Так сложилось, что наше поколение политических и общественных деятелей оказалось в гуще событий, связанных с распадом СССР, становлением новой России и Татарстана. Ощущение судьбоносности тех лет для государства и его граждан приходит позже. А в тот момент ты просто делаешь то, что можешь и должен... Нам выпало быть в числе первопроходцев на пути становления парламентаризма не только в республике, но и в стране в годы перестройки.
По сути, парламентаризм - как процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института и как форма существования, когда люди, делегированные народом, разрабатывают и принимают законы, по которым и живет общество - крайне необходим в цивилизованном обществе. Если его нет или он существует только на бумаге - то, как правило, рано или поздно назревают большие перемены - революции.
Любая революция, то есть коренное преобразование общества с изменением и форм собственности, совершается с целью установления социальной справедливости, которая, являясь одним из основных общечеловеческих идеалов, во многом зависит и от системы управления государством. Все знают высказывание Уинстона Черчилля: «Демократия - не лучший строй. Но лучшего я не знаю». Сейчас у нас ходом новой истории утверждается демократия - народовластие и её главный инструмент - парламент. Как правило, каждая революция ставит высокие цели, стремится к парламентаризму, но не всегда добивается желаемого, реального, а не формального парламентаризма. Двадцать пять лет назад, вдохновившись коренными изменениями в стране, народ нашей республики совершил прорыв именно к настоящему волеизъявлению народа. Это подтверждено временем и историей.
Как известно, парламентаризм в стране зарождался в начале ХХ века, в дореволюционной России, когда Николай II подписал Манифест, где регламентировались полномочия монарха, а также предлагалось создать такие органы государственной власти как Государственная дума и Государственный совет, состоящие из выбираемых народом членов. Данные органы законодательной власти были призваны выражать волю простых граждан. C самого начала депутатский корпус Государственной Думы был всесословным, многонациональным, поликонфессиональным. К слову, были активны и депутаты, избранные от Казани и Казанской губернии, в том числе и депутаты-татары. Мы знаем, что ярко проявил себя наш видный общественный деятель Садри Максуди. Мусульманская фракция стала влиятельной частью Госдумы.
Развитие парламентаризма и в период, и после революции 1917 года сопровождалось лозунгом: «Вся власть Советам!» Большевики полагали, что Советы являются наиболее приемлемой формой народовластия. Поэтому рабочие, крестьянские и солдатские Советы, возникшие в ходе революции 1905-1907 годов, снова появились по всей стране. Октябрьская революция позволила Второму всероссийскому Съезду рабочих и солдатских депутатов принять резолюцию о переходе всей власти в руки Советов. Но гражданская война и переход фактической власти в руки партии большевиков не позволили Советам реально сосредоточить в своих руках всю её полноту. В дальнейшем, все мы знаем, руководящая роль Коммунистической партии была закреплена Конституцией СССР. Хотя, во многом, формально, избрание и периодическое обновление Советов сохранилось, провозглашались и создавались институты народовластия.
Такова предыстория. Но к чему я вспомнил нелегкую судьбу этого известного лозунга? Дело в том, что наша перестройка конца 80-х - начала 90-х годов - это, по сути, та же революция, давшая мощный импульс развитию парламентаризма - шла под тем же лозунгом - «Вся власть Советам!».
Будучи активным участником политических событий, невозможно обойтись без описания хронологии важнейших этапов, становления государственности Татарстана. 1985 год, весна, партия берет курс на обновление. В 1988 году состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция. Она дала старт политической реформе, открыла дорогу к альтернативным выборам как способу формирования представительной власти. Это был реальный шаг по пути реформирования советского социалистического строя. Были приняты два важных закона о высших органах государственной власти и управления - «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», предусматривавший создание Съезда народных депутатов СССР, и «О выборах народных депутатов СССР». Михаил Горбачев заявил: «Политика партии - экономическая, социальная, национальная - должна проводиться прежде всего через Советы народных депутатов как органы народовластия». Таким образом, перестройка и вызванные ею политические преобразования вызвали возрождение многострадального лозунга «Вся власть Советам!». Теперь он стал главным лозунгом перестройки и означал возвращение Советам власти, узурпированной партийно-хозяйственной номенклатурой. Он быстро стал популярным в демократических кругах взбудораженного общества и использовался новыми политическими лидерами как средство окончательной ликвидации гегемонии КПСС. Советы постепенно переставали быть декоративным элементом в государственном устройстве, выходили на первые роли. Это стало завоеванием перестройки, которая коренным образом поменяла сущность и общественной жизни страны, и ее управляющих властных структур.
Возобновились Съезды народных депутатов СССР. В народные депутаты СССР я, будучи Председателем Совета Министров Татарской АССР, избирался весной 1989 года на альтернативной основе, от родного, можно сказать, Мензелинского территориального избирательного округа. Первый съезд народных депутатов, который состоялся в мае-июне 1989 года очень ярко отразил революционные настроения общества. Все рвались к трибуне, зал хлопал, гудел, свистел, заседания съезда транслировались по телевидению в прямом эфире и множество граждан страны внимательно следили за ними. Чего стоило увидеть и услышать одно только выступление академика Андрея Сахарова с критикой политической системы СССР. На том же съезде демократически настроенные депутаты Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Анатолий Собчак и другие сформировали Межрегиональную депутатскую группу - «демократическую фракцию», это была первая советская легальная парламентская оппозиция.
В начале осени 1989 года, в связи с избранием Гумера Усманова секретарем ЦК КПСС, у нас состоялись первые альтернативные выборы в партийных органах республики, в результате я был избран первым секретарем Татарского обкома КПСС. Это были уже не совсем советские времена. Обстановка в стране раскалялась, в воздухе пахло грозой. Никто не хотел жить по-старому: ни низы, ни верхи. Но как все-таки следует жить дальше, представляли смутно. Появилась оппозиция, десятки общественных движений, потенциальных партий. Жизнь в стране забурлила. Массовые демонстрации, забастовки, бесцензурные публикации в прессе - все то, что подавлялось и запрещалось в течение многих десятилетий, наконец, получило право на легальное существование.
Жизнь на бытовом уровне с каждым днем становилась все хуже. Это был переломный момент истории. Неопределенность ситуации из-за постоянного шараханья высших руководителей страны то в одну сторону, то в другую нарастала все больше. На глазах распадались институты власти. Очень важно было на фоне общей дестабилизации в СССР постараться все-таки удержать распространение разрушительных процессов в нашей республике. Мы всё больше убеждались и считали, что спасительным выходом должно стать реальное повышение статуса ТАССР с расширением прав и полномочий, поэтому стали говорить с высоких трибун о необходимости выравнивания статуса союзных и автономных республик.
В республике появилось множество различных общественно-политических организаций и движений.
К примеру, в феврале 1989 года возник ТОЦ - Татарский общественный центр. Тоцевцы призывали развивать национальную культуру, возрождать народные традиции, расширять сферу применения татарского языка, боролись за экономическую самостоятельность - все это способствовало росту самосознания нашего народа. В то же время кое-где присутствовали и проявления нетерпимости, популистские выходки. Так называемая татарская партия «национальной независимости» «Иттифак» объединила крайне радикальную часть ТОЦ. В июле 1989 года группой народных депутатов СССР Андреем Гавриловым, Александром Коноваловым, Юрием Красильниковым и другими на основе своих групп поддержки было основано Движение за радикальное преобразование Татарии. Первоочередной задачей они объявили консолидацию сил для обеспечения демократических выборов в Верховный Совет и местные советы республики. Были ещё и Народный фронт, Демократическая платформа КПСС, Демократическая партия России и т.д.
Словом, политическая обстановка была такой: республика бурлила, шли массовые митинги на площадях и в различных залах… Вспоминается один, характерный для тех лет демократический митинг 18 февраля 1990 года, который состоялся на площади Свободы. Площадь забита народом, все прилегающие улицы - не протолкнешься. Идет снег, на его фоне отчетливо виднеются зеленые, красные, синие, черные флаги над головами людей.
А мы со своей стороны на этот митинг пригласили всех наших первых секретарей райкомов-горкомов и председателей исполкомов. Я ожидал, что партию будут ругать, но чтобы так зло и напористо, конечно, не представлял.
На том митинге мое выступление тонуло среди усилившихся выкриков и гула толпы. Как только я подошел к трибуне, из толпы прямо передо мной вынырнуло несколько лозунгов: «Обком - в отставку!», «Вся власть - Советам!»…
Выступающие, сменяя друг друга, обвиняли буквально во всем секретарей обкома партии, членов бюро, других ответственных работников. Это был тяжелейший момент, мы впервые увидели политическое бессилие коммунистической партии - столкнулись с этим воочию, как говорится. Привыкли: партия наша сильна и - «никаких гвоздей»! Но эта сильная партия на том митинге и рта не посмела раскрыть. Все приглашенные партийные деятели - все до единого стояли под градом обвинений и молчали. Было понятно, что мы никакие не политические борцы. Это был результат долголетнего безраздельного господства КПСС. Когда надо было повлиять на митингующую толпу, партия оказалась неконкурентной. А все потому, что никогда не было конкурентной среды и не было ни навыков, ни опыта вести публичный политический диалог. Это было полное поражение. Конечно, в наших рядах находились люди, которых обвиняли по делу. За годы партийного владычества много всякого накопилось. После того митинга состоялся обстоятельный разговор на бюро. Мы подчистили свои ряды, но было ясно, что восстановить былой, привычный авторитет не удастся.
Таким образом, политическая ситуация содействовала тому, что предвыборная кампания в законодательные органы прошла на высокой волне демократии. В 1990 году впервые в истории республики выборы в Верховный Совет ТАССР и местные Советы народных депутатов проводились на альтернативной основе. Борьба была острой, конкурентной, в среднем по три кандидата на один мандат. 4 марта проходили выборы народных депутатов Верховного Совета РСФСР. В это же день выбирали народных депутатов Верховного Совета 12-го созыва и местных Советов ТАССР. Выборы прошли в два тура, второй тур прошел 17 марта. Всего в парламент республики было избрано 250 народных депутатов, в местные Советы - 21 тысяча. В марте 1990 года и я стал народным депутатом ТАССР.
Пока у нас в республике шел второй тур выборов, в Москве 12 марта 1990 года на III Съезде народных депутатов СССР из 1 Главы Конституции СССР убрали 6 статью о том, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Был учрежден пост Президента СССР, которым и стал Михаил Горбачев.
Первая сессия Верховного Совета 12-го созыва, начавшаяся 11 апреля 1990 года проходила в свете этих событий и активность депутатов была на самом высоком уровне. Сразу посыпалось множество разных предложений: от обеспечения гласности в освещении сессии до избрания сходу президента республики. Прямая радиотрансляция сессии была организована.
Меня выдвинули на должность Председателя нового Верховного Совета Республики Татарстан. Альтернативу составляли руководитель Татарского общественного центра Марат Мулюков и писательница Фаузия Байрамова. Для меня это были уже четвертые альтернативные выборы, в которых я участвовал за последний год. В своем выступлении я подчеркнул необходимость ускорения политических и экономических реформ, осуществления передачи реальной власти Советам. Обратил внимание депутатов на большой объем предстоящей законотворческой работы. Депутаты задали мне много вопросов, на который я постарался ответить четко и честно. После выступления Марата Мулюкова и Фаузии Байрамовой, депутаты проголосовали: за меня - 151 голос, за Байрамову -38, за Мулюкова - 7 голосов.
И я вступил на стезю, очень непростую для себя. Многое пришлось постигать как бы с «нуля». Например, приходилось в кратчайшие сроки осваивать технологии парламентаризма, о которых раньше мы имели весьма смутное представление. Оказалось, что это целая наука, а вернее - настоящее искусство. Взять, к примеру, политический диалог. Ведь впервые в законодательном органе республики возникли депутатские группы и фракции, которые имели не просто разные, а подчас диаметрально противоположные позиции по ключевым проблемам развития страны и Татарстана. Например, депутатская группа «Суверенитет», потом «Татарстан» - так называемые оппоненты «федералов», депутатская группа «Народовластие» во главе с Иваном Грачевым, появившаяся сразу после первого тура выборов, группа депутатов-хозяйственников «Согласие» и т.д. Забегая вперед, скажу, что некоторые депутаты (Масгут Хафизов, Фаузия Байрамова) даже объявляли доселе невиданную для нас политическую голодовку.
Острейшие политические дискуссии, а порой и откровенный саботаж определенных депутатов в стенах парламента требовали от Председателя немалого терпения. Теперь оно было востребовано в таком колоссальном объеме, что сохранять выдержку и хотя бы видимое спокойствие давалось большим напряжением сил, как умственных, так и физических. К тому же приходилось вникать буквально во все - в сутках не хватало часов, чтобы разобраться в тонкостях политических, правовых, экономических, национально-культурных проблем.
Буквально через пять месяцев бурной деятельности Верховный Совет республики подошел к принятию важнейшего для нас исторического документа - Декларации о государственном суверенитете Татарстана. Произошло это, как известно, 30 августа 1990 года.
Этому предшествовала кропотливая работа жарким летом 1990 года. Чтобы заявления о правах нашей республики обрели, наконец, цивилизованные формы, мы активно занялись подготовкой текста Декларации. К тому же появился пример: Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которую принял Верховный Совет России 12 июня 1990 года в Москве. Российская Федерация таким вот образом заявила о своих правах перед СССР, и мы посчитали, что время пришло и для нас. Если у РСФСР не было достаточных полномочий, каково же было положение автономий!.. Причиной ускорения этого процесса послужил еще и тот факт, что в Декларации о государственном суверенитете РСФСР ни слова не говорилось об особом статусе республик.
В начале августа все того же жаркого лета в Татарстан приехал Борис Ельцин, Председатель Верховного Совета РСФСР и бросил в митинговом пылу ставшую тут же крылатой фразу: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите!» Говорили, что это были пустые слова… На самом деле они сразу обрели решающий смысл - люди поддержали сказанное, они укрепили их дух, вселили надежду.
После отъезда Ельцина обстановка в республики оставалась довольно напряженной. По-прежнему люди митинговали, требовали решительных перемен - от слов к делу.
Хочу подробнее остановиться на процессе работы над Декларацией для того, чтобы показать меру ответственности, выпавшей на долю нового парламента республики. Это было наше самое первое, самое важное судьбоносное решение. Еще 28 июня на заседании Президиума Верховного Совета нами был сформирован проект повестки второй сессии, запланированной на 27 августа. Народным депутатам предстояло рассмотреть проект Декларации о государственном суверенитете. Над текстом работали месяц и весьма напряженно. Главная беда - он был слишком большой. Начали вообще с четырех страниц. Так всегда получается, когда не достает концентрации главных мыслей. В конце концов, я рассказал разработчикам, что видел сон: стою на трибуне, в руках текст Декларации, но это всего одна страничка. Одна!.. Мой намек поняли.
Проект Декларации рассматривался на заседании Президиума Верховного Совета 13 августа. Многие вносили поправки. Потом решили вынести проект на суд населения республики - напечатать в газетах.
После опубликования проекта Декларации в печати началось всенародное обсуждение. Об этом говорили везде. Бурные дебаты шли в трудовых коллективах, общественно-политических организациях, на городских, районных сессиях, на сельских сходах, во дворах и, разумеется, на домашних кухнях.
Конечно, основными идеями документа было провозглашение государственного суверенитета Татарии и преобразование ее в соответствии с волей многонационального народа в Татарскую Советскую Социалистическую Республику (Татарская ССР). Суверенитет Татарской Республики означал верховенство, самостоятельность ее государственной власти в решении вопросов внутренней и внешней жизни вне пределов прав, добровольно передаваемых ею РСФСР и Союзу ССР на основе договора. Было немало споров, сомнений, в части будущего названия республики.
27 августа началась II сессия Верховного Совета ТАССР, я посчитал своим долгом подробнее ответить на ряд вопросов, которые больше всего волновали людей в ходе дискуссии о суверенитете.
Колоссальное напряжение было в зале все дни II сессии. Мне приходилось множество раз прерывать заседание. Споры, дебаты - казалось, им не будет конца. Оппозиция ведь была - мощнейшая!.. Но это как раз благоприятный фактор - решения, которые все-таки принимались, были, хотя и компромиссными в своем большинстве, но зато максимально выверенными, взвешенными. Тогда не семь раз отмеряли, прежде чем резать. Гораздо больше.
Например, никак не могли решить, какой должна быть записана в Декларации субъектность нашей республики, кому мы больше принадлежим - СССР, России? Мнения разделились, неожиданно прозвучало предложение субъектность не указывать вообще: грядут перемены, есть резон подождать. А вдруг завтра Союза и вовсе не будет? - пришла кому-то в голову крамольная мысль… Как в воду глядели, что и подтвердило дальнейшее развитие политических событий в стране.
Как будем решать вопрос о статусе государственного языка? Какой делать «главным» - русский, татарский? Опять споры до хрипоты… Компромисс был достигнут не сразу, но решение приняли, на мой взгляд, исключительно верное - оба языка были признаны государственными, как равноправные.
Потом возникало что-то еще и еще... Приходилось вновь и вновь объявлять перерыв, а сам шел в кабинет, где работала согласительная комиссия. Общее решение мы находили всегда. Старались обходиться без крайностей. В конечном итоге это помогло сохранить мир и согласие в нашей многонациональной республике.
Текст Декларации много раз переписывался, беспрерывно правился и уже в самом чистовом варианте еще несколько раз исправлялся. В последний «чистовик», уже утвержденный комиссией, казалось бы, окончательно, и тут депутаты Фандас Сафиуллин и Дамир Сиразиев внесли предложение, и комиссия согласилась в статусе республики добавить через тире слова «Республика Татарстан». Новое название республики прижилось моментально.
Наконец, где-то уже около двенадцати ночи 30 августа мы приняли Декларацию. Огласить ее текст поручили все тому же Фандасу Сафиуллину, который, кстати, был еще и преподавателем философии Казанского высшего командно-инженерного училища ракетных войск. Читал он очень волнительно. Состоялось голосование. Декларация была принята при одном воздержавшемся. Для такого разношерстного по составу парламента это был феноменальный результат. В момент оглашения результатов голосования все мы поднялись со своих мест. Зазвучал марш Сайдашева. Зал взорвался аплодисментами. Несмотря на невообразимый шум, мне все-таки удалось на какое-то мгновение успокоить коллег и сказать несколько заключительных слов - от всей души:
«Товарищи депутаты! Только что мы с вами единодушно приняли Декларацию о суверенитете нашей родной республики. Поздравляя вас, все население республики с принятием Декларации, хочу сказать, что, сделав этот важный исторический шаг в жизни многонационального народа Татарстана, мы взяли на себя ту ответственность, которую никому еще не доводилось испытывать в истории нашей республики.
Если это факт зрелости, то мы должны сходу и стать мудрыми, чтобы через самостоятельность, о которой мы заявили, поднять духовный, материальный уровень жизни населения республики, а главное - сохранить и приумножить дружбу народов, которая веками складывалась на нашей земле. Такова, дорогие товарищи, высокая цена суверенитета…»
Это был чистый экспромт! Со временем, размышляя над этим, всё больше убеждаюсь в том, что это было мое лучшее выступление.
Не забыть, как ликовал в ту ночь на площади Свободы наш народ. Тысячи людей радостными возгласами поддерживали решение Верховного Совета республики. Как только депутаты начали выходить на улицу, их подхватывали десятки крепких рук и качали, словно они только что вернулись из космоса.
Принятие Декларации позволило нам сделать первый важный шаг к повышению статуса республики, самостоятельной социально-экономической политике. Как и весь депутатский корпус, до сих пор горжусь тем, что нашему поколению выпала честь создавать государственные основы нового Татарстана. Мы поверили в свою состоятельность - это я считаю главным результатом данного исторического события.
31 августа Верховный Совет принял решение об образовании Конституционной комиссии Татарской ССР из 39 человек. Мне, как Председателю Верховного Совета, а в то время еще и первому секретарю обкома КПСС, поручили ее возглавить. Таким образом, наше общество встало на цивилизованный и, как подтвердили дальнейшие события, единственно верный путь развития - путь создания своей государственности на основе верховенства прав человека и соблюдения прав народов.
После принятия Декларации мы точно знали, за что надо браться в первую очередь - за создание законов, адекватных нашей новой ситуации. Поэтому сразу же начали активную работу над проектом Конституции Татарстана. Народные депутаты, специалисты в области права, социологии, экономисты с энтузиазмом взялись за разработку проектов новых законов. К тому же назрела необходимость в подготовке программы и концепции государственного развития Татарстана на перспективу. Она могла бы стать основой законодательной деятельности Верховного Совета республики, придать его работе стабильный, подлинно профессиональный характер.
Жить без законов нельзя, даже в переходный период. По этому поводу у нас было принято специальное постановление Президиума Верховного Совета Татарской ССР - Татарстана: объявлен переходный период становления суверенного государства. Это значило, что до принятия Конституции ТССР на территории республики могли функционировать законы как СССР, так и РСФСР, однако лишь те из них, которые не противоречили Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР.
Как уже отметил, в то время я занимал одновременно две должности - первого секретаря и председателя Верховного Совета. Перестройка, гласность, Советы - это все становилось понятиями одного порядка, новой политической силой. Осознав положение, мы собрали всех первых секретарей райкомов, горкомов - в то время это была еще сила, личности незаурядные! Сказал им: «Основной лозунг перестройки: «Вся власть Советам», значит надо передать реальную власть им. Если мы хотим поддержать всем своим опытом и знаниями перерождающуюся страну - особенно сейчас, в крайне опасное для нее период, то пришло время выбора. Решайте, кто останется на партийной работе - здесь я никому ничего запрещать не могу, а кто желает - может идти в Советы».
Через небольшой промежуток времени более семидесяти процентов наших первых секретарей райкомов и горкомов партии возглавили районные, городские Советы, освободившись от партийных постов. Те же, кто не пожелал обновляться, не передал имеющуюся в их руках власть Советам, скоро убедились в бесперспективности сохранения ведущей роли партийного руководства. Так произошло в большинстве регионов страны, где полные составы бюро обкомов, райкомов, горкомов ушли в небытие. Вскоре все мы убедились в том, что тогда это было самым разумным и своевременным решением. И благодаря этому удалось сохранить большинство кадров на местах. В сентябре 1990 года я также освободился от партийной должности, целиком и полностью погрузился в парламентскую работу.
В дальнейшем Верховный Совет ТССР наряду с законотворчеством по актуальным вопросам жизнедеятельности республики, особое внимание уделял вопросам регулирования отношений с Союзом ССР и РСФСР. Мы твердо заявили руководству страны о намерении Республики Татарстан подписать Союзный договор самостоятельно, только в качестве субъекта Союза ССР с последующим заключением договора с РСФСР. Эти вопросы горячо обсуждались на III сессии Верховного Совета - 10-14 декабря 1990 года и 3-8 февраля 1991 года.
За время председательства в Верховном Совете в новых условиях стало очевидно, что нужно наладить отношения между Верховным Советом и исполнительной властью. Прежде ведь не было необходимости в координировании исполнительной и законодательной ветвей власти - все решала партия. Теперь Татарстан обретал государственность, выходил на путь самостоятельной политической и экономической жизни. Так постепенно начала созревать мысль о необходимости введения должности Президента республики. Решающую роль в учреждении должности Президента Татарстана сыграло решение Верховного Совета РСФСР о проведении референдума по вопросу об учреждении поста Президента Российской Федерации и назначении выборов первого Президента РФ. IV сессия Верховного Совета, прошедшая 13-14 мая и продолженная 27 мая внесла изменения в Конституцию ТССР в связи с учреждением поста президента Республики Татарстан. Народные депутаты приняли закон «О выборах Президента Татарской ССР».
12 июня 1991 года меня избрали Президентом Республики Татарстан. 4 июля на V внеочередной сессии Верховного Совета я официально вступил в новую должность, приняв присягу. 5 июля Председателем Верховного Совета был избран Фарид Хайруллович Мухаметшин, которому предстояло принимать не менее ответственные решения в непростые для республики и страны годы. За двадцать пять прошедших лет парламент республики - теперь уже Государственный Совет Республики Татарстан - под его руководством доказал свою жизнеспособность и готовность ответить любым вызовам времени.
В заключение должен сказать, что народные депутаты, избранные в марте 1990 года - это был последний созыв Верховного Совета ТАССР и первый новый, демократический, которому предстояло выполнить историческую миссию - создать и принимать уникальные, судьбоносные для Татарстана законы и законодательные акты. Развитие татарстанского парламента принципиально отличалось от развития законодательных органов других регионов, потому как мы шли первыми из автономных республик этим неизведанным путем, но шли и создавали новое - свое. Все было впервые и вновь - принятие Декларации о государственном суверенитете, проведение референдума о статусе республики, разработка и принятие Конституции Республики Татарстан, заключение Договора о разграничении полномочий между Республикой Татарстан и Российской Федерацией и многое другое.
Кстати, зелено-бело-красный триколор с продольными полосами - Государственный флаг Республики Татарстан, герб с изображением крылатого барса и гимн республики - важнейшие атрибуты суверенного государства тоже были приняты Верховным Советом 12-го созыва.
Я благодарен всем депутатам того легендарного созыва, людям, волею судеб пришедшим в большую политику и сыгравшим важную роль в принятии исторических решений. Их мнение, позиция были лично для меня важными. И сами они представляли собой лицо и голос нашего многонационального народа, который и вершит историю.