Хәерле көн, хөрмәтле укытучылар, мәгариф һәм фән хезмәткәрләре!
Добрый день, уважаемые участники и гости совещания!
Примечательно, что августовская встреча этого года проходит на елабужской земле, которая имеет более века успешной истории становления учительства в наших краях. Во все времена культурно-образовательный запрос общества является важнейшим, порой и судьбоносным для любого государства. Для многонациональной Российской Федерации это ключевая проблема, особенно языкова́я.
В России в системе образования изучается 100 языков. В 22 республиках страны кроме русского языка в качестве государственных закреплены и родные языки.
В Татарстане, где бок о бок живут представители 173 национальностей, крайне важно сохранять и развивать межнациональное и межкультурное согласие, воспитать молодое поколение воспринимающим разнообразие языков и культур, готовым дорожить своим историческим наследием.
Государственная языковая политика Российской Федерации направлена на сохранение и развитие как государственного русского языка, так и языков народов, населяющих территорию страны, о чем свидетельствует положение Конституции о том, что Российская Федерация гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Хочется быть уверенным, что данное положение Конституции страны будет неукоснительно реализовано. Надеемся, что ни одно государственное ведомство отныне не позволит себе не выполнять основной Закон России, тем более, что в статью 69 добавлен пункт о том, что «государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового разнообразия».
Сложившаяся ситуация по национальному языковому образованию, реализуемая системой общего (школьного) образования, вызывает многочисленные вопросы у родительского сообщества, учителей, большого числа граждан, обеспокоенных процессами, происходящими в этой сфере. Об этом же свидетельствует озабоченность авторитетной республиканской комиссии при Президенте Республики Татарстан по сохранению и развитию татарского языка под руководством Марата Готовича Ахметова.
У татар говорят: «Тел - ананың теләге, тел - ананың баласына иң кадерле бүләге».
Только через осознание величия родного языка – языка матери, собственной культуры человечество способно воспринимать величие культуры другого народа, что, в свою очередь, дает возможность воспитать уважительное отношение и понимание культурного и языкового разнообразия. С первого сентября текущего года вступит в силу новый закон, который вносит поправки в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». В связи с этим у школ, колледжей и вузов будет время до 1 сентября 2021 года, чтобы подготовить рабочие программы воспитательной и социальной работы. Хотел бы особо подчеркнуть: Министерство образования и науки республики, руководители вузов совместно с вышестоящими федеральными образовательными структурами должны провести конструктивную работу и достигнуть полного взаимопонимания.
Считаю необходимым вкратце проинформировать вас о ходе создания сети полилингвальных образовательных комплексов «Адымнар – путь к знаниям и согласию», призванных стать моделью современной школы, обеспечивающей качественное образование на русском, татарском и английском языках в соответствии с новой редакцией Конституции Российской Федерации, задачами Национального проекта «Образование» и государственными образовательными стандартами Российской Федерации.
Я абсолютно убежден, что создание полилингвальных образовательных комплексов поможет максимально эффективно реализовать конституционные права граждан на изучение родных языков и, вместе с тем, изменить взгляд на языковую, а если взять шире – гуманитарную подготовку учащихся.
«Адымнар» переводится с татарского языка как «шаги». В самом названии заложена философия школы: путь к знаниям и согласию. Здесь каждый сможет выбрать свою образовательную траекторию, удовлетворить потребность в изучении государственных и родных языков при углубленном изучении иностранных языков, открывающих путь в глобальный мир. Появляются новые возможности для интеллектуального, творческого и физического развития детей. Этому в немалой степени способствуют создаваемые условия – оснащенные по современным требованиям многофункциональные аудитории, образовательные пространства, учебные лаборатории, мастерские, интерактивные библиотеки, школьные типография и телевидение, просторные хореографические и спортивные залы, плавательные бассейны.
Во всех полилингвальных комплексах в образовательном процессе будут реализовываться главные принципы ЮНЕСКО:
учиться, чтобы знать;
учиться, чтобы уметь;
учиться, чтобы жить;
учиться жить вместе.
На IV Всероссийском конгрессе кафедр ЮНЕСКО, прошедшем в марте прошлого года в Казани, генеральный директор ЮНЕСКО Одре Азуле́ обратилась с призывом о сохранении и развитии культурного и лингвистического многообразия, предложив идею проведения в Казани Международного форума «Полилингвальное образование в межкультурном диалоге».
Полилингвальный кластер республики начал формироваться с 2019 года и в период до 2023 года планируется построить шесть комплексов. Первые два уже построены в городах Казань и Елабуга, в последующем будут создаваться в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и второй комплекс в Казани. Модели полилингвального образования будут работать по единой концепции. В то же время в каждом строящемся комплексе будет сформирована своя инфраструктура с учетом конкретных условий муниципального образования.
Особо хочу сказать о Казанском комплексе, который создан на базе школы №165 с углубленным изучением английского языка, уже имеющем положительный опыт организации учебно-воспитательного процесса на полилингвальной основе. Именно поэтому он определен основным методическим ресурсным центром для данного проекта.
В составе данного комплекса начальная, билингвальная и полилингвальная школы, интернат для иногородних детей, а также загородный центр дополнительного образования, который станет равноправным компонентом базового образования. Такой же центр будет создаваться в г.Набережные Челны для четырех других комплексов.
Отличительной особенностью елабужского комплекса является то, что школа строилась по типовому проекту, вместе с этим были внесены новшества в создание общественных пространств, условий для организации «школы полного дня», сетевого взаимодействия с полилингвальными детскими садами, градообразующими предприятиями и учреждениями, особой экономической зоной «Алабуга», Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Сегодня мы с вами все это видели.
При проектировании учебных площадей и рекреационных зон разработчиками использован лучший российский и мировой опыт. Строительство объектов велось с учетом новых подходов к архитектурной концепции зданий и проектным решениям образовательных пространств, отличающихся многофункциональностью помещений, современным дизайном интерьеров.
Шаги вверх по лестнице знаний предстоит сделать не только учащимся. Свойпуть к знаниям и согласию пройдут и педагоги. Все мы знаем - воспитать талантливого ученика может лишь талантливый учитель. Поэтому все усилия необходимо направить на грамотный подбор кадров в комплексы. Министерством образования и науки республики проведена работа по формированию педагогических коллективов первых комплексов. И здесь главное не количество наград и званий у учителя, хотя и это очень важно, а его харизма, любовь к своему предмету и к детям! Не зря великий педагог Сухомлинский говорил: «Учитель - это не профессия, это состояние души».
Высшая школа национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая Казанского федерального университета уже сегодня проводит целевое обучение 265 студентов по специальности «Педагогическое образование» (на двуязычной и многоязычной основе). Организован дополнительный набор – 150 абитуриентов на полилингвальное обучение. Считаю эту работу чрезвычайно востребованной и имеющей хорошую перспективу.
Закон, разрешающий старшекурсникам ВУЗов заниматься преподавательской деятельностью, откроет нам дополнительные возможности в обеспечении полилингвальных школ педагогическими кадрами. Полагаю, что аналогичную работу должны организовать и педагогические колледжи республики, от которых зависит уровень и компетентность воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
Хочу обратить внимание еще на один аспект. Считаю принципиально значимым усилить внимание к преподаванию в школах и, прежде всего, в полилингвальных образовательных учреждениях, дисциплины «История и культура Татарстана».
Создание комплексов «Адымнар» предполагает опору на неразрывную связь с семьями учащихся. Только вместе, упорным трудом, в неустанном поиске возможно воспитание гармонично развитой личности с конкурентоспособным багажом знаний.
Уважаемые руководители муниципальных образований республики! В последнее время от вас всё чаще поступают предложения о расширении сети полилингвального обучения. Конечно, в каждом районе или городе за короткий срок специальную школу не откроешь, но создать условия для функционирования полилингвальных классов в школах, группах в детских садах, я думаю, можно и нужно.
По мере укомплектования базовых комплексов педагогическими кадрами и строительства при них интернатов для детей из районов, эти предложения могут стать реальными. Вы знаете принцип: «Идущий одолеет».
Только упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск станут основой успеха в XXI веке. Сама тема сегодняшнего августовского педсовета: «Образование ХХI века: настоящее для будущего» определяет нам - все, что мы с вами делаем сегодня станет залогом успешного будущего наших детей!
Поздравляю вас с новым учебным годом! Желаю вам здоровья и успехов. Вместе мы все сможем сделать!
Мы с вами в начале большого пути. Пусть те шаги, которые делаем сегодня, приведут нас к успеху.
Хәерле сәгатьтә! Адымнарыбыз ышанычлы һәм уңышлы булсын!