Политическая модернизация невозможна без плюрализма

29 сентября 2010 г., среда
Татарстан сегодня находится в авангарде новой демократической Российской Федерации. Но путь к демократии будет долгим и сложным. Думаю, что более сложной федерации, чем Россия, в мире нет. Ведь нам приходится решать и учитывать очень чувствительный вопрос – национальный. Россия многонациональная страна, но у некоторых властных структур постоянно возникают желания создать унитарную Россию. Но если мы хотим продолжать идти по демократическому пути развития, без развития федеративного устройства это нереально.

Унитарная Россия – по сути своей не сможет обеспечить гарантированное соблюдение прав и учета особенностей народов разных национальностей и конфессиональной принадлежности, населяющих Российскую Федерацию. Должен идти нарастающий процесс разграничения полномочий в пользу субъектов федерации.

Если мы выбрали демократический путь развития, значит, нужна и прогрессирующая конструктивная оппозиция правящей власти. Вспомните, как создавали партию «Единая Россия». Тогда я был одним из учредителей политического движения «Вся Россия». Было ещё движение «Отечество», его возглавлял Юрий Михайлович Лужков. Потом мы все объединились под руководством Евгения Максимовича Примакова. А в противовес нам появилось движение «Единство» во главе с Сергеем Шойгу. Началась жесткая политическая борьба, дискредитация нашего объединенного движения «Отечество – Вся Россия». Вы помните передачу об операции на суставы Евгения Примакова и ряд других «киллерских» передач Сергея Доренко. Или криминальный “авторитет” Шашурин, говорящий с народом по телевидению как поборник правды. Вот до чего доходило.

Всё было направлено на то, чтобы ослабить наше движение, которое пользовалось реальной поддержкой населения. В результате долгих дискуссий появилась партия «Единая Россия» на базе трех политических движений. Она стала партией большинства и находится в постоянном идеологическом поиске.

На первом съезде партии я в своем выступлении внес предложение о том, чтобы наша партия «Единая Россия» приняла правоцентристскую платформу. Но эту позицию остальные сопредседатели партии не поддержали. Правда, с публичной критикой тоже никто не выступил, может, тогда и оппоненты не были готовы. Потому что для этого нужно было иметь свою позицию. В результате правоцентристское направление было проигнорировано и выбрали центристское. В последние годы усилились идеи консерватизма. На мой взгляд, это выбор в пользу пути наименьшего сопротивления.

Безусловно, для продвижения политических и экономических реформ на данном этапе развития требуется мощная партийная, политическая поддержка власти. Отвечаем ли мы, «единороссы», этим требованиям и велению времени? Думаю, что мы не усиливаемся, чтобы обрести свое политическое лицо. Мы, как партия, набирающая на выборах большинство в парламенте, не стали правящей партией. Мы должны были, как партия-победитель, формировать свое правительство, как это делается во всем мире. Должны были таким образом взять всю ответственность за страну на себя. А сейчас мы как бы и в ответе, а как бы и нет. Если партия победила, она должна отвечать за все. При этом у нас в обществе пока не созрели условия для партийной конкурентной борьбы. В результате затягивается становление реальной многопартийности. Почему Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев ведет активный диалог с партиями, включая и оппозиционные партии? Он заинтересован в их развитии не потому, что мы хотим кому–то нравиться, а потому, что политическая модернизация не может быть реализована без плюрализма. Поэтому оппозиционным партиям, даже если они и не прошли процентный порог на выборах, нужно давать возможность выступать на заседаниях парламентов и региональных площадках.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International