Минтимер ШАЙМИЕВ: РЫЦАРЬ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»

8 мая 2015 г., пятница

Эксклюзив/Разговор без протокола

Большой разговор с Государственным Советником Республики Татарстан, первым Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым журналиста «Таланта» Ольги Юхновской в Казанском Кремле вовсе не похож на официальную беседу, как мы ее представляем. Поэтому интервью мы охарактеризуем, как «Неформальный портрет». Проницательный, энергичный, мудрый, философский, сердечный, ироничный, тактичный - каждый эпитет уместен, но правильнее их использовать все вместе, говоря о нашем выдающемся земляке и современнике.

«Восхищаюсь старославянским языком»

Здравствуйте, Минтимер Шарипович! Спасибо, что откликнулись на просьбу журнала «Талант» об интервью. Впервые я оказалась в вашем кабинете ровно двадцать лет назад, сопровождая канадскую фотожурналистку Хайди Холлинджер, которая привезла в Казань наделавшую немало шума свою выставку «Оппозиция в лицах»…

Оказывается, я демократом был? (Смеется). Ну, по мере возможностей. Я видел ваш журнал, содержательный, интересный.

Хочу Вас лично поблагодарить, и вот за что. В декабре 1991 года я вернулась в родную Казань из Киева. Не в последнюю очередь это было связано с начавшимся на Украине ростом националистических настроений. Уже тогда русскоязычных журналистов буквально выталкивали из профессии. За 23 года ни разу я не пожалела о своем выборе: в Татарстане вопрос национальной принадлежности журналиста никогда не вставал. Работалось легко.

Знаете, нечто схожее с тем, о чем вы рассказываете, я уловил, когда еще во времена СССР, будучи министром, отдыхал с супругой на Западной Украине, в Трускавце… И хотя страна была единая, к нам, к татарам, относились лучше, а к русским почему-то немножечко хуже… Я бы и не вспомнил этот эпизод, если бы не сегодняшняя встреча. В Киеве я тоже бывал. Удивился, что киевлянки напоминают …татарочек.

- Точно! Мне тоже иногда казалось, что девушке по имени Оксана больше подойдет имя Гузель или Эльвира…

- Конечно, везде есть хорошие люди, и их гораздо больше. Мне на Украине особенно понравились вечерние хоровые пения. Прямо появилась потребность слушать снова и снова. Именно там услышал, как звучит старославянский язык. Я и сейчас восхищаюсь его емкостью и образностью. В нем слова более точные, что ли, раскрывающие суть явления. Скажем, слово «жито», то есть рожь, а ведь точнее не скажешь - действительно, обеспечивает людям жизнь. Много таких слов, которые коренное значение раскрывают. Хотя, наверное, надо принадлежать к другой языковой среде, чтобы постичь тонкости речи…

Или вот еще слово - «перемога», победа то есть. Однажды я побывал в совхозе с таким названием в Запорожской области, ездил изучать опыт строительства животноводческих комплексов. И там нас угощали вкуснейшими варениками с вишней, с творогом, с капустой… Надо отдать должное, очень гостеприимный народ на Украине жил.

«Всё начнётся с Алтая»

Минтимер Шарипович, вы говорите о необходимости принадлежать к определенной языковой среде… Это не всегда « работает». Преподаватель Казанского медицинского университета, мой отец, дважды выезжал в командировки в ДРА, там освоил фарси, дари, не только разговорный, но и письменный. Свободно общался и с пациентами, и со студентами Кабульского мединститута.

Конечно, в первую очередь зависит от человека, его способностей и желания. У классика татарской литературы поэта Габдуллы Тукая, которого все мы ценим и любим, в его произведениях много слов из фарси. Этот язык был распространен в древние времена, на фарси говорили в Таджикистане и Узбекистане… В свое время по указанию ЦК была попытка сотрудничества с провинциями Афганистана. Сейчас не скажу, на каком посту я тогда работал, председателем совмина или зампредом по строительству, но факт: приезжали афганские делегации. Тем более что с 1979 по 1986 годы Фикрят Ахметжанович Табеев был Чрезвычайным и полномочным Послом СССР в ДРА.

Вы и Афганистане бывали?

Нет, я не успел. Табеев, помню, предлагал там сеть МТС создать, поскольку у нас был опыт централизованной обработки земель. В СССР много было тюркских народов, так что вопрос на тот момент был вполне актуальный.

На Алтае, например, тюрки живут…

Если вы еще не были на Алтае, то надо скорее съездить! Пока тамошняя уникальная земля туристами не истоптана. Уже и олигархи туда заходят. В 2012 году я побывал в обеих частях этого реликтового региона, но сейчас говорю именно о Горном Алтае. Мы проводили в Алтайском крае, в Барнауле международную конференцию, связанную с Булгаром - «Международный Болгарский форум». А потом на вертолете специально отправились в Горный Алтай. Там вся земля - нетронутое чудо: и горы, и реки, и воздух. И нам показали место, где у слияния рек Катуни и Чуи образовался в дальние века (в VI - начале VII века - прим.авт.) тюркский каганат.

На Алтае до сих пор проживают тюркские народы (в том числе казахи, татары), очень тепло нашу делегацию встречали. Некоторые до сих пор придерживаются концепции Тэнгри (религия прототюрков Великое Синее Небо - прим. авт.). У нас в республике тоже есть последователи, но тэнгрианство более четко выражено именно на Алтае. Мы посетили музей, где ранее хранилась легендарная Алтайская принцесса. Ее увезли изучать в Москву, и многим это было не по душе. И я был солидарен с ними: надо прислушаться к голосу народа Алтая. Это же неповторимое наследие, символ, люди считают ее Хранительницей. Конечно, лучше вернуть… И потом с удовлетворением узнал из прессы, что буквально через три недели принцесса вернулась в музей Горно-Алтайска.

У меня остались от поездки ярчайшие впечатления. И там, где начал образовываться каганат, мне пришла одна мысль, на первый взгляд невероятная. Подумал вот о чем: если бы руководители тюркских государств и народов объединились, да и построили здесь дворец? Такое величественное здание как символ объединения. Ведь место уникальное, там становятся яснее наши истоки, а возможно, найдутся и ответы на многие вопросы.

Эта идея уже витает, тихонечко обсуждается, и я в общем-то причастен к ее распространению, поскольку сам заговорил о ней во время визита в статусе Государственного советника… Пока неизвестно, какие государства могли бы принять участие в проекте. Россия, Казахстан…Возможно, Азербайджан, другие страны? Вот с таким зарядом я вернулся с Алтая. Однако зерно идеи, полагаю, уже лежит во влажном слое. Значит, оно даст всходы, а мечта - воплотится. На мой взгляд, интереснейшая задача. Она сможет сыграть особую роль в жизни Евразийской цивилизации. Новые поколения будут знать, помнить, откуда начались глобальные объединительные процессы. Историю нельзя не только забывать, ее надо изучать, исследовать. И не откладывать «на потом».

Остановиться, оглянуться… И вновь - за работу.

Минтимер Шарипович, за пять лет существования Фонда «Возрождение» работа проведена огромная, но и впереди - непочатый край. Тем не менее, можете сказать, что у Вас появилось больше личного времени?

У вас, журналиста, относительно вольная профессия, есть возможность остановиться, оглянуться… Но в номенклатурной работе, когда ты с молодых лет во власти, некогда останавливаться. Лично я не знал, что такое падение в карьере, никогда не задумывался, где работать. Не было такого случая. Работа сама как бы все время поджидала. С одного на другое, как говорится, все в гору. И это не отвлеченное рассуждение, а уже высказывание человека, который оказался в данной ситуации и прожил ее.

Когда я ушел с поста Президента республики, не знал, как и что сложится в моей судьбе. Занялся восстановлением Булгара и Свияжска. Даже не представляю, каким бы было мое психологическое состояние, если все повернулось иначе. Понимаете, не всякий человек выдержит состояние, когда все время занят, в постоянном цейтноте, в проблемах, которые надо немедленно решать. Вот почему я всегда говорю, что со слабыми нервами во власть не ходят.

Когда сформировалась цель, пришло понимание, за что надо браться, я о Фонде «Возрождение» говорю, определился путь. Я, конечно, давно знал об этой проблеме (необходимость восстановления древних городов-памятников, татарстанских святынь), но катастрофически не хватало времени.

Теперь же не представляю, что мог бы заниматься чем-то иным. Чем попало, просто так? Это не по мне. Я рассуждал, где бы мог применить свои опыт, знания, силы? Я не рыбак, не охотник, не садовод. В чем бы себя нашел? Ну, посидел бы с Сакиной ханум у окошка сколько-то месяцев…Но человек, знающий дело и понимающий, что и почему происходит вокруг, не может оставаться безразличным. Конечно, люди, ушедшие с высоких постов, по-разному реагируют на ситуацию. Иной начинает брюзжать: я бы так сделал, а это бы - так. Ты или делай, или стой в стороне. Тебя же первого спросят, почему сам раньше не сделал?

К чему я веду? Если вы сейчас заглянете в мой кабинет, то увидите, что вся комната утопает в книгах! Будучи президентом, порядка шести-семи лет, пока шел ремонт Президентского дворца, я именно здесь работал. Столько книг (по истории, архитектуре, реставрации и т.д.) накопилось, ни одну не могу отпустить от себя. Настолько окунулся в это дело! А если бы я не интересовался всем этим, судьба распорядилась по-иному, и я бы ушел в иной мир, так и не познакомившись, даже не узнав, не дотронувшись до таких замечательных мудрых книг.

Так у вас сейчас время интенсивного чтения?

Конечно! Еще и дома получаю замечания!

За что?

Как за что? Потому что начинаю в кабинете знакомиться с материалами, то продолжаю тем же и дома заниматься. А Сакина Шакировна, она же всю жизнь ждала, что наконец-то я буду полностью с ней. Понять ее можно. Она рассчитывала. А я всецело увлечен, занят «Возрождением»…

К работе Фонда огромный интерес проявляют историки, археологи, художники, реставраторы, искусствоведы, многие другие специалисты. Они приходили и раньше, задавали вопросы, высказывали точки зрения. То, что я сейчас знаю и понимаю в вопросах, входящих в сферу «Возрождения», и в бытность свою Президентом, - большая разница.

То есть в Ваш круг контактов и общения теперь увеличился за счет представителей науки и людей искусств?

О, это такие таланты! Их немного, каждого на руках носить надо. Есть и в Татарстане замечательные ученые. Например, археолог Айрат Ситдиков (директор института археологии АН РТ - прим.авт). Просто кладезь, я считаю. Есть специалисты, которые на виду, а Ситдиков - другой тип ученого, очень скромный, живет наукой. И не дай бог обидеть таких, преданных своему призванию, людей. Скажу так: я счастлив тем, что увидел их, соприкоснулся, имею возможность общения. Мне на всю страну хочется сказать: давайте обратим внимание на этих ребят. Для них такая отрада, такая отдушина то, чем мы сейчас занимаемся в Татарстане. Дело всей их жизни - востребовано! Наши научно-практические конференции по Булгару, Свияжску собирают лучших представителей этой области науки. Сейчас у них появилась возможность объединиться в большом благородном деле. Искренне признаюсь, я увидел и восхитился их миром.

Сейчас я сполна ощущаю значение духовности. В ней, безусловно, заключено нечто очень важное для человека. Знаете, судьба всего нашего народа была настолько нелегка, не до тонкостей было. С 1917 года - революции, гражданская война, коллективизация, репрессии, Отечественная война, восстановление страны, перестроечные годы… Пытаясь понять, отчего же люди не могут нормально друг к другу порой относиться, почему изъянов у нас так много, тут же спрашиваю себя: а когда же мы могли стать другими? Если человека всю жизнь заботил кусок хлеба, течет ли крыша над головой, да есть ли вообще свой угол? Не было времени у него задуматься о более тонких материях, заглянуть в свою душу, пытаться понять ее состояние.

«Завидовал только мальчишке-гармонисту»

Минтимер Шарипович, Вас часто можно встретить в театрах, на выставках, концертах. Слышала, что у Вас есть чутье на художников…

К культуре у меня всегда была и остается внутренняя потребность, даже не знаю, откуда? Не было же специального воспитания в условиях, при которых я рос. Все же полагаю, тяга эта из детства. Рос я на границе Татарстана с Башкирией, а между ними два часа разница во времени. И мы в деревне слушали сначала башкирское радио, а потом - казанское. Слушали все подряд - песни, стихи, оркестровые записи. Музыка трогала душу. Это таинство трудно объяснить. Природой дается, думаю. Я сам удивлялся.

О себе неловко говорить, конечно. С удовольствием посещаю художественные выставки. Заметил, что когда хотел какую-то работу приобрести, мне кураторы вернисажа говорили - извините, уже куплено. Частенько такое случалось. Значит, есть у меня все-таки вкус? (улыбается - авт.) Когда появилась возможность, много ездил по миру, обязательно посещал крупные музеи, не только Лувр или Прадо. Знакомился с коллекциями в Лондоне, Риме, Стамбуле и в других городах. И в музее Сальвадора Дали был.

А в детстве какой у вас был дар?

Стихи я писал. В шестом-седьмом классе сочинял патриотические, их рукописные версии «публиковал» в школьной стенгазете. Писал и лирические, девушкам посвященные. Конечно, поэзия - это особое состояние души. Сакина Шакировна до сих пор хранит мои письма к ней (наверное, штук 50), но никому не показывает. Иногда сочиняю экспромты, посвященные тем, чьё творчество затронуло меня лично - Роберту Миннуллину, Ильгаму Шакирову...

Иногда человек с детства хочет научиться, скажем, играть на саксофоне, но в силу разных причин откладывает реализацию мечты на неопределенное будущее. С Вами такое было?

Было. Завидовал, но только раз в жизни, а больше никогда, ничему и никому. Ребятам, умевшим играть на гармошке. В учебе дела шли отлично, практически никаких «конкурентов». Но я всегда думал, глядя на гармонистов: как же у них получается? Отец купил инструмент для меня и старшего брата, а тот даже в руки не взял. У меня же ничего не получалось, и я отчаянно завидовал соседнему мальчишке Зуфару, который почти сходу заиграл. В общем, кошмар. Муж старшей сестры пытался учить, моими пальцами на клавиши нажимал. Ничего, как ни старался. Злился, обижался на себя. Почему другие могут, а я нет? Как можно играть, даже не глядя на клавиши?

Школа закончилась, а во мне это чувство не успокоилось. И вдруг в 60 лет у меня получилось! Мне подарили тальянку, универсальную такую гармошку. В какой-то день уединился в комнате, и - прорвало! Сыграл сразу одну народную татарскую мелодию - “Озату” (“Проводы”) называется. Главное, не глядя! И думаю: как так, ведь в детстве не получалось? Завлекло меня это, после работы стал иной раз брать инструмент, а когда дело стопорилось, прямо себе палец был готов отрубить. Так на себя негодовал. Но когда убедился, что могу играть, то есть личная мечта сбылась, успокоился и отпустил эту «занозу». Так-то никакой я не гармонист, в музыкальной школе не учился.

Об идеалах, духовности и Папе Римском

Кто ваш любимый писатель?

Для меня гений - Тукай. Не только потому, что он именно татарский поэт, а я очень люблю свой родной язык. Но если его поэзию изучать в переводе, то теряется ее аромат.

Шекспира тоже не в подлинниках читаем, однако разделяем любовь к нему. Может, дело в качестве перевода? И еще коробит, когда в школе Габдуллу Тукая называют «татарским Пушкиным»… Неправильно это, некорректно.

Стопроцентно согласен, абсолютно неправильно. Мы этим обижаем поэта, вроде хотим возвеличить, а получается наоборот. Хотя в переводе на русский его язык все же не такой выразительный. Мне нравятся переводы Венеры Валиевой. Соглашусь и с тем, что важен талант переводчика. Например, Байрона переводили на русский язык десятки лучших поэтов от Жуковского, Лермонтова, Пушкина, а споры, чей перевод лучше и точнее, ведутся до сих пор. Выходит, лучше узнать творчество поэта на языке подлинника.

Уважаю творчество Хади Такташа, бунтаря сродни Маяковскому. Оба ждали от революции положительных изменений, питали большие надежды. Такташ революцию воспринимал поэтической душой, пылко, категорично, обличал пороки и священнослужителей. Как и Тукай, которого до сих пор иные религиозные деятели воспринимают неоднозначно. Тукая, Такташа ругали даже в перестроечные годы. Потом вдруг вспомнили, что есть религия, которую надо возрождать. Как будто кто-то возражал. А я тогда еще говорил, не религия плоха, а отдельные духовные лица вели себя таким образом, что поэты их высмеивали. Не Веру, а пороки людей.

У меня свое понимание, что такое «духовное лицо». Для меня исключительным образцом остается покойный Папа Римский Иоанн Павел Второй. Если уж быть духовным лицом, то таким, как он. Понимаете? Я - мусульманин, он - католик, а у меня к нему такое отношение, потому что он был глубоко предан Вере, чист сердцем. Таким остался в памяти - белым, светлым. Святым. И я не случайно выбрал проект мечети архитектора Сергея Шакурова в Булгаре, и назвали мы ее Белой тоже не случайно. Белый цвет - это чистые помыслы. Папа Иоанн Павел Второй хотел сам передать Казанскую Икону Божьей матери на земле, где ее обрели. Он просил разрешения приземлиться в казанском аэропорту, чтобы, не выходя с борта самолета, передать ее из рук в руки.

Что же помешало?

Скажу четно, не светская власть. А ведь желание Папы говорило, что он готов сделать шаг навстречу. Без позерства и политики, без шахматных комбинаций в уме. Это была масштабная личность, с настоящим величием. Явление с большой буквы. Конечно, я не могу предъявлять повышенных требований к современным служителям. В конце концов, если требуешь, то и с себя спроси.

Служил в Казани один старый имам, его все звали Карт (пожилой) хазрат, в бытность мою министром он в письме попросил помочь с трубами для отопления мечети. Я же был наслышан о нем и попросил о встрече. Полчаса всего беседовали. Но его светящиеся лицо и глаза запомнил на всю жизнь. Таким и должен быть пастырь. Не о статусе муфтия или патриарха говорю, а об обычном служителе. Часто сталкиваюсь с представителями разных конфессий, как в Булгаре, так и в Свияжске, много общаюсь в других городах и регионах… Похожих по степени духовности на Папу Иоанна или Карт хазрата пока не встретил. Никого не виню, наше общество только начало постигать суть духовной жизни. Спасибо, что служат. Но времени понадобится очень много, чтобы повлиять на человека… А по глазам прихожан в мечети ли, в православном храме вижу, что потребность у людей в Вере огромная. Только она запрятана глубоко.

Но у нас в стране и атеистов достаточно много…

Ряд великих ученых признали существование высшего разума в процессе познания мира. Либо, потеряв надежду, и осознав, что мир и путь его познания бесконечен, становились дуалистами. Кто-то уходил в полное отрицание религии, остался атеистом. Другие же пребывают в сомнениях - скорее, нет иного выхода, как поклониться Всевышнему. Поверить ему. Примириться с самим собой и принять.

Вас как в этом смысле в семье учили?

В детстве нас только пугали: если проказничаешь, не попадешь в рай. Наша семья многодетная (считаю это большим плюсом, ведь дети воспитывают друг друга). Бывало, наказывали, шлепнут по одному месту, но на всякий случай приговаривали при этом: «Не обижайся, не плачь, место, по которому тебе надавали родители, в аду не сгорит». И мы верили этому, терпели и не жаловались (улыбается - авт).

Ну, да, серьезный аргумент. И утешение.

Религия действительно утешает человека. А как выдержать сложное испытание, если человек не верит? Перестройка показала: атеизм - ничто.

Вот я и говорю, проект «Возрождение» еще ведь и для того, чтобы появился дом для Души… В Булгаре, еще до реконструкции, бывало, выйдешь на крутой берег, а там тебя ветер обнимает, словно кто-то Вышний говорит с тобой…

И я так же ощущаю. Когда-то Булат Мансуров взялся снимать фильм «Теплые ветры древних Булгар», а я только на булгарской земле и понял значение этого названия. В нем большая смысловая нагрузка: и степь, и ветер, и туман-облака, вся история к тебе придвигается. Такая вот точка во вселенной. Как машина времени.

«Гений места Свияжск не покинет»

Минтимер Шарипович, Булгар включен в список ЮНЕСКО. А как будет развиваться Свияжск? Какие еще перемены ждут остров? Не покинет ли его гений места?

Во-первых, дух острова, особая атмосфера, ощущение прошлого времени - все это осталось. Помимо соборов и церквей в Свияжске есть много других старинных объектов, например, небольшие усадьбы, дома. Мы занимаемся их реставрацией.

Свияжск теперь нарядный, привлекательный. Музеи там концентрируются, галереи, народные промыслы. Опять же - уникальный музей археологии дерева ожидаем. Но у островитян теперь лучший день - понедельник, когда нет туристов. Не получится так, что жители не впишутся в новую реальность и съедут?

Без жителей остров не представляю. С самых первых дней работы «Возрождения» в Свияжске я начал встречаться прежде всего с коренными свияжцами. Эти люди ничего хорошего в своей жизни не видели. Работали либо в психушке, либо в тюрьме… Мне в душе всех очень жалко. Пять лет тому назад многие жили в монашеских кельях, братских корпусах. Программа ликвидации ветхого жилья, которую мы реализовали в Казани и по республике, их не затронула.

«Вместо театра на Островского увидел дно жизни»

Это был беспрецедентный проект для России!

А толчком к началу ликвидации ветхого жилья послужило посещение трущоб на улице Островского, в самом центре столицы. Пришел как-то покойный уже Фарид Хабибуллин, глаза горят, я, говорит, нашел остатки старой усадьбы, хочу создать татарский ТЮЗ в ней, будем «Ромео и Джульетту» играть под звездным небом… Я и говорю тогдашнему мэру Камилю Исхакову - а ну-ка, пошли, посмотрим.

Послушали сначала вдохновенную речь Фарида. Но театр настоящий начался, когда во двор высыпали обитатели домов, а потом я посмотрел на их жилища. Зловоние, убогость, прогнившие полы и стены, толком нет воды, вместо туалета ведра. Бабушка немощная в коридоре лежала. Я прямо говорю: мы вытащили этих людей с настоящего дна жизни. Чего лукавить, это был ужас. И тогда я подумал: так жить нельзя! Это же наши люди! Они же тебе доверились. Я, кстати, никогда не обижался, когда меня ругали. А кого еще ругать? Но миссия руководителя не только в том, чтобы выслушать, а что-то сделать хорошее… Думал ли я тогда об особенностях архитектуры? Нет. Задача стояла одна: немедленно строить жилье. Восстанавливать было некогда, да и нечего, трухлявые дома могли вспыхнуть, как порох.

«Цивилизация пришла с канализацией»

Вот почему в Свияжске мы сразу построили кирпичные дома. В остров-град миллиарды уже вложены. Энергетики тащили линии электропередач через низины. Построили шесть современных подстанций. Появилась канализация, о которой на острове понятия не имели. Вы бы видели картину: во время передачи первых квартир православные старушки руки целовать норовили, мне было не по себе. Одна увидела бачок в туалете и просит: покажи-ка, сынок, как пользоваться…

Жителей на острове не много, около двухсот. А вот кто себя плохо ведет, так это отдельные наследники. Мы, конечно, могли предположить, что земельный вопрос обострится, и будет хуже, чем в Матюшино. Разумеется, я со всеми мило говорю. Но и цель поставлена. Все задуманное делать будем без отступлений. Когда трущобы в Казани сносили, некоторые люди тоже противились. Это же психология человека - на него счастье обрушилось, а он не знает, что с ним делать…

Парадокс возрождения: жадные наследники

Иными словами, с Фондом «Возрождение» торгуются?

Повести можно писать по моим диалогам! До самого последнего времени вели беседу с хозяевами дома в низинке, рядом с постом полиции. Никуда не хотели ехать, хотя мы обещали и построили наверху новый дом, они уже переехали и благодарят. Но сначала наотрез отказывались. Тогда говорю: как хотите, больше ничего не предложу, а вашу хибарку будем туристам показывать, как на острове ужасно жили. Торговаться, конечно, пытаются. Не обижаюсь. Откуда я знаю, как повел бы себя на их месте? Обижаться вообще нельзя, если уж ты возглавил большое дело. А этих людей нам не с Луны подбросили. Наши они.

Полноценного деревянного Свияжска уже не было задолго до того, как мы туда пришли с «Возрождением». Труха одна оставалась. Мы восстановили Земскую больницу. Сейчас предстоит довольно рутинная, но очень важная работа: будем ревизовать каждый объект, что на Генплане. Хотим полной ясности по острову. Что можно сохранить, то спасем. Есть двухэтажные дома на острове, наподобие усадьбы Каменева, раньше вторые этажи жители обшивали деревом, мы тоже их облицуем, с учетом новых технологий. Планируем пойти вдоль набережной реки Щуки. Мы хотим предоставить максимум возможностей для туристов и для жителей создать подобающие XXI веку условия.

А с ретивым молодым поколением, с наследниками постараемся терпеливо все вопросы рассматривать. Но мы ни на какой шантаж не поддадимся. Это не упрямство властей, просто потом это будет мешать их же землякам. Идет непростой процесс - новое освоение. В какой-то степени речь идет о вторжении в сложившиеся устои. Что, конечно, не безболезненно, и у каждой семьи своя судьба.

Но открытого недовольства я сегодня не вижу. Когда случались разные проблемы, люди ждали моего приезда, высказывались. Тем более, что поняли - доступность есть. Трагедий нет, а проблемы одолеем. Главное, мы не хотим, чтобы людям плохо стало.

«Мы нуждаемся в идеях. Предлагайте!»

Интерес туристов к Свияжску и Булгару кратно возрастет, вне сомнения. А будет где жителям и гостям разгуляться в будущем? Минувшим летом в Свияжске прошла экспериментальная Лаборатория по поддержке театров малых городов России, организованная Театром Наций при поддержке Министерства культуры РФ, музея «Остров-град Свияжск» и Фонда поддержки современного искусства «Живой город». Да и фестиваль «Великий Булгар» себя зарекомендовал. Есть у Вашей команды видение, как развить эти культурные площадки, насытить новым форматом, привлечь как можно больше молодежи?

А здесь условимся так: не вы мне эти вопросы задаете, а я вам. Мы нуждаемся в идеях. Предлагайте!

Давайте создадим банк творческих идей?

Договорились! И хотя это напрямую не связано с деятельностью Фонда, мы заинтересованы в свежих, оригинальных предложениях. Нам не безразлично, чем наполнится возрожденное пространство. Творческой молодежи много у нас. Смело выдвигайте свои проекты. Прекрасно прижился и в Булгаре, и в Свияжске фестиваль «Музыка веры». Театральный эксперимент успешно прошел. Мы всегда приветствуем хорошие начинания. Я так вижу: программа, культурная она, просветительская либо какая-то иная, должна работать на всю округу. Будьте уверены, она найдет своего зрителя. К тому же у нас и гостиницы появляются.

За талантами «Созвездия» в очереди стоят

Минтимер Шарипович, к вопросу о молодом поколении… О том, на которое приятно смотреть и которым гордишься. В 2015 году исполняется 15 лет фестивалю «Созвездие-Йолдызлык». Фестиваль как движение, как общественный феномен, безусловно, состоялся. Его даже называют брендом Татарстана. А ведь «Созвездие» многим обязано именно Вашей поддержке, это же Вы его в свое время буквально благословили.

О, «Созвездие-Йолдызлык» - это прекрасный проект! Удачный! Неужели уже 15 лет? Очень быстро пролетели. По моим данным, более 600 тысяч ребят через «Созвездие» прошли.

Хорошо, что мы своевременно поняли сигнал, услышали этот запрос общества, и он у нас в Татарстане пошел. Бывают проекты, которые пришлись, что называется, ко времени. «Созвездие» - именно из таких явлений, им надо было заняться. Хотя заранее мы знать не могли, какие средства потребуются на его становление и развитие. Главное, правительство поймало этот сигнал. Всех, буквально всех «Созвездие-Йолдызлык» радует. Далеко не все общественно-значимые проекты встречают такое единодушное отношение. Даже «Возрождение» критикуют иной раз. А вот «Созвездие» всех объединяет.

И когда я посещал гала-концерты фестиваля, меня наши дети вдохновляли. Смотришь и удивляешься, как в таком возрасте они могут быть смелыми, активными, развитыми? И споют, и станцуют, а какой конферанс! Помню, от души смеялся над малышами-ведущими, они и на русском, и на татарском с залом общались, да так живо. Больше всего радует, что в этот процесс массово вовлечены родители, невзирая на их разное социальное обеспечение. Каждого одеть, обуть, подготовить… И все для того, чтобы поддержать творческого ребенка. Забота меняет и взрослых людей. Хорошо, что удается создать детям столь замечательные условия. И для взрослых это отличная встряска. Когда ребенок - участник фестиваля, это же не просто привел в секцию и забрал, тут все в процессе участвуют. Знаю, что и в районах жизнь кипит, особенно когда отборочные туры на местах проходят. Чудо же!

Пожалуй, можно говорить о фестивале, как об определенном республиканском ноу-хау. Авторитетные эксперты подтверждают: аналогов «Созвездию» в России нет. Действительно, в фестивальном процессе участвуют руководители районов Татарстана. Целая система выстроилась: педагоги московские, казанские, мастер-классы. Республика Крым всерьез присматривается к фестивальному опыту и технологии. То есть фактически фестиваль можно расценивать как некий государственный заказ на воспитание всесторонне развитого ребенка.

Чрезвычайно важно, когда в самом начале, у руля столь серьезного проекта стоят понимающие, грамотные, профессиональные люди. Дмитрию Туманову, конечно, нужно выразить огромную благодарность. Как и всем членам жюри, и его председателю Зиле Сунгатуллиной. Понимаете, фестиваль сразу с хорошего уровня начался. Выявляются одаренные дети, если дано, то дано, никаких обид, само участие в фестивале - уже стимул для развития. Наверное, бывают маленькие травмы… Но это ведь только закаляет характер.

А благодаря президентской программе многие ребята успешно учатся в ГИТИСе…

Да, я знаю, что из столицы в Татарстан едут присматривать молодые таланты. В очередь за ними встают (смеется - авт). Дина Гарипова, Тина Кузнецова, Диляра Вагапова, Володя Шнитко, Рузиль Гатин, Айдар Сулейманов, Ирида Хусаинова… Я многих знаю, помню, слежу за тем, как складывается их творческая карьера. Порой, конечно, жаль, что некоторые уезжают. Но ведь культура не знает границ. Вот и оперные наши певицы Альбина Шагимуратова и Аида Гарифуллина также востребованы в мире. Все вместе эти ребята прославляют республику. Столько талантов дает наша земля, я порой поражаюсь, такое впечатление, что всей республикой поем и пляшем. Может, на их одаренность влияет большое количество смешанных, межнациональных браков в Татарстане? Не знаю, есть ли в этом закономерность, но я отмечаю и этот факт.

Так что «Созвездию-Йолдызлык» я благодарен, и всем, кто фестиваль поддерживает. Первым в свое время помощь оказал Айрат Хайруллин, потом и остальные подтянулись. Когда будет гала-концерт? Хочу побывать на юбилейном шоу.

«В чем проблема «Внуков и дедов»?

Нередко молодежь бравирует, дескать, не нужны нам ваши идеалы… Конфликт поколений, увы, расширился от «Отцов и детей» до «Внуков и дедов». Как передать свои духовные ценности молодежи?

Вы интересный вопрос задали. Я и не задумывался об этом. Значит, еще больше перемен и противоречий, недопонимания - со стороны «дедов» (они еще способны что-то анализировать), а со стороны «внуков» - другой образ жизни. И требовать от них того, что было в нас, насильно внедрять? Стоит ли? Но память о Великой Отечественной войне, за что погибали прадеды, действительно жизненно важно передать. Ребенок, конечно, слышит по рассказам в семье, что-то читает, информация хотя бы минимальная останется. Или же требуется очень строгая система воспитания, которая была при социализме. Но мы это время теперь называем тоталитарным периодом. Мы не можем отрицать, что на умы та система влияла. А вот как повлиять на свободного человека?

Само общество должно меняться. По-другому никак. Ребенок не выбирает тот или иной общественный строй, такую власть или другую, он впитывает в себя то, что есть, что видит в своей семье. Когда говорят, «надо строже воспитывать», я сильно сомневаюсь в старых методах. Можно ли, сидя на диване, воспитывать нотациями: «будь таким, будь сяким, того не делай»? Только состояние общества поможет принять ценностные ориентиры, нормы. К примеру, в нашей республике мы помогаем малообеспеченным семьям собрать ребятишек в первый класс. Такой подход мне нравится. Не тотальное влияние, но может оставить добрый след в душе ребенка. Особенно если в первый раз и в первый класс. Он же смотрит, какой у товарища ранец, новый ли, яркий, как тот одет. Царапина в душе может остаться надолго, и даже повлиять на судьбу малыша… Я ведь тоже участвую, вручаю эти рюкзачки, радуюсь за каждого. Он ведь еще и не думает, кто и чем отличается, и мама его, не дай бог, если не полная семья, тоже может расстраиваться.

А такие тихие добрые дела помогают всем. Не говорю уже о благотворительности. Есть у меня поговорка: «Если ты с утра с женой или детьми не ругался, считай, день начал с благотворительности». То же касается отношений со всеми людьми, коллегами, соседями... Вот я с вами поругаюсь, вы не то напишите, а я что-то важное упущу из поля зрения.

А вообще я как дед поражаюсь, насколько внуки быстро освоили компьютер, как будто в утробе матери учились. Я видел, как быстро мой внук, сын старшего сына Айрата, начал собирать конструктор - машины, краны, любые конструкции, механизмы. Я ведь инженер по образованию, а тут малыш изобретает столько комбинаций. Мы с вами наблюдаем, как мир поглощают информационные потоки. Среда - то, что окружает человека. Никуда не денешься.

Самый лучший день у нас сегодня был…

Считается, что из 365 дней в году человек запоминает только два, от силы три. Какой день 2014 года запомнился Вам?

Возможно, вам покажется высокопарным, но это был день, когда Булгар прошел в номинацию по списку Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всей командой мы смотрели он-лайн трансляцию заседания из Катара, когда рассматривался наш вопрос. Столько было души и сил вложено. Нам удалось доказать, что шесть месяцев зимы - это серьезный аргумент. Убеждали серьезнейших экспертов, которые по всему миру работают. И нас поддержали. Разумеется, я радовался. Поначалу думал, лишнего требуют, но нет, ничего подобного. Я сейчас не менее их требователен. Но в разумных пределах.

И вот мы стояли у экрана и ждали, словно дети. Подъем настроения был. Хлопнули друг друга по плечу. Эмоции тоже должны получать разрядку, никто не может быть равнодушным. А это ведь для меня совершенно новый мир.

Меня спрашивают иной раз: как себя ощущаете после президентства? Комфортно! Не стремлюсь кого-то убеждать, но это правда. Мне комфортно и с людьми, которых мы вытащили из братских корпусов, и с теми, кого со дна жизни подняли… А еще есть новая забота и цель - «Возрождение». Поэтому всегда говорю: счастье - это состояние души. Одинакового счастья не бывает. Я так для себя определил. И другого счастья не представляю. Если на душе не спокойно, то о каком счастье речь.

Справедливо выражение - «Мир прекрасен!» Я еще об этом никогда не говорил. У меня сейчас появилась возможность в этом убедиться. В том числе в субботу и воскресенье, когда гуляю со своей собакой. С молодых лет, сразу после института я по субботам работал, попав в такой круговорот. И вот почувствовал себя как будто виноватым. Вроде как бездельничаю. Представьте себе, ушел с работы, а отдыхать в субботу не могу. Вот к этому тяжело привыкал. Тяжело.

Я всегда хотел собаку. И в детстве во дворе - собака, в коровнике, овчарнике - другая живность. Сейчас у меня чистокровка, охотничья лайка. Прекрасный пес по кличке Махмай. И мир действительно прекрасен, я и ребятам из охраны об этом говорю, один из них со мной ходит, так положено… Нет плохой погоды, мороз ли, пурга, дождь, жара… Как вышел на прогулку, обо всем забыл. Тем более в Матюшино такие леса уникальные! За последние лет десять в Казани я ночевал раза три, хотя даже не скажу, что именно в городе мешает… Моя стихия у реки, у леса. Там будто детство мое. Можно снять официальный костюм, надеть, что под руку попадется, во что попало, без оглядки. Когда я хожу с собакой, меня надо видеть. Кошмар! (смех)

А что еще нужно человеку? И вот идешь с верным псом. Такая умная собака. Можете представить, он видит, что в рабочие дни за мной машина приезжает, но спокоен. Если отлучаюсь в субботу, то он в вольере сядет на самое высокое место и ждет часами. Хозяина чувствует, еще не видя, и давай на огромной скорости круги радости нарезать. И смотрит такими говорящими глазами. Как такого не полюбить? Мы с ним чем-то похожи: оба довольно таки независимые по характеру, каждый знает цену себе (улыбается).

Вы вольер сами сделали?

Ну, я не обделен этими уменьями. Роль моя по жизни с детских лет определилась: всегда любил плотничать, это закрепилось за мной, а еще пасека в старших классах на мне была, мы держали 9-10 ульев. Когда же впервые провели электричество и в нашу маленькую деревню, то я всю проводку сделал в доме.

Вот же дар - руки золотые! А Вы о гармони печалились…

В том и беда, все получалось, кроме игры на гармошке.

Помните самый лучший подарок из детства?

В деревне было 57 домов. Что такое елка узнали не сразу, поскольку ели в наших краях не было, то наряжали сосну. Она будто и растет более радостно. Сосна с тех пор мне и нравится. И вот помню, в 1940-е стали в деревне елку наряжать к празднику, а старшие ребята, после праздника, валили елку и начинали срывать с него игрушки. Самодельные, выпиленные из картона и раскрашенные. Эти поделки воспринимались как сокровища. О подарках в те годы, понятно, и речи не было. И вот уже сосенка наша лежит на полу, а я вдруг между этими большими парнями как-то поймал картонную лошадку. Уж так гордился, что игрушка появилась, хранил, а потом для следующих елок такие же вырезал.

Учился с 1 по 4 класс в родной деревне, молодая учительница Хадича апа была одна на все классы. Где-то порядка тридцати учащихся занимались в четырех комнатах одной пятистенной деревенской школы. Наша любимая учительница сделала нас людьми, вопреки всем сложностям и неустроенности. Взять правописание: был дефицит бумаги, так мы делили на две части тетрадь для чистописания, всё остальное писали между строк на книгах.

А потом появились перья, родители покупали их на рынке, пятый номер… Братья мучились, а наш класс стал учиться писать уже металлическими перьями. Чернила мы тоже делали сами, смешивали сажу из печки с водой. Фиолетовые порошки появились позже, их покупали и очень берегли.

Долгие годы поддерживал отношения с Хадичой апа. Однажды в школе собрались одновременно 57 студентов! И все из одной деревни, из глубинки. Вот главный показатель, какая учительница у нас была!

Рыцарь Шаймиев любит полевые цветы

Минтимер Шарипович, возможно, этот вопрос удивит: ощущаете Вы себя рыцарем?

В каком смысле? Я никогда не дрался, не сражался…

Однако же Вам было присвоено это звание. Вы - Почетный член Президиума международного парламента Всемирной конфедерации рыцарей, работающих под эгидой ООН.

Да? Серьезно? Спасибо, что напомнили. (Смеется). Я-то всегда думал, что рыцарь - это еще и сильный в физическом плане человек. Впрочем, сила духа не исключается ведь? Соглашусь в части того, что требуется для рыцаря - благородство.

Практически я никогда не дрался, не ввязывался, что ли? Старшие братья, возможно, оберегали. Хотя от них-то порой и доставалось изрядно, они не хотели, чтобы за ними попятам ходили, а мы все равно вслед плелись, вот за это влетало. Воспитание наше было, что надо - труд, все время труд. Меня же лично ругали за… перерасход керосина, читал потому что много. Не было случая, чтобы я пошел в школу с нерешенной задачей и невыученным заданием.

В начальных классах я пропустил только один день занятий. Из-за любви к …репке. На дальнем колхозном поле репка росла, а у нашей семьи неподалеку был дополнительный участок с картошкой. И уж так мне репку хотелось, что я напросился родителям в помощь. Голодно было тогда. Думал, репку эту всю жизнь в огороде буду сажать, такой вкусной казалась. Еще мы воровали стручки зеленого гороха, несмотря на то, что поля охранялись. Но у ребятни все было отработано. Одна группа отвлекала сторожа, вторая на другом конце поля собирала горох. Потом в силосной яме пировали. Мы и конопляные семена ели, а когда колхозы обязали сеять мак, так года три им лакомились.

Знакомая флористка поделилась одним маленьким секретом семьи Шаймиевых: оказывается, Вы любите лесные и полевые цветы, ландыши, фиалки. В ее цветочном салоне каждый год в конце января специально для вас заказывают корзиночку ландышей… Слышала, что помпезные букеты Вы обычно раздаете, предпочитаете скромные цветы.

Ничего от вас не скроешь. Действительно, Сакина Шакировна на мой день рождения дарит ландыши. А я для нее собираю полевые цветы. Такие они красивые, особенно последние, в конце лета - начале осени, а букеты получаются роскошные. Слово «букет» для меня - это именно собирание разных цветов.

У нас в доме есть место, где стоят фотографии моих папы, мамы и родителей Сакины ханум. Лет 15 назад подарили нам высокую напольную вазу, на которую надевается конус, куда можно налить воду и поставить цветы. Стали думать, куда же вазу определить. Поставили таким образом, что она между снимками родителей оказалась. Каждый раз, когда цветы меняем, есть ощущение, что дорогие наши старики смотрят на нас. В общем, получилось такое родительское место, и мы уже не представляем, как иначе. Поэтому я, по поручению, отвечаю за то, чтобы в этой вазе всегда были цветы.

Тронул до слез фрагмент из книги Сакины Шакировны, где она рассказывает, как купила два килограмма творога на рынке и побежала за бабушкой, которой не хватило нескольких рублей на этот несчастный творог … Очень показательный эпизод.

Такой у нее характер. Она многим помогает, в поселке Мирном опекает старушек, у нее целый мир, все время куда-то выезжает, одаривает кого-то. К ней многие обращаются. До сих пор сама продукты на Колхозном рынке выбирает. Там все ее знают, уважают, подсказывают, у кого товар лучший. Южане долго удивлялись: жена президента сама покупки делает. Потом привыкли. Сакина ханум никого и до кухни своей до сих пор не допускает. Но когда пришлось нанять помощницу, так дело дошло до анекдота. Сакина Шакировна начала… ухаживать и за ней. Я пытался предупреждать… Но заранее знаю, кто бы ни появился в доме, она все равно станет о госте заботиться.

Уважаемый Минтимер Шарипович, спасибо за то, что уделили время корреспонденту журнала «Талант». Это была очень увлекательная беседа!

Ольга ЮХНОВСКАЯ.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International