Президент РТ о чеченском кризисе

14 декабря 1994 г., среда

Как начало гражданской войны, "пока локализированной в пределах одной кавказской республики", оценил развитие чеченского кризиса, отвечая на вопросы корреспондента информационного агентства "Интерфакс", Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

По его мнению, у федеральных властей отсутствуют четко выработанная концепция и подходы к решению подобных кризисных ситуаций как в регионах, так и в самой России. Да, Указ Ельцина о разоружении незаконных формирований на территории России (а Чечня входит в ее состав) не противоречит новой Конституции РФ, заявил лидер Татарстана. Было бы понятно, если бы так вопрос был поставлен с самого начала развития кризиса. Но Москва пошла по другому пути, попытавшись устранить режим Дудаева с помощью искусственно созданной и вооруженной ею же самой оппозиции, чтобы потом договариваться с другой властью. Кроме того, Россия, по сути, содействовала созданию и вооруженных формирований, преданных Дудаеву, приветствуя в свое время его приход к власти и оставив в республике вооружение и технику выведенных армейских частей.

По мнению М.Ш.Шаймиева, в чеченском кризисе существует только одна проблема - конфликт с Россией, а никак не внутренние разногласия. Но федеральные власти ни разу не попытались его решить с помощью переговоров, пусть даже начав их с выставления неприемлемых условий.

Президент Татарстана высказался категорически против военного пути решения конфликта, предлагая считать введение войск первым и последним этапом участия в нем силовых структур.

Переговоры, по его мнению, осложняются жесткостью позиций обеих сторон. Москва будет настаивать на сохранении целостности Федерации, Грозный - на независимости Чечни. М.Ш.Шаймиев считает, что Дудаеву едва ли удастся настоять на своем. "Ошибка лидера Чечни, - сказал Президент Татарстана, - заключается в том, что он не оставил отходных путей и вел негибкую политику". В любом случае, по мнению Шаймиева, власть в Чечне после окончания переговоров и независимо от их исхода нуждается в подтверждении своей легитимности либо через референдум, либо через перевыборы.

М.Ш.Шаймиев заявил также, что о введении войск в Чечню он узнал от Руслана Аушева в воскресенье утром, и высказал недоумение тем, что как член Совета Федерации и руководитель одной из республик не был извещен об этой акции Москвой официально.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International