания Татарстану союзного статуса. Всем казалось, что проблема заключена в ущербности автономии. Во многом это так и было, однако стремительное развитие событий показало, что и союзные республики были недовольны своим статусом. Тогда стала доминировать идея суверенности республик.
Суверенитет в международном праве понимается довольно широко, хотя традиционно его связывают с независимостью. В Татарстане после длительных дискуссий, где разброс мнений находился между полной независимостью и повышением статуса в составе Российской Федерации (РФ), нашли компромиссную формулу, которая впоследствии вошла в Конституцию Республики Татарстан. Основной закон РТ (ст. 1) гласит: "Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан". Такая формула соответствует Конституции Российской Федерации, поэтому определение Конституционного суда (от 27 июня 2000г., № 92-0), по которому понятие суверенитета может применяться исключительно к Конституции РФ и не может относиться к республикам, было явно политизированным решением. В федеративном государстве полномочия делятся, а значит, существует "разделенный суверенитет".
Первоначально в содержание суверенитета Татарстана входило и понимание республики в качестве субъекта международного права, но впоследствии его исключили из официальных документов, хотя фактически РТ вела и продолжает вести активную международную деятельность, причем на достаточно высоком уровне.
Следует заметить, что "Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан" была принята вслед за "Декларацией о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", где предусматривалось право народов "на самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах" (п.4). Поэтому обвинения в адрес Татарстана в сепаратизме необоснованны. Декларация РТ стала основанием для выработки Татарстаном собственной политики по ряду сфер жизнедеятельности республики.
В политическом плане перед республикой стояли несколько непростых вопросов, которые требовали своего решения. Во-первых, статус татарского языка; во-вторых, участие в "Союзном договоре" в качестве самостоятельного субъекта, наряду с РФ; в-третьих, выработка взаимоотношений с РФ на договорной основе. Декларация о государственном суверенитете РТ признала татарский и русский языки в качестве государственных. Такое решение было принципиально важным для татарского населения, хотя и вызывало возражения со стороны оппозиции. Компромисс состоял в том, что на политическом уровне была договоренность о том, что вместе с приданием татарскому языку статуса государственного одновременно будет инициирован переговорный процесс с союзным центром.
По предложению делегации Татарстана на съезде народных депутатов СССР удалось внести изменения в ст. 127 Конституции СССР, которая признала членами нового Совета Федерации, наряду с союзными республиками, и автономные республики.
Не простым был вопрос о месте Татарстана в разработке и заключении Союзного договора. Российская Федерация настаивала на участии республики в рамках делегации РФ. У РТ была иная позиция, которая была выражена в Постановлении Верховного Совета Татарской ССР "О проекте Союзного договора". Пункт 2 содержал принципиальную позицию о том, что парламент республики: "В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года и Законом СССР от 26 апреля 1990 года "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации" заявляет о своей готовности выступить соучредителем Союза Суверенных Советских Республик, самостоятельно подписать Союзный договор и принять вытекающие из него высокие обязательства". Такая позиция требовала урегулирования взаимоотношений с РФ. Политическая обстановка в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и других городах в начале 90-х гг. была весьма напряженной. Регулярно собирались многотысячные митинги, где требовали независимости Татарстана. Многие депутаты поддерживали такую позицию, о чем говорит факт принятия Постановления Верховного Совета Татарской ССР "Об Акте государственной независимости Республики Татарстан", в соответствии с которым было поручено "Кабинету Министров в месячный срок представить на рассмотрение Верховного Совета Татарской ССР анализ-прогноз изменения политико-правового, социально-экономического положения Республики Татарстан в результате принятия Акта о государственной независимости". В парламенте республики также была принята "Декларация о вхождении Республики Татарстан в Содружество независимых государств", где отмечается, что республика заявляет о вхождении в СНГ "на правах учредителя". Вместе с тем провозглашение независимости увязывалось с проведением всенародного голосования (референдума) "граждан Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан".
Политическая ситуация смягчилась благодаря переговорам между делегациями РТ и РФ, где были достигнуты определенные успехи. С большим трудом, но 15 августа 1991 г. был подписан Протокол по итогам консультаций, где были зафиксированы намерения о необходимости "ориентироваться на использование договорных форм регулирования отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Республикой Татарстан, учитывающих их приоритетные интересы без ущемления интересов других республик и Союза в целом". Это был первый документ в новейшей истории, подписанный между Москвой и Казанью, и он положил начало переговорам о заключении договора о взаимном делегировании полномочий. Важным этапом стало подписание 22 января 1992 г. Соглашения Правительства Российской Федерации с Правительством Республики Татарстан об экономическом сотрудничестве.
Для укрепления статуса республики трудно переоценить значение референдума, состоявшегося 21 марта 1992 г. С самого начала переговорного процесса между центром и РТ, начавшегося 12 августа 1991 г. делегация РФ ставила вопрос о легитимности полномочий делегации РТ. В Москве шла активная борьба демократических сил с коммунистами, и Татарстан для многих политиков был неудобным и якобы недемократическим субъектом, продолжающим советские традиции. Обнаружилось явное недопонимание центром происходящих на местах процессов. На самом деле работа в республике велась в интересах населения, что и мог подтвердить референдум. Первоисточником права является народ, и мы обратились к нашему населению, чтобы сами люди непосредственно на основе свободного волеизъявления выразили свое отношение к принятой парламентом республики декларации о государственном суверенитете.
Взаимоотношения между Москвой и Казанью накануне референдума накалились до предела. Республику забросали плакатами и листовками с призывом голосовать против вопроса, вынесенного на референдум: "Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?" Властные структуры России предприняли шаги, чтобы не допустить проведения референдума. Нам было совершенно непонятно, почему и на каком основании нас пытаются лишить права советоваться с народом, причем в самой демократичной форме. Верховный Совет РФ на своем заседании, в недопустимо грубой форме, потребовал от Председателя Верховного Совета республики Ф.Х.Мухаметшина отмены решения о проведении референдума.
Перед самым референдумом выступил Б.Н.Ельцин с обращением к населению Татарстана и призвал бойкотировать референдум. С призывом дружно поддержать вынесенный на референдум вопрос пришлось выступить мне. Напряжение росло. Дело дошло до того, что Прокурором РФ во все избирательные участки РТ было направлено предписание об уголовной ответственности в случае их открытия для голосования. Однако к утру в день референдума все 2611 избирательных участков начали свою работу. Итоги референдума показали, что за статус республики голосовали как татары, так и русские. Полученные результаты (почти 62%) подтвердили существующее доверие населения к избранному президенту и депутатам, после чего в республике наступила межэтническая и в целом политическая стабильность.
Закрепление статуса республики путем всенародного голосования стало основой для разработки новой конституции Татарстана, которая была принята парламентом в 1992 году. Основной закон стал одним из базовых документов для подготовки проекта двустороннего договора.
Переговоры шли с большим трудом и перерывами, поскольку каждая сторона искала дополнительные аргументы в свою пользу. В 1993 году руководство центра предложило проект новой Конституции Российской Федерации, который обсуждался на Конституционном совещании. Президент РТ и Председатель Верховного Совета РТ обратились к президенту РФ с предложением "о конституировании в Основном законе Российской Федерации положения о договорно-конституционных отношениях между Республикой Татарстан и Российской Федерацией - Россией". Однако официальный ответ не был получен. Делегация республики покинула Конституционное совещание, после чего начались двусторонние консультации по вопросу внесения поправок в проект Конституции РФ с тем, чтобы учесть позицию Татарстана. В результате в Основном законе РФ появился весьма важный пункт (ст. 11 п. 3), который гласит: "Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". В этой статье для Татарстана была важна фраза "иными договорами", что открывало путь к заключению двустороннего договора. Конечно, впоследствии вокруг п. З ст. 11 возникла жаркая дискуссия, но на тот момент это было безусловной победой республики в отстаивании своих прав на самостоятельный голос при формировании федеративных отношений.
Переговоры о заключении двустороннего договора приближались к завершающей стадии. Важным аргументом для заключения договора служило то, что республика в 1992 году не подписала Федеративный договор. Вместе с тем, Татарстану было необходимо войти в общее правовое поле России. 15 февраля 1994 года договор РФ и РТ "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" был подписан. Ситуация сложилась так, что федеральный центр также был заинтересован в подписании Договора, потому что до его заключения в Татарстане не проводились выборы в Госдуму РФ, а также республика не была представлена в Совете Федерации России. Договор стал важным документом, обозначившим перелом в отношениях республики с федеральным центром.
Параллельно с политической составляющей в республике вырабатывалась концепция социально-экономического развития. Структурная перестройка экономики, необходимая для перехода к рыночной экономике, затруднялась наличием масштабного военно-промышленного комплекса. Кроме того, экономика РТ зависела от цены на нефть, которая в те годы сильно колебалась, а потому было непросто выработать долгосрочную экономическую политику. Были также и другие причины, препятствовавшие ускоренному переходу к рыночным отношениям.
"Шоковая терапия", объявленная правительством РФ, ставила под удар основное население республики и грозила людям обнищанием. Переход к рынку не должен был порождать негативное отношение к новым экономическим отношениям. Поэтому Правительство Татарстана избрало путь "мягкого вхождения в рынок", что означало адресную социальную защиту населения, постепенную приватизацию под наблюдением государственных органов, сохранение контрольного пакета акций за государством в бюджетообразующих предприятиях. Самостоятельная политика Татарстана в период ваучеризации позволила избежать распродажи собственности республики за бесценок.
Важнейшими задачами экономической политики стали приближение инфраструктуры к рыночным условиям, поэтому начались строительство дорог, газификация, телефонизация, ликвидация ветхого жилья, прокладка оптико-волоконной связи для Интернета и т.д. Важнейшим фактором стабильной продовольственной обеспеченности в эти сложные годы стала политика сохранения сельскохозяйственного производства, постепенной приватизации сельскохозяйственных земель татарстанскими компаниями.
Одновременно был взят курс на переход от продажи сырой нефти к ее переработке и в целом на развитие высоких технологий. Постепенно удалось расширить переработку нефти, развить нефтехимическую и химическую отрасли. Доля высокотехнологичной продукции в производственном секторе республики из года в год повышалась. Политика "мягкого вхождения в рынок" полностью себя оправдала.
Важнейшей составляющей постперестроечного периода стало развитие культуры Татарстана. Руководство РТ открыто объявило, что финансирование татарской культуры будет приоритетным, поскольку она пострадала в советский период больше, нежели русская культура. Русская часть населения РТ поддержала это мнение, что было важно с точки зрения сохранения межэтнического согласия. Начали открываться татарские школы и гимназии, учреждались новые газеты и журналы на татарском языке, появилось собственное спутниковое телевидение, что было важно для всех татар, проживающих в РФ и странах СНГ, татарский язык из разговорного стал государственным и неуклонно расширял сферу применения, включая Интернет. Татарстан наладил тесные контакты с татарским населением РФ и СНГ. Наряду с церквями, строились и восстанавливались мечети по всей республике. Была учреждена собственная Академия наук. Важным моментом развития сферы культуры стало изменение психологии людей, они почувствовали себя хозяевами республики, приобрели чувство гордости за успехи родного Татарстана.
Благодаря договору 1994 года республика смогла развивать внешние связи, координируя свою деятельность с Министерством иностранных дел РФ, что позволило привлечь инвестиции в экономику, подняло авторитет Татарстана среди зарубежных стран. Казань превратилась в место проведения серьезных международных форумов и спортивных состязаний, среди которых особо заметными стали торжества по случаю 1000-летия Казани. Сам факт, что Председателем государственной комиссии по празднованию 1000-летия Казани являлся Президент страны В.В.Путин свидетельствует о высоком уровне доверия и уважения к нашей республике и ее дружному многонациональному народу.
Нельзя не отметить как крупное завоевание нашей столицей, древней Казанью права на проведение XXVII Всемирной летней Универсиады, что является концентрированным выражением уровня развития Татарстана и признанием его спортивных достижений.
Сочетая экономическое развитие с духовным, в Татарстане началось осуществление масштабной общественно-государственной Программы возрождения исторических памятников исламской цивилизации X-XIV вв. и памятников славянской культуры XVI в. острова-града Свияжска. Все это характеризует рост духовно-нравственного богатства наших граждан и предопределяет их будущее.
В результате принятых мер в политике, экономике, социальной сфере и культуре, Татарстан к концу XX в. стал одной из самых динамично развивающихся территорий РФ. Не случайно в начале XXI в. Казань стали называть третьей столицей России.
В марте текущего года в республике произошла цивилизованная смена высшей власти. Президентом Татарстана стал Р.Н.Минниханов, успешно проработавший до этого более десятка лет премьер-министром республики. Есть основания быть уверенным, что властные структуры под его руководством обеспечат дальнейшее всестороннее развитие республики во благо наших граждан.
За эти годы наступил перелом в историческом развитии республики, а потому период с начала 90-х гг. до начала XXI в. в полной мере можно назвать новой страницей в истории татарского народа и Татарстана.