Пасха с Валерием Гергиевым. Вместе с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным

23 апреля 2009 г., четверг
Вторую Пасху нам везет - благодаря поддержке Правительства РТ и Министерства культуры республики маршруты Пасхального фестиваля пролегают через наш город. Восьмой Пасхальный - это 100 концертов, в которых принимают участие более 500 музыкантов. Как всегда, на афише присутствуют симфоническая, камерная, хоровая и звонильная программы.

Про Гоголя и балетное будущее

Что касается программы, исполненной в Казани, она была весьма сложной, но об этом чуточку позже. Известно, что Валерий Гергиев любит общаться с журналистами, его приезд в Казань не стал исключением, несмотря на плотный график, незадолго до концерта состоялась пресс-конференция, на которой журналистов ждал сюрприз: в зал вместе в главным дирижером Мариинки и министром культуры РТ Зилей Валеевой вошли Родион Щедрин и Майя Плисецкая. "Звездная" чета приехала в Казань на мировую премьеру Концерта для трубы с оркестром Родиона Константиновича.

Гергиев на пресс-конференции был весьма словоохотлив, отметил, что с радостью приезжает в Казань.

На вопрос корреспондента "ВиД", как посвящение юбилею Гоголя этого фестиваля отразилось на формировании репертуара, дирижер ответил:

- Первого апреля мы открыли фестиваль, посвященный двухсотлетию Гоголя в Мариинском театре, там прозвучало три мировых премьеры молодых композиторов, к чему мы приложили немалые усилия. И три этих автора проснулись если не знаменитыми, то, во всяком случае, более известными. Прозвучали более десяти опер великих русских композиторов, их имена не нуждаются в комментариях. Публика услышала и "Женитьбу", и "Сорочинскую ярмарку", и "Мертвые души", которые стоят особняком, и это было единственное серьезное исполнение за последние тридцать лет в России. Что касается Гоголя и Пасхального фестиваля, то они связаны как во времени, так и в художественном отображении. Жаль, нет в программе "Мертвых душ". Мы не рискнули исполнить их в Москве, просто побоялись, хотя, наверное, надо было представить их публике.

Валерий Гергиев также рассказал, что в его планах на будущее- включить в программу Пасхальных фестивалей сочинения Софии Губайдулиной, ее концерт он недавно записал с Лондонским оркестром, чьим дирижером маэстро является. А еще - информация, любопытная для казанской публики - в Мариинском театре в самое ближайшее время состоится премьера балета Ф.Яруллина "Шурале" в классической хореографии Якобсона, и этот спектакль балетная труппа театра хотела бы привезти в Казань.

Поскольку разговор коснулся балета, корреспондент "ВиД" поинтересовался у Майи Плисецкой, как бы она отнеслась к тому, если бы у Пасхального фестиваля появилась балетная составляющая.

- Я была бы не против, пускай будет. Просто у нас нет такого дирижера, как Гергиев, симфоническим и оперным исполнителям можно только завидовать. Гергиев делает музыку иногда изумительной, а иногда просто создает шедевры. Я такого дирижера за всю свою жизнь не слышала, - ответила Майя Михайловна.

Таинственный ландшафт

Вечерний концерт в БКЗ, как и в прошлом году, собрал аншлаг. Да что там аншлаг - публика стояла вдоль стен, на балконе. Впрочем, попала она в зал минут на сорок пять позже намеченного срока - Гергиев не успевал закончить репетицию. Автору этих строк повезло, ему было разрешено посетить репетицию маэстро.

Гергиев на репетиции и на концерте - два совершенно разных человека. На репетиции Валерий Абисалович говорит негромко, одет по-домашнему - в простую рубашку и вязаный жилет. Похоже, что бережет силы перед концертом. Замечания делаются весьма благодушным тоном. Но вот репетиция заканчивается, маэстро и оркестранты уходят переодеваться, а зал заполняет публика. Появление в правой верхней ложе Майи Плисецкой и Родиона Щедрина стало для многих шоком - зал встал и долго аплодировал гостям стоя.

Началось первое отделение концерта с "Франчески да Римини" Чайковского, произведения, прочитанного оркестром и дирижером как гимн земной любви - со всем темпераментом и страстью.

Напомним, что фантазия "Франческа да Римини" основана на сюжете из "Божественной комедии" Данте ("Ад", песнь 5-я), рассказывающем о трагической любви замужней юной Франчески к Паоло (младшему брату ее мужа) и постигшем их возмездии.

Крайние разделы фантазии рисуют вихри ада и стоны грешников (уменьшенные септаккорды, интонации lamento, бурные пассажи).

В центре композиции - "рассказ Франчески" (соло кларнета) - изумительный образец выразительной, протяженной и страстной кантилены Чайковского. Она начинается просто и печально, а затем развивается волнообразно, с секвенционными подъемами и спадами.

Своим прочтением Гергиев как бы говорит: любовь, даже грешная, прекрасна.

После Чайковского был исполнен Концерт для трубы и оркестра в трех частях Родиона Щедрина. Как сообщил на пресс-конференции Родион Константинович, произведение было написано по заказу для одного из симфонических оркестров Америки и первым исполнителем был известный трубач Джон Восбург. В России исполнить соло было доверено Тимуру Мартынову, кстати, сыну хорошо известного казанцам дирижера Равиля Мартынова, некоторое время возглавлявшего татарстанский симфонический оркестр. Надо отдать должное музыканту - все трудные пассажи он выполнил виртуозно.

Завершилось первое отделение исполнением авангардного произведения петербургского композитора Л.Резетдинова "Джунгли". Автор присутствовал в зале. Не могу сказать, что сочинение Резетдинова произвело на меня сильное впечатление - любопытная ритмическая часть сочеталась в нем с весьма скудными музыкальными идеями.

Во время первого отделения произошел любопытный эпизод: на сцену вышли очаровательные юноша и девушка в кавказских национальных костюмах, которые поднесли Гергиеву букет. В антракте я поинтересовалась у юноши, не представители ли они осетинской диаспоры? Нет, сказал молодой человек, мы грузины. Но мы не воюем с осетинами, это все делают политики. Валерий Гергиев - кавказец, он - наша гордость, как же мы могли не прийти и не поприветствовать его?

Что ж, можно сказать, что это наглядное воплощение идей Пасхального фестивля - музыкального форума, призывающего людей жить по заветам Спасителя. А первая Его заповедь все-таки была " не убий".

Второе отделение концерта было отдано Симфонии №5 Густава Малера. С огромной силой выражено в Пятой симфонии переживание трагического конфликта с миром, эмоции страдания, отчаяния, волевого усилия, достигшего последнего предела... Однако идея симфонии включает в себя и разрешение трагического противоречия, и - для Малера была не менее важна эта ее сторона - поиски гармонического исхода, преодоление трагического мироощущения... Великий современник Малера Арнольд Шёнберг так поэтично написал композитору после премьеры симфонии: "...Я видел Вашу душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий, таинственный ландшафт с пугающими безднами и теснинами, с прелестными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасом и бедами и ее просветляющей, успокаивающей радугой..." Все это было в прочтении симфонии Малера в трактовке Валерия Гергиева.

А после исполнения Малера оркестр бисировал, подарив публике еще и диптих Родиона Щедрина.

Концерт симфонического оркестра длился более трех часов, естественно, некоторая часть публики покинула зал после первого отделения. И это сказано отнюдь не в упрек маэстро и музыкантам, просто та часть публики, что пришла в зал, чтобы просто "отметиться", потому что "принято" ходить на такие концерты, не выдержала той эмоциональной и интеллектуальной напряженности, что задал слушателям Валерий Гергиев.

Концерты Пасхального фестиваля - это, конечно же, не светское развлечение, хотя я не имею ничего против последнего. Когда к нам приезжают музыканты такого уровня, что мы слышали в минувший вторник, это возможность для слушателей привести свои душевные струны в порядок, прикоснувшись к высокому. Может быть, и услышать "арфы и скрипки мирового оркестра", как писал поэт, живший на брегах Невы.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International