Выступление Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на научной конференции «Гуманитарные науки в Татарстане на рубеже XX-XXI веков», приуроченной к 85-летию со дня рождения первого Президента Академии наук Республики Татарстан М.Х. Хасанова

7 октября 2015 г., среда

Уважаемые участники и гости конференции!

Уважаемый Макзюм Халимуллович!

Хөрмәтле галимнәребез, кунакларыбыз!

Мы прекрасно начали сегодняшний день, открыли бюст Мансура Хасановича, который прекрасно выполнила талантливый скульптор, наша Асия Миннуллина. Хотя она ни разу его не видела, постаралась, по записям, по его делам уловить те черты, которые были присущи уважаемому всеми нами Мансуру Хасановичу Хасанову.

Мансур Хасанович - это личность. Я, отчасти его современник, всегда старался познать его ближе. Хотя, думаю, было невозможно сполна постичь то, какой он был человек, какой глубины души, какого характера, понять ход его мысли. Считаю, что Мансур Хасанович ушел от нас до конца нераскрытым. Это мое ощущение. Это дано далеко не всем, такова его судьба, которая была ему дарована Всевышним. На рубеже XX-XXI веков в республике появился интеллектуал – крупный, уверенный в себе организатор, способности которого сполна были использованы для служения родной республике, татарскому народу. Он использовал весь потенциал, все возможности для работы в свете тех реалий, которые были в пространстве СССР и РСФСР, а было, должен сказать, и много полезного, поучительного в наследии того пространства, в каком мы жили - в большой стране и нашей республике.

Кто бы о нем ни говорил, в том числе и сегодня, действительно, приходится оценивать его вклад исходя из недосягаемой масштабности этой личности. Таким был Мансур Хасанович, он оставил глубокий след во всем, где работал, чем занимался. Я благодарю вас всех, мы сегодня увековечили его в камне. Думаю, что память о нем и его труды будут передаваться из поколения в поколение.

Не умаляя значения работы в период своей деятельности во главе республики, могу сказать, что до сих пор не удается до конца достичь того, что было сделано в гуманитарной сфере в период деятельности Мансура Хасанова и в сфере организации работы властных структур, имею в виду министерства, ведомства, деятельность которых он курировал. Тот, кто видел это, знает как работали эти министерства, какой сплоченной была интеллигенция в своих устремлениях в повседневной творческой деятельности. Это был особый период. В то время я был молодым министром и прекрасно помню плеяду выдающихся кадров, которых воспитали Фикрят Ахмеджанович Табеев и Мансур Хасанович Хасанов, в этой части о них нужно сказать наравне, это объективно, так, как есть.

Это надо было знать, видеть, чувствовать плеяду деятелей того времени, симбиоз таких личностей давал свои результаты. Я из тех, кто с ними соприкасался в те годы, конечно, всех назвать не удастся, но могу нескольких назвать. Какие люди и как работали! Какой был подбор! Мирза Исмагилович Махмутов – министр просвещения, Иршат Закирович Мухутдинов – долгие годы был министром здравоохранения республики. Булат Миннуллович Гиззатуллин – министр культуры, Ильгиз Калимуллович Хайруллин, который курировал все информационное поле. В дальнейшем, после Мансура Хасановича, это уже приходилось на мой период работы, я не представлял, кто в такой степени сумеет продолжить его деятельность. Нашлись ребята, они в какой-то степени дополняли его или старались удержать ту высоту. Один из них – уважаемый всеми Ильгиз Хайруллин. Но заложены были хорошие традиции и по силе, и по интеллектуальному уровню кадров, которые понимали и служили интересам республики и народа в очень непростых условиях. Условия, конечно, и сегодня простыми не назовешь, когда речь идет о национально-территориальных образованиях, тем более о республиках. Но эти вопросы через историю, через фундаментальные труды, подходы, доказательства, аргументацию без нас с вами решаться не могут. Хорошо, что есть преемственность, есть вы.

И я должен сказать, что в то сложное время, когда мы с вами жили по принципу "овес на топор или топор на овес", на основе фундаментальных учений великих мыслителей мы создали Академию наук, вскоре и наши соседи в Башкортостане. Мы вас приветствуем, гости из соседней республики, рәхмәт килүегезгә, башкорт дуслар. Исәнлек-саулык сезгә, киләчәктә дә матур итеп бергә эшләргә кирәк!

Действительно, в такое время надо было решиться на такой шаг. Мы тогда уже приняли Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация потому и называется декларацией - мы заявили о своих правах. Одновременно мы заявили и о своей ответственности за судьбу, за развитие нашей республики в единой семье народов республик Российской Федерации, в новых условиях.

Время подтверждает, что, говоря о своих правах и государственности, мы должны были идти на этот шаг. В новых условиях, при новой расстановке политических сил, в республике должна была обрести жизнь своя Академия наук, что и было сделано. И мы тогда попросили Мансура Хасановича, чтобы он возглавил нашу первую Академию наук. Я вам должен сказать, что тут ничего спонтанного не было, и быть не могло, потому что речь шла о собственной Академии наук. Само слово "академия" многому обязывает. Безусловно, я благодарен руководителям институтов, отделений Российской Академии наук, в то время представленных в нашей республике. На первых же заседаниях мы тогда договорились о том, что рука об руку, совместно будем решать возникающие проблемы, что и проводилось в реальной жизни. Здесь Александр Иванович Коновалов, думаю, что он это подтвердит. Используя возможности существующих институтов РАН, представленных в нашей республике, мы тогда договорились, что в составе Академии наук республики, в ее Президиуме они также будут представлены. Их авторитет, научный вес влились в нашу Академию наук. Я благодарю всех нас за ту совместную работу.

Кто сказал, что будет легко, особенно в науке, когда само слово «академия» многому обязывает? С ходу предстояло определить значение фундаментальных наук, хотя, прежде всего, мы всегда говорили, что в условиях республиканских академий очень важна прикладная составляющая научной деятельности. Но никогда не нужно ограничиваться, не надо бояться и фундаментального. Действительно, не всем под силу заниматься фундаментальной наукой. Это возможно благодаря выдающимся умам, направлениям, отдельной, сохранившейся школе фундаментальной науки. Их нужно поддерживать, безусловно. Но это задача особая. Это всегда было связано с именами великих ученых.

Гуманитарное направление, о котором сегодня говорим, кроме нас с вами, больше никто не сумеет развивать дальше и сделать его основой в сохранении традиций, народов, в их сплочении адекватно быстро меняющемуся миру. Вы знаете, сегодня мир открыт, «занавеса» нет. Быть достойно представленным миру в нынешних условиях - это величайшая задача.

В последнее время я не часто бываю на собраниях Академии наук, но, тем не менее, хотел бы высказать несколько пожеланий. В целом для Российской Академии наук сейчас нелегкие времена, они в поиске. Но не скажешь, что у нас легче. Дело даже не в материальной части, материальные проблемы всегда будут. Бытие определяет сознание.

Скажу, что мы должны исходить из своих реальных возможностей. На что мы способны? Давайте возьмем республику, как она развивается. По многим направлениям республика впереди, мы об этом громко заявляем с определенной гордостью, и это правильно. В условиях инновационно-инвестиционного развития нашей республики, которая уже задает тон всей Российской Федерации, я уверен, что через несколько лет наш голос будет услышан в социально-научном пространстве мира. Именно исходя из этих реалий возникает необходимость повышения ответственности и усиления роли Академии наук Татарстана. Она должна быть в авангарде мировых процессов. Это – и отправная точка, и оценка, и желание, и порыв. Без этого можно уронить свою роль. Посмотрите, новое поколение, даже не ученые, а способные ребята в бизнес-структурах, различных технопарках, в Иннополисе реализуют идеи, создают технологии и продвигают республику. Сколько делается нашим Президентом Рустамом Нургалиевичем и его командой. В этих условиях вы, ученые, должны задавать тон. Нелегко? Да. Но все это за вами, уважаемые члены академического сообщества. Да, время непростое, но вы у власти науки, коль во власть пришли, надо иметь нервы крепкие. Я всегда говорю, что со слабыми нервами во власть не ходят. Надо вздыбиться, для науки это слово может быть не совсем подходит, но вы, ученые, сами найдете, как охарактеризовать ваше состояние, задачи и т.д. Надо осмыслить, хорошенько подумать. Республика на прорыве. Надо исходить из того, какие возможности, какие технологии есть в республике, какова структура промышленности, экономики, в чём мы нуждаемся. Но ещё раз скажу, что при этом во главе, конечно, должно быть гуманитарное направление развития. Это сохранение и развитие духовного: какие мы есть, какими должны быть, как сохраниться в этих реалиях, как сплотить народ, сохраняя межконфессиональное, межрегиональное согласие и всё остальное, что характерно толерантному миру. От вас зависит очень многое, практически всё.

Главное, немало и делается. Вот, например, за эти годы создали нашу энциклопедию благодаря Институту энциклопедии республики, у истоков которого стоял Мансур Хасанович. Он и первый президент Академии наук республики, и первый директор Института энциклопедии. Скажем так: дело сделано и в это ёмкое понятие вложен значимый труд. На основе данных нашей энциклопедии мы показываем республику, свои достижения. Мы благодарим за эту работу Мансура Хасанова, Гумера Сабирзянова, Искандера Гилязова и других сотрудников института. Это - плеяда наших ученых, которые и вчера, и сегодня продолжают служить интересам нашей республики. Вот вчера мы разговаривали с новым директором Искандером Аязовичем. Уже есть задумки и предложения по созданию отраслевых энциклопедий. Живем в век информации, в ней нуждаются все. Это - сила. Спасибо всем тем, кто занимался и занимается созданием энциклопедии.

“Татар барда хәтәр бар” дигән мәкальне тормышка ашырасың килсә, шушылардан файдаланырга кирәк. Шушы көннәрдә күңелемдә эз калдырган күренеш турында әйтеп китәсем килә. Узган шимбәдә телевизордан тугандаш башкортларның тапшыруын карадым. “Уйлан, кеше” дип атала ул. Әле сез күреп өлгермәгәнсездер. Кеше турында, аның кешелек сыйфатлары турында ул тапшыру. Зал тулы шагыйрьләр, зыялылар утыра, шигырьләр укыйлар. Ничек онытылып тыңлый халык шагыйрьләр сүзен! Тукайдан башланды. Безнең Илдус Әхмәтҗанов сөйләде, аны күрсәттеләр. Ул дөрес тә, Тукай - төрки-татар дөньясының уртак шагыйре. Аннан соң киттеләр башкалар. Шулкадәр сусап, карап-тыңлап утыра бөтен зал. Менә бит нинди мөмкинлекләр бар бу заманда. Һәр өлкәдә, бигрәк тә гуманитар өлкәдә матур иттереп уйлашып-киңәшләшеп эшлисе эшләребез күп. Эшләргә кирәк, безнең бит мөмкинлегебез дә бар. Мин “ТНВ –Планета” каналын карыйм. Ничек барлыкка китердек аны. Башка җирләрдә чәчелеп яшәгән татарлар өчен ул - җан азыгы. Элеккеге җырларны җырлыйлар анда, спектакльләр күрсәтәләр. Ул җырларны гомер буе сагынып яшәгән, буыннан-буынга тапшырып, шуларны ишетеп, онытмыйча, сагынып көтеп ала торган милләттәшләребез өчен бик кадерле хәзинә бу. Киләчәкне дә күздә тотарга кирәк. Ә бит биш елдан соң республикабызның 100 еллыгы булачак. Моны искә алып эш итәргә кирәк. Безнең яңа дәүләт булганыбызга беренче гасыр тулачак. Ул бит край да, өлкә дә булып калмаган, боларны ныгытырга, яңа эчтәлек белән тулыландырырга кирәк. Уйлашыгыз бу юнәлештә, тирәннән уйлап эшлисе эшләр күп, безнеңчә.

Еще один пример хочу привести. Когда Казанский университет стал федеральным и ректором был назначен Ильшат Гафуров, я сказал, что кому-то это не понравится, хотя когда кому-то что-то не нравится, это тоже движущая сила. В результате какие позитивные перемены произошли в университете? Посмотрите последние рейтинги среди мировых университетов, там была представлена группа российских университетов, в их числе наш университет уже на четвёртом месте. Да, мы в целом по мировому рейтингу пока отстаём, но устремлены стать конкурентоспособными. Университет с такой историей, с такими возможностями находится на прорыве. Это уже немало. Это налагает огромную ответственность, это вопрос совместной работы.

Вот ещё один момент, которым я уже болен, в хорошем смысле слова - возрождение памятников истории нашей культуры и архитектуры. Здесь сидят мои соратники. Я вам должен сказать, когда соприкоснулся с этой работой, по-особому полюбил ученых, от всей души говорю, начиная от археологов и всех тех, кто изучает культурные слои, фиксирует, реставрирует и так далее. Мы фиксируем сейчас все раскопки с космоса. Это не фантазии, а то, что есть. Вот здесь сидят люди, которые занимаются этими проблемами. Вся работа, которая проводится в Болгаре и Свияжске имеет научное сопровождение. Это - наше обретение. Это целая плеяда ученых, у нас много талантливых ребят. Посмотрите музей Болгарской цивилизации, который мы сделали. Такого музея, посвящённого истории древнего государства, на сегодняшний день нет в России. Все восхищаются и будут восхищаться. Скоро там появится экспозиция тюрко-татарской письменности под открытым небом.

Болгарский историко-археологический комплекс включен в Список Всемирного наследия. А что это означает? Мы представили ЮНЕСКО несколько томов нашей истории и она стала составной частью мировой культуры и истории. Если кто попытается ревизировать нашу историю, дать иную оценку, то должен будет идти и доказывать свое мнение ЮНЕСКО, которое признало Болгар как Всемирную универсальную ценность. Вот ещё в чем ценность и значение внесения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Недавно во время открытия Московской соборной мечети Владимир Владимирович Путин в своей речи говорил о Татарстане и о необходимости создания Болгарской исламской академии. Если бы не было той коллективной работы, которая делалась за эти годы в Болгаре, не было бы и такого решения. А сейчас мы подошли к этому рубежу, на месте добровольного и официального принятия ислама волжскими болгарами должна быть и будет исламская академия. Другого такого места нет на территории России. Почему об этом говорю? Все это создается не на пустом месте. Вы прекрасно знаете, в XVIII-XX веках создались благоприятные условия для развития гуманитарной мысли нашего народа и вообще народов Российской Федерации. Вы посмотрите, в то время появился Курсави, Баруди - известные богословы. Это и Шигабутдин Марджани – предвестник джадидизма, Муса Бигиев, Исмаил Гаспринский, Ризаэтдин Фахретдин - основатели и лидеры джадидского движения в России. Потому везде в мечетях России проповеди шли на татарском языке. Пару лет назад я задал вопрос учёным из Турции о сотрудничестве в религиозном направлении. Они мне ответили: "Будем вместе работать, так как фундамент у нас общий, мы учились и учимся на вашем наследии". И назвали имена татарских богословов: Марджани, Курсави, Баруди, не говоря уже о людях, которые непосредственно работали в Турции: Садри Максуди, Юсуф Акчура, Гаяз Исхаки и другие.

На сегодняшней конференции в честь Мансура Хасановича, посвященной гуманитарным наукам, более чем уместно напомнить нашу задачу в этом направлении - она в том, что мы должны способствовать появлению вот таких ученых-богословов. Это не случится в один день, но над этим надо работать. Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин здесь, он хорошо знает эти проблемы. Мы сейчас работаем над, чтобы духовные лица высшую степень образования получали на базе Болгарской исламской академии.

Менә шундый шәхесләр барлыкка килергә тиеш. Менә нәрсә өстендә эшләргә кирәк. Бу халыкка кирәк. Беркемне дә сүгәргә ярамый, 70 ел буе безне дингә ышанма дип яшәткән чордан соң, шундый вакытта, белеме җитәрлекме, түгелме, шулай да дин юлына баскан имамнарыбызга динебез саклансын дип кайгыртып йөргәннәре, аны торгызу өстендә эшләгәннәре өчен рәхмәт әйтергә кирәк. Тиешле белемнәре булмау алар гаебе түгел. Менә хәзер безнең бурыч- югары дәрәҗә дини гыйлемгә ия дин әһелләре тәрбияләү.

Вторая-третья степень богословия не могут преподаваться без участия Академии наук Татарстана, без КФУ и Российского исламского университета. Создавая исламскую академию мы берём на себя огромную ответственность. Мы должны стать умнее, грамотнее в этой сфере.

В заключение хочу сказать, что в этой аудитории чувствуются взаимопонимание и восприятие задач, озвученных на этой конференции. Дорогие друзья, это есть задачи неотложные: как надо служить, как надо готовить кадры, как обучать молодёжь, именно для того, чтобы мы достойно были представлены в современном мире. Почитая и воздавая дань светлой памяти Мансура Хасановича, вот так мы должны жить и работать.

Барыбызга да бик зур рәхмәт!

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International