Рустем Абязов: "Удержать людей можно только хорошей музыкой"
26 марта 2009 г., четверг
В конце марта, как уже сообщал "ВиД", в Казани пройдет "II Абязов - фестиваль". На этот раз он посвящен двум датам - пятидесятилетию со дня рождения и тридцатилетию творческой деятельности главного дирижера и художественного руководителя Государственного камерного оркестра "Ла Примавера" Рустема Абязова. Сегодня создатель "Ла Примаверы" наш собеседник.
- Рустем Юнусович, какой была ситуация с оркестрами у нас в Казани в тот момент, когда возникала "Примавера"?
- В Казани работал только Государственный симфонический оркестр РТ, оркестр оперного театра я не считаю, потому что он не концертировал, а только участвовал в спектаклях. Правда, был еще оркестр специальной музыкальной школы при консерватории, где играли учащиеся и которым я руководил. В оркестре играли сильные, профессиональные ребята, которые решали серьезные музыкальные задачи, и публике оркестр нравился.
- Он стал ядром "Примаверы"?
- Нет, я решил не брать школьников, хотя два-три человека из выпускного класса у меня играли. Ядром стали профессиональные музыканты, выпускники консерватории, несколько особо одаренных студентов.
- С чего вы начали?
- С того, что мне пришлось собрать людей и заинтересовать их. А заинтересовать их можно было только одним - тем, что я им пообещал: мы будем исполнять много хорошей музыки. Слово свое я сдержал. Пустых обещаний не было, и пряников я никому не раздавал. Наши первые концерты проходили в старом еще зале, в этом стеклянном "аквариуме", который стоял на месте нынешнего Большого концертного зала имени С.Сайдашева. С 1990 года мы стали оркестром при Казанском университете. Причем шаг нам навстречу сделали из университета. На меня вышел один из проректоров и предложил создать университетский оркестр, причем вначале речь шла о том, что в нем должны были выступать студенты. Я спросил: " Вам что нужно - духовную атмосферу создать?" Услышав утвердительный ответ, сказал, что незачем создавать оркестр из студентов, когда есть готовый профессиональный коллектив. О том, что наш оркестр станет университетским, принимали решение на ученом совете КГУ. Это было время кооперативов, и через какой-то кооператив нам даже ухитрялись платить символическую зарплату. Так продолжалось до 1996 года.
- Потом вы стали муниципальным коллективом?
- Да, мы долго бились за это, но нам говорили, что денег нет. Может быть, так бы ничего и не произошло, но почитатели оркестра написали письмо нашему Президенту, под ним стояло 450 подписей. Минтимер Шарипович пригласил меня, тогдашнего министра культуры Марселя Таишева и мэра Казани Камиля Исхакова. Таишев начал говорить, что денег нет, а мэр сказал, что он все решит и мы с ним уже договорились. Президент улыбнулся и сказал: " Что ж, надо поддержать".
- Вы стали государственным коллективом. Это кабала или привилегия?
- Да по-разному, наверное. Пока вроде бы не кабала. У нас свободный график, нас не третируют, нет плана по публике, по валу, как у симфонического оркестра.
- То есть ваш проект по созданию оркестра можно признать успешным?
- Безусловно. В советское время о создании подобного оркестра на периферии нельзя было и мечтать. Нам это удалось. Недавно в "Музыкальном обозрении" я прочел, что, кроме двух столичных камерных оркестров, говорить о себе заставили два периферийных камерных оркестра - наша "Ла Примавера" и оркестр из Новосибирска.
- За последние годы что-то изменилось в музыкальной жизни Татарстана? И что бы вам хотелось изменить?
- Возрос интерес к классической музыке. Очевидно, публике надоели впечатления, которые не требуют внутреннего развития человека. Хочется приобщаться действительно к чему-то духовному. Может быть, есть и некоторое влияние Запада, где посещать концерты классической музыки считается престижным. Эти перемены нужно приветствовать. Изменить кое-что хотелось бы - мечтаю о том, чтобы интерес к классике рос быстрее, пока он не является тотальным. Конечно, все зависит от качества концерта. Если даже какой-то хитростью заманить публику в зал, то невозможно заставить ее слушать плохой концерт, в другой раз все равно никто не придет. Удержать людей можно только хорошей музыкой.
- В профессии дирижера у вас все сразу же получилось?
- Безусловно, нет. Внутренние проблемы есть до сих пор. И хотя говорят, что дирижирование - это профессия второй половины жизни, процесс самоусовершенствования нескончаем.
- Кто ваши кумиры среди дирижеров?
- Караян, Аббадо…
- А Валерий Гергиев?
- Гергиев - дирижер от Бога. Но тот ритм, в котором он живет, тот марафон - они ему не на пользу. То, что он представил в прошлом году в Казани на Пасхальном фестивале, а это была Восьмая симфония Малера, это была халтура. Любопытно, через неделю после него в Казань с оркестром приехал Михаил Плетнев, и это был такой контраст. Я понял, что Плетнев - гениальный дирижер. Он не всеяден.
Из досье "ВиД": Рустем Абязов - виртуозный скрипач, превосходный дирижер. Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист и заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая. По итогам 2002 года стал лауреатом в номинации "Дирижер года" в газете "Музыкальное обозрение". Как солист и дирижер выпустил 29 компакт-дисков. Его камерный оркестр выступал во многих городах России и зарубежья.
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Мы рады видеть вас сегодня на исторической земле Великого Болгара! Рады тому, что наш Болгар сегодня является центром притяжения тысячи паломников, туристов и, что очень важно – молодёжи, интересующейся историей и культурой нашего народа; детей, которые однажды увидев древний Болгар воочию, навсегда запомнят свои корни, историю не только Волжской Булгарии, но и всего нашего государства. Напомню, что в прошлом году Болгарский историко-археологический комплекс посетили уже более восьмисот тысяч человек. Для сравнения: в 2010 году в Болгаре побывали всего 50 тысяч человек.
Уважаемые друзья! Дорогие гости!
Я поздравляю всех нас с сегодняшним знаменательным историческим событием. Должен сказать, что я горжусь тем, что мне посчастливилось принять участие в возрождении, продвижении и включении в Список ЮНЕСКО всех наших четырех объектов: Казанского Кремля, Болгара, Свияжска и Астрономических обсерваторий Казанского университета. Поэтому я, наверное, как никто другой, могу с полной уверенностью сказать, что это – огромный прорыв, большой успех и высокое достижение нашей республики.
Интервью Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева ТРК "Татарстан Новый век"
При личном участии главы российского государства в Татарстане было решено много судьбоносных вопросов, начиная от развития крупнейших предприятий, заканчивая сохранением культурного наследия. Как это происходило, рассказал Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Идея организации фестиваля «Возрождение: эпос в современном прочтении» возникла ровно год назад, точно на этом месте, когда мы слушали оперу «Кара пулат» («Чёрная палата») молодого татарского композитора Эльмира Низамова на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса. Вы были свидетелями этого явления.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER