Конституции Татарстана - 15 лет! Под этой рубрикой был опубликован ряд материалов в нашем журнале в прошедшем году. Сейчас на дворе – 2016 год и, стало быть, на один год взрослеет и наша Конституция. Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства. Прошло столько времени со дня принятия Конституции, что уже забылись те страсти, которые кипели в период принятия основного закона государства. Одно в памяти нашей останется навсегда – это был судьбоносный шаг Татарстана по пути становления цивилизованного, демократического общества. Сегодня нам, уважаемые читатели, посчастливилось побеседовать с легендарной личностью международного масштаба Минтимером Шариповичем Шаймиевым, подписавшим 6 ноября 1992 года Основной Закон нашей республики. С событий тех лет и начнем наше интервью в журнале «Право и жизнь в Татарстане», который освещает взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
– Уважаемый Минтимер Шарипович, Конституция Татарстана была, как известно, принята раньше новой российской. В чем же заключалась историческая необходимость такого шага?
- На мой взгляд, сегодня не только интересно, но и полезно вспомнить события тех лет, которые создали необходимые предпосылки для принятия Конституции республики. Конституция – это необходимая правовая норма – основной закон любого цивилизованного государства, поэтому, давайте совершим краткий экскурс в историю государственности Татарстана. Как вы знаете, наша государственность, зародившаяся в Волжской Болгарии, была надолго утеряна после завоевания Казанского ханства в XVI веке. И только в 1920 году Татарстан стал автономной республикой. А автономная республика – это государство, так и было записано в конституциях и СССР, и РСФСР. Другое дело – не доставало полномочий, была централизованная система. При этом, и не однажды, возникал вопрос о повышении статуса Татарстана до союзного. Этот вопрос рассматривался, притязания были обозначены. Но Сталин в 1936 году решил: да, эти республики достойны союзного статуса, они соответствуют ему по всем параметрам – кроме одного: они не имеют внешних границ. Кстати, союзные руководители всегда знали об этой проблеме, понимали, что когда-нибудь она встанет в полный рост. И этот момент наступил. В конце 80-х началась перестройка, которая сопровождалась девизом «Гласность!». В небывалых масштабах забурлило все политическое пространство великой державы – СССР. Прежде всего, поднялась национальная интеллигенция, сохранившая память о прежней государственности татар, требуя расширения прав и полномочий своего народа, вплоть до полной независимости. Тут никого не обвинишь, приведу только один пример: в те годы в Казани осталась только одна татарская школа, и та неполная. И стремление к самостоятельности - это был вопрос выживания, сохранения нации, своей идентичности, выражающейся в сохранении и развитии языка, культуры, традиций. Безусловно, это сыграло важную роль в последующих событиях, нам удалось, без крайних проявлений национализма, объединить вокруг идеи суверенитета весь многонациональный народ республики.
12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР, председателем которого был Борис Ельцин, принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Наступил абсолютно закономерный момент: Татарстан, обладая богатой историей государственности и большим экономическим, научным и культурным потенциалом, не мог оставаться в стороне и не заявить о своих правах. На то были самые веские основания, республика, например, владела всего двумя процентами собственности, находившейся на его территории. 80 процентов – крупные промышленные предприятия, нефтяная отрасль - принадлежало СССР, 18 процентов - РСФСР. Тем более, что о правах республик в российской декларации ничего не было заявлено.
– А в августе 90-го в Татарстан приезжает Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин и заявляет: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите»…
- Борис Николаевич Ельцин, как знаменосец демократии, приехал в Татарстан и увидел все своими глазами: весь народ на улицах, что в Казани, что в Альметьевске, что на селе, что встреча в Союзе писателей - везде народ требует суверенитета, полной независимости. Тогда он в переполненном зале УНИКСа и произнес, ставшую знаменитой фразу: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите». Но упрощать Ельцина не следует, думаю, в этом была своя логика. Нельзя быть в пределах Садового кольца «знаменосцем демократии», а едва покинув Москву – каким-то иным. Действительно, его слова заметно успокоили народ.
И вот после произошедшего, за ужином, он сказал: «Минтимер, я заявил о ваших правах, суверенитете, что делать-то будем? Вы же не уйдете из России?» Я говорю: «Не об уходе речь идет, но надо находить ответы на запросы наших людей. Надо находить общий язык, надо договариваться». И мы тогда пришли к единому мнению: немедленно начать переговоры о договорных отношениях.
И уже 30 августа 1990 года, среди ночи, после длительных, бурных дебатов, первыми после Российской Федерации, мы приняли Декларацию о государственном суверенитете Татарстана. Единогласно, при одном воздержавшемся. По истечении всех этих лет, мы, участники этого исторического события, и сегодня с волнением и гордостью вспоминаем этот день. Приведу текст своего выступления экспромтом, сходу после голосования депутатов Верховного Совета за принятие Декларации.
«Товарищи депутаты! Только что мы с вами единодушно приняли Декларацию о суверенитете нашей родной республики. Поздравляя вас, все население республики с принятием Декларации, хочу сказать, что, сделав этот важный исторический шаг в жизни многонационального народа Татарстана, мы взяли на себя ту ответственность, которую никому еще не доводилось испытывать в истории нашей республики.
Если это факт зрелости, то мы должны сходу и стать мудрыми, чтобы через самостоятельность, о которой мы заявили, поднять духовный, материальный уровень жизни населения республики, а главное - сохранить и приумножить дружбу народов, которая веками складывалась на нашей земле. Такова, дорогие товарищи, высокая цена суверенитета…»
Декларация о государственном суверенитете - и только она - открыла путь для работы над проектом новой конституции. В декларации объявили, что собственность Татарстана – достояние многонационального народа республики. Значит, мы стали хозяевами, настало время выработки законодательной базы, чтобы им распоряжаться. Тогда мы начали принимать ряд судьбоносных решений, готовить соглашения, проводили на всех уровнях интенсивные переговоры как по политическим, так и по экономическим вопросам.
Раньше права республики, как известно, в основном декларировались сверху - союзными и российскими высшими органами власти. После принятия нами Декларации о государственном суверенитете Татарстана, источником права стал сам многонациональный народ республики, его воля и интересы. Дальнейшее продвижение реформ невозможно было без Основного Закона Татарстана.
Образовали конституционную комиссию из 39 человек, меня, как Председателя Верховного Совета республики, назначили ее руководителем. Считаю, что мы тогда выбрали единственно верный путь развития - путь создания своей государственности на основе верховенства прав человека и соблюдения прав народов. Кстати, зелено-бело-красный триколор с продольными полосами - Государственный флаг Республики Татарстан, герб с изображением крылатого барса – важнейшие атрибуты суверенного государства тоже были приняты в ходе подготовки проекта Основного Закона республики.
В то же время со стороны Верховного Совета РФ была попытка скроить нашу новую Конституцию в рамках действующей, старой Конституции РСФСР, хотя в стране уже начались новые, необратимые политические реформы, набирала силу перестройка.
Неопределенность на политическом поле государства имело место. Потому что ещё была попытка сохранить Советский Союз, тем более большинство граждан страны на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года проголосовали именно за это.
- За те два года произошло много исторических событий в жизни республики и страны. 12 июня 1991 года Вы стали первым Президентом Республики Татарстан. За Вас проголосовали 70,6 процента от принявших участие в выборах избирателей.
- В учреждении должности Президента Татарстана, решающую роль сыграло решение Верховного Совета РСФСР о проведении референдума по вопросу об учреждении поста Президента Российской Федерации и назначении выборов первого Президента РФ. Кстати, 12 июня 1991 года в Татарстане в одних и тех же избирательных участках шли выборы Президентов Татарстана и России. Избирателям предлагалось одновременно два бюллетеня. Но лишь 36 процентов избирателей взяли на избирательных участках бюллетени с именами кандидатов в президенты России. А этого для признания выборов состоявшимися было недостаточно. Выборы Президента России на территории Татарстана были официально признаны несостоявшимися из-за низкого процента полученных избирателями бюллетеней. Всенародное избрание Президента Татарстана укрепило суверенный статус республики. В процессе разработки нового Союзного договора в Ново-Огарево я участвовал уже в качестве всенародно избранного Президента республики и парафировал Союзный договор с условием, что Татарстан подпишет его по горизонтали наравне с союзными республиками. На 20 августа была назначена церемония подписания Договора о Союзе Суверенных Государств. Как известно, 19 августа 1991 года случился путч, инициаторы которого, ради сохранения старого Союза, сорвали подписание договора об учреждении обновленного Союза. Распад СССР ускорил наши поиски ответа на вопрос: как добиться юридического признания нового статуса Татарстана. Тогда Верховный Совет республики принял Закон о проведении референдума. Участникам референдума предлагалось ответить на один вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Вопреки сильнейшему давлению со стороны федерального центра с целью не допустить проведение референдума, 21 марта все 2611 избирательных участков, за исключением нескольких, открылись вовремя и совершенно спокойно работали, а потом подвели итоги и отчитались. В референдуме приняли участие 81,7 процента населения, имеющего избирательное право. На поставленный вопрос ответили «да» 61,4 процента избирателей из числа принявших участие в голосовании. Стало совершенно очевидно, что большинство населения Татарстана поддерживает курс повышения статуса и обновления республики на демократических основах.
Референдум 1992 года подвел правовую базу под конституционный процесс республики. Было решено ускорить разработку новой Конституции республики, соответствующей международным правовым стандартам. Законотворчество шло в опережающем режиме. Мы собрали самых маститых юристов, в основном из Казанского университета, которые грамотно формулировали статьи будущего основного закона. Изучали опыт других стран. Как Вы уже отметили, у России ещё не было новой Конституции, а старая была советской, социалистической России.
В проекте новой Конституции фиксировалось право народа республики самостоятельно определять свой политический статус, экономическое, социальное и культурное развитие. Другой важный принцип правового государства – цивилизованное разделение властей. В новой Конституции Татарстана, четко обозначались функции законодательных, исполнительных и судебных органов. Одновременно усиливался контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и вводился специальный институт, осуществляющий надзор за соблюдением Основного Закона республики – Конституционный суд.
В соответствии с текстом Декларации о государственном суверенитете в Основном Законе было записано: «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки».
Одним из центральных пунктов в ходе работы над окончательным текстом Конституции Татарстана стал вопрос о характере отношений с Российской Федерацией. Концепция нашего подхода опиралась на известные документы Верховного Совета республики, вытекающие из результатов референдума и выражала волю на заключение договорных отношений с РФ. В последствии, как известно, в феврале 1994 года был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».
Надо заметить, что в татарстанском парламенте тогда активно действовали две влиятельные, противоборствующие фракции «Татарстан» и «Согласие», порой они стояли на прямо противоположных позициях и примирить их было нелегко. Тем не менее, после длительных и горячих дискуссий в течение нескольких дней удалось договориться. Проект новой Конституции республики был опубликован в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.
Исторический момент: 6 ноября 1992 года 14 часов 28 минут Верховный Совет утвердил новую Конституцию Республики Татарстан.
Безусловно, переходное время, в которое мы тогда жили, накладывало свой отпечаток на отдельные статьи и формулировки. Еще не устоялись политические силы, только нарождались новые социальные слои, менялись функции государственных органов. Республика находилась на пути к рынку и демократии, искала формы сотрудничества и с другими государствами. Нельзя было не учитывать всё это в принятии новой Конституции. Было понятно, что со временем, жизнь обязательно внесет свои коррективы. Но главные позиции Основного Закона сохранились в неизменном виде и сегодня являются незыблемой основой для дальнейшего всестороннего развития нашей республики.
Вы, наверное, заметили, что мой рассказ о процессе принятия Конституции республики получился не кратким, но к этому обязывает особенность аудитории вашего журнала.
– Минтимер Шарипович, хотелось бы задать Вам вопрос и о сегодняшних реалиях. Сейчас в мире происходят события, обостряющие межрелигиозные и межнациональные отношения. «Исламист» – это слово больше не производное от слова «ислам», это нечто другое. Ещё и проблема беженцев из арабских и африканских стран в Европу ставят перед главами европейских стран неимоверно сложные задачи по обеспечению спокойствия в их государствах. Какие Вы видите пути решения таких задач?
– У террористов нет религии и национальности, они просто преступники. Конечно, ни один нормальный человек не может не осудить то, как так называемые исламисты совершают террористические акты в разных точках мира. Человек рождается не для того, чтобы жить в страхе, поэтому проблема эффективного противостояния терроризму является одной из основных задач всех государств, с международным терроризмом нужно бороться всем миром. Я всегда говорю, вера у нас одна, религии разные.
Что касается второй части Вашего вопроса, то, как мне кажется, руководителям ряда стран следовало бы изучить опыт тех стран, где представители разных религий и национальностей веками живут дружно и работают на созидание общего дома. А почему бы, к примеру, не обратить внимание на модель Татарстана? Это понятие известно мировому сообществу уже с начала 90-х годов, когда мы, пройдя буквально «по острию лезвия», сумели сохранить устоявшийся веками мир между татарами и русскими. Что такое модель Татарстана? По сути, это согласие между национальностями и конфессиями в республике. Ничем иным как разумной и взвешенной, основанной на баланс интересов национальной политикой этого не добиться. Не надо искать противоречий между народами, надо найти общие позиции, точки соприкосновения и укреплять их. Когда я подписал Указ о строительстве мечети Кул-Шариф и реставрации Благовещенского собора на территории Казанского Кремля, нашлись отдельные «горячие головы», которые предлагали разрушить собор, построенный после взятия Иваном Грозным Казани и на его месте построить разрушенную в тот век мечеть Кул-Шариф. Я выступил тогда, спросил, поможет ли это укреплению мира и согласия на нашей земле? Нет, ответили разумные люди и народ поддержал наше предложение. Посмотрите, все, кто приходит в наш Кремль, с одобрением воспринимают близкое соседство православного храма и мусульманской мечети. Ну а дальше мы решили вынести этот образ мира и согласия на берега Волги – начали реализацию проекта по возрождению древнего города Болгар (мусульманская цивилизация Х века) и остров-град Свияжск (православная цивилизация XVI века). И создали единый(!) фонд – Фонд «Возрождение». Думаю, что это сыграло немаловажную роль в том, что проект полностью был поддержан руководством страны. Вы знаете, Болгарский историко-археологический комплекс включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в Комитет Всемирного наследия для включения в Список ЮНЕСКО представлена номинация по Успенскому собору на острове-граде Свияжск.
А 4 ноября 2015 года— в День народного единства Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Планируется 21 мая этого года заложить камень в основание Болгарской исламской академии, а 21 июля, в день явления Казанской иконы Божией Матери — в основание собора. Эти события ознаменуют начало их одновременного возрождения. Думаю, наш опыт в сфере межнациональных отношений может принести реальную пользу в сегодняшнее мироустройство.
Беседовала Айгуль ЗИГАНШИНА.