Жилье всегда было и остается для человека одной из главных составляющих жизни. Дом, кров, очаг – эти слова ассоциируются с защищенностью, теплом, уютом. Для многих и многих татарстанцев Минтимер Шаймиев стал именно тем человеком, который помог им обрести свое жилье, с уверенностью посмотреть в будущее.
Сегодня мы гордо говорим о том, что Казань – столица Татарстана – привлекает туристов и внешним видом, и наличием большого количества памятников истории и архитектуры. Но еще в середине 90-х годов прошлого века под стенами Казанского Кремля громоздились деревянные домишки, все фасады которых были исписаны лозунгами «Долой трущобы!». Перенаселенные коммунальные квартиры в домах «сталинской» эпохи также не предвещали их обитателям комфортной дальнейшей жизни…. Именно из этих бытовых проблем, из коммуналок и давно не ремонтируемых домов и выросла республиканская программа ликвидации ветхого жилья. Инициатором ее выступил Минтимер Шаймиев, занимавший тогда пост Президента Республики Татарстан. Спустя многие годы кто-то назовет его «разрушителем ветхого жилья и ветхого мышления». Сегодня можно с уверенностью констатировать: это действительно так.
…Шел 1995 год. И во всей стране в целом, и в ее регионах, было столько экономических проблем, что о жилье думали, наверное, в самую последнюю очередь. Выжить бы! Но трущобы Казани были, видимо, той самой точкой, с которой надо было начинать решение всех дальнейших вопросов. И когда в Татарстане объявили о том, что разворачивается борьба с трущобами, многие восприняли это как нечто утопическое, нереальное.
Вот как вспоминал сам Минтимер Шаймиев об этом времени: «Практически каждое рабочее утро начиналось с обращения людей по жилищному вопросу, кто-то поджидал меня у дома, кто-то – у Кремля, люди были вынуждены просить, искать пути решения. Жилья в стране строилось мало, жилищный фонд ветшал…»
Особенно ветхим оказался жилищный фонд в столице Татарстана. Статистика была неумолима: по состоянию на начало 1995 года в Казани из 31 тыс. 907 семей, проживающих в ветхом жилом фонде, 20 тыс. семей, то есть 62,7% от общего количества жили в центральном районе города.
Из воспоминаний Минтимера Шаймиева:
«Последней каплей стало одно событие. Был творческий человек, артист, режиссер Фарит Хабибуллин, к сожалению, рано ушедший от нас. Представьте себе: идет перестройка, а он хочет создать молодежный театр, говорит, надо восстановить бывшее здание молодежного театра в одном из дворов на улице Островского в Казани. И мы, пригласив главу города Камиля Исхакова, поехали смотреть. Только подъехали, нас окружили жители окрестных домов. Уважительно так обращаются: идемте, говорят, посмотрите, как мы живем. Никогда не забуду тот страшный запах коммуналок. Я ведь сельский парень, но как бы ни был плох домик в деревне, там все равно свежий воздух. Я был потрясен, увидев изнутри трущобы. Стыдно и грустно. Гниль, нищета! И это в центре Казани. Ну, о чем можно было говорить, когда на главной улице города неистребимо пахло испорченной канализацией? Такая вонь была во многих старых обветшавших домах, в жилых квартирах. Примерно то же самое творилось и в таких городах, как Чистополь, Зеленодольск, Елабуга, Тетюши, Мензелинск, да и в остальных районных центрах».
В то же самое время (а это был, напомним, 1995 год) из-за недостатка денежных средств в бюджете и снижения инвестиций в капитальное строительство над строительной отраслью нависла угроза массовых увольнений – работы могли лишиться сотни тысяч человек. Возникла объективная необходимость принятия нетрадиционных и кардинальных решений.
Из воспоминаний Минтимера Шаймиева:
«Мы собрали всех глав городов и районов, руководителей предприятий, специалистов. Долго обсуждали сложившуюся ситуацию. Решили создать фонд, и именно при президенте. Потому что и вчера, и сегодня я уверен в том, что такие масштабные социальные программы, не имеющие аналогов, должны возглавлять первые лица, президенты. Это не тот случай, когда можно переложить ответственность на какое-то ведомство».
И вот 23 октября 1995 года был издан Указ Президента Республики Татарстан, который объявил беспощадную войну трущобам.
-----------------------
В республике появился «налог» на ликвидацию ветхого жилья. Отчислялся он с объема реализуемой продукции всеми без исключения предприятиями в размере одного процента.
Для ликвидации ветхого жилья были определены и другие источники финансирования. Но вмешалась Генеральная прокуратура: невиданно, мол, и неслыханно, а значит, незаконно.
Из воспоминаний Минтимера Шаймиева:
«В беседе с генеральным прокурором пришлось заявить, что я готов быть судимым за ликвидацию ветхого жилья, но принародно: суд должен быть открытым. В кои-то веки решили построить людям нормальное жилье, ведь в тот период сами они купить, а тем более построить его не могли. И потом, разве не было нашей вины в том, что простые люди оказались в таких условиях? Позже мы все-таки нашли более мягкий вариант, решившись строить жилье на добровольные взносы. К чести наших руководителей, все предприятия республики продолжали вносить деньги – на основании принятых коллективных договоров и т. д.»
Таким образом, программа ликвидации ветхого жилья в республике стала проявлением нравственной ответственности за судьбы сограждан, и по сей день аналитики от экономики, историки и социологи считают ее одной из самых востребованных и масштабных социально-экономических программ.
К моменту принятия «шаймиевского указа» была проведена большая аналитическая и организационная работа. Администрации городов и районов обследовали практически весь жилищный фонд, были составлены списки ветхих домов, определен численный состав проживавших в них семей. На учет были поставлены 8 863 жилых ветхих дома, в которых проживала 45 851 семья. График получения квартир был опубликован в СМИ.
Из воспоминаний Минтимера Шаймиева:
«В который раз убеждаюсь: когда что-то конкретное делается для людей, жизненно важное и полезное – все настоящие руководители встают как один, и делают все, что только возможно. Сразу видно, кто и как на деле относится к своей республике и к ее народу. И я должен сказать, что понимание необходимости того «налога на ветхое жилье» было почти у всех руководителей крупных предприятий. Конечно, с некоторыми пришлось поговорить отдельно, их предупредили: СМИ будут показывать, как и где живете лично вы и как живут в трущобах другие люди – ваши сограждане».
--------------------
Так в республике был учрежден Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, и все сообща взялись за ликвидацию ветхого жилья.
Возглавить Госжилфонд было предложено Талгату Абдуллину.
О Талгате Абдуллине многие узнали в годы строительства «КАМАЗа» и города Набережные Челны. Он был главным ревизором, а затем управляющим Набережно-Челнинским отделением Стройбанка СССР (именно система Стройбанка СССР обслуживала строительство завода большегрузов).
За период действия программы ликвидации ветхого жилья Госжилфонд смог привлечь к инвестиционной деятельности практически все предприятия строительного комплекса республики: на его объектах были задействованы около 10 проектных организаций, свыше 100 подрядных организаций.
За эти годы было возведено 1 763 новых жилых дома, введено в действие жилье общей площадью в 2,7 млн квадратных метров, построено и бесплатно передано для переселения граждан из ветхого жилого фонда 48,6 тыс. квартир.
Значительные объемы инвестиций были направлены в города и районы, имевшие наибольший уровень ветхого жилья. В Казани построено 348 жилых домов на 33,7 тыс. квартир; в Зеленодольске и 3еленодольском районе – построено 88 жилых домов на 2830 квартир; в Чистополе – 31 жилой дом на 1223 квартир; в Мензелинском районе – 130 жилых домов на 834 квартиры.
Из воспоминаний Минтимера Шаймиева:
«Жилище тесно связано с семьей, а точнее с ее благополучием. Поэтому считаю, что успешное решение жилищных проблем – это еще и реальная возможность положительно повлиять на демографию.
Программа ликвидации ветхого жилья не имеет аналогов в нашей стране. В то время были серьезные попытки запустить такую программу в Свердловской области, Республике Башкортостан, в ряде других регионов. Но они не увенчались успехом. Мне сложно судить, как и почему так произошло у них. Но мне кажется, в этом деле, помимо железной воли, нужно заручиться доверием людей. В перестроечные годы в результате действий в интересах народа республики и соблюдения традиций межнационального согласия нам удалось завоевать такое доверие. Люди нам поверили. Потому что мы ничего лишнего не обещали, но обещанное всегда выполнялось.
После реализации программы ветхого жилья Татарстану действительно стало легче дышать. Это был первый победный шаг к улучшению качества жизни людей в условиях перехода к рынку.
В моей библиотеке есть очень дорогая для меня книга, наверное, самая дорогая. Она сделана в одном-единственном экземпляре, очень большая, толстая, в ней нет ничего, кроме огромного списка. Тысячи страниц, на которых мелким шрифтом напечатаны фамилии тех, кто получил бесплатную квартиру по программе ликвидации ветхого жилья. Для многих из нашей команды, которая работала и продолжает работать, это дело жизни, эта книга – зримый образ огромного труда, которым можно гордиться. Мы вытащили людей со дна жизни. Это победа разума. Книга называется «Мы вместе», что означает: мы вместе многое можем сделать».
Программа ликвидации ветхого жилья Татарстане была рассчитана на 1996-2004 годы. Поздравляя всех с ее успешным завершением, Минтимер Шаймиев 29 декабря 2004 года сообщил, что на ее выполнение было собрано 20 млрд 600 млн рублей.
И тогда же регион презентовал новую программу, вновь предложив нетрадиционный подход к решению проблемы жилья. В соответствии с Указом Президента РТ и на основе принятого Государственным советом РТ Закона «О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Татарстан» стартовала программа социальной ипотеки.
– Строительство никогда не было простым делом, а в этих условиях значимость и выверенность инвестиционных процессов во много раз возрастают, – сказал, давая старт в декабре 2004 года программе социальной ипотеки, Минтимер Шаймиев.– Нам с вами не привыкать решать масштабные задачи. Когда имеется согласованность, единство, понимание и желание улучшить жизнь нашего многонационального народа, мы обречены на успех.
Уже в 2005 году в Татарстане в рамках программы социальной ипотеки была сдана в эксплуатацию 6061 квартира. Из них на долю работников предприятий пришлось 2770 квартир, работников бюджетной сферы – 3096 квартир, по строке «неотложные нужды» (малоимущие, погорельцы) было передано 195 квартир.
Итак, программа социальной ипотеки начала действовать в Татарстане с 1 января 2005 года. Благодаря ей к 2015 году уже более 86 тысяч семей улучшили свои жилищные условия. За эти 10 лет проблема нехватки жилья планомерно и повсеместно решалась.
Из воспоминаний Минтимера Шаймиева (28 апреля 2015 года):
«Люди по сей день подходят, благодарят, пишут письма с благодарностями за квартиры, полученные по программам ликвидации ветхого жилья и социальной ипотеки. Запомнилось одно высказывание: «Шаймиев – разрушитель ветхого жилья и ветхого мышления».
После того, как в 2010 году Минтимер Шаймиев передал полномочия следующему президенту Татарстана, уйти просто «на пенсию» ему не позволило его же собственное неравнодушие. Минтимер Шаймиев возглавил попечительский Совет некоммерческой организации «Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан». Так началась в республике работа над возрождением исторических памятников федерального значения – древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Оба памятника тогда находились в списке ожидания ЮНЕСКО, и для их сохранения необходимы миллиардные вложения.
«Должен сказать, что это решение пришло не вдруг, не спонтанно – это было моей давней мечтой. Раньше, когда я работал президентом республики, не хватало ни времени, ни возможностей, и задачи стояли другие, особенно в годы перестройки. Но понимание значимости и необходимости такого проекта у меня было всегда», – заявил Минтимер Шаймиев в интервью журналистам в 2010 году, когда было объявлено о создании фонда.
И хотя имя «Минтимер» и означает в переводе с татарского – «железный», в республике Шаймиева называют уважительно и подомашнему – «бабай». Именно бабай в очередной раз показал пример всему Татарстану и всей стране: историю своего народа, своей малой родины, традиции и культуру – все это надо сберечь для наших потомков и для всего человечества. «Иногда приходила мысль – мы же не варвары какие-то, а такие памятники на наших глазах продолжают разрушаться. Но денег сегодня не хватает даже на остановку разрушений», – сказал как-то Шаймиев.
Работа над проектами возрождения городов Болгара и Свияжска стала в республике делом по-настоящему всенародным. Фонд «Возрождение» существует, прежде всего, благодаря пожертвованиям населения – всех от мала до велика. Самой взрослой благотворительнице 2014 года – Бибивасиме Садыковне Хайрутдиновой – было 103 года, самой младшей – Полине Соловьевой – всего несколько дней от роду!
«Мы обязаны помнить, гордиться, передавать из поколения в поколение правду о прошлом нашего народа. Добиваться этого мы должны свои умом, трудом», – считает Шаймиев.
Благодаря поддержке Президента России Владимира Путина и Президента Татарстана Рустама Минниханова на паритетной основе финансируются возрождение этих памятников. Самое активное участие принимают как крупные, так и малые компании, работающие в республике и за ее пределами.
Но душой фонда «Возрождение», его бессменной движущей силой является, безусловно, республиканский «бабай» – Минтимер Шаймиев. Именно его стараниями Болгарский историко-археологический комплекс в 2014 году был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Болгарский комплекс является выдающимся свидетельством исторической преемственности и взаимовлияния культурных традиций тюркских, финно-угорских, славянских и других народов Евразии, является уникальным образцом болгаро-татарской культуры. Известие о признании Болгарского комплекса объектом всемирного наследия всколыхнула не только население нашей республики, но и мусульман всей Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом.
Для вручения сертификата в августе 2014 года в Казань лично приехала генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Она сообщила, что далеко не каждый сертификат вручает сама, но в этот раз пообещала Государственному Советнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву, что приедет. «Я знаю, сколько Минтимер Шаймиев сделал для того, чтобы Болгарский комплекс вошел в список ЮНЕСКО, – заявила генеральный директор ЮНЕСКО. – Это наш общий успех, и теперь Болгарский комплекс принадлежит не только России и Татарстану, но и всему миру».
Работа над возрождением острова-града Свияжск также идет полным ходом. Через несколько лет после начала реставрационных работ оказалось, что Свияжск – магнит для туристов. Судя по многочисленным откликам, он превосходит ожидания туристов, в том числе и в холодное время года: от привычного россиянам исторического музея под открытым небом Свияжск отличает наличие жителей и реальной жизни. И если в 2010 году остров-град посетили 7 тысяч туристов, то 2015 году – 241 тысяча, а 2016 году – более 300 тысяч человек!
Фонд «Возрождение» и руководство Татарстана продолжают работать и над тем, чтобы архитектурные памятники Свияжска вошли в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, чтобы образ неповторимого острова-града стал узнаваемым в России и мире. В 2015 году фонд «Возрождение» приступил к сбору средств на восстановление еще одного значимого культового объекта – собора Казанской иконы Божьей Матери.
Когда 4 ноября 2015 года Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери», инициатива безотлагательно получила поддержку Президента России Владимира Путина. Возрождение собора Казанской иконы Божьей Матери благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В июле 2016 года – в День обретения Казанской иконы Божией Матери во граде Казани – Патриарх Кирилл лично приехал в Казань для закладки памятного камня в основание храма.
«В День единства России был подписан Указ о воссоздании Собора Казанской Богоматери на его историческом месте, где было явление самой иконы Богородицы. И одновременно – об учреждении и строительстве единственной в Российской Федерации Болгарской исламской академии. Не это ли по душе всем нам, не это ли нас радует? Это объединяет нас. Потому что на нашей многонациональной земле веками живут люди, создают семьи, находят общий язык. А мы все стараемся делать так, чтобы людям приносить радость», – сказал Минтимер Шаймиев. – Идет процесс обретения духовности, мы становимся лучше. Только духовное общество, духовные люди могут быть и терпимы друг к другу, и подругому смотрят на жизнь, и передают это содержание детям, будущему поколению. Одним словом, работа идет от души – для души!»
Именно таков девиз фонда «Возрождение» – «От души и для души». В одном из интервью Минтимер Шаймиев призвал всех: «Давайте покажем миру, какая Россия интересная и толерантная страна! Казань – это город, где веками мирно живут татары и русские, отлично уживаются православие и ислам». Поэтому работа фонда «Возрождение» – это не только и не столько для Татарстана, но и для всей страны. Минтимер Шаймиев – личность, чьи чаяния не ограничиваются границами одного региона, и татарстанцы гордятся своим грандиозным земляком и современником.