- Минтимер Шарипович, Вы помните тот день, когда впервые оказались на празднике Сабантуй? И какие у Вас воспоминания об этом?
- Этот вопрос можно задать любому деревенскому мальчишке, но ни он и ни кто-нибудь из взрослых не сможет сказать, когда и в каком возрасте это случается в деревне. Потому что мы, дети деревни, рождаемся и живем в мире природы, где пашут землю, выращивают хлеб, где все знают друг друга и свои корни, где все радуются и горюют вместе, в мире, где и родился праздник Сабантуй. Поэтому ежегодный Сабантуй — это неотъемлемая часть жизни любого сельского жителя. Так есть и так было во все времена. Тем более в деревне это — единственный праздник, его люди очень ждут, готовятся целый год. Готовятся очень серьезно. Сейчас, наверное, стало проще. Но были времена, я помню, мои родители, да и все сельчане, отрывая от себя, возможно, последний кусок, набирали кое–какой запас еды, чтобы было чем угощать гостей. Потому что так заведено, на Сабантуй все родственники съезжаются в одну деревню, в один дом, это единственная возможность встретиться, пообщаться, несмотря ни на что. Ведь ни октябрьский, ни майский праздники, ни Новый год в деревне никогда не отмечались.
Конечно, у каждого ребенка есть свои воспоминания. Например, для меня и вообще для всей семьи самым счастливым моментом было то, что накануне Сабантуя папа давал нам немножко денег. Нам их хватало на квас, который умели готовить русские из соседней деревни Ташлыяр. Таким образом, мы один раз в год так напивались этого кваса, аж в животе булькало. А потом целый год рассказывали об этом друзьям. Конечно, самое захватывающее зрелище - это борьба. Мы знали в лицо каждого борца в своей округе. В течение года в деревне шли разговоры, дискуссии на тему: «кто уложит всех на Сабантуе в этом году и станет батыром», делали прогнозы, обсуждали кандидатуры, заключали пари. Гордились, если батыр был из нашей деревни, но если из соседней, то от души желали, чтобы он обязательно проиграл нашему. Вот такой у нас был местный патриотизм. И, безусловно, самое интересное для нас, мальчишек, были драки, которые случались уже под конец праздника. Мы считали, что лучший Сабантуй — это тот, на котором было больше всего драк. Мы успевали посмотреть почти все. Знаете, это тоже особенность этого праздника: день Сабантуя — это день откровения. Здесь всё на виду: и любовь, и дружба, и обиды, и огорчения, и хорошее, и плохое. Если между людьми есть нерешенные проблемы, то на этом празднике они как-то улаживаются и даже драки играют в этом положительную роль. Значит, что-то накипело или было за что поддать друг другу. После одного Сабантуя до следующего, обычно, наступает затишье. Но самое примечательное, это только сейчас становится понятным, что никогда не было никакой поножовщины. Может быть, дело и доходило до оглоблей, но нынешней жестокости и трагедии не было.
И, безусловно, самый красивый вид состязаний на празднике Сабантуй — это скачки. Раньше скачки были не по кругу, коней запускали откуда-то с поля, километров за пять до финиша. О скачках тоже слагались легенды. Какая лошадь, в каком году пришла первой, какой приз получил наездник и так далее. У нас, у мальчишек, все было на учете. У меня особенно, потому что любовь к лошадям заложена в меня генетически. Мои предки были состоятельными людьми, они держали коня специально для участия на скачках. Известно, что в деревне не бывает рода без прозвища. Так вот поэтому и прозвище родовое у нас было «чаптын», значит, скакун. Рассказывали, что даже в годы коллективизации наша родовая лошадь продолжала первенствовать не только у себя в округе, но и во всем Мензелинском уезде. Мой отец, хотя и работал всю жизнь председателем колхоза, лошадь колхоза для скачек тренировал и готовил сам. Это огромный и серьезный труд, надо следить за лошадью день и ночь, знать и соблюдать все правила кормления, например, накануне скачек нельзя кормить лошадь даже зеленой травкой. Отец в качестве питательного вещества давал этой лошади куриные яйца, которые нам самим-то редко доставались. Конечно, и мальчишка-наездник возился и бегал с этой лошадью. Эти ребята тоже были героями нашего времени. Наездники - это парни легкие на подъем, шустрые, пронырливые, они знали себе цену. К ним так просто и не подступишься. Как мы им завидовали! Все это, конечно, мои самые яркие впечатления детства.
- Как Вы думаете, не становится ли сейчас Сабантуй политическим праздником? Может он должен быть просто этнографическим праздником, принадлежащим одной национальности – татарам?
- Сабантуй никогда не был и не будет политическим праздником. Потому что он возник сам по себе и существует уже около тысячи лет над всякой политикой. И, к счастью, он стал всенародным и я даже не могу назвать причин, по которым Сабантуй перестал быть чисто татарским, хоть и является самым любимым праздником нашего народа. Сейчас этот праздник доступен всем, во время Сабантуя никто не задумывается над тем, какой он национальности или вероисповедания. Мне этот праздник очень нравится. Я в последнее время не случайно говорю об этом во всеуслышание. Люди, живущие в многонациональной республике Татарстан, все с удовольствием поют, танцуют, участвуют в играх и соревнованиях на празднике Сабантуй. Это и есть ответ на ваш вопрос. В последние годы, по нашей традиции, праздник ведется на обоих государственных языках, а поздравления, стихи, песни, комментарии к играм можно услышать на любом языке по желанию зрителей. Это очень нравится людям. Видимо, нравятся еще и отношения людей между собой на этом празднике. Это чуть ли не идеал того, к чему всегда стремилось человечество. Если бы все было как на Сабантуе, то это было бы здорово! На самом деле, нет никакой злости, чувствуется какое-то духовное единение. Даже в рамках одной семьи. Я уже как-то об этом говорил, Сабантуй – это лето, июнь, вся семья сидит на полянке, и что мне нравится, в этот день даже самый пьющий муж располагается у ног своей жены. И ребятишки ползают по нему, настолько все рады тому, что папа рядом. Я вижу разные-разные эпизоды праздника, и прихожу к выводу, что в нем есть какое-то уникальное содержание, приводящее к внутренней и внешней гармонии. В этот день все довольны. Действительно, Сабантуй – это праздник души, это ее раскрытое состояние. Если хочешь понять сущность народа, в данном случае, татар, приходи на Сабантуй и понаблюдай. Можешь ходить среди людей, можешь смотреть со стороны. Если ты наблюдателен, то сможешь определить, что это за народ – татары. И что отрадно, вот это раскрытое состояние души сейчас передается и другим национальностям. Например, в нашей республике это очень ярко видно. Я сам это замечаю, каждый год бывая на разных праздниках Сабантуй: на сельском, на районном, на столичном. Мне нравится то, что этот праздник по душе всем татарстанцам.
-Какой вид состязания Вы выбрали бы для себя на Сабантуе?
- В Сабантуе есть элитные или не всем доступные виды игр. Например, не всем под силу управлять лошадью или быть участником борьбы. Для этого с малых лет немало времени нужно посвящать спорту, тренироваться, суметь выделиться среди сверстников. Но в детстве со мной такого не случилось. Я принимал участие в самых простых видах игр: неплохо бегал, раньше на Сабантуе организовывали забег на три или пять километров. Участвовал в беге в мешках. Но ни разу не брался разбивать горшки, хотя мне эта игра и нравится. Я задумываюсь, почему же я так и никогда не осмелился на это? Знаете, уже нахожу ответ: я, наверное, боялся проиграть. Поэтому осознанно или неосознанно избегал таких видов игр или действий, в каких не был уверен в своей победе. Может это и правильно, но, может быть, нужно было пробовать свои силы во всём? Но, с другой стороны, на всё не хватило бы человеческой жизни. Возможно, это объясняется уже сложившимся характером. Потому что я, например, не мог себе позволить заниматься хуже кого-либо в школе. Я был доволен только тогда, когда оказывался самым лучшим. И не было ни одного случая, чтобы я шел в школу, не решив какую-нибудь задачу по математике. Это было исключено. И безумно радовался, когда из всех учеников только мне удавалось найти решение какой-нибудь очень сложной задачи. Конечно, давалось это не без труда, бывало, сидишь ночи напролет. Но планка, которую я установил для себя, оставалась на нужной высоте. Вот эта черта и сохранилась на всю жизнь. Хорошо это или плохо - не знаю. Вот такой уж я получился. Но, хочу сказать, что и сторонним наблюдателем на празднике Сабантуй я никогда не был. Это и невозможно, потому что дух Сабантуя увлекает! И я, обычно, по ходу с удовольствием принимаю участие в народных плясках.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Мы рады видеть вас сегодня на исторической земле Великого Болгара! Рады тому, что наш Болгар сегодня является центром притяжения тысячи паломников, туристов и, что очень важно – молодёжи, интересующейся историей и культурой нашего народа; детей, которые однажды увидев древний Болгар воочию, навсегда запомнят свои корни, историю не только Волжской Булгарии, но и всего нашего государства. Напомню, что в прошлом году Болгарский историко-археологический комплекс посетили уже более восьмисот тысяч человек. Для сравнения: в 2010 году в Болгаре побывали всего 50 тысяч человек.
Уважаемые друзья! Дорогие гости!
Я поздравляю всех нас с сегодняшним знаменательным историческим событием. Должен сказать, что я горжусь тем, что мне посчастливилось принять участие в возрождении, продвижении и включении в Список ЮНЕСКО всех наших четырех объектов: Казанского Кремля, Болгара, Свияжска и Астрономических обсерваторий Казанского университета. Поэтому я, наверное, как никто другой, могу с полной уверенностью сказать, что это – огромный прорыв, большой успех и высокое достижение нашей республики.
Интервью Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева ТРК "Татарстан Новый век"
При личном участии главы российского государства в Татарстане было решено много судьбоносных вопросов, начиная от развития крупнейших предприятий, заканчивая сохранением культурного наследия. Как это происходило, рассказал Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER