Минтимер Шаймиев: «Нам удалось поднять авторитет татарского народа»

1 марта 2014 г., суббота

Первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев - один из самых ярких и авторитетнейших политиков постсоветской России, национальный лидер всех татар, проживающих как в России, так и далеко за ее пределами.

Под руководством Минитимера Шаймиева принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан и Конституция Республики Татарстан, учрежден Всемирный конгресс татар. Заслуги Первого Президента татар можно перечислять бесконечно долго. Главные из них - повышение авторитета Республики Татарстан на международной арене, приток в республику колоссальных инвестиций, выведших Татарстан в лидеры экономического развития.

Сегодня Минтимер Шаймиев - Государственный Советник РТ, инициатор создания Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. Под его руководством возрождаются древний город Болгар и остров-град Свияжск. Зная, что этот проект отнимает у него массу времени, мы всё же обратились к Минитимеру Шариповичу с просьбой найти возможность ответить на некоторые интересующие наших читателей вопросы. Он любезно согласился, и мы сегодня рады предложить вашему вниманию текст интервью с Минтимером Шариповичем Шаймиевым.

Вопросы подготовил - Данияр Сайфиев.

- Минтимер Шарипович, сейчас, особенно на периферии Татарстана, остро стоит вопрос сохранения татарского языка, как основы самоидентичности нашей нации. Под разными предлогами - «оптимизации» и пр. - закрываются татарские школы, даже в татарских селах родной язык преподается по усеченной программе, а то и вовсе превращен в «факультативную» дисциплину. Не хватает учителей, учебников. Какую помощь мы можем ждать от Республики Татарстан в деле организации обучения родному языку?

- Вопрос сохранения родного языка остро стоит не только для татар, любому народу это дается нелегко. Степень глобализации нынешнего мира заставляет задуматься даже многомиллионные по численности нации. Я всегда говорил и говорю, сохранение языка, любого, не только татарского - это совместные усилия государства, семьи и лично каждого из нас. Если мы хотим сохранить язык, то его нужно сохранить, прежде всего, в семье. «И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!” - писал наш великий Тукай. И далее:

Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,

Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән”.

(Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...)

Если каждый из нас будет говорить дома на татарском языке и научит своего ребёнка с самого рождения, тем самым пробудит в нем интерес к нему. Во-вторых, сохранить в детских садах, то есть в дошкольном образовании. В-третьих - в начальных классах школы. Именно так мы можем навсегда заложить в детях фундамент родного языка, только так у детей появится желание знать язык в совершенстве. Коль появится такое желание, то уже ничего не может помешать. Другого способа нет, потому что сейчас объем образования очень велик, в старших классах, в вузах времени на язык остается всё меньше. В этом вопросе мы немало поработали на федеральном уровне. Программы начальных классов определены, возможности для изучения родного языка в нужном объеме открыты.

Хочу обратить ваше внимание на то, что решение вопросов поддержки татарского языка и культуры в субъектах Российской Федерации и сохранения образовательных организаций, в которых ведется изучение татарского языка и есть обучение на татарском языке, заложены в нормативно-правовых документах и государственных программах республики. К примеру, заключено Соглашение между Министерством регионального развития Российской Федерации и Республикой Татарстан о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики, в рамках которого достигнута договоренность о включении пункта «по оказанию содействия в проведении мониторинга состояния и развития родных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан».

Также во все межправительственные соглашения включены специальные пункты, направленные на удовлетворение языковых и культурных потребностей татар, проживающих за пределами Татарстана. На уровне Министерства образования и науки РТ заключены соглашения с 28 субъектами Российской Федерации и 4 зарубежными странами (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Турция). Это уже создает возможности для дальнейших действий татар, проживающих в этих регионах. Следует подчеркнуть и то, что в соглашения о сотрудничестве включены условия взаимодействия по развитию и сохранению этнокультурного (татарского) образования и воспитания в местах компактного проживания татар в регионах Российской Федерации. То есть, предусмотрены такие направления, как обеспечение работы по содействию сохранения и развития школ, классов с татарским языком обучения и с изучением татарского языка, а также создания воскресных школ, курсов за пределами республики; повышение профессионального уровня педагогов образовательных организаций с татарским языком обучения и с изучением родного татарского языка; создание условий для выявления, развития одаренных школьников, учащейся молодежи.

Вот ещё один пример. В этих соглашениях предусмотрена работа по целевому набору абитуриентов на бюджетные места по направлению подготовки «Татарская филология» согласно заявкам субъектов РФ. Но в последние три года не поступило ни одной заявки на подготовку специалиста по этому направлению. Вы говорите, что не хватает учителей, так ведь можно направить, скажем, в Казанский университет будущего «своего» учителя - студента из Самары - прямо на бюджетное место.

Я на днях поинтересовался с состоянием дел с учебниками. По данным Министерства образования и науки Татарстана, в 2013 году по заявкам субъектов РФ с компактным проживанием татар (г. Москва, Чувашская Республика, Удмуртская Республики, Мордовская Республика, Марий-Эл, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Челябинская, Саратовская, Ульяновская Ивановская области, Пермский край) и Азербайджана передано безвозмездно 7282 экземпляра учебно-методической литературы по татарскому языку и литературе на общую сумму более 1 млн. 700 тысяч рублей.

Не буду спорить, наверное, и этого недостаточно. Но сейчас есть и другие возможности. Вы, наверное, знаете, что в соответствии с поручением Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова стартовал уникальный интернет-проект дистанционного обучения татарскому языку «Ана теле». Он нацелен на обучение татарскому языку всех желающих, проживающих как в Татарстане, так и по всему миру. Онлайн-школа создает условия не только для овладения татарским языком, но также и для приобщения к татарской культуре. Многим нравятся татарский образовательный портал «Белем.ру» и татарская социальная сеть «Татар иле». Богатый, на мой взгляд, материал, который размещен на них, может быть также использован в учебно-воспитательном процессе.

Также на основе уже упомянутых соглашений, ежегодно проводится межрегиональная олимпиада по татарскому языку и литературе. В нем принимают участие учащиеся 9-11 классов, победители региональных туров олимпиад по татарскому языку и литературе из регионов России.

Особо хочу выделить Международную олимпиаду по татарскому языку и литературе. В прежние времена мы даже мечтать об этом не могли. Помню, мы своих соотечественников из-за рубежа вживую увидели только в начале 90-х годов, когда они приехали на самый первый Конгресс татар. А сейчас мир открыт - общайся, делись опытом, спрашивай, советуйся, встречайся, сотрудничай! Вот в декабре 2013 года прошел дистанционный тур II Международной олимпиады, в котором приняли участие около 5 тысяч школьников и студентов из России, Турции, Китая, Украины, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Бельгии, Германии, Америки, Украины, Чехии. Знаю, что проведение очного тура олимпиады запланировано в день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая - 26 апреля 2014 года. Я уже и не говорю об организации ежегодного отдыха в Татарстане одаренных и талантливых детей-татар, проживающих в различных регионах России, межрегиональной смены с речевой практикой по татарскому языку.

Главное - эта работа продолжится и в будущем. Нам ведь никто не запрещает изучать свой родной язык, надо использовать все существующие возможности. Кстати, мне кажется, что самарские татары в этом преуспели. Я недавно встречался с представителями Самарского областного татарского общества «Туган тел» Ильясом Шакуровым, Гумаром Батршиным, Ривгатом Хузиным и узнал от них много интересного о жизни самарских татар. Очень порадовала многогранная деятельность татарской школы «Яктылык», олимпиады по татарскому языку ежегодно проводятся и у вас. Особенно ценно издательская деятельность общества: нужные книги печатаются на месте. Издание вашего журнала «Самар татарлары», открытие портала «Самарские татары» свидетельствуют о том, что татары Самарской области сильны, талантливы, активны и заботятся о будущих поколениях. Главное, живут в мире и согласие с другими народами, показывая им позитивный пример национального самосознания. Думаю, опыт работы «Туган тел» необходимо использовать и в других регионах страны, а Татарстан всегда поддержит. Руководители республики, бывая в регионах, стараются встречаться с соотечественниками. Президент республики очень внимателен к этим проблемам, при необходимости всегда готов решать их через переговоры со своими коллегами- губернаторами.

2. По Вашей инициативе и под Вашим же руководством в Татарстане активно возрождаются памятники исторического наследия. Но много таких памятников татарской культуры и истории за пределами РТ остаются в забвении. Например, Муромский городок в Самарской области, который по значению в истории нашего народа, пожалуй, не уступает городу Булгар. Может, есть резон объединить усилия историков, археологов, краеведов Татарстана и нашей Самарской области для возрождения и этого памятника?

- Согласен с Вами, богатое наследие нашего народа по всей стране требует огромного внимания. Но, хочу заметить, видимо информация не доходит до регионов, и складывается не совсем правильное впечатление, что недостаточно внимания уделяется учеными Татарстана к культурному наследию за его пределами. Историческое наследие татарского народа имеет широкую географию и представлено большим разнообразием исторических объектов. С 1990-х годов республика проводит обширные работы по изучению культурного наследия Татарстана и татарского народа во многих регионах России и за его пределами. Благодаря целенаправленной работе выявлены сотни новых объектов истории культуры. Опубликованы многочисленные публикации, в том числе научно-популярные. Это вызвало большой интерес у татарского населения и потребность более глубокого изучения объектов, связанных с их регионом. По словам наших ученых-историков, ежегодно фиксируется рост обращений граждан из регионов России, что превосходит научные возможности республики. С целью создания условий для расширения исследовательского потенциала ведется подготовка специалистов-историков из соседних регионов в целевом порядке в КФУ, в том числе и из Самары.

Татарские общества в регионах выступают инициаторами организации подобных исследований с привлечением специалистов не только из Татарстана, но из собственных научных центров и других областей. Подобное явление - яркий пример роста самосознания и уважения к истории своего народа. Это радует нас. На мой взгляд, создание в 2010 году в Татарстане Республиканского фонда по возрождению памятников истории и культуры Республики Татарстан и его деятельность по восстановлению древнего города Болгар и острова-града Свияжск в какой-то мере послужили сигналом для регионов России, для более внимательного отношения к своему историческому наследию.

Новые формы изучения нашего огромного культурного наследия ориентированы на создание региональных общественных центров. Это является исторической формой самоорганизации татарского народа и сохранения традиций. За пределами Татарстана находится тысячи памятников археологии, связанные с историей и культурой татарского народа. Действительно, некоторые из них по своим масштабам мало чем уступают Болгарскому городищу. Например, Сарай-аль-Махруса (Астраханская область), Сарай аль-Джадит (Волгоградская область), Мадхжар (Ставропольский край), Корятьское городище (Ульяновская область), Искер (Тюменская область), Курмыш (Нижегородская область), Увек (Саратовская область), Афкула (Пермь), Наровчат (Пензенская область), в том числе и Муромский городок в Самарской области. Ученые Российской Академии наук и Татарстана многие десятилетия ведут непрерывное сотрудничество с этими регионами. Именно благодаря их работам появилось целостное представление о средневековой истории татарского народа. Эти работы продолжаются и сейчас, проводятся совместные исследования, экспедиции с участием специалистов, коллег из других областей. Такое внимание сохранится и впредь.

Надо отметить, что результаты этих работ вошли в уникальные издания из серии Тартарика и в семитомное издание «История татар с древнейших времен». На страницах этих исследований приведены новейшие результаты исследований культурного наследия татар, в том числе Муромского городка с привлечением ведущих ученых в этой области Самарской области. Ученые Татарстана регулярно выезжают на реализацию научных проектов в соседние регионы и активно участвуют в проведении тематических конференций по истории татарского народа в регионах: в Самаре, Ульяновске, Саратове, Нижнем Новгороде, Тобольске и других.

Один из таких выездов - в Алтай, был организован Институтом истории Академии наук Татарстана при участии института истории Казанского федерального университета и Фонда «Возрождение» в рамках Болгарского форума. Вкратце поясню: Международный Болгарский форум был основан по нашей инициативе Академией наук РТ, Министерством культуры РТ и Казанским (Поволжским) федеральным университетом в 2010 году. Дело в том, что научные поиски и открытия последних лет позволили нам в Татарстане разработать, на наш взгляд, заслуживающий внимания научных кругов комплексный проект по изучению процессов, происходивших в древности на огромной территории от Великой Китайской стены на Востоке и до Дуная на Западе, где наши общие предки, тюркские и славянские народы, сформировали, в конечном итоге, уникальную евразийскую цивилизацию. Конечно, реализация данного проекта невозможна без тесного сотрудничества с ведущими специалистами из научных центров России, Китая, Японии, Монголии, Казахстана, Украины, Венгрии, Болгарии, Германии и других стран. Поэтому и был создан этот форум, который ежегодно проводится в целях объединения специалистов, занимающихся историей, культурой и наследием болгарской цивилизации и за последние 3-4 года стал постоянной площадкой для координации и обмена знаниями между учеными из России и зарубежных стран. I и II Форумы мы провели в Болгаре и Казани, III - в Алтае, IV - в Болгарии, V - в Симферополе.

Таким образом, III Болгарский форум «Идель-Алтай: истоки евразийской цивилизации» мы провели в Барнауле. На форум, который проходил в Алтайском государственном университете, приехали более ста ученых из разных стран мира для обсуждения проблем древней истории народов, происхождение которых связано с Алтаем и близлежащими регионами. Российские и зарубежные ученые-специалисты считают Алтай колыбелью тюркоязычных народов и мы на Форуме говорили в основном о нашем общем историко-культурном наследии.

Вы, конечно, правы, восстановление этих памятников невозможно без объединения усилий и ресурсов и федерального центра, и Татарстана, и самих регионов, на чьей территории они находятся.

3. В Поволжье исторически слились судьбы разных народов и наций. Сейчас видим попытки некоторых кругов вбить клинья в их годами, веками сложившиеся добрососедские отношения. Предается охаиванию советская система интернационального воспитания, все больше попыток внести раскол между людьми по национальному и конфессиональному признакам. Возможно, это является следствием отсутствия четкой и обоснованной государственной национальной политики. Какими Вам видятся пути и средства для сохранения и укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений?

- Я всегда говорил и говорю, что межнациональные отношения - материя весьма тонкая, тут всё очень чувствительно, тут нет мелочей. На малейшие проявления национализма и ксенофобии необходимо обратить внимание и пресекать на корню. Безусловно, мы живем в многонациональной стране, и, не упрощая проблемы, обязаны вести продуманную национальную политику.

Национальная политика - это сложно, это деликатная среда, во многом предопределяющая стабильность такой федерации, как Россия, где живут более ста национальностей. Поэтому, я считаю, что национальная политика - это дело Президента страны. Он избран всенародно и для него национальная политика - приоритетная задача. Президентом России Владимиром Путиным более года назад создан Президентский совет по межнациональным отношениям - один из важнейших элементов системы управления в данной сфере. Утверждена Стратегия государственной национальной политики до 2025 года. Считаю, что это верные шаги к созданию понятной всем национальной политики. По поручению Президента страны создан научный центр, обеспечивающий мониторинг межнациональных отношений на Юге России и в регионах Приволжского федерального округа. Подписан закон об определении полномочий региональных и муниципальных властей и их ответственности за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт. Разрабатываются региональные планы реализации Стратегии национальной политики, призванные отражать потребности и специфику каждой конкретной территории. Я согласен с мнением Владимира Путина о том, что мы должны опираться на всё хорошее, всё позитивное, что было наработано в последние десятилетия, и опираться как раз на плюсы и преимущества многонациональной, многоконфессиональной страны. Например, на опыт Татарстана, где веками сложилось межнациональное согласие, где в центре Казани, в Кремле рядом стоят мечеть и православный собор, в городе мирно соседствуют и католические, и староверческие церкви, и синагога. Мусульманский Болгар и православный Свияжск восстанавливаются одновременно. И такой паритетный подход мы стараемся выдерживать во всем и всегда.

На мой взгляд, путь к укреплению межнациональных отношений - это воспитание толерантности и пристальное внимание к проблемам и потребностям национальностей, живущих в России. Главное, не множить проблемы. Для этого и ресурсов никаких не надо. Скажем, не писать и не говорить, что «Россия для русских». Часто подчеркивается, что у нас страна православная. Я согласен: подавляющее большинство - православные, в этом некого винить, так исторически сложилось, но нужно об этом говорить очень тактично. Чтобы не задевать чувства других. По Конституции страны, Россия - светское государство. Поэтому все религиозные институты должны развиваться в меру душевной потребности человека. Толерантное общество должно быть умеренным.

4. Уважаемый Минтимер Шарипович! Вы возглавляли республику в самые сложные годы. Обретение Татарстаном суверенитета неразрывно связывают с Вашим именем. Что для Вас была самым трудным в года президентства? Что самое-самое памятное в годы президентства? Что удалось, а чего Вы не успели или не смогли?

- По большому счету я не могу сказать, что мы чего-то не смогли или сделали не так… Многое удалось. Что касается социальных вопросов, то, например, в стране до сих пор никто ещё не осуществил целевую программу ликвидации ветхого жилья. Мы осуществили это к 2005 году, переселив из трущоб более 57 тысяч семей. Потом запустили программу социальной ипотеки для бюджетников и молодых семей. Или, к примеру, сплошная газификация республики завершена уже лет десять назад. Сейчас в республике развернуто строительство дорог. Осуществляется прорыв в развитии информатизации и IT -технологий. А сколько было сделано к Универсиаде-2013! У нас сейчас молодая команда управленцев, знают, что и как делать, занимаются эффективно.

Вспоминая первые годы перестройки, хочу отметить, что мы, сами того до конца не осознав, пережили ключевые исторические события. Началось демократическое движение, была дана свобода слова. Перестройка, гласность - эти понятия стали известны всему миру. Тогда наша интеллигенция заговорила во весь голос и подняла вопрос о полной независимости. А татарская интеллигенция всегда была сильной. И обвинять её никак нельзя, положение было тяжелое, особенно в национальной культурно-образовательной среде. К примеру, к тому времени в Казани осталась одна-единственная татарская школа. В 1990 году в Казань приехал Борис Николаевич Ельцин, встречался с представителями интеллигенции, увидел всё своими глазами. Мы на том этапе выбрали договорный путь решения вопросов и правильно поступили. Недавно отметили 20-летие подписания Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Это уже история, к которой мы не раз будем возвращаться, чтобы извлечь уроки.

Конечно, было непросто принимать судьбоносные не только для республики, но и для страны решения, ведь Татарстан в годы перестройки был впереди в части отстаивания своих прав. Не случайно Декларация о государственном суверенитете Татарстана была принята первой среди других субъектов РФ.

Запомнилось 12 июня 1991 года, когда прошли первые в стране выборы не только Президента России, но и Президента Татарстана. Перестроечная ситуация и отношение с центром были непростые. Татарстан требовал независимости, были даже сторонники полной независимости. На тех выборах Борис Ельцин в Татарстане голосов не получил (меньше 50 процентов). А за своего президента в Татарстане проголосовали 74 процента избирателей. Хорошо, что всё это прошло мирно, без осложнений. Когда я в качестве кандидата в президенты встречался с избирателями, то видел тревогу в глазах русскоязычного населения. Это и был, пожалуй, самый трудный, но и самый важный момент. Республика у нас многонациональная, ни в коем случае нельзя было допустить возникновения межнациональной розни. Поверив в меня, они проголосовали за первого Президента Татарстана, и я был обязан оправдать их доверие. И после пяти лет пребывания на должности Президента, подводя итоги первого срока, я сказал, что главное мое достижение - исчезновение тревоги в глазах русскоязычных людей. С тех пор отношение людей разных национальностей к Президенту республики стало доверительным.

Я считаю, что главное достижение за почти двадцатилетнее президентство в том, что за эти годы нам удалось поднять авторитет татарского народа и укрепить национальное самосознание. Все сложные процессы доказали, что татары миролюбивый, созидательный народ, сыгравший огромную роль в сохранении целостности Российской Федерации, особенно в перестроечные годы, народ, знающий себе цену, но в то же время уважающий интересы других народов. Это кардинально изменило отношение к нашему народу. А мы ведь нуждались в этом. По сравнению с другими народами, отношение к татарам часто бывало неоднозначное. Вся идеология СССР, учебники истории всегда упрощенно связывали татар с татаро-монголами. Если бы в то время наш народ вел себя по-другому, то в самой середине России могли произойти трагические события. Я бы не сказал, что история нашего народа проще, чем история Чечни или других народов Кавказа. Татары сумели показать себя зрелыми и с политической, и с экономической стороны. И в жизни татарстанцев произошло много позитивных изменений. Нам удалось провести масштабные, международные мероприятия, которые прославили нашу многонациональную республику на весь мир. Безусловно, слава Татарстана распространилась на всех татар, ведь во всем мире татары считают Татарстан исторической Родиной. Теперь татары, где бы ни жили, не скрывают свою национальность, такие времена уже в прошлом.

5. В России так сложилось, что удел «бывших» очень даже незавиден: стоит человеку отойти от власти, как начинают чуть ли не предавать его анафеме. На Вас эта традиция не сработала, да и вряд ли могла сработать. Это результат чего?

- Человеку, обладающему большой властью нужно любить людей независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности. Меньше обещать, больше делать и без популизма. Главная задача первого лица - подобрать знающих, ответственных кадров и дорожить ими. У меня лично для себя был принцип - где родился, там и пригодился, потому что я безмерно люблю родной Татарстан.

6. Вас называли не татарским Президентом, а Президентом всего многонационального народа Татарстана. Вы и сегодня, как говорится, при делах. Откуда берется столько энергии и сил? Спорт? Семья? Привычка работать?

- Если точнее, то я сегодня при одном большом деле - реализации проекта «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». Это была моя давняя мечта, я рад, что появилась возможность её осуществить. Я являюсь Председателем Попечительского Совета созданного для осуществления этого проекта Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан - Фонда «Возрождение». В феврале исполнилось четыре года со дня его основания. Эти годы я назвал бы годами открытий, творческих исканий и обретения опыта. Я вам должен сказать, что при желании, оказывается, можно настолько глубоко вникнуть во все детали этого проекта - от исследовательских, проектных, ремонтно-строительных и до самых тонких, реставрационно-консервационных дел. Я уже неоднократно отмечал: научно-познавательный процесс превратился в творческий, и родилось много новых идей, проект по ходу дела расширился, появились новые объекты. Честно говоря, я сейчас настолько увлечен этим делом, что у меня появилось ощущение, что многолетняя работа Президентом республики уже где-то в далеком прошлом и я нахожусь в совершенно другом измерении. Подобралась отличная команда единомышленников. Мне комфортно жить и работать. И очень важно то, что этот проект делает нас духовно богаче, как я постоянно утверждаю: наше общество обретает духовность.

Энергия и силы берутся из того, что работаю от души - для души, как гласит девиз нашего фонда. И ещё, очень вдохновляет колоссальная всенародная поддержка нашего проекта, но это одновременно и мощный импульс для дальнейшей работы, и, безусловно, огромная ответственность.

А моя семья она во все времена была для меня надежным тылом и огромной поддержкой. Моя супруга Сакина Шакировна долго ждала моего ухода с поста Президента республики, думала, тогда будет больше внимания к ней, но надежды её не совсем оправдались. Разве что одним выходным днем стало больше. Знаете, в начале, я целый год не мог привыкнуть к тому, что по субботам не хожу на работу. Кстати, сбылась ещё одна мечта - я завел собаку, западносибирскую лайку, назвал Махмаем - по Тукаю. Каждую субботу-воскресенье подолгу гуляем с ним. И, как всегда, каждый день - бассейн. Моя норма - полтора километра. За прошлый год проплыл 526 километров. Конечно, мое увлечение по всей жизни - это шахматы. А ещё смотрю спортивные передачи по телевизору. Очень люблю спорт - футбол, хоккей, биатлон, баскетбол, волейбол... Слежу за свежими спортивными новостями. Я всегда уделяю много внимания и времени спорту. Почему? Потому что мы же не одни на земле, а чтобы о Татарстане узнали везде, нужен «Ак барс», «Рубин», УНИКС, «Зенит» и Универсиада... Что еще может так объединить людей? Вот сейчас идет зимняя Олимпиада в Сочи, огромное количество людей бросают дела и приникают к телевизорам, компьютерам, айфонам, айпадам, а то и вовсе сидят в стадионах Сочи. На время забываются войны, конфликты… Что их объединяет? Спорт! Нет в мире сильнее идеологии, чем спорт, я так считаю.

7. Вы, как любой настоящий татарин, неравнодушны к лошадям. Остается ли время для любимого увлечения?

- У нас даже родовое прозвище «чаптын», то-есть «скакун». Дед, прадед, были людьми состоятельными, крепкие крестьяне и всегда держали лошадь для участия на скачках во время праздника Сабантуй и становились победителями. Зная мою любовь к лошадям в период работы мне подарили более десятка породистых лошадей и я их сходу передавал нашему ипподрому. Вижу их во время больших скачек и радуюсь их достижениям.

- Уважаемый Минтимер Шарипович! Спасибо Вам за то, что согласились ответить на наши вопросы. Примите наши пожелания здоровья, успешного завершения всех Ваших начинаний.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International