Выступление Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на торжественном мероприятии, посвященном Дню Конституции Республики Татарстан и 15-летию Конституционного суда Республики Татарстан

5 ноября 2015 г., четверг
Уважаемые участники торжественного заседания!
Хөрмәтле ватандашлар!
Хөрмәтле Илдар Шәфкатович!
Хөрмәтле Фәрхәт Госманович!
Уважаемый Президиум!

Без бүген, традиция буенча, зур бәйрәмебез – Татарстан Конституциясе көне алдыннан җыелдык. Шуны уйлап утырдым: ел саен шулай бер җыелырга кирәк, чиратлашып чыгыш ясарга, ничек итеп хокукый дәүләт төзүебез турында фикер алышырга кирәк. Быел бу бәйрәмгә яңа тарихыбыздагы тагын бер истәлекле вакыйга – республика Конституция судының 15 еллыгы да өстәлде.

Татарстанның Төп законы республиканың күпмилләтле халкы ихтыяры белән илдәге бик катлаулы заманда кабул ителде. Менә инде 23 ел дәвамында ул республиканың тотрыклы социаль-икътисадый үсешен тәэмин итә, гражданнарыбызның хокуклары һәм ирекләре саклануны гарантияли.

Дорогие друзья, я присоединяюсь к поздравлению нашего Президента Рустама Нургалиевича, Премьер-министра Ильдара Шафкатовича, к тем поздравлениям, которые ещё прозвучат, и поздравляю вас с годовщиной принятия 6 ноября 1992 года Основного закона нашей республики и принятием в 2000 году Закона об образовании Конституционного суда Татарстана. Это важное событие в становлении нашей новой государственности, на пути строительства цивилизованного общества. Все должны стремиться к этому и вносить свой вклад. По сути дела, это задача каждого из нас, тем более, как я уже говорил, тех интеллектуальных сил, которыми располагает наша республика.

Безусловно, образование 15 лет назад Конституционного суда нашей республики – это было продолжением цивилизованного, правового пути развития республики, на который мы вступили в конце 80-х годов в стремлении обретения достойного нашей республики государственного статуса. Объявленный однажды, он должен сопровождать не только нынешнее, но и будущее поколение нашего народа. Потому что это сопровождалось и сопровождается ростом самосознания нашего многонационального народа. Рост самосознания – это не на долгие годы, это – на века.

На мой взгляд, сегодня не только интересно, но и полезно вспомнить события тех лет, которые создали необходимые предпосылки как для принятия Конституции республики, так и для образования в последующем Конституционного суда – как ветви власти — обязательного атрибута любого демократического государства.

Идея реализации конституционного правосудия, навеянная началом перестройки и гласности в стране, привела к принятию 1 декабря 1988 года Закона СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», согласно которому функции конституционного надзора должен был осуществлять Комитет конституционного надзора СССР. Позже, принятием Закона СССР от 23 декабря 1989 года «О конституционном надзоре в СССР», данный орган в апреле 1990 года был сформирован на союзном уровне. Этот закон устанавливал, что конституционный надзор осуществляют также органы конституционного надзора союзных и автономных республик. Тем самым была заложена правовая основа для создания данных органов в союзных и автономных республиках бывшего СССР.

Раньше права республики, как известно, декларировались сверху - союзными и российскими высшими органами власти.

После принятия нами 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете Татарстана, источником права стал сам многонациональный народ республики, его воля и интересы. Мы не должны забывать, что это была воля многонационального народа нашей республики, это непреходящие ценности. Одновременно был запущен процесс подготовки новой конституции Республики Татарстан.

Как известно, после положительного ответа на поставленный вопрос на референдуме 1992 года, появилась правовая база для принятия новой конституции республики. Вы знаете, какое-то время мы все жили надеждой на сохранение СССР, тем более большинство граждан страны на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года проголосовали именно за это. Как и тогда, я и сегодня убежден в том, что создание нового Союза на основе подготовленного для принятия Союзного договора, реально могло бы изменить статус нашей республики. Однако, как известно, после путча 1991 года, политическая ситуация коренным образом изменилась, и мы стали прорабатывать вопросы о роли и месте Татарстана в новых реалиях в постсоветском пространстве. Посоветовавшись, решили ускорить разработку новой Конституции республики, исходя, как я уже сказал, из итогов нашего референдума 1992 года. Наша новая Конституция должна была закрепить право народа республики самостоятельно определять свой политический статус, экономическое, социальное и культурное развитие. На мой взгляд, это стало нашим самым решительным шагом в построении обновленного Татарстана.

Важнейшим принципом правового государства является цивилизованное разделение властей. Естественно, он нашел свое отражение в нашей Конституции, где четко обозначились функции самостоятельных ветвей власти: законодательных, исполнительных и судебных органов. Одновременно разрабатывались механизмы усиления контроля парламента за деятельностью исполнительной власти. И создавался специальный институт, осуществляющий надзор за соблюдением Основного Закона республики всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления — это Конституционный суд Республики Татарстан.

Таким образом, на основе нашей новой Конституции РТ, 22 декабря 1992 года были приняты: Закон «О Конституционном суде Республики Татарстан» и Постановление Верховного Совета республики о порядке введения данного Закона в действие. Было установлено, что Закон вступает в силу с момента избрания Конституционного суда, а до этого времени продлеваются полномочия Комитета конституционного надзора Республики Татарстан.

Впоследствии Комитет был распущен с момента избрания состава Конституционного суда Республики Татарстан Государственным Советом РТ 29 июня 2000 года. Тогда Госсоветом республики, по представлению Президента республики и Председателя Госсовета, в соответствие с Конституцией РТ и Законом «О Конституционном суде Республики Татарстан», были избраны 6 судей Конституционного суда сроком на 10 лет. Председателем Конституционного суда, по предложению судей, был назначен авторитетный, уважаемый в республике человек - Сайфихан Хабибуллович Нафиев, его заместителем — Анас Газизович Гатауллин.

Возглавив новый для нашего общества институт судебной власти в самые сложные годы, Сайфихан Нафиев внес бесценный личный вклад в его становление. Это был человек совести, блестящий юрист, работавший Прокурором республики в трудные перестроечные годы. Его путь в 2004-2014 годах продолжил Виктор Николаевич Демидов. Сейчас наш Конституционный суд возглавляет Фархат Гусманович Хуснутдинов. Мы пожелаем Вам выдержки и терпения, есть хорошие примеры в коротокой, но новой, прекрасной истории Конституционного суда республики. Так держать! Заместителем Председателя сейчас работает Раиса Абдулловна Сахиева, человек, которого я знаю не понаслышке, она проработала два десятка лет начальником Государственно-правового управления Президента республики. Она принимала активное участие в подготовке нормативных актов и в формировании составов как Комитета конституционного надзора, так и Конституционного Суда республики.

Обращаясь ко всем судьям Конституционного суда Татарстана: ныне работающим и к тем, кто уже ушел в отставку, хочу сказать, что ваша успешная деятельность в области защиты конституционных прав и свобод наших граждан, ваш опыт, профессионализм, трудолюбие и преданность своему делу достойны глубокой признательности и уважения. Барыгызга да бик зур рәхмәт!

Я должен сказать, что Конституционный суд республики обрел авторитет и доверие татарстанцев, а также пользуется уважением коллег в субъектах и в Констутиционном суде Российской Федерации. Об этом свидетельствует то, что практически все ваши полномочия сегодня востребованы. Насколько мне известно, основную категорию дел, рассматриваемых Конституционным судом республики, составляет проверка конституционности нормативных правовых актов по жалобам граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод. Обращение граждан в Конституционный суд за защитой личных, политических, культурных, социально-экономических и других прав говорит не только о росте самосознания и повышении правовой грамотности населения, но и о доверии этой ветви власти. А это, безусловно, служит укреплению демократических основ государства и созданию гражданского общества, к чему мы и стремимся.

Конституция Российской Федерации установила, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (части 1 и 2 статьи 11). Баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном и региональном уровнях, а контроль над ее эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормами Конституции России и ст.1 Конституции Татарстана, где закреплено, что суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан. Это является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан.

Приведя указанные статьи Конституций РФ и РТ и с учетом проблем в вопросах разграничения полномочий, возникающих в ходе законодательной деятельности, как на федеральном, так и на республиканском уровнях, хотел бы выразить пожелание депутатам Государственного Совета и членам Конституционного Суда: более настойчиво и с правово-принципиальных позиций отстаивать нормы Конституции республики, которые обеспечивают мир и согласие в Татарстане, его успешное развитие в условиях непростых перестроечных лет и в настоящее время. Это - показатель правильности принятых решений. Поэтому у нас есть достаточно прочная, хорошая, аргументированная законодательная основа для того, чтобы в пределах правового поля принципиально ставить и решать эти вопросы.

Татарстан Конституциясе нигезендә хәзерге вакытта хакимиятнең барлык тармаклары: республика Президенты, Дәүләт Советы, Министрлар Кабинеты һәм Конституция суды – барысы да үзара килешеп, уңышлы һәм бердәм эшләп килә. Шунысы мөһим: безнең кешеләрдә хакимияткә ышаныч бар. Бу безнең эшебезгә иң югары, иң кадерле бәһа дип әйтер идем. Моны быел сентябрьдә узган сайлаулар да дәлилләде. Бу казаныш безнең барыбызга да зур җаваплылык йөкли. Без моны һәрвакыт истә тотып эш итәргә тиешбез.

Доверие - это самая высокая и дорогая оценка работе властных структур. Об этом мы должны помнить, и руководствуясь этим, основываясь на это, чувствуя свою отвественность, зрелость, используя и совершенствуя правовое поле, созданное за эти годы, совершенствуя его, мы должны дальше демократизировать наше общество и внести достойный вклад Татарстана в строительство новой Российской Федерации.

Дорогие друзья, ещё раз от имени руководства Республики Татарстан, от себя лично хочу поблагодарить всех правоведов, ученых, депутатов Верховного, ныне Государственного Совета республики за многолетний, плодотворный труд в обеспечении законодательной базы нашего развития во благо многонационального народа республики.

С праздником! Желаю вам здоровья и благополучия!

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International