Росстат о самочувствии регионов

21 марта 2009 г., суббота
Зачем республике бренд "Сделано в Татарстане"

В прошлую пятницу в "Российской газете" были опубликованы данные Федеральной службы государственной статистики об основных показателях социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2008 года. Как на фоне регионов страны выглядит Татарстан? Комментарий на этот счет дал министр экономики Марат Сафиуллин на брифинге в Доме Правительства.

Языком цифр Глава Минэкономики сообщил, что в минувшем году валовой региональный продукт вырос по отношению к 2007 году на 7,1 процента, в то время как в среднем по стране ВВП подрос на 5,6.

- В прошлом году наша республика выпустила продукции на сумму 908,2 млрд. рублей, что составляет почти четыре процента в общем объеме промышленного производства страны, - констатировал Марат Сафиуллин. - По этому показателю Татарстан находится на пятом месте, впереди только Москва, Тюменская, Московская и Свердловская области. Причем остались позади такие развитые регионы, как Санкт-Петербург, Челябинская и Самарская области. Если мы сопоставим удельный вес нашей республики по численности населения и объему промышленного производства, то получится, что темпы промышленного производства у нас в два раза превышают среднероссийский уровень.

- Индекс (или темпы роста) промышленного производства в республике по сравнению с 2007 годом повысился на 4,3 процента (в Российской Федерации - на 2,1, Приволжском федеральном округе - 1,9 процента), - продол-жил министр. - Следует напомнить о таком небезызвестном моменте: чем больше наша масса, тем тяжелее нам расти. То есть благополучным регионам сделать скачок в развитии гораздо сложнее. К примеру, один процент роста для Татарстана означает, что мы должны "подняться" в сопоставимом исчислении как минимум на девять миллиардов рублей, один процент для других субъектов Федерации - сто миллионов рублей. Эти базы совершенно несопоставимы. И тем не менее мы продолжаем улучшать свои позиции: в 2007 году по индексу промпроизводства Татарстан занимал 41-е место в РФ и девятое - в ПФО, в 2008-м - соответственно 31-е и восьмое места.

Темпы роста инвестиций в основной капитал в республике - 4 процента, в РФ - 9,8. Но это опять же "темпы". Доля Татарстана в объеме инвестиций РФ - 3,1 процента. Для сравнения: доля Башкортостана - 2,4, Самарской области - 1,7, Саратовской - 0,9 процента. Здесь наша республика находится на седьмом месте в РФ, а в ПФО - два года удерживает первое место. Кроме того, доля инвестиций в объеме ВРП у нас составляет 15,8 процента. Очень важно, что в Татарстане есть накопленные инвестиции, это в условиях мирового финансово-экономического кризиса может обеспечить стабильность в обществе. По иностранным инвестициям мы занимаем в РФ 9-е место и в ПФО - второе (после Самарской области)...

По объему ввода жилья в 2007 году республика прочно удерживала первое место в федеральном округе и пятое в стране. Но если в прошедшем году в Татарстане введены рекордные для нашей республики 2 миллиона 222 тысячи квадратных мет-ров, то в Башкортостане - чуть больше (на 130 тысяч "квадратов"), вследствие чего соседи переместили нас, соответственно, на второе и шестое места.

По словам Марата Сафиуллина, одним из индикаторов деловой активности региона является оборот розничной торговли. В РТ темпы его роста зафиксированы на отметке 19,9 процента, а в среднем по стране - на 13. Наши места по данному показателю: в РФ - 15-е (в 2007 году - 19-е) и в ПФО - четвертое два года кряду. Доля РТ в объеме РФ - 2,7 процента. Любопытно, что самую большую активность проявили небольшие субъекты Федерации - Адыгея, Ивановская область, Дагестан, Чукотский автономный округ.

- Президент Минтимер Шаймиев нас всегда нацеливает на то, чтобы покупательская способность и реальные денежные доходы были ключевыми показателями качества жизни населения, - сказал глава Минэкономики. - Мы всегда старались выйти на лидирующие позиции в стране по уровню заработной платы. И в прошлом году наша республика впервые заняла первое место в ПФО по среднемесячной начисленной оплате труда, которая составила 14 840 рублей (в РФ - 17 226, в ПФО - 13 181). До этого мы традиционно были на втором-третьем местах. А в масштабах РФ переместились с 32-го (в 2007 году) на 28-е место.

Основной показатель социальной эффективности проводимых преобразований - это рост реальных денежных доходов населения, которые в республике повысились на 10,5, в РФ - на 5 процентов. Они увеличиваются не только из-за роста зарплаты и других поступлений, но и потому, что уровень инфляции в Татарстане является одним из самых низких (11,8 процента). В ПФО лишь в Саратовской области чуть ниже (11,7), то есть РТ занимает в округе второе место, а в стране - пятое (против 24-го в 2007 году).

Как свидетельствуют данные Росстата, Татарстан с населением в 3,7 млн. человек неплохо выглядит на фоне регионов страны и по уровню безработицы, который по отношению к численности экономически активного населения составил 4,9 процента против 6,3 в РФ. На конец 2008 года службами занятости республики зарегистрировано 25,5 тысячи безработных, а потребность в работниках составила почти 12 тысяч человек. Например, в соседнем Башкортостане при 30,4 тысячи безработных требуются 10,4 тысячи работников. Позитивное самочувствие общества демонстрирует и то, что в Татарстане повышается рождаемость, снижается смертность и отмечается миграционный рост.

Таким образом, "язык цифр" Росстата подтверждает: Татарстан по экономическим и социальным показателям на фоне других регионов России выглядит весьма неплохо, и стандарты качества жизни населения сохранены. Имидж должен привлечь инвесторов Марат Сафиуллин также сообщил, что в апреле на рассмотрение Правительства РТ планируется представить стратегию по формированию имиджа Татарстана, которая разрабатывается московской консалтинговой компанией "Бауман Инновейшн" по инициативе Министерства экономики РТ.

- Основная проблема, с которой столкнулись наши товаропроизводители в нынешнее кризисное время, - это снижение спроса на их продукцию, - констатировал министр. - Из-за этого многие предприятия вынуждены приостановить или существенно сократить объемы производства. Огромная часть затрат в системе реализации товара приходится на его продвижение. Крупные промышленные компании могут себе позволить такие расходы, поскольку имеют собственные сети, сервисные центры и своих представителей в различных регионах и странах. Для малых и средних предприятий, которых кризис коснулся в не меньшей степени и которые занимаются обслуживанием крупных компаний, это становится весьма сложной экономической задачей. И предполагается часть расходов, связанных с маркетингом республиканской продукции, переложить на государственные плечи.

По мнению Марата Сафиуллина, с помощью программы продвижения репутации Татарстана в России и за рубежом можно обеспечить нашим производителям новые рынки сбыта, необходимую информационную и маркетинговую поддержку, помочь найти неосвоенные ниши и инвесторов. Повышению конкурентоспособности предприятий будет способствовать использование ими государственного бренда "Сделано в Татарстане", национального колора и символики республики.

- И для реализации этого проекта есть соответствующий потенциал, - считает руководитель Минэкономики. - Допустим, объем федерального госзаказа в 2008 году составил по нашей республике всего 15,8 млрд. рублей. Мы хотим довести его до 60 миллиардов, вследствие чего получим налоги на четыре миллиарда рублей и сохраним рабочие места для 15 тысяч человек. Общая сумма заказа для государственных нужд Татарстана за прошлый год оценивается в 50,2 млрд. рублей, из них 37,7 миллиарда (75 процентов) - это закупки у республиканских товаропроизводителей. Сейчас работаем над увеличением этой доли до 84-86 процентов. А оставшаяся часть - это то, что в пределах нашего региона объективно произвести нельзя, допустим, изделия из нерудных и некоторых полезных ископаемых для строительной и других отраслей. По самым пессимистическим предположениям, нынче объем республиканских госзакупок останется на уровне прошлого года.

В настоящее время формируется электронная торговая информационная система, в которой будут представлены все товары и услуги, предлагаемые татарстанскими предприятиями. Планируется создать и электронную базу данных имеющихся вакансий, где все желающие смогут разместить свое резюме. То есть предполагается сформировать масштабную универсальную биржу, на которой будет происходить обмен информацией.

Ирина Демина

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International