Железные аргументы Минтимера Шаймиева

26 июля 2000 г., среда
30 августа в Татарстане будут отмечать День республики. В этот день ровно 10 лет назад парламент РТ принял Декларацию "О государственном суверенитете Республики Татарстан". Накануне события наш собственный корреспондент Дмитрий Михайлин встретился с Президентом Татарстана Минтимером ШАЙМИЕВЫМ.

- Минтимер Шарипович, десять лет в масштабе истории - это, конечно, не срок. Зато в масштабе новейшей истории России - срок огромный. Как вы оцениваете пройденный Татарстаном за это время путь в контексте развития нашей страны в целом?

- Действительно, 10 лет, на первый взгляд - это немного. Но эти годы были судьбоносными и для нашей страны в целом, и для Татарстана в частности. Десять лет назад началась революционная перестройка всей общественной системы, в том числе и изменение государственного устройства России. Ведь наша страна никогда, по существу, не была федерацией. Провозглашенный де-сять лет назад государственный суверенитет Татарстана и подписанный впоследствии Договор с Российской Федерацией стали важными элементами преобразования России в федеративное государство.

Для республики эти годы стали временем возрождения государственности, о чем мечтало не одно поколение нашего народа. Народ, у которого в истории было свое мощное государство, не может не мечтать о возрождении государственности. Это тоже надо понимать. Вместе с тем самоопределение было не просто национальным - суверенитет провозглашался от имени многонационального народа Татарстана, что обеспечивало политическую стабильность, баланс интересов, возможность свободного развития культур всех народов, проживающих в республике. Да, к этому процессу многие относились подозрительно, многие нам не доверяли. Но за эти годы мы, на мой взгляд, доказали, что суверенитет ведет не к отделению республики от России, не к разрушению целостности страны, а напротив, - к сохранению целостности страны, ее укреплению. Я всегда говорил, даже в самые сложные времена, что Татарстан, будучи республикой, образующей федерацию, будет постепенно входить в единое правовое, экономическое, финансовое пространство с другими суб'ектами РФ. А по-другому и не может быть, если это единая федерация. Какой бы она ни была демократичной, правила должны быть одни для всех.

- То, что происходит сейчас - приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, переосмысление отношений регионов и центра - это, на ваш взгляд, шаг вперед или назад?

- Единое правовое пространство России - это, без всякого сомнения, благо. Но к нему нельзя 1 подходить с кавалерийским наскоком - привести все и вся в соответствие за один месяц. Для тех регионов, у которых принято пять или десять законов, к тому же несущественных, привести свое законодательство в соответствие с федеральным не является проблемой. А если у нас приняты сотни законов, к тому же в рамках наших полномочий, прописанных в Договоре? Мы же исходили из потребностей жизни! Действительность нас заставляла принимать законы, которых не было в федеральном законодательстве, или существующие федеральные законы нас чем-то не устраивали. Надо критически просмотреть и федеральное законодательство. Так ли уж оно идеально?

Мы в республике свою конституцию приняли раньше федеральной. И рассчитывали, что наша конституция будет учтена при разработке Конституции России. К сожалению, этого не произошло. Конституция России несет в себе ряд противоречий: например, с одной стороны, в ней говорится о равенстве всех суб'ектов федерации, с другой - республики выделяются как государства, а края и области как территориальные образования, без конституций, гражданства и других атрибутов государства. Конституция признает и договорные отношения между центром и регионами, которые на практике в ряде случаев вышли за рамки действующего законодательства.

На самом деле эти проблемы я не считаю неразрешимыми. Никто не говорит, что категорически отказывается менять свое законодательство. Просто надо делать это спокойно, путем согласительных процедур, а не волевым решением.

- ...И этой позиции, как вы знаете, придерживаются и Президент России Владимир Путин, и его представитель в Приволжском округе Сергей Кириенко, которые неоднократно заявляли, что приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным не означает изменения только в одну сторону. Очень может быть, что какие-то региональные законы окажутся лучше, чем федеральные...

- Я уже сейчас могу привести ряд примеров, когда наши законы и другие акты становились основой для разработки соответствующих федеральных документов. Это программа адресной социальной защиты населения, программа ликвидации ветхого жилья, комплексная программа борьбы с преступностью, введение государственной монополии на производство алкогольной продукции. В Татарстане принят, не побоюсь этого слова, революционный для России Земельный кодекс. Вот, кстати, пример несоответствия нашего законодательства федеральному. Но, во-первых, наш земельный Кодекс не может соответствовать федеральному, хотя бы потому, что федеральный еще не принят. А во-вторых, он и не мог быть принят, когда два созыва подряд большинство в Государственной Думе имели коммунисты. А мы в соответствии с нашими законами уже много земли раздали и продали. И считаем это первым и самым важным шагом к реформированию сельского хозяйства. Так что теперь, приводя наш закон в соответствие с федеральным законодательством, землю у собственника обратно забирать? Но это противоречит конституции и нашей, и федеральной. К тому же Владимир Путин неоднократно заявлял, что никакого пересмотра вопросов собственности и передела собственности не будет. Так что не все так просто в этом процессе. И Президент России это прекрасно понимает.

Мы же, со своей стороны, сейчас стараемся не принимать новых законов, противоречащих федеральным. Так что постепенно эта проблема разрешится.

- Сейчас по-разному оценивают роль Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и РТ. Одни говорят, что Договор не выдерживает критики в юридическом плане, другие акцентируют внимание на политической роли, которую сыграл этот документ. Изменилось ли ваше восприятие роли Договора, остается ли он ключевым политическим актом в отношениях России и Татарстана?

- Наш Договор - это политико-юридический документ и оценивать его нужно именно в таком ракурсе. Для России он создал прецедент договорных отношений центра с суб'ектом. И в этом смысле значение Договора трудно переоценить. Он, возможно, будет видоизменен в том случае, если через согласительные процедуры и поправки в конституции России и Татарстана будут внесены необходимые изменения. А до тех пор Договор останется фундаментом наших отношений с Федерацией.

- Сейчас идет дискуссия о том, уместно ли вообще слово "суверенитет" в отношении республик в составе России, что суверенитетом может обладать страна в целом, а не каждый из суб'ектов федерации. Что Вы думаете по этому поводу?

- Если Конституция России признает республики государствами, то, следовательно, тем самым признается и их суверенитет. Пусть в рамках существующих полномочий, пусть ограниченный, но, тем не менее, суверенитет. Суверенитет - неот'емлемый атрибут любого государства. Отрицать его наличие у республик, значит, отрицать факт их существования как государств.

В унитарных государствах еще можно обсуждать вопрос делимости или неделимости суверенитета. Но федерация опирается именно на принцип разделенного суверенитета. По-другому и быть не может. Раз в Татарстане мы сами несем ответственность за благополучие территории, следовательно, в рамках своих полномочий мы самостоятельны, суверенны. В республике существует многонационапьный народ как источник права. От его имени принималась Декларация о государственном суверенитете, на референдуме 1992 года статус республики был подтвержден, от имени народа республики была принята конституция. Как можно отрицать волю народа на самоопределение и лишать его суверенных прав? И кому мешает суверенитет Татарстана? Это, как мы уже говорили, один из факторов политической стабильности в стране. И не заметить это можно только в одном случае - если не хочешь замечать.

- Какими вы видите следующие десять лет в жизни республики?

- Я вижу нашу республику экономически сильным, промышленно развитым регионом, одним из тех суб'ектов федерации, которые составляют мощь нашей страны. Приняв на себя ответственность за развитие республики, мы уже, начиная с 1995 года, добиваемся роста промышленного производства (сейчас из года в год его темпы нарастают). По итогам прошлого года мы стали четвертым в России регионом по об'емам промышленного производства. Стабильно работает агропромышленный комплекс. В этом смысле мы лидируем в стране, и, думаю, свои позиции не утратим. При всем этом нам удалось не допустить резкого снижения жизненного уровня населения, и сейчас этот уровень медленно, но постоянно повышается. Заканчивается программа полной газификации Татарстана. В 2002 году газ дойдет до самых глухих деревень, до каждого двора. Реализуются программы строительства дорог, телефонизации. О ликвидации ветхого жилья в городах я уже говорил.

Сейчас республика переходит в общее налогово-финансовое поле Российской федерации. Мы договорились с Владимиром Владимировичем Путиным, что при этом не должно ухудшиться бюджетное обеспечение населения республики. Поэтому правительство Татарстана внесло в Правительство России проект федеральной программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан на 2001 - 2006 гг." Надеюсь, что она будет принята.

Одновременно реализуем ряд собственных республиканских программ, направленных на повышение эффективности экономики. Это, прежде всего, программа энергосбережения, программа поддержки экспортоориентированных производств, программа переподготовки и повышения квалификации кадров и многие другие.

Самое же главное, что за эти годы у народа появился... дух, что ли, уверенность, что завтра все будет гораздо лучше, чем сегодня. Поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее...

- А как вы видите свое будущее? Меньше, чем через год, в Татарстане должны состояться президентские выборы. Вы будете выдвигаться?

- Юридических препятствий для этого нет. Есть личные мотивы - позиция супруги, например. Если серьезно, то откровенно вам скажу: пока еще не знаю. А вообще, непростое это дело - быть президентом...

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International